Лекции по "Страхованию"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Апреля 2013 в 12:41, курс лекций

Описание

Особенности финансов в системе страхования
(Об организации страхового дела в Российской Федерации: Федеральный закон от 29 ноября 1992 года №4015-ФЗ (в ред. от 30.11.2011 N 362-ФЗ) не распространяется на государственное социальное страхование, кроме ОМС).

Сущность и функции страхования.
Виды страхования.
Государственный надзор за страховой деятельностью.
Методы создания страховых фондов.

Работа состоит из  8 файлов

бюджет.doc

— 225.00 Кб (Скачать документ)

 Сущность бюджета, его роль в социально-экономических процессах

 

Финансовые отношения, складывающиеся у государства (муниципальными образованиями) с юридическими и физическими лицами, называются бюджетными. Специфика этих отношений состоит в том, что они:

- возникают в распределительном  процессе, непременным участником  которого является государство (муниципалитет);

- связаны с формированием  и использованием централизованного  денежного фонда, предназначенного для удовлетворения общегосударственных потребностей.

На формах бюджетных  отношений сказываются методы ведения  хозяйства и социально-культурного  обслуживания граждан, а также задачи, решаемые государством на каждом этапе его развития.

Объективный характер бюджетных  отношений обусловлен тем, что в  руках государства ежегодно должна концентрироваться доля НД.

Централизация средств  имеет важное экономическое и  политическое значение, поскольку мобилизуемые доходы являются финансовой основой  претворения в жизнь намечаемых государством мероприятий. Это дает возможность маневрировать ресурсами, сосредоточить их на наиболее важных участках экономического и социального развития, осуществлять единую финансовую политику. Бюджет широко используется для межотраслевого и территориального перераспределения финансовых ресурсов с учетом требований наиболее рационального размещения производительных сил, подъема экономики субъектов Федерации.

Бюджет можно  рассматривать в трех аспектах:

    1. Бюджет как экономическая категория.
    2. Бюджет в материальном смысле.
    3. Бюджет как правовая категория.

Бюджет как  экономическая категория – это денежные отношения, возникающие у государства (муниципалитета) с юридическими и физическими лицами по поводу формирования и использования бюджетного фонда, предназначенного на финансирование н/х, социально-культурного обслуживания граждан, нужд обороны и управления.

Являясь составной частью финансов, бюджет характеризуется теми же чертами, однако имеются особенности, отличающие его от других звеньев  финансовой системы:

    • бюджет является особой формой перераспределительных отношений, связанной с обособлением части НД в руках государства и ее использованием с целью удовлетворения потребностей общества;
    • с помощью бюджета происходит перераспределение НД (реже НБ) между отраслями н/х, территориями страны и т. д.;
    • пропорции перераспределения стоимости в большей мере, чем у других звеньев финансов определяются потребностями расширенного воспроизводства в целом и задачами, стоящими перед обществом на каждом  историческом этапе его развития;
    • область бюджетного распределения занимает центральное место в составе государственных и муниципальных финансов.

Сущность бюджета как  экономической категории реализуется  через распределительную и контрольную функции.

Благодаря первой происходит концентрация денежных средств в  руках государства и их использование с целью удовлетворения потребностей общества. Содержание распределительной функции бюджета определяется процессами распределения финансовых ресурсов между разными подразделениями общественного производства. Ни одно из других звеньев финансов не осуществляет такого многовидного и многоуровневого перераспределения средств, как бюджет. Сфера действия распределительной функции  определяется тем, что в отношения с бюджетом вступают почти все участники общественного производства.

Контрольная функция позволяет узнать, насколько своевременно и полно финансовые ресурсы поступают в распоряжение государства и как фактически складываются пропорции в распределении бюджетных средств.

Реальным воплощением  бюджетной политики выступает бюджетный  механизм, который отражает конкретную нацеленность бюджетных отношений на решение общегосударственных задач. Бюджетный механизм позволяет использовать бюджет в качестве инструмента государственного регулирования экономики. Бюджетный механизм тесно связан с финансовой политикой государства: меняется политика – меняется механизм.

