Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Декабря 2011 в 14:28, курсовая работа
Актуальность выбранной темы курсовой работы обусловлена углублением интеграционных страховых процессов, глобализации политики страхового развития, а главное, в момент вступления России во Всемирную торговую организацию (ВТО) и предстоящего допуска иностранных страховщиков на российский страховой рынок законодатель должен осознать необходимость разработки и закрепления целого ряда до сих пор не существующих у нас законодательных норм на основе уже выработанных положений международной практики страховой деятельности и ее правового регулирования.
Целью данной курсовой работы является изучение государственного регулирования страхования.
Задачами является изучение правовых аспектов страхования на примере зарубежных стран и стран Европейского союза при формировании единого пространства страхового рынка.
Введение…………………………………………………………………………...3
Глава 1. Организация и контроль страхового дела.
1.1 Организационные формы страховых фондов……………………..5
1.2 Организационно-правовые формы предпринимательства в страховом деле………………………………………………………….....7
1.3 Государственный надзор за деятельностью страховых компаний…………………………………………………………………10
1.4 Порядок регистрации и лицензирования страховых компаний…………………………………………………………………12
Глава 2. Перспективы развития страхового законодательства.
2.1 Совершенствование законодательства в России…………………16
2.2 Совершенствование государственного регулирования и внедрение механизмов самоуправления на страховой рынок РФ...……………..18
2.3 Перспективы либерализации страхового рынка РФ……..……...23
Глава 3. Государственное регулирование страхования в зарубежных странах и странах Европейского союза.
3.1 Страховое законодательство зарубежных стран…………………..25
3.2 Страховое регулирование в странах Европейского союза…………....32
Заключение………………………………………………………………………43
Библиография........................................................................................................45
Кроме того, если посмотреть на страховой рынок в соответствии с Генеральным соглашением по торговле услугами (согласно которому страховые услуги объединяют услуги по прямому страхованию, перестрахованию, посреднические услуги, аффинированные со страхованием услуги), то можно сделать вывод о высокой открытости страхового рынка России.
В
соответствии с существующей системой
законодательства условия допуска
иностранных страховщиков на российский
страховой рынок обозначены в
федеральном законе "Об организации
страхового дела в РФ". Новые поправки
в данный закон, которые находятся
сейчас в Государственной Думе РФ,
пока не предусматривают каких-либо
изменений по условиям допуска иностранных
компаний на страховой рынок РФ.
Всероссийский союз страховщиков всегда
выступал и выступает за поэтапную либерализацию
страхового рынка России, как то предусматривает
Концепция развития страхования в РФ и
стремится выразить и защитить интересы
всех своих членов, а по существу, всей
российской индустрии страхования.
Вместе
с тем, многолетний опыт зарубежных
компаний могут привнести в российское
страхование новые технологии и
продукты, а также повысить конкуренцию
среди страховщиков, что приведет
к улучшению качества страховых
продуктов.
Если говорить о внутренней работе Всероссийского
союза страховщиков, то можно отметить
значительные подвижки по открытости
Союза. Так, AIG принимает участие в работе
Экспертного совета по страхованию Госдумы,
иностранные компании могут получить
равный статус с национальными операторами
в Союзе, включая членство в Президиуме.
Ведется совместная законотворческая
работа.
Тем не менее, подводя итог, следует отметить, что позиция по либерализации страхового рынка России требует своего дальнейшего детального рассмотрения.
Глава 3.
Государственное регулирование
страхования в зарубежных
странах и странах Европейского
союза.
3.1
Страховое законодательство
зарубежных стран.
В
странах Организации
Во Франции, где совокупность законодательных документов, регулирующих техническую сторону страховых операций, стала слишком разнообразной, провели кодификацию законодательных документов, сведя их в три кодекса:
Основным законодательным актом, регулирующим страховую деятельность во Франции, является Страховой кодекс. В соответствии с ним страховщик обязан получить административное разрешение Министерства финансов на каждый вид страхования, который собирается проводить страховая компания. Кодекс предусматривает две организационно-правовые формы страховых компаний: акционерное общество и общество взаимного страхования. Перестраховочные компании могут быть образованы в форме акционерных обществ, коммандитных товариществ или обществ взаимного страхования.
Главным органом страхового надзора Франции является Комиссия по контролю за страховой деятельностью — независимый орган, учрежденный в 1989 г. и контролирующий деятельность страховых организаций. Комиссия состоит из пяти членов, назначаемых на пять лет Министерством финансов.
Страховая деятельность в Великобритании регулируется Законом о страховых компаниях (Insurance Companies Act) от 1982 г. Закон регулирует страховую деятельность компаний в форме акционерных обществ (корпораций — by bodies corporate), за исключением так называемых «дружественных обществ» (friendly societies), акционированных в Великобритании или в другой стране; некорпоративных компаний (unincorporated bodies); а также андеррайтеров страховой ассоциации Ллойда. Этот закон обязывает страховщиков соответствовать требованиям, предъявляемым к марже платежеспособности (показатель превышения активов страховщиков над обязательствами), содержащимся в Правилах для страховых компаний от 1994 г. (Insurance Companies Regulation).
В Великобритании, кроме того, действуют Закон «О правах третьих лиц в отношении страховщиков», регулирующий ряд вопросов по страхованию ответственности, Закон «Об искажении информации», кодифицирующий судебную практику, Закон «О защите держателей полисов», ограничивающий права страховщиков в отношении страхователей, а также законы «О регистрации брокеров», «О страховых компаниях», «О Ллойде» (Lloyd's Act от 1982 г., новая редакция закона 1871 г.).
