Предпринимательский потенциал

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Февраля 2013 в 13:02, курс лекций

Описание

Сущность, роль и особенности условий работы предприятий до и после перехода на рыночные отношения с макроэкономических позиций
Сердцевину любой экономики составляет производство, создание экономического продукта. Без производства нет потребления, можно только проедать произведенное. Именно предприятия выпускают продукцию, выполняют работы и услуги, т.е. создают основу для потребления и приумножения национального богатства.

Работа состоит из  1 файл

Материалы по экономике предпринимательства.doc

— 1.31 Мб (Скачать документ)

Во-вторых, в условиях глобализации экономики и вхождения РФ во Всемирную торговую организацию (ВТО) Россия может выиграть в экономическом, политическом и социальном плане только в том случае, если отечественная продукция будет конкурентоспособной на мировом рынке.

В-третьих, в современных условиях и в перспективе развитие России надлежащими темпами вряд ли возможно без увеличения и улучшения структуры экспорта. Вся мировая практика уже давно доказала, что более выгодно экспортировать готовую продукцию, но особенно — наукоемкую, а не сырьевые ресурсы.

В-четвертых, улучшение качества продукции  относится к важнейшему направлению  повышения эффективности общественного производства со всеми вытекающими отсюда позитивными экономическими и социальными последствиями.

Естественно, актуальность проблемы качества продукции в России обусловливается и другими причинами.

Возникает вполне резонный вопрос: почему с переходом на рыночные отношения  в России не произошли существенные позитивные сдвиги в области улучшения качества отечественной продукции?

На наш взгляд, основными причинами  такого явления можно считать:

  • недопонимание руководителями верхнего эшелона власти на макро- и микроуровне значения решения проблемы качества для престижа России в экономическом, политическом и социальном плане. Если это не так, то чем объяснить отсутствие национальной программы по достижению высокого уровня качества отечественной продукции! Можно констатировать, что снизилась роль государства, его законодательных и исполнительных органов в создании условий для решения этой важной проблемы;
  • в России до сих пор не созданы надлежащие условия для здоровой конкуренции. Это обстоятельство также свидетельствует о слабом государстве в лице исполнительных и законодательных органов;
  • ослабление контроля за качеством производимой продукции со стороны соответствующих органов;
  • практически полное отсутствие в средствах массовой информации пропаганды роли и значения качества отечественной продукции для имиджа России и ее граждан. Решение любой проблемы начинается с осознания ее значимости. Это в полной мере относится и к проблеме улучшения качества продукции. Поэтому воспитание граждан в духе прекрасного — необходимый атрибут и прелюдия для решения такой важнейшей проблемы. И эту задачу должно выполнять не только государство, но она должна решаться и на микроуровне.

8.1. Сущность и значение повышения качества продукции

В научной и специальной литературе можно встретить самые различные формулировки сущности качества продукции, но есть и стандартная.

Качество продукции  — это совокупность свойств, обусловливающих пригодность продукции удовлетворять определенные потребности в соответствии с ее значением (ГОСТ 15467-79).

Согласно международному стандарту  ИСО 8402-86 качество — совокупность свойств и характеристик продукции или услуги, которые придают им способность удовлетворять обусловленные или предполагаемые потребности.

Известный американский специалист в  области качества продукции А. Фейгенбаум в книге «Контроль качества продукции» под качеством изделия или услуги понимает: «Качество изделия или услуги можно определить как общую совокупность технических, технологических и эксплуатационных характеристик изделия и услуги, посредством которых изделие или услуга будут отвечать требованиям потребителя при их эксплуатации». ,Автор подчеркивает, что качество определяется не инженером, не с помощью методов общего управления, а потребителем. В основу качества заложен опыт потребителя, накопленный им при эксплуатации изделия или использовании услуги.

Некоторые отечественные специалисты качество продукции называют зеркалом научно-технического прогресса. Можно сказать и так, что качество продукции - это зеркало работы предприятия, и в этом зеркале объективно отражается уровень применяемой техники, технологии и управления.

