Предпринимательский потенциал

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Февраля 2013 в 13:02, курс лекций

Описание

Сущность, роль и особенности условий работы предприятий до и после перехода на рыночные отношения с макроэкономических позиций
Сердцевину любой экономики составляет производство, создание экономического продукта. Без производства нет потребления, можно только проедать произведенное. Именно предприятия выпускают продукцию, выполняют работы и услуги, т.е. создают основу для потребления и приумножения национального богатства.

Работа состоит из  1 файл

Материалы по экономике предпринимательства.doc

— 1.31 Мб (Скачать документ)

Эстетические показатели включают выразительность, оригинальность внешнего вида, гармоничность, целостность, соответствие среде, стилю и др.

Патентно-правовые показатели качества характеризуют патентную чистоту продукции, ее конкурентную способность на мировом рынке.

Экономические показатели характеризуют  продукцию со стороны ее экономичности (себестоимость изготовления, продажная цена, прибыль, рентабельность, цена потребления).

Среди экономических показателей  особое значение имеет цена потребления, которая складывается из продажной цены и затрат, связанных с потреблением изделия за весь срок его службы у покупателя. Цена потребления существенно выше продажной цены (в общих эксплуатационных расходах за весь срок жизни грузовика продажная цена занимает лишь 15%, магистрального самолета — примерно 11, бытового холодильника — 10, трактора — 25%).

Показатели качества продукции  необходимы для анализа и планирования уровня качества продукции на предприятии и определения ее конкурентоспособности.

8.3. Конкурентоспособность продукции, ее сущность и методы определения

Различают два понятия: технический  уровень продукции и уровень качества продукции как более широкое. Качество продукции может быть выражено математически через уровень качества.

Уровень качества продукции – относительная характеристик продукции, основанная на сопоставлении значений показателей характеризующих техническое и эстетико-эргономического совершенство и безопасность использования оцениваемой продукции, с базовыми значениями соответствующих показателей Базовыми значениями показателей качества обладает базова модель, за которую должен быть принят отечественный или зарубежный аналог наивысшего на данное время качества.

Оценка уровня качества продукции – это совокупность onepaций, включающая выбор номенклатуры показателей качества оцениваемой продукции, определение значений этих показателей при оценке качества продукции.

Технический уровень  продукции – относительная характеристика качества продукции, основанная на сопоставлении значений показателей, характеризующих техническое совершенство оцениваемой продукции, с соответствующим базовыми значениями (ГОСТ 15467-79).

В международных стандартах нет  понятия «технический уровень продукции», поэтому в них отсутствует и определение этого понятия.

Согласно ГОСТ 15467-79 под оценкой  технического уровня продукции понимается совокупность операций, включающая выбор  номенклатуры показателей, характеризующих  техническое совершенство оцениваемой продукции, вычисление значений этих показателей и сопоставление их с базовыми.

Определение технического уровня продукции  позволило в прошедший период проводить относительную оценку технического совершенства оцениваемой продукции по сравнению с лучшими отечественными или зарубежными аналогами. Но само понятие технического уровня продукции не включает категории рыночной экономики — оценки покупательского спроса, конкурентоспособности и пр.

В современных условиях возникает необходимость в смене ориентации и критериев оценки разрабатываемой и выпускаемой продукции. Одним из таких критериев может служить конкурентоспособность продукции.

Различают два понятия: «конкурентоспособность предприятия» и «конкурентоспособность товара».

Под конкурентоспособностью предприятия понимается способность предприятия производить конкурентоспособную продукцию за счет его умения эффективно использовать имеющиеся ресурсы.

Под конкурентоспособностью товара признается совокупность его качественных и стоимостных характеристик, которая обеспечивает удовлетворение конкретной потребности покупателя и выгодно для покупателя отличается от аналогичных товаров-конкурентов.

Абсолютно конкурентоспособными исходя из этой посылки являются новые виды товаров, не имеющие аналогов на рынке.

Практика определения конкурентоспособности  товара основывается на сравнительном анализе его совокупных характеристик с товарами-конкурентами по степени удовлетворения конкретных потребностей и по цене потребления.

Конкурентоспособность продукции может быть выражена количественно через показатель конкурентоспособности. Известно несколько способов определения конкурентноспособности.

Первый способ. Критерием для  вычисления конкурентоспособности техники считается цена потребления этого товара:

Цп = Цпр + Ип ,

где Цп – цена потребления; Цпр – цена приобретения новой техники; Ип – издержки у потребителя, связанные с использованием новой техники за весь нормативный срок ее службы.

