Государственное регулирование страховой деятельности

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Декабря 2011 в 14:28, курсовая работа

Описание

Актуальность выбранной темы курсовой работы обусловлена углублением интеграционных страховых процессов, глобализации политики страхового развития, а главное, в момент вступления России во Всемирную торговую организацию (ВТО) и предстоящего допуска иностранных страховщиков на российский страховой рынок законодатель должен осознать необходимость разработки и закрепления целого ряда до сих пор не существующих у нас законодательных норм на основе уже выработанных положений международной практики страховой деятельности и ее правового регулирования.
Целью данной курсовой работы является изучение государственного регулирования страхования.
Задачами является изучение правовых аспектов страхования на примере зарубежных стран и стран Европейского союза при формировании единого пространства страхового рынка.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………...3
Глава 1. Организация и контроль страхового дела.
1.1 Организационные формы страховых фондов……………………..5
1.2 Организационно-правовые формы предпринимательства в страховом деле………………………………………………………….....7
1.3 Государственный надзор за деятельностью страховых компаний…………………………………………………………………10
1.4 Порядок регистрации и лицензирования страховых компаний…………………………………………………………………12
Глава 2. Перспективы развития страхового законодательства.
2.1 Совершенствование законодательства в России…………………16
2.2 Совершенствование государственного регулирования и внедрение механизмов самоуправления на страховой рынок РФ...……………..18
2.3 Перспективы либерализации страхового рынка РФ……..……...23
Глава 3. Государственное регулирование страхования в зарубежных странах и странах Европейского союза.
3.1 Страховое законодательство зарубежных стран…………………..25
3.2 Страховое регулирование в странах Европейского союза…………....32
Заключение………………………………………………………………………43
Библиография........................................................................................................45

Работа состоит из  1 файл

курсач по страхованию.docx

— 81.98 Кб (Скачать документ)

     Кроме того, если посмотреть на страховой  рынок в соответствии с Генеральным  соглашением по торговле услугами (согласно которому страховые услуги объединяют услуги по прямому страхованию, перестрахованию, посреднические услуги, аффинированные со страхованием услуги), то можно сделать  вывод о высокой открытости страхового рынка России.

     В соответствии с существующей системой законодательства условия допуска  иностранных страховщиков на российский страховой рынок обозначены в  федеральном законе "Об организации  страхового дела в РФ". Новые поправки в данный закон, которые находятся  сейчас в Государственной Думе РФ, пока не предусматривают каких-либо изменений по условиям допуска иностранных компаний на страховой рынок РФ. 
Всероссийский союз страховщиков всегда выступал и выступает за поэтапную либерализацию страхового рынка России, как то предусматривает Концепция развития страхования в РФ и стремится выразить и защитить интересы всех своих членов, а по существу, всей российской индустрии страхования.

     Вместе  с тем, многолетний опыт зарубежных компаний могут привнести в российское страхование новые технологии и  продукты, а также повысить конкуренцию  среди страховщиков, что приведет к улучшению качества страховых  продуктов. 
Если говорить о внутренней работе Всероссийского союза страховщиков, то можно отметить значительные подвижки по открытости Союза. Так, AIG принимает участие в работе Экспертного совета по страхованию Госдумы, иностранные компании могут получить равный статус с национальными операторами в Союзе, включая членство в Президиуме. Ведется совместная законотворческая работа.

     Тем не менее, подводя итог, следует отметить, что позиция по либерализации  страхового рынка России требует  своего дальнейшего детального рассмотрения.

       
 
 
 
 
 
 
 

Глава 3. Государственное регулирование страхования в зарубежных странах и странах Европейского союза. 

3.1 Страховое законодательство  зарубежных стран. 

       В странах Организации экономического сотрудничества и развития (Россия в ее состав не входит), на которые приходится 95% мирового страхового рынка, действует ряд правовых норм, регулирующих страхование. Поскольку страхование является частью экономики и зависит от макроэкономической и структурной политики, финансовой и правовой инфраструктуры, то и правовое регулирование страхования является частью правовой национальной системы и регулируется гражданским, торговым, корпоративным и налоговым правом.

       Во  Франции, где совокупность законодательных документов, регулирующих техническую сторону страховых операций, стала слишком разнообразной, провели кодификацию законодательных документов, сведя их в три кодекса:

  • Кодекс социального страхования, применяющийся к страхованию от несчастных случаев на рабочем месте (производстве), профессиональных заболеваний, медицинскому страхованию и к системе выплат семейных пособий;
  • Кодекс взаимного страхования, относящийся к обществам взаимного страхования и касающийся рисков и медицинского страхования, оговоренных в Кодексе социального страхования;
  • Страховой кодекс, действующий в отношении страховых компаний на территории Франции, не подпадающих под действие кодексов социального и взаимного страхования.

