Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Февраля 2013 в 13:02, курс лекций
Сущность, роль и особенности условий работы предприятий до и после перехода на рыночные отношения с макроэкономических позиций
Сердцевину любой экономики составляет производство, создание экономического продукта. Без производства нет потребления, можно только проедать произведенное. Именно предприятия выпускают продукцию, выполняют работы и услуги, т.е. создают основу для потребления и приумножения национального богатства.
Конкуренция и монополия образуют диалектическую общность, постоянно противостоят друг другу на рынке и являются неотъемлемой чертой рыночных отношений. Стремление победить в конкурентной борьбе ведет к установлению господствующего положения на рынке, захвату рыночной власти, образованию монополий.
Конкуренция на рынке выступает в различных формах и осуществляется различными методами. Она может быть внутриотраслевой и межотраслевой. В первом случае речь идет о конкуренции между аналогичными товарами, удовлетворяющими одну и ту же потребность, но различающимися по цене, качеству и ассортименту. Такую конкуренцию можно также назвать межфирменной, или предметной.
Во втором случае в конкурентную борьбу включаются товары различных отраслей, удовлетворяющие различные потребности потребительского и производственного спроса, т.е. речь идет о борьбе за платежеспособный спрос населения и потребности производства.
По методам осуществления
В последнее время важную роль стали играть такие параметры изделия, как экологичность, энергоемкость, эргономические и эстетические качества, безопасность. Большее, чем раньше, значение стали играть надежность и репутация фирмы-производителя или поставщика, ее престижность. Важными инструментами конкуренции становятся товарные знаки и торговые марки фирм.
Конкуренция играет очень важную роль в экономике только в том случае, если оно добросовестная. К сожалению, встречается и недобросовестная конкуренция. Недобросовестная конкуренция - это такие методы конкурентной борьбы, которые связаны с нарушением принятых на рынке норм и правил конкуренции. К таким методам относятся: продажа по ценам ниже себестоимости, или демпинг, с целью подрыва позиций конкурента и дальнейшего вытеснения его с рынка; злоупотребление господствующим положением на рынке, например, чрезмерное завышение цен или отказ осуществлять поставки; ложная информация и реклама; недобросовестное копирование (имитация) товаров и продукции конкурентов; нарушение качества, стандартов и условии поставок товаров и услуг. Недобросовестная конкуренция в большинстве развитых стран запрещена законом.
С переходом на рыночные отношения в России начала появляться, и довольно часто, недобросовестная конкуренция, что связано с монополизацией экономики, неразвитостью законодательной основы в этой области и пассивностью государства в борьбе с этим явлением, что привело к появлению на рынке недоброкачественных продукции и всевозможных услуг.
Стандартизация и сертификация - основа для выпуска в стране высококачественной продукции.
Стандартизация во всем мире служит проводником качества и ускорения НТП, поэтому от ее состояния в стране зависит очень многое.
Не случайно во многих штатах США
висят большие плакаты с
В этом лозунге заложены большой смысл и логика. Стандартизация представляет собой фундамент для специализации, в свою очередь специализация является основой для механизации и автоматизации производства, а стандартизация и специализация - для улучшения качества продукции.
Стандартизация - это установление правил и их применение с целью упорядочения деятельности в определенной области на пользу и при участии всех заинтересованных сторон, в частности, для достижения всеобщей оптимальной экономии при соблюдении условий эксплуатации и требований безопасности. Стандарты базируются на обобщенных результатах науки, техники и практического опыта и должны обеспечивать оптимальную пользу обществу. В числе ключевых целей стандартизации выделяется обеспечение:
Стандарт - нормативный документ по стандартизации, разработанный, как правило, на основе согласия, характеризующийся отсутствием возражений по существенным вопросам у большинства заинтересованных сторон и утвержденный признанным органом (или представителем), в котором могут устанавливаться для всеобщего и многократного использования правила, общие принципы, характеристики, требования и методы, касающиеся определенных объектов стандартизации, и который направлен на достижение оптимальной степени упорядочения в определенной области (ГОСТ Р 1.0-92).
Стандарты основываются на обобщенных результатах науки, техники и практическом опыте и направлены на достижение оптимальной пользы для общества.
Согласно Закону РФ «О стандартизации», принятому в 1993 г., в России нормативные документы по стандартизации подразделяются на следующие категории:
В зависимости от специфики объекта стандартизации и содержания устанавливаемых к нему требований разрабатывают стандарты следующих видов:
В зависимости от масштабности распространения стандартов они подразделяются на: национальные; региональные; межгосударственные; международные.
Национальный стандарт (ГОСТР) - стандарт, принятый национальным органом по стандартизации одной страны.
Региональный стандарт - стандарт, принятый региональной международной организацией по стандартизации.
Межгосударственный стандарт (ГОСТ) - стандарт, принятый государствами, присоединившимися к соглашению о проведении согласованной политики в области стандартизации, метрологии и сертификации, и применяемый ими непосредственно.
