Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Февраля 2013 в 13:02, курс лекций
Сущность, роль и особенности условий работы предприятий до и после перехода на рыночные отношения с макроэкономических позиций
Сердцевину любой экономики составляет производство, создание экономического продукта. Без производства нет потребления, можно только проедать произведенное. Именно предприятия выпускают продукцию, выполняют работы и услуги, т.е. создают основу для потребления и приумножения национального богатства.
Во-вторых, в условиях глобализации экономики и вхождения РФ во Всемирную торговую организацию (ВТО) Россия может выиграть в экономическом, политическом и социальном плане только в том случае, если отечественная продукция будет конкурентоспособной на мировом рынке.
В-третьих, в современных условиях и в перспективе развитие России надлежащими темпами вряд ли возможно без увеличения и улучшения структуры экспорта. Вся мировая практика уже давно доказала, что более выгодно экспортировать готовую продукцию, но особенно — наукоемкую, а не сырьевые ресурсы.
В-четвертых, улучшение качества продукции
относится к важнейшему направлению
повышения эффективности
Естественно, актуальность проблемы качества продукции в России обусловливается и другими причинами.
Возникает вполне резонный вопрос: почему с переходом на рыночные отношения в России не произошли существенные позитивные сдвиги в области улучшения качества отечественной продукции?
На наш взгляд, основными причинами такого явления можно считать:
8.1. Сущность и значение повышения качества продукции
В научной и специальной
Качество продукции — это совокупность свойств, обусловливающих пригодность продукции удовлетворять определенные потребности в соответствии с ее значением (ГОСТ 15467-79).
Согласно международному стандарту ИСО 8402-86 качество — совокупность свойств и характеристик продукции или услуги, которые придают им способность удовлетворять обусловленные или предполагаемые потребности.
Известный американский специалист в области качества продукции А. Фейгенбаум в книге «Контроль качества продукции» под качеством изделия или услуги понимает: «Качество изделия или услуги можно определить как общую совокупность технических, технологических и эксплуатационных характеристик изделия и услуги, посредством которых изделие или услуга будут отвечать требованиям потребителя при их эксплуатации». ,Автор подчеркивает, что качество определяется не инженером, не с помощью методов общего управления, а потребителем. В основу качества заложен опыт потребителя, накопленный им при эксплуатации изделия или использовании услуги.
Некоторые отечественные специалисты качество продукции называют зеркалом научно-технического прогресса. Можно сказать и так, что качество продукции - это зеркало работы предприятия, и в этом зеркале объективно отражается уровень применяемой техники, технологии и управления.
Качество продукции не только техническая, товароведческая, но и важнейшая экономическая категория. Как экономическая категория она тесно связана с потребительной стоимостью. Если потребительная стоимость — это полезность товара вообще, то качество продукции — это степень проявления потребительной стоимости в конкретных условиях ее использования. Качество не только неразрывно связано с потребительной стоимостью, но и неотделимо от нее, однако не тождественно ей. Качество характеризует одно или одновременно несколько свойств потребительной стоимости, связанных с удовлетворением общественной потребности. Потребительная же стоимость является более ши,роким понятием и охватывает всю совокупность свойств, в том числе и не связанных с удовлетворением той или иной потребности. Качество характеризует степень общественной полезности потребительной стоимости, меру пригодности для удовлетворения конкретной потребности.
Качество продукции как
Качество продукции как
Значение повышения качества продукции необходимо рассматривать как на макро-, так и на микроуровне, т.е. на уровне предприятия.
Повышение качества на макроуровне позволяет:
Таким образом, высокий уровень качества продукции для государства означает ускорение НТП, повышение эффективности общественного производства и экспорта, могущество и процветание. Поэтому государство должно проводить политику, направленную на повышение и поддержание высокого качества отечественной продукции, и для этого должны быть задействованы все государственные рычаги, и в первую очередь правовые основы.
Качество продукции относится к числу наиважнейших показателей деятельности предприятий любой формы собственности.
Для предприятия в условиях рыночных отношений постоянный выпуск качественной продукции означает очень многое. Прежде всего это формирование имиджа предприятия.
