Лекции по "Страхованию"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Марта 2013 в 21:49, курс лекций

Описание

Сущность и содержание страхования.
Понятие страхового фонда, его организационные формы.
Признаки и принципы страхования.
Функции страхования.
Риски в страховании: критерии, классификация, методы оценки.

Работа состоит из  1 файл

OPORN_J_KONSPEKT_Strakhovoe_delo.doc

— 402.00 Кб (Скачать документ)

 

5.3. Каналы и методы продвижения  страховых услуг на рынке.

Основой продвижения страховых продуктов на рынке является нормальное функционирование каналов их распространения.

Канал распространения  – это система посредников, которые  помогают страховщику довести страховые  услуги до страхователя, а страхователю – эти услуги получить. В качестве таких каналов могут использоваться:

- страховые агенты;

- страховые брокеры;

- “прямой бизнес”;

- система “прямого  ответа” и др.

Наше стремление к  цивилизованному страховому рынку  сопряжено с решением множества  проблем, и одна из них – технология распространения страховых услуг. Здесь возможны два взаимосвязанных решения: во-первых, организация продаж страховых полисов в офисах страховщика и , во-вторых, привлечение к сотрудничеству страховых посредников.

Прямая продажа страховых  полисов подразумевает наличие широкой сети филиалов, агенств, представительств, расположенных в зоне обслуживания, что не всегда оправдано экономически. Анализ деятельности белорусских страховых организаций за последние годы показывает, что в силу сложившихся объективных и субъективных факторов, им с трудом удается согласовать тактику расширения своего присутствия на рынке с обеспечением финансовой стабильности. Расширение сети продаж, как правило, ведет к росту непроизводительных расходов, которые необходимо компенсировать за счет прибыли. В этой ситуации представляется целесообразным более внимательно отнестись к предложению услуг страховых посредников – брокеров.

 

5.4. Страховой  продукт, его структура, свойства  и жизненный цикл.

Страховой продукт - форма реализации страховой защиты в условиях рынка. В практике страхового дела под страховым продуктом понимается вся совокупность финансовых и юридических обязательств страховщика, которые он принимает на себя по данному договору страхования.

* Страховой продукт  с позиции его распространения:

- унифицированный (массовый) или 

- индивидуальный.

Распространяемый через  посредников или распространяемый напрямую.

Унифицированный страховой продукт

Индивидуальный страховой  продукт

риск однороден

риск неоднороден по многим параметрам

стандартный набор услуг (здесь покупка только пакета услуг)

индивидуализированный набор услуг (страхователь сам набирает пакет)

реализация продукта часто идет через банк либо напрямую без посредника

продажа через посредника (в основном через брокера)

используются простые  информационные технологии

информационное обеспечение  высокого уровня

используется официальная  статистика

необходимо получать сведения от страхователя, в т.ч. и  являющиеся коммерческой тайной.


 

 

Тема 6. Тарифная политика в страховании

6.1. Актуарная политика, ее сущность и задачи.

6.2. Страховой тариф,  его состав и структура.

6.3. Тарифная политика  страховой компании, ее принципы и направления.

 

6.1. Актуарная политика, ее сущность  и задачи.

 

Финансово-экономические аспекты страхования невозможно изучать без использования актуарной математики, которая вместе с основными разделами  финансово-экономических дисциплин расширяет теоретическую базу страхового дела.

Актуарная математика в  широком смысле этого слова – один из разделов прикладной математики, возникший в 17 веке при расчете взносов по страхованию жизни с помощью таблиц продолжительности жизни (смертности).

Актуарные расчеты представляют собой систему математических и  статистических закономерностей, регламентирующих взаимоотношения между страховщиком и страхователями. Они отражают в виде математических формул механизм образования и расходования фонда денежных средств в долгосрочных страховых операциях, связанных с продолжительностью жизни населения, т.е. в страховании жизни и пенсий.

При расширенном толковании к актуарным расчетам относят  также расчеты тарифов по любому виду страхования. Их методология основана на использовании теории вероятностей, методов математической и демографической статистики, теории процентных ставок.

Важной особенностью актуарных расчетов в зависимости  от видов страхования является то, что в рисковых видах страхования  в связи со значительными колебаниями  вероятности наступления страхового случая во времени определяется специальная надбавка за риск – рисковая надбавка. При проведении актуарных расчетов в страховании жизни и пенсий рисковая надбавка, как правило, не исчисляется, поскольку достаточно велик объем страховой совокупности, а страховые суммы незначительны. 

Актуарные расчеты, осуществляемые страховой организацией, классифицируют по видам страхования и по времени составления (плановые и отчетные). Актуарные расчеты могут быть общими (для всей республики), зональными (для определенного региона), территориальными (для отдельного района).

 

6.2. Страховой тариф, его состав  и структура.

Страховой тариф представляет собой ставку страхового взноса с единицы страховой суммы с учетом объекта страхования и характера страхового риска.

Страховой тариф включает в себя базовый страховой тариф и применяемые к нему корректировочные коэффициенты. 

Базовый страховой  тариф (брутто-тариф) состоит из нетто-тарифа и нагрузки.

 

Нетто-тариф целиком предназначен для выплаты страхового возмещения и является основой при формировании страхового фонда.

Рисковая надбавка используется страховщиком для создания денежного фонда (страхового резерва) на случай выплаты страхового возмещения (страхового обеспечения), превышающего средний уровень, заложенный в основной части нетто-тарифа.

Нагрузка отражает величину расходов страховщика, связанных с организацией страхования по данному виду страхования.

Размер страховой тарифной ставки зависит от следующих факторов:

- от точности определения  вероятной суммы ущерба, приходящейся на каждого страхователя;

- от объема страховой  ответственности страховщика, принявшего  на себя обязательства по возмещению ущерба в случае наступления страхового события;

- от количества страхователей,  участвующих в формировании страхового  фонда по данному виду страхования.