       Основным  законодательным актом, регулирующим страховую деятельность во Франции, является Страховой кодекс. В соответствии с ним страховщик обязан получить административное разрешение Министерства финансов на каждый вид страхования, который собирается проводить страховая компания. Кодекс предусматривает две организационно-правовые формы страховых компаний: акционерное общество и общество взаимного страхования. Перестраховочные компании могут быть образованы в форме акционерных обществ, коммандитных товариществ или обществ взаимного страхования.

       Главным органом страхового надзора Франции  является Комиссия по контролю за страховой деятельностью — независимый орган, учрежденный в 1989 г. и контролирующий деятельность страховых организаций. Комиссия состоит из пяти членов, назначаемых на пять лет Министерством финансов.

       Страховая деятельность в Великобритании регулируется Законом о страховых компаниях (Insurance Companies Act) от 1982 г. Закон регулирует страховую деятельность компаний в форме акционерных обществ (корпораций — by bodies corporate), за исключением так называемых «дружественных обществ» (friendly societies), акционированных в Великобритании или в другой стране; некорпоративных компаний (unincorporated bodies); а также андеррайтеров страховой ассоциации Ллойда. Этот закон обязывает страховщиков соответствовать требованиям, предъявляемым к марже платежеспособности (показатель превышения активов страховщиков над обязательствами), содержащимся в Правилах для страховых компаний от 1994 г. (Insurance Companies Regulation).

       В Великобритании, кроме того, действуют  Закон «О правах третьих лиц в отношении страховщиков», регулирующий ряд вопросов по страхованию ответственности, Закон «Об искажении информации», кодифицирующий судебную практику, Закон «О защите держателей полисов», ограничивающий права страховщиков в отношении страхователей, а также законы «О регистрации брокеров», «О страховых компаниях», «О Ллойде» (Lloyd's Act от 1982 г., новая редакция закона 1871 г.).

       Деятельность  страховых посредников в Великобритании регулируется Законом о регистрации страховых брокеров (Insurance Brokers Registration Act) от 1977 г. В соответствии с ним каждый посредник, желающий использовать в названии своей страховой деятельности слово «брокер», независимо от вида страхования, которым он занимается (страхование иное, чем страхование жизни, или страхование жизни), должен получить свидетельство о регистрации Совета регистрации страховых брокеров. Совет является саморегулирующимся органом.

       Деятельность  всех посредников на рынке страхования  иного, чем страхование жизни, должна осуществляться в соответствии с кодексом Ассоциации страховщиков Великобритании (Association of British Insurers), который устанавливает нормы и правила страховой деятельности (code of practice), а также в соответствии с требованиями Директив ЕС в отношении информации, которую брокер обязан предоставлять страхователю.

       Закон о финансовых услугах (Financial Services Act) от 1986 г. регулирует инвестиционную деятельность в Великобритании, включая страхование жизни и пенсионное страхование.

       В соответствии с Законом о защите интересов полисодержателей (Policyholders Protection Act) от 1975 г. учрежден Совет защиты полисодержателей (Policyholders Protection Board), в обязанности которого входит компенсировать убытки или каким-либо другим образом оказывать финансовую поддержку держателям страховых полисов, которые как-либо пострадали от неплатежеспособности страховщиков. В том случае, если страховая компания, имеющая лицензию на проведение страховой деятельности в Великобритании, сталкивается с проблемой неплатежеспособности, Совет имеет полномочия финансировать оказание помощи страхователям, причем за счет страховых компаний с устойчивым финансовым положением, с которых взимаются специальные сборы на эти цели.

       В Германии действуют законы о государственном страховом надзоре, Германское гражданское уложение, Германское торговое уложение, Закон о договоре страхования, Закон об общих условиях заключения торговых сделок.

       Основы  законодательства, касающегося регулирования  страховой деятельности на федеральном уровне, заложены в Акте страхового надзора Германии (Versicherungsaufsichtsgesetz — VAG) от 1902 г., действующем на данный момент в редакции от 1992 г. с поправками от 1993 и 1994 гг. Он дополняется законодательными актами на земельном уровне.

       В Германии государственный контроль над всеми действующими национальными и иностранными страховыми компаниями возложен на Федеральное ведомство надзора за деятельностью страховых компаний. Оно осуществляет мониторинг уровня платежеспособности и финансовой устойчивости страховых компаний, проводит анализ управленческий структур компаний, согласовывает кандидатуры на высшие посты и на должности внутренних аудиторов компаний, рассматривает жалобы акционеров и страхователей.

