Государственное регулирование страховой деятельности

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Декабря 2011 в 14:28, курсовая работа

Описание

Актуальность выбранной темы курсовой работы обусловлена углублением интеграционных страховых процессов, глобализации политики страхового развития, а главное, в момент вступления России во Всемирную торговую организацию (ВТО) и предстоящего допуска иностранных страховщиков на российский страховой рынок законодатель должен осознать необходимость разработки и закрепления целого ряда до сих пор не существующих у нас законодательных норм на основе уже выработанных положений международной практики страховой деятельности и ее правового регулирования.
Целью данной курсовой работы является изучение государственного регулирования страхования.
Задачами является изучение правовых аспектов страхования на примере зарубежных стран и стран Европейского союза при формировании единого пространства страхового рынка.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………...3
Глава 1. Организация и контроль страхового дела.
1.1 Организационные формы страховых фондов……………………..5
1.2 Организационно-правовые формы предпринимательства в страховом деле………………………………………………………….....7
1.3 Государственный надзор за деятельностью страховых компаний…………………………………………………………………10
1.4 Порядок регистрации и лицензирования страховых компаний…………………………………………………………………12
Глава 2. Перспективы развития страхового законодательства.
2.1 Совершенствование законодательства в России…………………16
2.2 Совершенствование государственного регулирования и внедрение механизмов самоуправления на страховой рынок РФ...……………..18
2.3 Перспективы либерализации страхового рынка РФ……..……...23
Глава 3. Государственное регулирование страхования в зарубежных странах и странах Европейского союза.
3.1 Страховое законодательство зарубежных стран…………………..25
3.2 Страховое регулирование в странах Европейского союза…………....32
Заключение………………………………………………………………………43
Библиография........................................................................................................45

Работа состоит из  1 файл

курсач по страхованию.docx

— 81.98 Кб (Скачать документ)

       Кроме того, приняты некоторые другие директивы, например по страхованию автогражданской ответственности, юридической защиты, по годовому бухгалтерскому отчету и консолидированной бухгалтерской отчетности юридических лиц, связанных между собой системой участия в капитале.

       В настоящее время идет обсуждение директив по единому страховому контракту, надзору за страховыми компаниями, входящими в единую группу (дочерними компаниями), принудительной ликвидации страховых компаний.

       Обсуждается предложение по созданию директивы  по вопросу надзора (регулирования) за финансовыми конгломератами.

  • Организация страхового надзора в ЕС.

       Особое  внимание в директивах ЕС по страхованию  уделяется организации страхового надзора. К числу минимальных требований, предъявляемых к национальным органам надзора за страховой деятельностью, относятся следующие:

  • они должны осуществлять надзор за финансовой деятельностью страховых компаний, и в первую очередь надзор за платежеспособностью и размещением активов страховых организаций;
  • они должны разработать надежные административные и учетные процедуры контроля деятельности страховых организаций, а также механизмы внутреннего контроля, соответствующие типу страховой компании (ее размеру, видам страховой деятельности).

       В центре внимания органа страхового надзора  должен находиться анализ платежеспособности страховой компании, который включает в себя:

  • оценку рисков, связанных с активами;
  • актуарный анализ риска;
  • анализ соотношения активов с принятыми обязательствами в части соответствия между размещением активов, с одной стороны, и принятыми обязательствами — с другой (по валюте, по срокам);
  • валютное согласование между валютой, в которой принимается риск на страхование, и валютой, в которой страховщик выполняет свои обязательства;
  • анализ эффективности и прибыльности.

       В целях обеспечения стабильного  состояния национальной экономики, эффективной защиты потребителей страховых услуг органы страхового надзора осуществляют финансовый анализ страхового рынка своей страны, включающий:

  • исследование макроэкономических рыночных тенденций, тенденций изменений в законодательной базе, демографической статистике, анализ конкуренции, оценку технических улучшений в страховом бизнесе;
  • исследование финансового состояния отдельных страховых компаний: анализ годовых отчетов, достаточности капитала, диверсификации рисков, оценки рыночных рисков, платежеспособности, эффективности и прибыльности деятельности компании (для целей собственно анализа и определения рейтинга страховых компаний), ее стратегии (бизнес-плана), целевых установок собственников, финансовых групп.

       Важнейшим шагом в формировании единого  страхового рынка в ЕС является введение правила единой лицензии. Директивы ЕС предъявляют следующие требования к выдаче единой лицензии.