Для покупателя все расходы делятся  на две категории. Во-первых, постоянные затраты, которые осуществляются единовременно и в дальнейшем не изменяют своей величины, т.е. покупная цена изделия, расходы на установку, монтаж и пр. Во-вторых, переменные затраты, осуществляющиеся в процессе пользования изделием; они включают эксплуатационные расходы (энергия, сырье, рабочая сила и т.п.), текущий ремонт и обслуживание и др.

По мере старения изделия сумма  переменных затрат возрастает, соответственно увеличивается их доля в цене потребления.

На основе этих противоположных тенденций формируется удельная цена потребления, которая в определенный момент достигает своего минимума, т.е. становится оптимальной. Период, за который достигается оптимальный уровень цены потребления при нормальной интенсивности эксплуатации, называется экономическим ресурсом изделия.

С выработкой данного ресурса потребитель  должен прекратить пользоваться изделием и заменить его новым или провести его капитальный ремонт, т.-е. восстановить в той или иной степени экономический ресурс, который должен находиться в непосредственной близости к установленным срокам полного амортизационного списания.

Таким образом, для покупателя цена потребления товара (техники) означает очень многое, в первую очередь, как этот товар проявит себя при эксплуатации. Поэтому чем ниже цена потребления товара, тем выше его конкурентоспособность.

Рассматриваемый способ применяется, если сравниваемая техника одинакова  по производительности и сроку службы. Если эти параметры разнятся, то необходимо привести варианты в сопоставимый вид.

Технические параметры при таком  методе определения конкурентоспособности как бы явно не участвуют, но косвенно они все же учитываются в стоимостных параметрах (в продажной цене и цене потребления).

Второй способ. При определении  конкурентоспособнос-ш товара учитываются два критерия: цена реализации товара и уровень его качества.

Явно более конкурентоспособным  считается тот товар, у ко-юрого  цена минимальная, а уровень качества более высокий по сравнению с  товаром-конкурентом.

При одинаковом уровне качества товаров-конкурентов более конкурентоспособным принимается тот, у которого ниже цена реализации.

Третий способ. Основан на сопоставлении  товаров-конкурентов с учетом их технического уровня и продажной цены.

Вначале определяются количественные показатели уровня качества сравниваемого и базового образца (товара) по формуле:

КП = Кпэ ∙КПт ∙ КПн,

где КП – комплексный показатель уровня качества товара; Кпэ – комплексный показатель эстетико-эргономического уровня; КПт – комплексный показатель технического уровня; КПн – комплексный показатель надежности.

Далее исчисляются показатели конкурентоспособности  сравниваемого образца и товара, принятого за базу сравнения:

ПКi = КП / Цi; ПКб = КПб / Цб

где ПКi ПКб – показатель конкурентоспособности сравниваемого образца и товара-эталона; КП, КПб – комплексный показатель уровня качества сравниваемого образца и товара-эталона; Цi, Цб – предполагаемая или фактическая цена реализации рассматриваемого образца и товара-эталона.

Если ПКi > ПКб, то сравниваемый товар является более конкурентоспособным; если ПКi < ПКб – менее конкурентоспособным; ПКi = ПКб – конкурентоспособность одинакова.

Наиболее наглядное представление  дает относительный показатель конкурентоспособности (ОПк):

ОПк = ПКi / ПКб,

Если ОПк > 1, то показатель конкурентоспособности рассматриваемого образца превышает или равен показателю конкурентоспособности базового.

Недостаток данного метода заключается  в том, что он учитывает только продажную цену сравниваемых товаров, а не их цену потребления, т е. этот метод не учитывает, насколько хороши эти товары в эксплуатации.

Четвертый способ. Уровень конкурентоспособности  определяется из сопоставления как технических, так и экономических параметров. Из технических параметров выбираются только такие, которые в наибольшей степени интересуют покупателя. Далее рассчитываются индексы по каждому техническому параметру, а на их основе выявляются сводные параметрические индексы (IТП) по каждому сравниваемому изделию:

IТП = ∑ Ii ∙ аi,

где Ii – индивидуальный индекс i-го технического параметра, аi – вес i-го параметра.

Создание весовой базы технических  параметров – наиболее ответственная  и сложная часть всего анализа  конкурентоспособности. Основным источником данных для построения весовой базы служат рыночные исследования – спрос потребителей, выставка образцов. На практике чаще всего помимо оценки мнения потребителей (а иногда и без таковой) оценку дают специалисты, связанные со сбытом товаров, в той или иной степени знакомые с требованиями потребителей.

