Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Декабря 2011 в 14:28, курсовая работа
Актуальность выбранной темы курсовой работы обусловлена углублением интеграционных страховых процессов, глобализации политики страхового развития, а главное, в момент вступления России во Всемирную торговую организацию (ВТО) и предстоящего допуска иностранных страховщиков на российский страховой рынок законодатель должен осознать необходимость разработки и закрепления целого ряда до сих пор не существующих у нас законодательных норм на основе уже выработанных положений международной практики страховой деятельности и ее правового регулирования.
Целью данной курсовой работы является изучение государственного регулирования страхования.
Задачами является изучение правовых аспектов страхования на примере зарубежных стран и стран Европейского союза при формировании единого пространства страхового рынка.
Введение…………………………………………………………………………...3
Глава 1. Организация и контроль страхового дела.
1.1 Организационные формы страховых фондов……………………..5
1.2 Организационно-правовые формы предпринимательства в страховом деле………………………………………………………….....7
1.3 Государственный надзор за деятельностью страховых компаний…………………………………………………………………10
1.4 Порядок регистрации и лицензирования страховых компаний…………………………………………………………………12
Глава 2. Перспективы развития страхового законодательства.
2.1 Совершенствование законодательства в России…………………16
2.2 Совершенствование государственного регулирования и внедрение механизмов самоуправления на страховой рынок РФ...……………..18
2.3 Перспективы либерализации страхового рынка РФ……..……...23
Глава 3. Государственное регулирование страхования в зарубежных странах и странах Европейского союза.
3.1 Страховое законодательство зарубежных стран…………………..25
3.2 Страховое регулирование в странах Европейского союза…………....32
Заключение………………………………………………………………………43
Библиография........................................................................................................45
В соответствии с Законом о рейтинговых организациях было отменено обязательное использование страховщиками тарифных ставок, рассчитанных рейтинговыми организациями по основным рисковым видам страхования (от огня, от несчастного случая, от землетрясений, обязательного страхования автогражданской ответственности). Эти тарифы стали примерными. В то же время «стандартный страховой тариф» по добровольному страхованию автокаско остался обязательным для страховщиков. Система стандартных тарифов была введена в Японии с целью исключения ценовой конкуренции между крупнейшими национальными страховщиками.
В Индии государственная монополия на страхование и перестрахование отменена в 1999 г. Наиболее существенными элементами реформы страхования являются: разрешение иностранным инвесторам владеть до 40% капитала индийских страховщиков, 20-кратное увеличение размера требования к минимальному капиталу страховой организации (до 1,0 млрд. рупий), а также отмена обязательной цессии (перестрахования) в пользу национальной перестраховочной компании.2
Только некоторые страны требуют как от национальных, так и от иностранных страховщиков представлять для утверждения общие условия страхования (Япония, Корея, Швейцария, США, Мексика). В странах ЕС не требуется ни утверждения, ни представления таких условий, кроме условий обязательного страхования. В ряде стран национальные и иностранные страховщики должны предоставлять информацию о квалификации руководителей компании (требование о компетенции и добросовестности), а также сведения о компетентном органе, представляющем прямых и косвенных акционеров.
Наряду
с законами во многих странах действуют
и подзаконные акты, регулирующие
отдельные стороны страховой деятельности.
3.2
Страховое регулирование
в странах ЕС.
Одной из задач экономической интеграции стран Европейского союза является формирование единого страхового рынка. Целью создания общего страхового рынка является обеспечение свободы продвижения страховых услуг, капитала и страховых брокеров, способствующее развитию конкуренции и росту эффективности работы страховщиков.
Однако процесс формирования общего рынка в страховом секторе не может быть быстрым. Каждая страна имеет свою собственную нормативно-правовую основу страховой деятельности, свою систему страхового надзора, которые, несмотря на общие черты, обладают несомненной национальной спецификой. Отличаются в различных странах предлагаемые страховые продукты, налоговые условия страхования, условия деятельности страховщиков. Поэтому формирование единого страхового рынка идет постепенно в двух направлениях:
Руководителем и координатором этой деятельности является Европейский комитет по страхованию, в котором представлены все национальные союзы и ассоциации страховщиков. Первым шагом стала выработка и принятие принципов создания общего страхового рынка, признанных всеми его участниками.