Бюджет в  материальном смысле представляет собой централизованный денежный фонд, формируемый на том или ином уровне для обеспечения функций соответствующих органов государственной власти и местного самоуправления.

Бюджет как  правовая категория является основным финансовым планом образования, распределения и использования централизованного денежного фонда соответствующей территории, утверждаемым соответствующими представительными органами государственной власти и местного самоуправления.

Утвержденный в установленном  законом порядке бюджет выступает  как основной государственный финансово-плановый акт или основной  финансово-плановый акт местного уровня.

Для бюджета как основного  финансового плана характерны следующие признаки:

    • бюджет является универсальным финансовым планом в том смысле, что его показатели охватывают практически все области и сферы экономического и социального развития. Подобной универсальность не обладает никакой другой финансовый план, поскольку все другие финансовые планы (смета НКО и финансовый раздел бизнес-плана) имеют более узкую сферу действия;
    • бюджет по отношению к другим финансовым планам является координирующим. Координация осуществляется через взаимосвязь показателей бюджета с показателями других финансовых планов.

Консолидированный бюджет – свод бюджетов бюджетной системы РФ на соответствующей территории (за исключением бюджетов государственных ВФ) без учета межбюджетных трансфертов между этими бюджетами. Используется для расчетов и анализа межбюджетных отношений. Правовым актом не является.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Бюджетная классификация РФ

(в ред. ФЗ от 26.04.2007 г. № 63-ФЗ)

БК – является основным методологическим документом, на основе которого составляются и исполняются бюджеты (Гл.9, ст.18-23 БК РФ).

БК – является группировкой доходов, расходов и источников финансирования дефицитов бюджетов бюджетной системы РФ, используемой для составления и исполнения бюджетов, составления бюджетной отчетности, обеспечивающей сопоставимость показателей бюджетов бюджетной системы РФ.

Определение принципов назначения, структуры кодов БК РФ, а также  присвоение кодов составным частям БК РФ, которые являются едиными  для всех бюджетов бюджетной системы РФ, осуществляются Минфином РФ.

С 01.01.95 г. в РФ введена новая бюджетная классификация.

БК состоит  из следующих разделов:

    • классификация доходов бюджетов;
    • классификация расходов бюджетов;
    • классификация источников  финансирования дефицитов бюджетов;
    • классификация операций публично-правовых образований (далее – классификация операций сектора государственного управления).

Единым для бюджетов бюджетной системы РФ группами и  подгруппами доходов бюджетов являются:

    1. налоговые и неналоговые доходы;
    2. безвозмездные поступления.

Единым для бюджетов бюджетной системы РФ перечень статей и подстатей доходов бюджетов утверждается Минфином РФ.

Классификация источников финансирования дефицитов  бюджетов

Едиными для бюджетов бюджетной системы РФ группами и подгруппами источников финансирования дефицитов бюджетов являются:

    1. источники внутреннего финансирования дефицитов бюджетов:
      • государственные (муниципальные) ЦБ, номинальная стоимость которых указана в валюте РФ;
      • кредиты кредитных организаций в валюте РФ;
      • бюджетные кредиты от других бюджетов бюджетной системы РФ;
      • кредиты международных финансовых организаций в валюте РФ;
      • изменение остатков средств на счетах по учету средств бюджета;
      • иные источники внутреннего финансирования дефицитов бюджетов.
    2. источники внешнего финансирования дефицитов бюджетов:
      • государственные ЦБ, номинальная стоимость которых указана в иностранной валюте;
      • кредиты иностранных государств, включая целевые иностранные кредиты, международных финансовых организаций, иных субъектов международного права, иностранных юридических лиц в иностранной валюте;
      • кредиты кредитных организаций в иностранной валюте ;
      • иные источники внешнего финансирования дефицитов бюджетов.

Перечень статей и  видов источников финансирования дефицитов бюджетов утверждается законом (решением) о соответствующем бюджете при утверждении источников финансирования дефицита бюджета.