Имидж высокого уровня —
это известность и
Таким образом, решение проблемы качества
продукции на предприятии - это высокий
имидж у покупателей, это выход
не только на внутренний, но и на внешний
рынок, это основа для получения
максимальной прибыли и устойчивого
финансового положения предприя
8.2. Система показателей качества продукции
Уровень качества продукции вычисляется на основе системы показателей ее качества. Для этого необходимо знать численное значение каждого из этих показателей и сравнить с аналогичными показателями продукции, принятой в качестве базовой для сравнения.
Под определением показателя качества продукции подразумевается нахождение его численного значения. На практике в зависимости от специфики продукции применяются следующие методы:
На практике для оценки уровня качества продукции используется система показателей, которая включает обобщающие и единичные показатели качества продукции.
Обобщающие показатели качества характеризуют уровень качества продукции в целом по отрасли или предприятию. К ним относятся: сортность, марка, класс, содержание полезного вещества, доля продукции, соответствующая мировым стандартам, и др.
Единичные показатели очень разнообразны и зависят от специфики той или иной продукции. Их можно объединить в две большие группы: единичные показатели предметов труда и единичные показатели средств труда.
Единичные показатели предметов труда более разнообразны и «специфичны и зависят от сущности предметов труда. Например, железорудное сырье характеризуют такие показатели, как содержание железа, влажность, крупность, основность, содержание вредных и полезных примесей и др.
О качестве той или иной ткани можно судить по таким показателям, как прочность, расцветка, гигроскопичность, несминаемость и др.
Индивидуальные показатели средств труда, несмотря на их многообразие, можно объединить в следующие группы: технологические, эксплуатационное, эргономические и эстетические, патентно-правовые, экономические, каждая из которых характеризует качество средств труда с определенной стороны.
Показатели технологичности имеют большое значение при организации производства и ремонте изделия. Технологичность конструкций продукции машиностроения оценивается многими единичными и комплексными показателями. К их числу относятся показатели сборности (блочности) изделия, трудоемкость и материалоемкость изделия, показатели степени использования прогрессивных и экономичных материалов, показатели унификации и стандартизации изделия и др.
Эксплуатационные показатели характеризуют средства труда в процессе их эксплуатации. Основными из них являются: производительность, мощность, показатели надежности, скорость, расход ТЭР и др.
Надежность продукции — один из ключевых показателей качества продукции и означает способность сохранения в заданном отрезке времени всех ее потребительских свойств.
К наиболее важным единичным показателям надежности относится средняя наработка на отказ (То), которая определяется (по ГОСТ 27002-89) как отношение суммарной наработки восстанавливаемого объекта к математическому ожиданию числа его отказов в течение этой наработки.
Другим, не менее важным единичным показателем надежности является среднее время восстановления (tвос), под которым понимается математическое ожидание времени восстановления работоспособного состояния объекта после его остановки.
Математически показатель надежности (Кн) можно выразить следующим образом:
Кн = 1 – tвос / То.
Фактически Ки показывает ожидаемое отношение работоспособного состояния объекта к его сроку службы.
Наиболее характерным
Другим единичным показателем, особенно важным с точки зрения потребителей, признается среднее время ремонта (tрем) – время, когда потребитель лишен возможности пользоваться продукцией из-за ее ремонта. Сокращение этого времени представляет собой составную часть конкурентоспособности продукции.
Таким образом, показатель надежности поданному критерию будет выглядеть следующим образом:
Кн = 1 – tрем / Тгар.
Эргономические показатели делятся на четыре группы: 1) гигиенические (освещенность, температура, влажность, давление и т.п.); 2) антропометрические (соответствие конструкции изделия размерам тела человека и его отдельных частей, соответствие конструкции изделия распределению массы тела человека и т.п.); 3) физиологические и психофизические (соответствие конструкции изделия силовым, скоростным, слуховым, зрительным, психофизическим особенностям человека); 4) психологические (соответствие изделия возможностям восприятия и переработки информации, соответствие закрепленным и вновь формируемым навыкам человека при пользовании изделием).