Лекции по "Страхованию"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Марта 2013 в 21:49, курс лекций

Описание

Сущность и содержание страхования.
Понятие страхового фонда, его организационные формы.
Признаки и принципы страхования.
Функции страхования.
Риски в страховании: критерии, классификация, методы оценки.

Работа состоит из  1 файл

OPORN_J_KONSPEKT_Strakhovoe_delo.doc

— 402.00 Кб (Скачать документ)

Согласно Указу Президента Беаруси долевое строительство  жилья без заключения договора обязательного  страхования влечет наложение штрафа в размере от 75 до 100 базовых величин  для юрлиц или индивидуальных предпринимателей и в размере от 10 до 20 базовых величин – для должностных лиц.

Тариф – 0,31 % от стоимости  объекта долевого строительства. Лимит  ответственности равен стоимости  жилого помещения, указанной в договоре о долевом строительстве.

6 % от поступивших взносов ежемесячно -  в фонд предупредительных мероприятий.

2 % - в гарантийный фонд.

 

Тема 12. Страхование в  транспортной сфере

12.1. Страхование грузов (карго).

12.2. Страхование средств транспорта (каско).

12.3. Страхование гражданской ответственности владельцев средств транспорта в РБ.

12.4. Система Зеленая карта», ее сущность, история становления и особенности  функционирования.

12.5. Страхование гражданской ответственности  автоперевозчика и экспедиторов.

12.6. Страхование ответственности перевозчика перед пассажирами в РБ.

 

12.1. Страхование грузов (карго).

На страхование принимаются  грузы, перевозимые по суше, воздушным  и водным путем.

К особенностям  страхования  грузов относятся: возможность страховать груз выше его стоимости в момент заключения договора страхования; применение различных видов полисов (генерального, рейсового, срочного, комбинированного, таксированного, нетаксированного) и ряд других.

Страхование грузов осуществляется на общепринятых условиях, разработанных в Англии. Так, договор страхования может быть заключен на одном из следующих условий:

А – «с ответственностью за все риски» – данный вариант  предусматривает оплату убытков  от повреждения или полной гибели груза, происшедших по любой причине, а также убытков по общей аварии и расходов по спасению груза.

В – «с ответственностью за частную аварию» - здесь под  ущербом понимается повреждение  или полная гибель груза, если они  произошли вследствие стихийных  бедствий, пропажи транспортных средств без вести и аварий при погрузке, укладке и выгрузке груза и приеме топлива транспортным средством, пожар, взрыв, крушение или столкновение поездов, судов, самолетов и т.д.  Кроме того, возмещаются убытки  пол общей аварии т расходы по спасанию груза;

С – «без ответственности  за повреждение, кроме случаев крушения» - по этому варианту страховщик обязан возместить убытки только от полной гибели всего или части груза, происшедшие вследствие страховых событий, указанных в пункте В.

При расчете страховой  премии величина тарифа устанавливается  с учетом его пропорциональной зависимости от вида и надежности транспорта, рода груза, дальности перевозок.

Страховая сумма заявляется в договоре по усмотрению страхователя в пределах стоимости груза, указанного в счете поставщика с включением расходов по перевозке.

 

12.2. Страхование средств транспорта (каско).

Страхование средств  транспорта включает в себя:

- страхование средств  автомототранспорта;

- страхование средств  воздушного транспорта;

- страхование средств  водного транспорта;

- страхование космической техники.

Страхование средств  автомототранспорта

На страхование принимаются  автомобили (легковые. Грузовые, грузопассажирские, микроавтобусы), мотоциклы, мотороллеры, мотоколяски и др.

Существует несколько  вариантов страхования:

- страхование «автокаско» - транспортное средство считается застрахованным от ущерба и угона. Страхование от ущерба включает случаи  повреждения или уничтожения автотранспортного средств в результате ДТП, пожара, самовозгорания, падения инородных предметов, стихийных бедствий, противоправных действий третьих лиц (за исключением угона). Страхование от угона  проводится на случай хищения автомобиля. При этом страховые компании требуют от владельца установки противоугонного устройства определенного типа.