Качество продукции не только техническая, товароведческая, но и важнейшая экономическая категория. Как экономическая категория она тесно связана с потребительной стоимостью. Если потребительная стоимость — это полезность товара вообще, то качество продукции — это степень проявления потребительной стоимости в конкретных условиях ее использования. Качество не только неразрывно связано с потребительной стоимостью, но и неотделимо от нее, однако не тождественно ей. Качество характеризует одно или одновременно несколько свойств потребительной стоимости, связанных с удовлетворением общественной потребности. Потребительная же стоимость является более ши,роким понятием и охватывает всю совокупность свойств, в том числе и не связанных с удовлетворением той или иной потребности. Качество характеризует степень общественной полезности потребительной стоимости, меру пригодности для удовлетворения конкретной потребности.

Качество продукции как экономическая  категория выполняет следующие функции:

  • наиболее полное удовлетворение потребностей потребителей продукции;
  • является важнейшим свойством (признанием) любого товара или услуги, без которых они таковыми не являются характеризует степень общественной полезности потребительной;
  • стоимости, меру пригодности для удовлетворения конкретной потребности;
  • качество продукции является основой для оплаты труда работников, формирования себестоимости и цены продукции.

Качество продукции как экономическая  категория тесно связано и  в значительной степени формирует  такие экономические показатели работы предприятия, как себестоимость, цена, прибыль, рентабельность и др.

Значение повышения качества продукции  необходимо рассматривать как на макро-, так и на микроуровне, т.е. на уровне предприятия.

Повышение качества на макроуровне  позволяет:

  • увеличить экспорт товаров и услуг;
  • улучшить структуру экспорта;
  • осуществить на практике ускорение НТП;
  • повысить эффективность общественного производства, так как улучшение качества продукции в конечном итоге ведет к улучшению использования средств и предметов труда, рабочей силы и финансовых ресурсов;
  • повысить благосостояние народа, так как с улучшением качества продукции увеличивается реальная заработная плата;
  • повысить престиж государства со всеми вытекающими отсюда последствиями;
  • воспитывать граждан в духе прекрасного и многое другое.

Таким образом, высокий уровень  качества продукции для государства означает ускорение НТП, повышение эффективности общественного производства и экспорта, могущество и процветание. Поэтому государство должно проводить политику, направленную на повышение и поддержание высокого качества отечественной продукции, и для этого должны быть задействованы все государственные рычаги, и в первую очередь правовые основы.

Качество продукции относится  к числу наиважнейших показателей деятельности предприятий любой формы собственности.

Для предприятия в условиях рыночных отношений постоянный выпуск качественной продукции означает очень многое. Прежде всего это формирование имиджа предприятия.

Имидж высокого уровня —  это известность и популярность, устойчивое позитивное отношение покупателей к фирме, ее товарам, услугам и атрибутам фирменного стиля — товарному знаку, средствам рекламы и др. В условиях рынка и конкуренции, если фирма имеет товар высокого качества, пользующийся устойчивым спросом, она имеет все, и наоборот.

Таким образом, решение проблемы качества продукции на предприятии - это высокий  имидж у покупателей, это выход  не только на внутренний, но и на внешний  рынок, это основа для получения  максимальной прибыли и устойчивого  финансового положения предприятия.

8.2. Система показателей качества продукции

Уровень качества продукции вычисляется  на основе системы показателей ее качества. Для этого необходимо знать численное значение каждого из этих показателей и сравнить с аналогичными показателями продукции, принятой в качестве базовой для сравнения.

Под определением показателя качества продукции подразумевается нахождение его численного значения. На практике в зависимости от специфики продукции применяются следующие методы:

  • измерительный метод (при помощи инструментов, приборов);
  • регистрационный метод базируется на регистрации и подсчете числа определенных событий (например, отказов при испытаниях) или предметов (например, при стандартизированных, унифицированных, оригинальных, защищенных патентами). Регистрационным методом могут определяться такие показатели, как безотказность, патенто-правовые, стандартизация, унификация;
  • вычислительный метод строится на применении специальных математических моделей для нахождения показателя качества продукции;
  • органолептический метод предусматривает анализ восприятия человеческих органов чувств — зрения, слуха, обоняния, вкуса, осязания. Точность и достоверность найденных значений зависят от квалификации, навыков и способности лиц, их определяющих;
  • социологический метод осуществляется на основе и анализе мнений о продукции ее фактических и возможных потребителей;
  • экспертный метод реализуется группой специалистов, например, дизайнеров, дегустаторов.

