Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Декабря 2011 в 14:28, курсовая работа
Актуальность выбранной темы курсовой работы обусловлена углублением интеграционных страховых процессов, глобализации политики страхового развития, а главное, в момент вступления России во Всемирную торговую организацию (ВТО) и предстоящего допуска иностранных страховщиков на российский страховой рынок законодатель должен осознать необходимость разработки и закрепления целого ряда до сих пор не существующих у нас законодательных норм на основе уже выработанных положений международной практики страховой деятельности и ее правового регулирования.
Целью данной курсовой работы является изучение государственного регулирования страхования.
Задачами является изучение правовых аспектов страхования на примере зарубежных стран и стран Европейского союза при формировании единого пространства страхового рынка.
Введение…………………………………………………………………………...3
Глава 1. Организация и контроль страхового дела.
1.1 Организационные формы страховых фондов……………………..5
1.2 Организационно-правовые формы предпринимательства в страховом деле………………………………………………………….....7
1.3 Государственный надзор за деятельностью страховых компаний…………………………………………………………………10
1.4 Порядок регистрации и лицензирования страховых компаний…………………………………………………………………12
Глава 2. Перспективы развития страхового законодательства.
2.1 Совершенствование законодательства в России…………………16
2.2 Совершенствование государственного регулирования и внедрение механизмов самоуправления на страховой рынок РФ...……………..18
2.3 Перспективы либерализации страхового рынка РФ……..……...23
Глава 3. Государственное регулирование страхования в зарубежных странах и странах Европейского союза.
3.1 Страховое законодательство зарубежных стран…………………..25
3.2 Страховое регулирование в странах Европейского союза…………....32
Заключение………………………………………………………………………43
Библиография........................................................................................................45
Все
страховые компании предлагается разделить
по специализации. Одним из них предоставляется
право осуществлять личное страхование,
а другим - имущественное и часть
личного, а именно страхование от
несчастных случаев и болезней и
медицинское страхование. Таким
образом, постарались разделить
так называемые "длинные деньги"
и "короткие деньги", как уже
давно принято в международной
практике. Конечно, процесс разделения
по видам страховой деятельности
не пройдет безболезненно для
уже созданных страховых
Предлагаемые изменения
Не
менее важный вопрос - лицензирование.
Ранее предусматриваемый
В частности, уточнен состав лицензируемых
видов деятельности. Деятельность страховых
организаций, обществ взаимного страхования,
страховых брокеров, как субъектов страхового
дела в России, может осуществляться только
по специальному разрешению и только в
определенной сфере - в сфере страхового
дела. Что касается страховых актуариев,
то хотя им и придается особый статус,
деятельность их не предполагается лицензировать.
Зато, чтобы стать страховым актуарием,
необходимо получить в устанавливаемом
порядке квалификационный аттестат, поскольку
очевидно, что эта работа требует специальных
знаний и квалификации.
Для
страховщиков предполагается несколько
упростить порядок
Во-вторых, активно разрабатываются законопроекты по конкретным видам, в основном, обязательного страхования. К их числу можно отнести законопроекты "Об обязательном страховании ответственности при эксплуатации особо опасных производств", "Об обязательном медицинском страховании", "Об обязательном страховании ответственности производителей товаров (услуг) и работ", "Об обязательном страховании ответственности медицинских работников".
В-третьих, существенно улучшаются условия деятельности за счет, принятия нормативных актов на уровне Минфина РФ, позволяющих, в частности, вносить изменения в документы в уведомительном порядке, совершенствовать статистическую отчетность и прочее.
Основные
направления российского
2.2
Совершенствование
государственного регулирования
и внедрение механизмов
самоуправления на страховой
рынок РФ.
Основной
целью госрегулировании страхового
рынка России, в первую очередь, является
защита интересов страхователей
и государства, что может выражаться
не только в контроле за финансовой
устойчивостью и
Страховщики
как субъект регулирования
Минфин РФ занимается именно надзором за страховым рынком. Функциями перспективного развития большинства отраслей, в том числе и страховой индустрии, занимается Министерство экономического развития и торговли.
Государство
будет оказывать стимулирующее
регулирование на страховой рынок
только в том случае, если это
будет ложиться в канву основной
цели - защиты интересов страхователей
и государства. К тому же, отрицательно
сказывается разобщенность
Какими же механизмами обладают для этого процесса органы власти в России? К механизмам стимулирующего влияния государства на страховой рынок следует отнести:
Законодательное развитие обязательных видов страхования;
Предоставление специальных налоговых режимов страхователям.
Законодательное развитие обязательных видов страхования как механизм увеличения показателей страховой деятельности в числе первых отмечен в Концепции развития страхового рынка в России в среднесрочной перспективе. Причем, его действие связано не столько с механическим увеличением оборота отрасли в силу принуждения к страхованию, сколько с доступом страховщиков к клиентской базе и дополнительной продажей полисов по добровольному страхованию. Типичным примером является обязательное страхование гражданской ответственности владельцев транспортных средств.