Принципами создания общего страхового рынка в рамках ЕС являются:
• свобода
создания филиалов в странах сообщества
для любого
его члена;
•
свобода распространения
Основу страхового регулирования в странах Европейского союза составляют директивы ЕС.
Первая директива относится к личному и иному страхованию (73/239/ЕЕС и 79/267/ЕЕС). Она является основной, так как все последующие директивы базируются на ней. Этот документ предусматривает следующие правила, рекомендуемые всем странам — членам ЕС.
Таблица
1. Классификация видов
страхования по европейскому
законодательству.
|
1.
Страхование от несчастных |
2. Страхование от болезней |
3—9.
Группа видов страхования от
всех видов ущерба и убытков,
возникающих на
транспорте: |
3.
Страхование наземного |
4.
Страхование железнодорожного |
5. Страхование авиатранспорта |
6. Страхование морских и речных судов |
7.
Страхование грузов, находящихся
в пути, для любого вида используемого
транс-
порта |
8.
Страхование от огня и от
действия непреодолимой силы, в
том числе от огня,
взрыва, шторма, других природных сил, кроме шторма, ядерной энергии, земле- трясения |
9.
Страхование от других видов
ущерба, нанесенных имуществу (за
исключением
перечисленного в п. 3—7), градобитием или морозом, а также любым другим случаем, например кражей, по причинам другим, чем те, которые перечислены в п. 8 |
10—12.
Страхование ответственности 10. Страхование
автогражданской 11. Страхование
ответственности 12. Страхование
ответственности морского |
13.
Страхование общей |
14.
Кредитное страхование, в том
числе:
— страхование от общей неплатежеспособности дебитора; — страхование экспортного кредита; — страхование под залог; — страхование закладных; — страхование сельскохозяйственного кредита; — страхование части кредита 15. Страхование ответственности заемщика за непогашение кредита 16. Страхование остальных видов финансовых убытков, связанных с риском: — безработицы; — недополучения дохода (упущенной выгоды); — потери прибыли; — плохой погоды; — непредвиденных торговых издержек; — других косвенных торговых убытков; — падения рыночной стоимости; — других финансовых потерь (неторговых); — уменьшения дохода от ренты; — других форм финансовых потерь |
17. Страхование судебных издержек |
18.
Страхование убытков, |
Классификация личного страхования |
1. Страхование
жизни и аннуитетов
2. Страхование к бракосочетанию и на рождение ребенка |
3. Страхование аннуитетов, связанных с инвестиционными фондами |
4.
Страхование здоровья как |
5. Страхование по типу «тонтина»* |
6.
Страхование, связанное с может отказаться от полиса, получив за него выкупную сумму. В дальнейшем этот полис может быть продан, и последний полисодержатель имеет по нему налоговую льготу, так как часть полиса уже оплачена ранее |
7.
Страхование управления |
8.
Другие виды страхования, |
9.
Другие виды страхования, |
Вторая директива по личному и не личному страхованию (88/357/ЕЕС, 90/619/ЕЕС) предусматривает введение свободы продвижения страховых услуг на территории других стран — членов ЕС. До принятия данной директивы существовали ограничения только по продвижению небольших рисков, продвижение больших рисков не имело ограничений. Данная директива говорит о необходимости контроля за продвижением больших рисков, причем этот контроль должна осуществлять страна, продвигающая страховую услугу.
Третья директива по личному и не личному страхованию (92/49/ЕЕС и 92/96/ЕЕС) предусматривает следующие правила, рекомендуемые всем странам — членам ЕС.
2. Правило единой лицензии. Лицензия, выданная в одной из стран — членов ЕС, является действительной для всех других стран. Кроме того, данное правило предполагает, что любая дочерняя страховая компания самостоятельно получает лицензию, в то время как филиал и представительство пользуются лицензией, полученной их головной организацией. Дополнительно правило содержит требования, предъявляемые при выдаче первичной лицензии (лицензии при создании страховой компании), в частности, требования о порядочности собственника и о надежности управления.
Специальная директива по кредитному страхованию и страхованию ответственности заемщика за непогашение кредита предполагает введение дополнительных финансовых гарантий для осуществления кредитного страхования:
• увеличение размера гарантийного фонда для этого вида страхования;
• формирование дополнительного резерва — резерва колебаний убыточности с целью обеспечения выравнивания убыточности по годам финансового цикла.
Информация о работе Государственное регулирование страховой деятельности