На практике для оценки уровня качества продукции используется система показателей, которая включает обобщающие и единичные показатели качества продукции.

Обобщающие показатели качества характеризуют уровень качества продукции в целом по отрасли или предприятию. К ним относятся: сортность, марка, класс, содержание полезного вещества, доля продукции, соответствующая мировым стандартам, и др.

Единичные показатели очень разнообразны и зависят от специфики той или иной продукции. Их можно объединить в две большие группы: единичные показатели предметов труда и единичные показатели средств труда.

Единичные показатели предметов труда  более разнообразны и «специфичны  и зависят от сущности предметов  труда. Например, железорудное сырье характеризуют такие показатели, как содержание железа, влажность, крупность, основность, содержание вредных и полезных примесей и др.

О качестве той или иной ткани  можно судить по таким показателям, как прочность, расцветка, гигроскопичность, несминаемость и др.

Индивидуальные показатели средств  труда, несмотря на их многообразие, можно объединить в следующие группы: технологические, эксплуатационное, эргономические и эстетические, патентно-правовые, экономические, каждая из которых характеризует качество средств труда с определенной стороны.

Показатели технологичности  имеют большое значение при организации производства и ремонте изделия. Технологичность конструкций продукции машиностроения оценивается многими единичными и комплексными показателями. К их числу относятся показатели сборности (блочности) изделия, трудоемкость и материалоемкость изделия, показатели степени использования прогрессивных и экономичных материалов, показатели унификации и стандартизации изделия и др.

Эксплуатационные показатели характеризуют  средства труда в процессе их эксплуатации. Основными из них являются: производительность, мощность, показатели надежности, скорость, расход ТЭР и др.

Надежность продукции — один из ключевых показателей качества продукции и означает способность сохранения в заданном отрезке времени всех ее потребительских свойств.

К наиболее важным единичным показателям  надежности относится средняя наработка на отказ (То), которая определяется (по ГОСТ 27002-89) как отношение суммарной наработки восстанавливаемого объекта к математическому ожиданию числа его отказов в течение этой наработки.

Другим, не менее важным единичным  показателем надежности является среднее время восстановления (tвос), под которым понимается математическое ожидание времени восстановления работоспособного состояния объекта после его остановки.

Математически показатель надежности (Кн) можно выразить следующим образом:

Кн = 1 – tвос / То.

Фактически Ки показывает ожидаемое отношение работоспособного состояния объекта к его сроку службы.

Наиболее характерным единичным  показателем, значение которого указывается в паспортных данных на продукцию, считается гарантированное время работы до первого ремонта (7^). Это наиболее объективный показатель, так как его невыгодно произвольно завышать (возрастают убытки производителя продукции при гарантированном обслуживании малонадежной продукции) и произвольно занижать (занижаются достижения производителя в части фактического обеспечения надежности). Таким образом, гарантированное время работы должно автоматически поддерживаться на оптимальном фактическом уровне, обеспечивающем рекламу и прибыль производителю продукции.

Другим единичным показателем, особенно важным с точки зрения потребителей, признается среднее время ремонта (tрем) – время, когда потребитель лишен возможности пользоваться продукцией из-за ее ремонта. Сокращение этого времени представляет собой составную часть конкурентоспособности продукции.

Таким образом, показатель надежности поданному критерию будет выглядеть  следующим образом:

Кн = 1 – tрем / Тгар.

Эргономические показатели делятся  на четыре группы: 1) гигиенические (освещенность, температура, влажность, давление и т.п.); 2) антропометрические (соответствие конструкции изделия размерам тела человека и его отдельных частей, соответствие конструкции изделия распределению массы тела человека и т.п.); 3) физиологические и психофизические (соответствие конструкции изделия силовым, скоростным, слуховым, зрительным, психофизическим особенностям человека); 4) психологические (соответствие изделия возможностям восприятия и переработки информации, соответствие закрепленным и вновь формируемым навыкам человека при пользовании изделием).

Информация о работе Предпринимательский потенциал