Сопоставление сводных технических  параметров по каждому изделию дает возможность определить наиболее предпочтительное из них для покупателя. Более конкурентоспособным считается то изделие, у которого значение IТП – максимальное.

Сводный индекс по экономическим параметрам (Iэп) находится из выражения:

Iэп = ЦПi / ЦПб,

где ЦПi, ЦПб – цена потребления соответственно сравниваемого и базового образцов.

Если Iэп < 1, то сравниваемый образец более конкурентоспособный по сравнению с базовым по экономическим параметрам, Iэп > 1 – наоборот; Iэп = 1 – изделия равнозначны.

Для определения уровня конкурентоспособности  как по техническим, так и по экономическим параметрам определяется интегральный показатель конкурентоспособности (Ки):

Ки = Iтп / Iэп,

где Iтп – сводный индекс по техническим параметрам; Iэп – сводный индекс по экономическим параметрам.

Данный метод более предпочтительный по сравнению с предыдущим, так как позволяет учитывать, насколько хороши сравниваемые изделия в эксплуатации.

8.4. Факторы, влияющие на качество продукции

На каждом предприятии на качество продукции влияют самые разнообразные  факторы, как внутренние, так и  внешние.

К внутренним факторам относятся такие, которые связаны со способностью предприятия выпускать продукцию надлежащего качества, т.е. зависят от деятельности самого предприятия. Они многочисленны, и их целесообразно классифицировать в следующие группы: технические, организационные, экономические, социально-психологические.

Технические факторы  самым существенным образом влияют на качество продукции. Поэтому внедрение новой техники и технологии, применение новых материалов, более качественного сырья - материальная основа для выпуска конкурентоспособной продукции. Важнейшим фактором, влияющим на качество продукции, является система стандартизации.

Организационные факторы  связаны с совершенствованием организации производства и труда, повышением производственной дисциплины и ответственности за качество продукции, обеспечением культуры производства и соответствующего уровня квалификации персонала, внедрением системы управления качеством и его сертификации, улучшением работы службы ОТК.

Экономические факторы обусловлены  затратами на выпуск и реализацию продукции, на обеспечение необходимого уровня качества продукции, политикой ценообразования и системой экономического стимулирования персонала за производство высококачественной продукции.

Социально-психологические факторы  в значительной мере влияют на создание здорового социально-психологического клм-мата в коллективе, нормальных условий для работы, воспитание персонала в духе преданности и гордости за марку своего предприятия, моральное стимулирование работников за добросовестное отношение к работе — все это важные составляющие для выпуска конкурентоспособной продукции. Иногда даже трудно понять, какие факторы более важны для решения рассматриваемой проблемы — технические или социально-психологические.

Внешние факторы в условиях рыночных отношений также способствуют формированию качества продукции (если предприятие не является монополистом). К ним в первую очередь относятся: требования рынка, т.е. покупателей; конкуренция; нормативные документы в области качества продукции; необходимость завоевания достойного места как на внутреннем, так м на внешнем рынке; обеспечение имиджа фирмы в среде покупателей, деловых людей и др.

В основном внутренние и внешние  факторы тесно связаны между  собой и влияют на качество продукции.

Необходимо помнить, что на каждом этапе развития предп -риятия степень  влияния этих факторов неодинакова. Поэтому соответствующие службы должны их ранжировать по степени влияния и отдавать предпочтение тем из них, которые в наибольшей степени влияют на качество продукции. Это позволит с меньшими затратами и более эффективно управлять качеством продукции.

Неотъемлемым атрибутом рыночной экономики признается конкуренция, и она играет важную позитивную роль. Конкуренция для предприятий  служит значительной побудительной  силой для ускорения НТП и  выпуска конкурентоспособной продукции. Заставляет не только внедрять все новое и передовое, но и наиболее рационально использовать все имеющиеся ресурсы предприятия.

Конкуренция в широком смысле слова  означает соперничество в любой сфере деятельности. Если рассматривать конкуренцию с чисто экономических позиций, то она означает соперничество между коммерческими организациями за наиболее выгодные условия производства и сбыта, за получение более выгодного заказа с целью упрочнения позиций на рынке и получения максимальной прибыли сейчас и в будущем.

Информация о работе Предпринимательский потенциал