Классификация операций сектора  государственного управления (вступает в силу с 1 января 2008 года)

1) доходы:

налоговые доходы;

доходы от собственности;

доходы от оказания платных услуг;

суммы принудительного изъятия;

безвозмездные поступления от бюджетов;

страховые взносы на обязательное социальное страхование;

доходы от операций с активами;

прочие доходы;

2) расходы:

оплата труда и начисления на выплаты по оплате труда;

оплата работ, услуг;

обслуживание государственного (муниципального) долга;

безвозмездные перечисления организациям;

безвозмездные перечисления бюджетам;

социальное обеспечение;

расходы по операциям с активами;

прочие расходы;

3) поступление нефинансовых активов:

увеличение стоимости  основных средств;

увеличение стоимости  нематериальных активов;

увеличение стоимости  непроизведенных активов;

увеличение стоимости  материальных запасов;

4) выбытие нефинансовых  активов:

уменьшение стоимости  основных средств;

уменьшение стоимости  нематериальных активов;

уменьшение стоимости непроизведенных активов;

уменьшение стоимости  материальных запасов;

5) поступление финансовых  активов:

поступление на счета  бюджетов;

увеличение стоимости  ценных бумаг, кроме акций и иных форм участия в капитале;

увеличение стоимости  акций и иных форм участия в капитале;

увеличение задолженности  по бюджетным кредитам;

увеличение стоимости  иных финансовых активов;

увеличение прочей дебиторской  задолженности;

6) выбытие финансовых  активов:

выбытие со счетов бюджетов;

уменьшение стоимости  ценных бумаг, кроме акций и иных форм участия в капитале;

уменьшение стоимости  акций и иных форм участия в  капитале;

уменьшение задолженности  по бюджетным ссудам и кредитам;

уменьшение стоимости  иных финансовых активов;

уменьшение прочей дебиторской  задолженности;

7) увеличение обязательств:

увеличение задолженности  по внутреннему государственному (муниципальному) долгу;

увеличение задолженности  по внешнему государственному долгу;

увеличение прочей кредиторской задолженности;

8) уменьшение обязательств:

уменьшение задолженности по внутреннему государственному (муниципальному) долгу;

уменьшение задолженности  по внешнему государственному долгу;

уменьшение прочей кредиторской задолженности.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Государственный и муниципальный кредит

 

(Гл. 14, ст. 97-121 БК РФ)

Отражает кредитные  отношения по поводу аккумуляции  государством (муниципалитетом) денежных средств на началах возвратности для финансирования государственных (муниципальных) расходов. Кредиторами выступают физические и юридические лица, заемщиком государство в лице его органов  и органы местного самоуправления. Данная форма кредита позволяет заемщику мобилизовать дополнительные денежные ресурсы для покрытия бюджетного дефицита без осуществления для этих целей бумажноденежной эмиссии. Государственный кредит используется также в качестве одной из мер стабилизации денежного обращения. В условиях развития инфляционного процесса гос. займы у населения временно уменьшают его платежеспособный спрос.

Государственный (муниципальный) кредит имеет общие черты и  отличия от банковского кредита.

Общее – берется на условиях возвратности, срочности, платности (иногда – бесплатности).

Отличительные особенности

Банковский кредит

Гос. (мун.) кредит

-Экономические интересы  заемщика и кредитора совпадают

 

- деньги выполняют функцию средства платежа

- способствует росту  наличных денег в обращении

- производительное использование  ссудного фонда

- источником погашения  является прибыль

- Экономические интересы  заемщика и кредитора относительно  обособленны

- не только средства  платежа, но и средство обращения

- сокращает денежную  массу в обращении

- на погашение бюджетного  дефицита

или целевое использование

- источником погашения  являются средства бюджета

Страхование.doc

— 54.50 Кб (Открыть документ, Скачать документ)

Фин контроль.doc

— 51.00 Кб (Открыть документ, Скачать документ)

Фин. орган..doc

— 96.00 Кб (Открыть документ, Скачать документ)

Финансы домохозяйств.doc

— 62.00 Кб (Открыть документ, Скачать документ)

фонд соц страх.docx

— 19.14 Кб (Открыть документ, Скачать документ)

Фонды ОМС.docx

— 27.33 Кб (Открыть документ, Скачать документ)

Информация о работе Лекции по "Страхованию"