Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Февраля 2013 в 17:21, дипломная работа
Применительно к Москве уборка магистралей города и вывоз загрязненного снега в места его утилизации обходится в несколько миллиардов рублей за зимний сезон. Увеличение плеча перевозки снега на 10 километров по стоимости сравнимо с затратами на топливо, требующимися для плавления такого же количества снега. Кроме того, перевозка снега автотранспортом приводит к дополнительной экологической нагрузке на воздушную среду города за счет загрязнения ее выхлопными газами.
В то же время, анализ итогов
реализации первоочередных этапов схем
снегоуборки и
Передовые зарубежные страны
имеют весьма значительный опыт снегоуборки
и противогололедной обработки
дорожных покрытий, обеспечивающий минимизацию
экологических последствий
Наиболее интересен
опыт стран Северной Европы, Канады
и США, сочетающий в себе применение
современных средств
Системы снегоуборки и противогололедной обработки в Финляндии и Швеции, несмотря на отсутствие в этих странах мегаполисов, подобных г. Москве по своей площади и интенсивности дорожного движения, представляют наибольший интерес ввиду значительного сходства их климатических условий с условиями Московского региона.
Противогололедные реагенты в этих странах используются для предотвращения образования льда, для облегчения процесса очистки ото льда и для замедления процесса промерзания снега при низких температурах воздуха. Наиболее опасными считаются случаи появления первого “черного” льда при понижении температуры. Методы предварительной обработки покрытия раствором соли наиболее эффективны для предотвращения таких опасных ситуаций при ожидающейся повышенной скользкости. Считается, что химический способ борьбы с зимней скользкостью наиболее эффективен, когда температура на поверхности покрытия выше -7° С. Если после обработки на покрытии образуется талый снег, то он подлежит немедленной уборке.
Утилизация снежной массы, вывозимой с городской территории, производится на «сухих» снегосвалках. Эти снегосвалки представляют собой огороженные площадки, на которые свозится снег и сдвигается бульдозерами и мощными шнековыми устройствами в кучу высотой 20-30 метров. Таяние осуществляется под действием естественного тепла. Основание площадки выполнено из уплотненных катками отходов от ремонта асфальтовых дорожных покрытий. Канадские специалисты считают, что такая конструкция является достаточно водонепроницаемой. Талые воды собираются в пруд-отстойник и затем попадают в водосток. В настоящее время канадские органы охраны природы требуют предусмотреть создание на «сухих» снегосвалках дополнительных очистных сооружений для талых вод. В качестве критериев выбора площадок используется удаленность их от жилья, наличие подъездных дорог, минимизация расстояния до места сбора снега (не более 4-х километров).
В целом зарубежный опыт зимней уборки характеризуется наличием следующих элементов:
- нормативной базы, предусматривающей
глубокую дифференциацию
- развитой дорожной
и транспортной инфраструктуры,
удовлетворяющей условиям
- разнообразной материально-
Из сравнения технико-
-необходимость дозаправки
-динамику загрязнения бункера,
-частоту очистки бункера от осадка;
-периодичность слива талой вод
Кроме того, возможно проявление негативного влияния неочищенных талых вод на элементы канализационной сети. Ликвидация указанных недостатков может быть произведена по мере совершенствования конструктивных элементов камер.
Применение других способов утилизации снега оправдано лишь в случаях, когда по конкретным местным условиям затруднена организация передвижных снегосплавных пунктов:
В качестве альтернативных вариантов выступают снегосплавные пункты на сбросных водах ТЭЦ, являющиеся более дорогими сооружениями, однако, необходимыми при отсутствии возможности устройства снегоприемных пунктов на канализации.
Одним из преимуществ снегосплавных
пунктов на сбросных водах ТЭЦ
является возможность снижения теплового
загрязнения поверхностных вод.
При строительстве
Таблица 6.1. Сравнительные показатели различных типов сооружений по утилизации снега
Тип сооружения |
Число сооружений, шт. |
Занимаемая площадь |
Ориентировочная стоимость строительств млн руб. |
Дополнитель ные затраты на эксплуатацию млн руб./год |
Примечания |
Буферные площадки |
15 |
10 |
525 |
20 |
Мало свобод ных территории |
Снеготаялки на дизельном топливе |
14 |
2,6 |
560 |
0 |
- |
Таблица 6.2. Удельные показатели различных сооружении утилизации снега
Тип сооружения |
Удельная производительность, ms/m2 |
Удельная стоимость строительства, тыс.руб./м3 |
Удельные эксплутационные затраты, руб./м3 |
Экспертная оценка гибкости размещения, балл |
"Сухая" снегосвалка |
20 |
275 |
3 |
1 |
ССПна канализации |
180 |
172 |
18 |
2 |
Буферные |
5 |
3 | ||
ССПна |
40 |
132 |
18 |
|
площадки Стационарный ССП на дизель ном топливе |
150 |
133 |
48 |
6 |
150 |
133 |
|||
Мобильная снеготаялка на дизельном |
- |
155 |
45 |
10 |
В качестве другого источника энергии можно использовать дизельное топливо. Технико-экономические показатели ССП со снеготаялками на дизельном топливе (по согласованному с природоохранными органами проекту ССП и материалам канадской фирмы TRECAN) приведены ниже.
Производительность по снегу:
Затраты на содержание и
эксплуатацию ССП с установкой на
дизельном топливе
Приведенный расчет показывает, что дополнительные затраты на топливо компенсируются экономией средств на перевозку снега. Кроме того, достигается дополнительный экологический эффект, поскольку снегоплавильная установка практически не загрязняет окружающую среду в отличие от автотранспорта, перевозящего снег.
Затраты на строительство сети ССП с установками на дизельном топливе для переработки 4 млн м3 снега за сезон составят 560 млн руб. Эксплуатационные расходы не увеличатся, поскольку, как было показано выше, снизится плечо перевозки снега.
Дальнейшее наращивание мощностей по утилизации снега на канализационных коллекторах города практически невозможно.
Сооружение сети буферных площадок возможно, но сопряжено с необходимостью поиска свободных площадей.
Наиболее перспективным направлением увеличения мощностей следует считать стационарные и мобильные установки, работающие на дизельном топливе.
Как видно из сравнения
технико-экономических
Все эти недостатки сведутся к минимуму при осуществлении схемы камер второй очереди строительства Снегосплавные камеры на канализационной сети могут сооружаться на магистральных коллекторах, как напорных, так и безнапорных, с расходом не менее 220л/с, имеющих наполнение в зимний период не ниже проектного значения.
Применение других способов утилизации снега оправдано лишь в случаях, когда по конкретным местным условиям затруднена организация снегосплавных пунктов на канализационных коллекторах:
отсутствуют сети с требуемыми параметрами,
отсутствуют свободные площади для размещения камер и удобные подъезды транспорта.
В качестве альтернативных
вариантов выступают
Одним из преимуществ снегосплавных пунктов на сбросных водах ТЭЦ является возможность снижения теплового загрязнения поверхностных вод. При строительстве снегоприемных пунктов большой производительности на ТЭЦ с высоким тепловым ресурсом и возможности использования в технологическом процессе мощностей имеющихся очистных сооружений поверхностного стока, стоимость утилизации 1м3 снега на этих сооружениях может быть существенно снижена.
Существующие “сухие” снегосвалки могут быть использованы в условиях поэтапного строительства снегоприемных пунктов на канализации. В перспективе должны сохраниться только те сооружения, для которых на данном участке города отсутствует альтернатива, при этом обязательна их полная реконструкция в соответствии с разработанным типовым проектом.