Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Марта 2013 в 21:49, курс лекций
Сущность и содержание страхования.
Понятие страхового фонда, его организационные формы.
Признаки и принципы страхования.
Функции страхования.
Риски в страховании: критерии, классификация, методы оценки.
5.3. Каналы и методы продвижения страховых услуг на рынке.
Основой продвижения страховых продуктов на рынке является нормальное функционирование каналов их распространения.
Канал распространения – это система посредников, которые помогают страховщику довести страховые услуги до страхователя, а страхователю – эти услуги получить. В качестве таких каналов могут использоваться:
- страховые агенты;
- страховые брокеры;
- “прямой бизнес”;
- система “прямого ответа” и др.
Наше стремление к цивилизованному страховому рынку сопряжено с решением множества проблем, и одна из них – технология распространения страховых услуг. Здесь возможны два взаимосвязанных решения: во-первых, организация продаж страховых полисов в офисах страховщика и , во-вторых, привлечение к сотрудничеству страховых посредников.
Прямая продажа страховых полисов подразумевает наличие широкой сети филиалов, агенств, представительств, расположенных в зоне обслуживания, что не всегда оправдано экономически. Анализ деятельности белорусских страховых организаций за последние годы показывает, что в силу сложившихся объективных и субъективных факторов, им с трудом удается согласовать тактику расширения своего присутствия на рынке с обеспечением финансовой стабильности. Расширение сети продаж, как правило, ведет к росту непроизводительных расходов, которые необходимо компенсировать за счет прибыли. В этой ситуации представляется целесообразным более внимательно отнестись к предложению услуг страховых посредников – брокеров.
5.4. Страховой
продукт, его структура,
Страховой продукт - форма реализации страховой защиты в условиях рынка. В практике страхового дела под страховым продуктом понимается вся совокупность финансовых и юридических обязательств страховщика, которые он принимает на себя по данному договору страхования.
* Страховой продукт с позиции его распространения:
- унифицированный (массовый) или
- индивидуальный.
Распространяемый через
посредников или
Унифицированный страховой продукт |
Индивидуальный страховой продукт |
риск однороден |
риск неоднороден по многим параметрам |
стандартный набор услуг (здесь покупка только пакета услуг) |
индивидуализированный набор услуг (страхователь сам набирает пакет) |
реализация продукта часто идет через банк либо напрямую без посредника |
продажа через посредника (в основном через брокера) |
используются простые информационные технологии |
информационное обеспечение высокого уровня |
используется официальная статистика |
необходимо получать сведения от страхователя, в т.ч. и являющиеся коммерческой тайной. |
Тема 6. Тарифная политика в страховании
6.1. Актуарная политика, ее сущность и задачи.
6.2. Страховой тариф, его состав и структура.
6.3. Тарифная политика страховой компании, ее принципы и направления.
6.1. Актуарная политика, ее сущность и задачи.
Финансово-экономические аспекты страхования невозможно изучать без использования актуарной математики, которая вместе с основными разделами финансово-экономических дисциплин расширяет теоретическую базу страхового дела.
Актуарная математика в широком смысле этого слова – один из разделов прикладной математики, возникший в 17 веке при расчете взносов по страхованию жизни с помощью таблиц продолжительности жизни (смертности).
Актуарные расчеты представляют собой систему математических и статистических закономерностей, регламентирующих взаимоотношения между страховщиком и страхователями. Они отражают в виде математических формул механизм образования и расходования фонда денежных средств в долгосрочных страховых операциях, связанных с продолжительностью жизни населения, т.е. в страховании жизни и пенсий.
При расширенном толковании к актуарным расчетам относят также расчеты тарифов по любому виду страхования. Их методология основана на использовании теории вероятностей, методов математической и демографической статистики, теории процентных ставок.
Важной особенностью
актуарных расчетов в зависимости
от видов страхования является то,
что в рисковых видах страхования
в связи со значительными колебаниями
вероятности наступления страхо
Актуарные расчеты, осуществляемые страховой организацией, классифицируют по видам страхования и по времени составления (плановые и отчетные). Актуарные расчеты могут быть общими (для всей республики), зональными (для определенного региона), территориальными (для отдельного района).
6.2. Страховой тариф, его состав и структура.
Страховой тариф представляет собой ставку страхового взноса с единицы страховой суммы с учетом объекта страхования и характера страхового риска.
Страховой тариф включает в себя базовый страховой тариф и применяемые к нему корректировочные коэффициенты.
Базовый страховой тариф (брутто-тариф) состоит из нетто-тарифа и нагрузки.
Нетто-тариф целиком предназначен для выплаты страхового возмещения и является основой при формировании страхового фонда.