 

6.3. Тарифная политика страховой  компании, ее принципы и направления.

Тарифная политика каждой страховой организации представляет собой целенаправленную деятельность страховщика по установлению оптимальной величины страховых тарифов в процессе проведения актуарных расчетов. Правильно построенная тарифная политика страховой организации обеспечивает безубыточную деятельность страховщика и приводит к расширению объема страховых операций.

Политика в области  установления тарифных ставок сводится к тому, чтобы величина страховых тарифов соответствовала степени страхового риска по заключенному договору. Роль данной политики для финансовой устойчивости страховщика состоит в том, что основным источников финансовых ресурсов страховщика являются страховые взносы, объем которых зависит от числа договоров страхования, размера страховой суммы и величины страховых тарифов.

Таким образом, от размера  страховых тарифов во многом зависит величина доходов страховой организации. В случае если страховщик в целях привлечения страхователей будет регулярно занижать страховой тариф, то это приведет к тому, что сумма собранных страховых взносов окажется ниже размера страховых выплат, которые надо будет осуществить страховщику в связи со страховыми случаями, что повлечет убытки от страховой деятельности. С другой стороны, при завышении размера тарифных ставок страховщик может лишиться части клиентов, которые застрахуются в других страховых организациях. 

 

 

          Тема 7 Финансовые основы страховой  деятельности

7.1. Финансовые результаты деятельности страховщика: доходы, расходы, прибыль, себестоимость, рентабельность.

7.2. Налогообложение страховых  операций.

7.3. Фонды и резервы  страховых компаний.

7.4. Инвестиционная деятельность  страховщика.

7.5. Финансовая устойчивость и платежеспособность страховой компании.

 

7.1. Финансовые результаты деятельности  страховщика: доходы, расходы, прибыль,  себестоимость, рентабельность.

 

Конечным финансовым результатом деятельности страховой  организации является прибыль или убыток, который представляет собой сумму финансовых результатов от страховой деятельности, от инвестиционной деятельности и иной, не запрещенной законодательством деятельности.

Прибыль (убыток) в страховых организациях определяется как разница между доходами и расходами.

Доходы страховых  организаций:

  1. доходы от страховой деятельности:

- страховые премии  по договорам страхования, перестрахования  и сострахования;

- возмещение доли убытков,  переданным в перестрахование;

- комиссионные и брокерские  вознаграждения;

2. доходы от инвестиционной деятельности:

      - проценты  по банковским вкладам;

      - дивиденды  по акциям;

      - доходы  по ЦБ;

      - доходы  от вложений в недвижимость;

3. прочие доходы:

       - доходы  от деятельности, связанной со  страхованием:

               * суммы, полученные в порядке регресса;

               * начисления на депо премий;

               * суммы возврата страховых выплаченного  страхового возмещения и страхового  обеспечения;

       - доходы  от деятельности, не связанные  со страховой деятельностью:

               * доходы от реализации ОФ;

               * доходы от сдачи имущества  в аренду;

               * доходы от проведения консультационных  работ, обучения.         

Расходы страховой  компании:

- выплаты страхового  возмещения и страхового обеспечения;

- отчисления в страховые резервы и фонд предупредительных мероприятий;

- страховые премии, уплаченные  по рискам, переданным в перестрахование;

- возмещение  доли  убытков, уплаченным по рискам, принятым в перестрахование;

- комиссионные и брокерские  вознаграждения, уплаченные по договорам перестрахования;

- расходы, связанные  с размещением страховых резервов;

- расходы на ведение  дела, включающие в себя:

    * затраты на  оказание услуг, относимые на  себестоимость;

    * комиссионные  вознаграждения, уплаченные за оказание  услуг страхового агента;

    * оплата командировочных  расходов, инкассаторских услуг,  услуг банка;

    * оплата услуг  специалистов, привлекаемых для  проведения страховых операций (экспертов,  сюрвейров, аварийных комиссаров, врачей, юристов;

    * канцелярские расходы, аренда помещений;

    * прочие расходы,  связанные со страховой деятельностью.

В себестоимость страховых услуг включаются:

    • Расходы на ведение дела
    • Выплаты страхового возмещения и страхового обеспечения;
    • Отчисления в страховые резервы, гарантийные фонды и фонды превентивных мероприятий.

Сумма прибыли определяется как превышение доходов над расходами.

Рентабельность  страховых операций – отношение суммы прибыли к сумме поступивших страховых взносов.

 

7.2. Налогообложение страховых операций.

Определение налогооблагаемой базы, исчисление налогов, сборов, отчислений и внебюджетных платежей осуществляется в соответствии с требованиями налогового законодательства Республики Беларусь.

Страховые компании несут  обязательство по уплате

  • подоходного налога с физических лиц;
  • чрезвычайного налога и обязательных отчислений в государственный фонд содействия занятости;
  • налога за пользование природными ресурсами (экологическою налога):
  • платы за размещение отходов производства и потребления;
  • платежей за землю;
  • налога на добавленную стоимость;
  • налога на недвижимость;
  • местных налогов и сборов, вводимых местными органами власти на территории соответствующих административно-территориальных единиц (за исключением целевых сборов (транспортного сбора на обновление и восстановление транспорта общего пользования, используемого на маршрутах в городском пассажирском, пригородном и междугородном автобусном, сбора на содержание и развитие инфраструктуры города (района).

 

7.3. Фонды и резервы страховых  компаний.

Для обеспечения своей  финансово-хозяйственной деятельности страховые организации создают различные фонды и резервы.

  1. Уставный фонд;
  2. Страховые резервы:

Информация о работе Лекции по "Страхованию"