Международный стандарт - стандарт, принятый Международной организацией по стандартизации (ИСО).
С 1 июля 2003 г. вступил в силу Федеральный закон «О техническом регулировании», который коренным образом изменил существующую систему стандартизации в нашей стране.
Этим законом введены:
В соответствии с Федеральным законом обязательные требо-нания к объектам технического регулирования устанавливаются юлько техническими регламентами, принимаемыми федеральными законами, указами Президента РФ или постановлениями Правительства РФ, при этом применение национальных стандартов носит добровольный характер. Также необходимо отметить, что со дня вступления в силу ФЗ (с 1 июля 2003 г.) утратил силу Закон РФ «О стандартизации».
После принятия Федерального закона «О техническом регулировании» с высоких трибун и в прессе неоднократно говорилось о том, что одновременно с вступлением в силу закона будут отменены все 23,5 тыс. государственных стандартов и все отраслевые стандарты, кроме устанавливающих требования безопасности.
Федеральный закон «О техническом регулировании» устанавливает сущность таких основных понятий, как техническое регулирование, технический регламент, стандарт.
Техническое регулирование — правовое регулирование отношений в области установления, применения и исполнения обязательных требований к продукции, процессам производства, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации, а также в области установления и применения на добровольной основе требований к продукции, процессам производства, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации, выполнению работ или оказанию услуг и правовое регулирование отношений в области оценки соответствия.
Технический регламент — документ, который принят международным договором Российской Федерации, ратифицированным в порядке, установленном законодательством Российской Федерации или федеральным законом, или указом Президента РФ, или постановлением Правительства РФ и устанавливает обязательные для применения и исполнения требования к объектам технического регулирования (продукции, в том числе зданиям, строениям и сооружениям, процессам производства, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации).
Стандарт - документ, в котором в целях добровольного многократного использования устанавливаются характеристики продукции, правила осуществления и характеристики процессов производства, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации утилизации, выполнения работ или оказания услуг. Стандарт так же может содержать требования к терминологии, символш упаковке, маркировке или этикеткам и правилам их нанесения.
Технические регламенты принимаются только в целях обеспечения: защиты жизни или здоровья граждан, имущества физических или юридических лиц, государственного или муниципального имущества; охраны окружающей среды, жизни или здоровья животных и растений; предупреждения действий, вводящих в заблуждение приобретателей. Принятие технических регламентов в иных целях не допускается.
Таким образом, в отличие от действующей в настоящее время системы нормативной документации, обязательные требования будут устанавливаться только федеральными законами или постановлениями Правительства Российской Федерации, а также указами Президента Российской Федерации. Обязательные требования, установленные стандартами и другими-нормативными документами (правила Госгортехнадзора, СНиПы, СанПиНы, нормы пожарной безопасности и др.), будут носить добровольный характер. Закон прямо указывает, что федеральные органы исполнительной власти вправе издавать в сфере технического регулирования акты только рекомендательного характера, за исключением случаев, установленных ст. 5 Федерального закона «О техническом регулировании» (учитывает особенности технического регулирования в отношении оборонной продукции (работ, услуг) и продукции (работ, услуг), сведения о которой составляют государственную тайну).
Упомянутый выше закон определил важнейшие принципы стандартизации в РФ. В основном они выражают сложившуюся международную практику и адаптированы к основополагающим принципам реформирования российской экономики. Важнейшим из этих принципов является принцип добровольности применения стандартов. Именно он фундаментально отличает новую национальную систему стандартизации от старой - государственной. Фактически он создает условия для сокращения вмешательства государства в бизнес. Его реализация на практике будет способствовать дальнейшей либерализации российской экономики.
Основная цель Федерального закона «О техническом регулировании» - обеспечить создание двухуровневой системы нормативных документов: технических регламентов, которые содержат обязательные требования, и добровольных стандартов, отвечающих требованиям международных стандартов.
Осуществляемая в стране реформа технического регулирования направлена на то, чтобы обеспечить на рынке достижение необходимого баланса между интересами потребителя и изготовителя.
При этом, с одной стороны, должна быть обеспечена безопасность продукции для человека и окружающей среды, а с другой -барьеры на пути движения товара к рынку (оценки и подтверждения соответствия, контроля и надзора и т.д.) не должны быть препятствием для развития бизнеса.
С введением Федерального закона «О техническом регулировании» государственный контроль (надзор) за соблюдением требований технических регламентов применительно к продукции перемещается из сферы производства исключительно в сферу обращения.
Значимость данного закона необходимо рассматривать в трех аспектах: международном, общероссийском (федеральном) и региональном.
В международном аспекте важно влияние закона на возможность вступления России во Всемирную торговую организацию (ВТО) и преодоление технических барьеров при экспортировании продукции российскими организациями в зарубежные страны.