- страхование «на один  случай» - рассчитан на единственный страховой случай, затем договор прекращается. У страхователя есть выбор: обращаться в компанию сразу при любой аварии или подождать крупного ущерба.

- страхование «на выходные  дни» - обязательства страховщика  по выплате страхового возмещения возникают при наступлении страхового случая лишь в официальные выходные и праздничные дни. (для дачников). Размер  страховой премии рассчитывается по ставкам, установленным в зависимости от вида транспортного средства и варианта страхования.

Страхование средств  воздушного транспорта

По данному страхованию  могут быть застрахованы воздушные  суда, запасные части к ним, специальное  оборудование и снаряжение, установленное  и перевозимое на его борту, а  страхователями выступают авиаперевозчики, крупные коммерческие компании, имеющие собственный авиатранспорт, аэроклубы, частные владельцы и др.

Договор может быть заключен  на рейс и на определенный срок.

Страховщик принимает  на себя обязательства  по возмещению ущерба за гибель, пропажу без вести и повреждение средств воздушного транспорта.

На практике широко применяются  комбинированные полисы, которые  объединяют страхование воздушных  судов (авиакаско) и страхование  различных видов ответственности, связанных с их эксплуатацией.

Страхование средств водного транспорта.

По страхованию средств  водного транспорта могут быть застрахованы морские и речные суда любого класса и назначения.

К страховым случаям  относятся затопление судна в  шторме, посадка на мель, удар молнии, пиратство, взрыв котлов, скрытые дефекты оборудования и др.

 

12.3. Страхование гражданской ответственности  владельцев средств транспорта  в Республике Беларусь.

Объектом страхования  является имущественный интерес  страхователя (владельца автотранспортного  средства либо лица, в отношении которого заключен договор), включающий ущерб, который может быть причинен жизни, здоровью и имуществу, а также упущенную выгоду потерпевшего в результате использования страхователем его транспортного средства. Кроме того, страховое покрытие может включать и дополнительные расходы страхователя по урегулированию претензий потерпевших лиц.

Страховой тариф устанавливается  с учетом срока страхования, профессионализма страхователя,  водительского стажа, марки автотранспортного средства, его технических характеристик, режима и территории использования, маршрутов движения, курса евро и т.д.

Страхователем по договору обязательного страхования гражданской  ответственности владельцев транспортных средств могут быть владельцы транспортных средств – юридические и физические лица, являющиеся в соответствии с законодательством Республики Беларусь собственниками или иными владельцами транспортных средств.

Страховым случаем является факт причинения вреда жизни, здоровью и имуществу потерпевшего в результате ДТП.

Не являются страховыми случаями факты причинения вреда:

- вследствие непреодолимой  силы или умысла потерпевшего;

- владельцу, который  признан виновным в совершении  ДТП;

- имуществу в виде  наличных денег, драгоценностей, ценных бумаг, документов;

- в результате ДТП,  не зарегистрированного в ГАИ;

- вследствие всякого  рода военных действий, гражданской  войны, народных волнений и  забастовок;

- использование транспортных  средств в спортивных соревнованиях  и др.

Лимит ответственности  за вред, причиненный в результате ДТП:

 Жизни или здоровью потерпевшего – до 10000 евро;

- имуществу потерпевшего  – до 10000 евро.

Основанием для заключения договора страхования с владельцем транспортного средства являются:

  • письменное или устное заявление страхователя в случаях, предусмотренных Инструкцией Белорусского бюро по транспортному страхованию;
  • документ, удостоверяющий право на владение транспортным средством: технический паспорт, нотариально удостоверенная доверенность на право управления транспортным средством, договор (купли-продажи, аренды, лизинга, безвозмездного пользования, совместного владения транспортным средством и т.п.).