Деятельность
страховых посредников в
Деятельность всех посредников на рынке страхования иного, чем страхование жизни, должна осуществляться в соответствии с кодексом Ассоциации страховщиков Великобритании (Association of British Insurers), который устанавливает нормы и правила страховой деятельности (code of practice), а также в соответствии с требованиями Директив ЕС в отношении информации, которую брокер обязан предоставлять страхователю.
Закон о финансовых услугах (Financial Services Act) от 1986 г. регулирует инвестиционную деятельность в Великобритании, включая страхование жизни и пенсионное страхование.
В соответствии с Законом о защите интересов полисодержателей (Policyholders Protection Act) от 1975 г. учрежден Совет защиты полисодержателей (Policyholders Protection Board), в обязанности которого входит компенсировать убытки или каким-либо другим образом оказывать финансовую поддержку держателям страховых полисов, которые как-либо пострадали от неплатежеспособности страховщиков. В том случае, если страховая компания, имеющая лицензию на проведение страховой деятельности в Великобритании, сталкивается с проблемой неплатежеспособности, Совет имеет полномочия финансировать оказание помощи страхователям, причем за счет страховых компаний с устойчивым финансовым положением, с которых взимаются специальные сборы на эти цели.
В Германии действуют законы о государственном страховом надзоре, Германское гражданское уложение, Германское торговое уложение, Закон о договоре страхования, Закон об общих условиях заключения торговых сделок.
Основы законодательства, касающегося регулирования страховой деятельности на федеральном уровне, заложены в Акте страхового надзора Германии (Versicherungsaufsichtsgesetz — VAG) от 1902 г., действующем на данный момент в редакции от 1992 г. с поправками от 1993 и 1994 гг. Он дополняется законодательными актами на земельном уровне.
В Германии государственный контроль над всеми действующими национальными и иностранными страховыми компаниями возложен на Федеральное ведомство надзора за деятельностью страховых компаний. Оно осуществляет мониторинг уровня платежеспособности и финансовой устойчивости страховых компаний, проводит анализ управленческий структур компаний, согласовывает кандидатуры на высшие посты и на должности внутренних аудиторов компаний, рассматривает жалобы акционеров и страхователей.
Государство также следит за тем, чтобы сведения о клиентах, накопленные в банках данных страховой компании, не передавались третьим лицам. В Германии действует закон о защите личных данных. Застрахованный может быть уверен, что у его дверей не будет непрерывного потока коммивояжеров, предлагающих услуги своих компаний, как не будет и потока почтовых отправлений с рекламой.
Многие страховые компании в Германии являются членами немецкой ассоциации по страхованию (GDV) — добровольного союза немецких страховых компаний. Как и другие национальные страховые союзы Европы, немецкая ассоциация защищает интересы национальных страховщиков в правительстве, парламенте, перед политическими партиями и социальными группами, а также организациями ЕС и другими международными организациями. Ассоциация поддерживает широкие контакты со страховыми рынками Центральной и Восточной Европы, оказывая поддержку развитию современной страховой индустрии, предоставляя информацию, консультационные услуги, помощь в базовой и специализированной подготовке по страхованию, помогая организации и развитию страховых союзов и органов страхового надзора в этих странах.
В США страхование является сферой, находящейся в компетенции каждого федерального штата (вопросы лицензирования) и одновременно федерального правительства (вопросы налогообложения, антимонопольного регулирования). Некоторые виды страхования — от наводнений, неурожая, медицинское — регулируются исключительно на федеральном уровне.
Кроме того, есть особые федеральные структуры, которые регулируют отдельные стороны страхового дела.
Важную роль на федеральном уровне играют Национальная конференция страховых законодателей — совещательный орган, созданный в 1969 г. и включающий представителей 34 штатов, и Национальная ассоциация страховых комиссаров, основанная еще в 1871 г. для координации норм, регулирующих деятельность страховщиков, и состоящая из представителей органов страхового надзора всех 50 штатов, округа Колумбия и четырех американских территорий. Главной задачей страхового комиссара является защита страхователей и помощь органам страхового надзора.
В Японии Закон «О страховании» пересматривался несколько раз, последний — в 1996 г. в рамках всеобщей реформы страхования, направленной на:
В рамках либерализации были отменены жесткое тарифное регулирование в рисковом страховании и система, при которой правительство устанавливало одинаковые темпы развития для всех участников рынка.
Вместе с тем новый Закон «О страховании» предусматривает дальнейшую регламентацию страхового дела, в частности, лицензирование каждого вида страхования, введение института брокеров, установление уровня платежеспособности, необходимость создания страховщиками гарантийных фондов (наличный депозит или залог ценных бумаг).
Согласно Закону «О страховании» страхование имеет две отрасли: страхование жизни и иные виды. Страховщикам запрещено проводить операции по этим отраслям одновременно. Страховые компании не могут заниматься иной деятельностью, кроме страховой.
Страхование жизни включает страхование на дожитие, недожитие, от несчастных случаев и болезней, кроме случаев, отнесенных к иным видам страхования.
Иные виды включают страхование убытков (в том числе ценных бумаг), рисков несчастных случаев, болезней третьих лиц и ухода за ними, страхование от пожаров, морское страхование, страхование транспорта и автомобилей.
В рамках реформы финансовой системы были созданы две корпорации по защите интересов страхователей — в сфере страхования жизни и в рисковых видах страхования. Эти корпорации выполняют Функции фондов на случай банкротства страховщиков, пополняемых за счет взносов всех страховых компаний, получивших лицензию на страхование на территории Японии.
Информация о работе Государственное регулирование страховой деятельности