Рисковая надбавка используется страховщиком для создания денежного фонда (страхового резерва) на случай выплаты страхового возмещения (страхового обеспечения), превышающего средний уровень, заложенный в основной части нетто-тарифа.
Нагрузка отражает величину расходов страховщика, связанных с организацией страхования по данному виду страхования.
Размер страховой тарифной ставки зависит от следующих факторов:
- от точности определения вероятной суммы ущерба, приходящейся на каждого страхователя;
- от объема страховой
ответственности страховщика,
- от количества страхователей,
участвующих в формировании
6.3. Тарифная политика страховой компании, ее принципы и направления.
Тарифная политика каждой страховой организации представляет собой целенаправленную деятельность страховщика по установлению оптимальной величины страховых тарифов в процессе проведения актуарных расчетов. Правильно построенная тарифная политика страховой организации обеспечивает безубыточную деятельность страховщика и приводит к расширению объема страховых операций.
Политика в области установления тарифных ставок сводится к тому, чтобы величина страховых тарифов соответствовала степени страхового риска по заключенному договору. Роль данной политики для финансовой устойчивости страховщика состоит в том, что основным источников финансовых ресурсов страховщика являются страховые взносы, объем которых зависит от числа договоров страхования, размера страховой суммы и величины страховых тарифов.
Таким образом, от размера страховых тарифов во многом зависит величина доходов страховой организации. В случае если страховщик в целях привлечения страхователей будет регулярно занижать страховой тариф, то это приведет к тому, что сумма собранных страховых взносов окажется ниже размера страховых выплат, которые надо будет осуществить страховщику в связи со страховыми случаями, что повлечет убытки от страховой деятельности. С другой стороны, при завышении размера тарифных ставок страховщик может лишиться части клиентов, которые застрахуются в других страховых организациях.
Тема 7 Финансовые основы страховой деятельности
7.1. Финансовые результаты деятельности страховщика: доходы, расходы, прибыль, себестоимость, рентабельность.
7.2. Налогообложение страховых операций.
7.3. Фонды и резервы страховых компаний.
7.4. Инвестиционная деятельность страховщика.
7.5. Финансовая устойчивость и платежеспособность страховой компании.
7.1.
Финансовые результаты
Конечным финансовым результатом деятельности страховой организации является прибыль или убыток, который представляет собой сумму финансовых результатов от страховой деятельности, от инвестиционной деятельности и иной, не запрещенной законодательством деятельности.
Прибыль (убыток) в страховых организациях определяется как разница между доходами и расходами.
Доходы страховых организаций:
- страховые премии
по договорам страхования,
- возмещение доли убытков, переданным в перестрахование;
- комиссионные и брокерские вознаграждения;
2. доходы от инвестиционной деятельности:
- проценты по банковским вкладам;
- дивиденды по акциям;
- доходы по ЦБ;
- доходы от вложений в недвижимость;
3. прочие доходы:
- доходы от деятельности, связанной со страхованием:
* суммы, полученные в порядке регресса;
* начисления на депо премий;
* суммы возврата страховых
- доходы от деятельности, не связанные со страховой деятельностью:
* доходы от реализации ОФ;
* доходы от сдачи имущества в аренду;
* доходы от проведения
Расходы страховой компании:
- выплаты страхового
возмещения и страхового
- отчисления в страховые резервы и фонд предупредительных мероприятий;
- страховые премии, уплаченные по рискам, переданным в перестрахование;
- возмещение доли убытков, уплаченным по рискам, принятым в перестрахование;
- комиссионные и брокерские вознаграждения, уплаченные по договорам перестрахования;
- расходы, связанные
с размещением страховых
- расходы на ведение дела, включающие в себя:
* затраты на оказание услуг, относимые на себестоимость;
* комиссионные вознаграждения, уплаченные за оказание услуг страхового агента;
* оплата командировочных расходов, инкассаторских услуг, услуг банка;
* оплата услуг
специалистов, привлекаемых для
проведения страховых операций (экспертов,
сюрвейров, аварийных
* канцелярские расходы, аренда помещений;
* прочие расходы,
связанные со страховой
В себестоимость страховых услуг включаются:
Сумма прибыли определяется как превышение доходов над расходами.
Рентабельность страховых операций – отношение суммы прибыли к сумме поступивших страховых взносов.
7.2.
Налогообложение страховых
Определение налогооблагаемой базы, исчисление налогов, сборов, отчислений и внебюджетных платежей осуществляется в соответствии с требованиями налогового законодательства Республики Беларусь.
Страховые компании несут обязательство по уплате
7.3. Фонды и резервы страховых компаний.
Для обеспечения своей финансово-хозяйственной деятельности страховые организации создают различные фонды и резервы.