правилами страхования  определена ответственность владельца  транспортного средства при отсутствии договора страхования:

- на использование  транспортного средства в дорожном движении:

* юр/лицо – 15 б.в.;

* физ/лицо – 5 б.в.;

- в случае совершения  ДТП:

* юр/лицо – 25 б.в.;

* физ/лицо – 10 б.в.

Владелец транспортного  средства, зарегистрированного за границей, при отсутствии договора страхования  и совершении ДТП подвергается штрафу 200 долларов США.

Компании, имеющие право  заниматься данным видом страхования: Белгосстарх, Белэксимгарант, Промтрансинвест, Белнефтехим, Славполис, Белкоопстрах.

 

12.4. Система Зеленая карта», ее сущность, история становления и особенности  функционирования.

Для решения проблемы возмещения вреда, причиненного иностранными владельцами транспортных средств, в Европе с 1 января 1953 года действует единое Соглашение об обязательном страховании гражданской ответственности  («Зеленая карта»). Название данного соглашения связано с цветом документа, официальное название которого «Международная карта автострахования». Этот документ выдается владельцу автотранспортного средства и является эквивалентом страхового полиса, подтверждающего факт страхования  ответственности владельца транспортного средства и действующего на условиях страны, которую посещает страхователь.

Белорусское бюро по транспортному  страхованию стало 44-м транзитным членом Совета Бюро Международной системы  транспортного страхования «Зеленая карта» с 1 июля 2002 года. Это решение было принято сессией Генеральной ассамблеи системы 30 мая 2002 года. Членство Беларуси было активизировано с 1 января 2003 года по решению Управляющего Комитета, подтвердившего, что все необходимые административные меры, включающие банковскую гарантию и контракт по перестрахованию, завершены.

  С 1 апреля 2003 года  вступили в силу подписанные  соглашения между Белорусским   бюро и странами Европейской  экономической зоны и таким  образом сертификаты зеленых карт страховых компаний Австралии, Бельгии, Швейцарии, Германии, Дании, Испании, Финляндии, Франции, Великобритании, Греции, Ирландии, Исландии, Италии, Люксембурга, Норвегии, Нидерландов, Португалии, Швеции с этой даты  признаны на территории Республики Беларусь.

Основные условия и принципы системы:

  • признание государством законности системы и отражение в национальном законодательстве страхования гражданской ответственности владельцев автотранспортных средств в обязательной форме;
  • признание на территории любой из стран-участниц полисов «Зеленая карта», приобретенных в любой другой стране;
  • передача полномочий по урегулированию убытков иностранного лица национальному страховщику государства, на территории которого причинен вред;
  • предоставление страхового покрытия на территории иностранного государства члена системы – в объеме его законодательства по этому виду страхования.

В случае, если владелец «Зеленой карты» становится виновником дорожно-транспортного происшествия, то он предъявляет ее представителям власти или полиции, подтверждая тем самым наличие страхования, а пострадавшей стороне сообщает адрес Бюро в стране посещения, которое будет осуществлять урегулирование его претензии.

Бюро пострадавшей стороны, возмещая ущерб, в соответствии с  действующем национальным законодательством, обращается к Бюро, возмещающему убытки той страны, где было зарегистрировано средство транспорта виновника дорожно-транспортного происшествия и где выдавалась «Зеленая карта», с требованием о компенсации ущерба. Таким образом, урегулирование возникающих убытков производится на основе взаимных расчетов между национальными Бюро, которые являются членами системы.

 

12.5. Страхование гражданской ответственности 

автоперевозчика и экспедиторов.

 

Ответственностью перевозчика  является соблюдение правил или договорных условий перевозки.

Субъектом страхования  выступают транспортные организации, осуществляющие перевозку и выдающие перевозочный документ (товарно-транспортную накладную, коносамент, билет и т.д.). Объектом страхования является ответственность перевозчика за вред, причиненный пассажирам, грузовладельцам или иным третьим лицам.

Информация о работе Лекции по "Страхованию"