  1. Использование единых организационно-правовых форм для создания страховых компаний. Требование обусловлено целью создания единых правил лицензирования страховой деятельности и, тем самым, признания лицензии, выданной одной из стран, на всей территории ЕС.
  2. Ограничение на вид деятельности. Означает, что страховые компании ЕС наряду со страховой деятельностью не должны заниматься никакими другими видами деятельности. Введение требования обусловлено особой социальной значимостью страхования как института финансовой защиты.
  3. Обязательность предоставления схемы страховых операций. При получении лицензии страховщик должен представить бизнес-план по данным видам страховой деятельности на ближайший период деятельности страховой компании. В бизнес-плане должна быть представлена следующая информация:
  • описание природы рисков, принимаемых на страхование;
  • основные используемые принципы перестрахования;
  • минимальный размер гарантийного фонда;

         •  оценка расходов по организации бизнеса. 
Кроме того, на ближайшие три года рассчитываются:

  • управленческие расходы, в том числе текущие общие расходы и комиссионные;
  • премии и выплаты;
  • прогнозный баланс;

       • финансовые ресурсы, предназначенные для выполнения принимаемых обязательств и соблюдения предела платежеспособности.

  1. Обязательность наличия гарантийного фонда, обеспечивающего выполнимость обязательств страховщика перед страхователями. Размер гарантийного фонда зависит от организационно-правовой формы страховой компании, дифференцируется по видам страхования и определяется в зависимости от объема предполагаемых страховых операций.
  2. Наличие честного, надежного и квалифицированного управления страховой компанией. Установлены требования, предъявляемые к руководству компанией, которое должно действовать прежде всего в интересах страхователей. Каждый менеджер должен быть ответственным за все убытки, которые он может нанести своей компании.
  3. Честность и добропорядочность собственников (для акционерных обществ) и членов компании (для зависимых страховых компаний). Ни те, ни другие не должны иметь криминального прошлого, не должны находиться под судом и обязаны понимать, что «быстрых денег» страховой бизнес не дает. В основном требование предъявляется к собственникам и членам общества, имеющим не менее 10% долей (акций) в уставном капитале.

       Заключение.

       Вмешательство государства в страховую деятельность обусловлено необходимостью достижения общественно значимых целей, которые  отражают его обязанность обеспечивать, во-первых, непрерывность общественного  воспроизводства, во-вторых, полную занятость  населения страны, в-третьих, социальную защиту всех слоёв населения как  своими (бюджетными) средствами, так  и коммерческими (например, страховыми) средствами. Формы государственного регулирования страховой деятельности, его масштабы и глубина проникновения  определяются как общими задачами экономического развития, так и пониманием роли страхования в нём.

          Оценивая ситуацию на российском  страховом рынке, можно сказать,  что система страхования крайне  неравновесная. И, прежде всего,  потому, что потребность в страховании  неуклонно растет, а подсистема  профессиональных услуг отстает  в развитии, не удовлетворяет  в необходимом объеме указанную  потребность.

       Исходя  из проделанной работы, можно подвести следующие итоги:

       1. В странах Организации экономического сотрудничества и развития (ОЭСР) нет единой нормативной системы регулирования. Ее заменяет многовековая практика, оформленная в типовые условия страхования (оговорки), а международные конвенции о различных сферах деятельности, определяющие ответственность участников этой деятельности, а следовательно, и условия страхования. Предпринимавшиеся ранее попытки контролировать все аспекты страховой деятельности в таких странах, как Германия, Франция и ряд других, привели к застою рынка и отсутствию у страховых компаний мотивов повышения эффективности работы.

       2. В странах Европейского Содружества действуют Директивы по страхованию жизни и по страхованию иному, чем страхование жизни (Директивы «третьего поколения», принятые в 1992 г., предусмотрели возможность того, что страховщики, учрежденные на территории одного из государств и контролируемые страховым надзором этого государства, могут свободно предоставлять свои услуги страхователям на территории любого другого государства ЕС), обеспечивающие формирование единого страхового пространства и единообразного национального страхового законодательства. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Библиография.

  1. Гражданский кодекс РФ ч. II.
  2. Закон РФ «Об организации страхового дела в РФ».
  3. Гвозденко А.А. Страхование: учеб. – М.: ТК Велби, Изд-во Проспект, Г25 2006.– 464 с.
  4. Яковлева Т.А., Шевченко О.Ю. Страхование: Учеб. пособие / Яковлева Т.А., Шевченко О.Ю. – М.: Экономистъ, 2004.– 217 с.
  5. Павлов Д.А. Государственное регулирование страхования как фактор поддержания стабильности социальных отношений // Страховое дело.– 2007.– №12. 
  6. Щербаков В.А. Страхование : учебное пособие / В.А. Щербаков, Е.В. Костяева. — М.: КНОРУС, 2007. - 312 с.
  7. Смирнова М.Б. Страховое право: Учебное пособие. – М.: ЗАО Юстицинформ, 2007. – 320 с.
  8. Страховое право: учебник для студентов вузов. / Под ред. В.В. Шахова, В.Н. Григорьева, А.П. Архипова. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: ЮНИТИ-ДАНА: Закон и право, 2007.
  9. Страхование: учебник / под ред. Т.А. Федоровой. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: Экономистъ, 2006.

Информация о работе Государственное регулирование страховой деятельности