Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Декабря 2011 в 14:28, курсовая работа
Актуальность выбранной темы курсовой работы обусловлена углублением интеграционных страховых процессов, глобализации политики страхового развития, а главное, в момент вступления России во Всемирную торговую организацию (ВТО) и предстоящего допуска иностранных страховщиков на российский страховой рынок законодатель должен осознать необходимость разработки и закрепления целого ряда до сих пор не существующих у нас законодательных норм на основе уже выработанных положений международной практики страховой деятельности и ее правового регулирования.
Целью данной курсовой работы является изучение государственного регулирования страхования.
Задачами является изучение правовых аспектов страхования на примере зарубежных стран и стран Европейского союза при формировании единого пространства страхового рынка.
Введение…………………………………………………………………………...3
Глава 1. Организация и контроль страхового дела.
1.1 Организационные формы страховых фондов……………………..5
1.2 Организационно-правовые формы предпринимательства в страховом деле………………………………………………………….....7
1.3 Государственный надзор за деятельностью страховых компаний…………………………………………………………………10
1.4 Порядок регистрации и лицензирования страховых компаний…………………………………………………………………12
Глава 2. Перспективы развития страхового законодательства.
2.1 Совершенствование законодательства в России…………………16
2.2 Совершенствование государственного регулирования и внедрение механизмов самоуправления на страховой рынок РФ...……………..18
2.3 Перспективы либерализации страхового рынка РФ……..……...23
Глава 3. Государственное регулирование страхования в зарубежных странах и странах Европейского союза.
3.1 Страховое законодательство зарубежных стран…………………..25
3.2 Страховое регулирование в странах Европейского союза…………....32
Заключение………………………………………………………………………43
Библиография........................................................................................................45
Гражданский
кодекс не требует наличия лицензии
на осуществление страховой
Необходимость
государственного надзора определяется
важной ролью страхования в
Для обеспечения государственного контроля в этой области в феврале 1992 г. Указом Президента РФ была образована Федеральная служба России по надзору за страховой деятельностью (Росстрахнадзор) в форме федерального органа исполнительной власти. В 1996 г. функции Росстрахнадзора переданы департаменту страхового надзора при Министерстве финансов Российской Федерации.
В
формировании системы государственного
надзора Россия опирается на мировой
опыт в этой области, ориентируясь прежде
всего на немецкий подход к контролю
за страховой деятельностью. Для
Германии характерен жесткий контроль
за соблюдением законов по защите
интересов страхователей и
В
мировой практике существует также
английский вариант организации
страхового надзора, особенностью которого
является незначительное вмешательство
государства в деятельность страховщиков.
Здесь государство осуществляет
лишь последующий контроль за законностью
уже совершенных страховых
Целью деятельности Департамента страхового надзора Минфина России является контроль за соблюдением требований страхового законодательства, обеспечение эффективного развития страхового рынка, защита интересов и прав страхователей, страховщиков, государства и других заинтересованных лиц. Поставленная обществом цель реализуется через закреплённые законодательством права и обязанности Департамента.
В обязанности Департамента страхового надзора Минфина входит:
Департамент страхового надзора Минфина России имеет право:
1.4
Порядок регистрации
и лицензирования страховых
компаний.
Нередко
на этапе регистрации и
Статья
2 ГК РФ регламентирует: предпринимательской
деятельностью, к которой относится
и деятельность по страхованию, могут
заниматься лица, зарегистрированные
в установленном законом
Пункт 1 ст. 51 ГК РФ предусматривает, что юридическое лицо подлежит государственной регистрации в органах юстиции в порядке, определяемом Законом о регистрации юридических лиц. Данные государственной регистрации, в том числе для коммерческих организаций, включаются в единый Государственный реестр юридических лиц, открытый для всеобщего ознакомления.
Как
видно из ст. 51 ГК РФ, ссылка сделана
на Закон о регистрации
Общий порядок получения лицензии, виды определяемой ими деятельности и органы, проводящие лицензирование, установлены постановлением Правительства РФ от 24 декабря 1994 г. № 1418 «О лицензировании отдельных видов деятельности», а 11 апреля 2000 г. – постановление Правительства РФ «О лицензировании отдельных видов деятельности», утвердившее Перечень федеральных органов исполнительной власти, осуществляющих лицензирование. В соответствии с ним лицензирование в сфере страхования осуществляет Департамент страхового надзора при Минфине России, куда для получения лицензий страховщики представляют:
• заявление на получение лицензии;
• учредительные документы;
• свидетельство о регистрации;
• справку о размере оплаченного уставного капитала;
•
экономическое обоснование
• правила по видам страхования;
• расчеты страховых тарифов;
• сведения о руководителях и их заместителях.
От страховщиков, предметом деятельности которых является исключительно перестрахование, требуются:
• заявление на получение лицензии;
• учредительные документы;
• свидетельство о регистрации;
• справка о размере оплаченного уставного капитала;
• сведения о руководителях и их заместителях.
Для получения лицензии на осуществление обязательного медицинского страхования организация в соответствии с постановлением Правительства РФ от 29 марта 1994г. № 251 «Об утверждении правил лицензирования деятельности страховых медицинских организаций, осуществляющих обязательное медицинское страхование» должна подготовить:
• заявление на получение лицензии;
• нотариально заверенные копии учредительных документов и свидетельства о регистрации;
• документы, подтверждающие оплату уставного капитала (справку из банка, акты приёма-передачи основных средств и др.);
• копию баланса на последнюю отчётную дату с приложением отчёта о финансовых результатах;
•
территориальную программу
•
Правила обязательного
• сведения о руководителе страховой медицинской организации и его заместителях.
Департамент
страхового надзора Минфина РФ должен
принять решение о выдаче лицензии
или об отказе в срок, не превышающий
60 дней с момента получения
Следует
особо подчеркнуть, что лицензия
для осуществления страховой
деятельности действует только на определённой
территории РФ, заявленной страховщиком,
и не имеет ограничения по сроку
действия, если это специально не оговорено
при её выдаче (страховщику может
быть выдана временная лицензия, в
которой указывается срок её действия).
Глава
2. Перспективы развития
страхового законодательства.
2.1
Совершенствование
законодательства в
России.
Совершенствование законодательства в России происходит в трех направлениях.
Во-первых, это изменение общего законодательства. В конце 2002 года Правительство РФ утвердило Концепцию развития страхового рынка РФ. На рассмотрении Государственной Думы РФ находится законопроект "О внесении изменений и дополнений в федеральный закон "Об организации страхового дела в РФ" и другие законодательные акты".
Законопроект прошел первое чтение в Государственной Думе РФ и сейчас подготовлен ко второму чтению. Есть очень большая уверенность, что новые условия деятельности на страховом рынке могут быть приняты уже осенью 2003 года.
Какие революционные преобразования возможны согласно этому законопроекту на страховом рынке России?
Информация о работе Государственное регулирование страховой деятельности