Правда,
многие страховщики в последнее
время задаются вопросом, смогут ли
они пережить "критический" на
2-3 год период выплат по этому виду
обязательного страхования и
компенсируется ли это дополнительными
продажами полисов по добровольным
видам с низкой убыточностью (страхование
имущества и от несчастного случая).
О других возможных новых видах
обязательного страхования мы говорили
выше.
Предоставление специальных налоговых
режимов страхователям пока предусматривает
отнесение взносов по определенным видам
страхования на себестоимость (полностью
при страховании имущества, в установленных,
явно недостаточных, размерах на личное
страхование, и не предусмотренное для
страхования ответственности).
Не
проработаны механизмы
Несомненно,
положительное влияние на госрегулирование
окажет и процесс создания в рамках
административной реформы в большей
степени самостоятельного органа страхового
надзора. Так, возможно будут разделены
нормотворческие (правоустанавливающие)
и надзорные (правоприменительные)
функции министерств и
В соответствии с той же административной реформой разрабатывается законопроект "О саморегулируемых организациях", в том числе и на страховом рынке. Всероссийский союз страховщиков соответственно готов преобразоваться в саморегулируемую организацию с возможностью обязательного членства и расширением функций.
Предполагалось, что этот закон внесет Правительство РФ, но оно оказалось не готово к делегированию части функций саморегулируемым организациям. В этой связи, в последний день работы Госдумы более пятидесяти депутатов из разных фракций подписали этот закон и внесли его.
Всероссийский союз страховщиков полагает, что единственной альтернативой "заторможенным" механизмам государственного регулирования страхового рынка в России является внедрение механизмов саморегулирования.
Основное
преимущество механизмов саморегулирования
заключается в возможности
Две новых области приложения этого метода регулирования.
Во-первых,
в России существует более 40 видов обязательного
страхования. Вместе с тем реализация
основных направлений развития обязательного
страхования, заложенных в Концепции,
к которым относятся усиление контроля
за проведением обязательного страхования;
введение новых видов обязательного страхования,
создания централизованных гарантийных
фондов, представляется весьма проблематичным.
Это связано, прежде всего, с тем, что законопроект
"Об осуществлении обязательного страхования
на территории РФ", которому отводилась
главная роль в регулировании обязательных
видов страхования, был отклонен Правительством
РФ, а в законопроекте "О внесении изменений
и дополнений в закон "Об организации
страхового дела в РФ" лишь маленькая
статья посвящена этому вопросу. Все это
обуславливает изменения подхода к регулированию
системы обязательного страхования.
Актуальность
вопроса регулирования системы
обязательных видов страхования
также определяется тем, что в
Гражданском кодексе РФ (ст. 936) сказано,
что "объекты, подлежащие обязательному
страхованию, риски, от которых они
должны быть застрахованы, и минимальные
размеры страховых сумм определяются
законом".
И здесь страховое сообщество, в том числе
и орган страхового надзора, попадает
в юридическую коллизию. С одной стороны,
вид страхования может называться обязательным,
если о нем есть федеральный закон, на
данный момент таких только 3 вида: обязательное
медицинское страхование, обязательное
страхование гражданской ответственности
владельцев транспортных средств и обязательное
страхование военнослужащих.
С
другой стороны, более 40 видов страхования,
которые введены "нестраховыми"
законодательными актами, также нуждаются
в определении положений, обеспечивающих
равные условия осуществления и
гарантии исполнения страховых услуг.
Вместе с тем, выход из данной тупиковой
ситуации может быть найден при помощи
механизмов саморегулирования. В основу
регулирования системы обязательного
страхования должен быть положен принцип
обязательного членства в профессиональном
объединении страховщиков с соблюдением
стандартов профессиональной деятельности
по конкретному виду страхования.
Всероссийский
союз страховщиков уже предложил
Минфину РФ для введения системы
саморегулирования создать
После
этого на уровне Минфина РФ может
быть принят нормативный документ,
который бы в целях соблюдения
принципов обязательного
Таким
образом, введение элементов саморегулирования
в сектор обязательного страхования
позволит систематизировать механизмы
регулирования более чем 40 видов
обязательного страхования и
максимально защитить интересы субъектов
страхового дела.
Во-вторых,
без создания профессионального объединения
страховщиков с обязательным членством
не обойтись при реформировании обязательного
медицинского страхования. В силу специфики
данного вида страхования страховщики
единственные защищают интересы пациентов
(страхователей) и выработка единых стандартов
качества страховщика просто необходима.
2.3
Перспективы либерализации
страхового рынка РФ.
Если
учитывать, что тенденция к глобализации
стала, бесспорно, основным вектором развития
мировой торговли товарами и услугами,
то практически не осталось на страховом
рынке представителей, ратующих за
полный изоляционизм. Причем главным
объединяющим принципом выступило
понимание того, что доступ на российский
рынок страхования возможен только
путем коммерческого
Информация о работе Государственное регулирование страховой деятельности