       Государство также следит за тем, чтобы сведения о клиентах, накопленные в банках данных страховой компании, не передавались третьим лицам. В Германии действует закон о защите личных данных. Застрахованный может быть уверен, что у его дверей не будет непрерывного потока коммивояжеров, предлагающих услуги своих компаний, как не будет и потока почтовых отправлений с рекламой.

       Многие  страховые компании в Германии являются членами немецкой ассоциации по страхованию (GDV) — добровольного союза немецких страховых компаний. Как и другие национальные страховые союзы Европы, немецкая ассоциация защищает интересы национальных страховщиков в правительстве, парламенте, перед политическими партиями и социальными группами, а также организациями ЕС и другими международными организациями. Ассоциация поддерживает широкие контакты со страховыми рынками Центральной и Восточной Европы, оказывая поддержку развитию современной страховой индустрии, предоставляя информацию, консультационные услуги, помощь в базовой и специализированной подготовке по страхованию, помогая организации и развитию страховых союзов и органов страхового надзора в этих странах.

       В США страхование является сферой, находящейся в компетенции каждого федерального штата (вопросы лицензирования) и одновременно федерального правительства (вопросы налогообложения, антимонопольного регулирования). Некоторые виды страхования — от наводнений, неурожая, медицинское — регулируются исключительно на федеральном уровне.

       Кроме того, есть особые федеральные структуры, которые регулируют отдельные стороны страхового дела.

  • Федеральная служба внутренних доходов осуществляет наблюдение и контроль над разработкой форм договоров по страхованию жизни и стоимостью страховых услуг, а через налогообложение страховщиков оказывает влияние на величину их резервов, структуру и направление инвестиционной деятельности, организационно-правовые формы компаний;
  • Федеральная корпорация страхования депозитов занимается непосредственным надзором за страхованием (в 1991 г. был принят закон о ее совершенствовании, усиливший возможности контроля над банками в связи с увеличением их роли в страховом бизнесе);
  • Комиссия по ценным бумагам и фондовым биржам участвует в контроле над разработкой и реализацией различных страховых услуг, в частности над страхованием жизни и ренты.

       Важную  роль на федеральном уровне играют Национальная конференция страховых законодателей — совещательный орган, созданный в 1969 г. и включающий представителей 34 штатов, и Национальная ассоциация страховых комиссаров, основанная еще в 1871 г. для координации норм, регулирующих деятельность страховщиков, и состоящая из представителей органов страхового надзора всех 50 штатов, округа Колумбия и четырех американских территорий. Главной задачей страхового комиссара является защита страхователей и помощь органам страхового надзора.

       В Японии Закон «О страховании» пересматривался несколько раз, последний — в 1996 г. в рамках всеобщей реформы страхования, направленной на:

  • усиление конкурентоспособности и повышение эффективности за счет уменьшения вмешательства государства в экономику;
  • либерализацию страхового бизнеса;
  • обеспечение равенства и справедливости при проведении страховой деятельности.

       В рамках либерализации были отменены жесткое тарифное регулирование в рисковом страховании и система, при которой правительство устанавливало одинаковые темпы развития для всех участников рынка.

       Вместе  с тем новый Закон «О страховании» предусматривает дальнейшую регламентацию страхового дела, в частности, лицензирование каждого вида страхования, введение института брокеров, установление уровня платежеспособности, необходимость создания страховщиками гарантийных фондов (наличный депозит или залог ценных бумаг).

       Согласно  Закону «О страховании» страхование  имеет две отрасли: страхование жизни и иные виды. Страховщикам запрещено проводить операции по этим отраслям одновременно. Страховые компании не могут заниматься иной деятельностью, кроме страховой.

       Страхование жизни включает страхование на дожитие, недожитие, от несчастных случаев и болезней, кроме случаев, отнесенных к иным видам страхования.

       Иные  виды включают страхование убытков (в том числе ценных бумаг), рисков несчастных случаев, болезней третьих лиц и ухода за ними, страхование от пожаров, морское страхование, страхование транспорта и автомобилей.

       В рамках реформы финансовой системы  были созданы две корпорации по защите интересов страхователей — в сфере страхования жизни и в рисковых видах страхования. Эти корпорации выполняют Функции фондов на случай банкротства страховщиков, пополняемых за счет взносов всех страховых компаний, получивших лицензию на страхование на территории Японии.

Информация о работе Государственное регулирование страховой деятельности