Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Апреля 2013 в 12:41, курс лекций
Особенности финансов в системе страхования
(Об организации страхового дела в Российской Федерации: Федеральный закон от 29 ноября 1992 года №4015-ФЗ (в ред. от 30.11.2011 N 362-ФЗ) не распространяется на государственное социальное страхование, кроме ОМС).
Сущность и функции страхования.
Виды страхования.
Государственный надзор за страховой деятельностью.
Методы создания страховых фондов.
Сущность бюджета, его роль в социально-экономических процессах
Финансовые отношения, складывающиеся у государства (муниципальными образованиями) с юридическими и физическими лицами, называются бюджетными. Специфика этих отношений состоит в том, что они:
- возникают в распределительном процессе, непременным участником которого является государство (муниципалитет);
- связаны с формированием
и использованием
На формах бюджетных
отношений сказываются методы ведения
хозяйства и социально-
Объективный характер бюджетных отношений обусловлен тем, что в руках государства ежегодно должна концентрироваться доля НД.
Централизация средств имеет важное экономическое и политическое значение, поскольку мобилизуемые доходы являются финансовой основой претворения в жизнь намечаемых государством мероприятий. Это дает возможность маневрировать ресурсами, сосредоточить их на наиболее важных участках экономического и социального развития, осуществлять единую финансовую политику. Бюджет широко используется для межотраслевого и территориального перераспределения финансовых ресурсов с учетом требований наиболее рационального размещения производительных сил, подъема экономики субъектов Федерации.
Бюджет можно рассматривать в трех аспектах:
Бюджет как экономическая категория – это денежные отношения, возникающие у государства (муниципалитета) с юридическими и физическими лицами по поводу формирования и использования бюджетного фонда, предназначенного на финансирование н/х, социально-культурного обслуживания граждан, нужд обороны и управления.
Являясь составной частью финансов, бюджет характеризуется теми же чертами, однако имеются особенности, отличающие его от других звеньев финансовой системы:
Сущность бюджета как
экономической категории
Благодаря первой происходит концентрация денежных средств в руках государства и их использование с целью удовлетворения потребностей общества. Содержание распределительной функции бюджета определяется процессами распределения финансовых ресурсов между разными подразделениями общественного производства. Ни одно из других звеньев финансов не осуществляет такого многовидного и многоуровневого перераспределения средств, как бюджет. Сфера действия распределительной функции определяется тем, что в отношения с бюджетом вступают почти все участники общественного производства.
Контрольная функция позволяет узнать, насколько своевременно и полно финансовые ресурсы поступают в распоряжение государства и как фактически складываются пропорции в распределении бюджетных средств.
Реальным воплощением бюджетной политики выступает бюджетный механизм, который отражает конкретную нацеленность бюджетных отношений на решение общегосударственных задач. Бюджетный механизм позволяет использовать бюджет в качестве инструмента государственного регулирования экономики. Бюджетный механизм тесно связан с финансовой политикой государства: меняется политика – меняется механизм.
Бюджет в материальном смысле представляет собой централизованный денежный фонд, формируемый на том или ином уровне для обеспечения функций соответствующих органов государственной власти и местного самоуправления.
Бюджет как правовая категория является основным финансовым планом образования, распределения и использования централизованного денежного фонда соответствующей территории, утверждаемым соответствующими представительными органами государственной власти и местного самоуправления.
Утвержденный в установленном
законом порядке бюджет выступает
как основной государственный финансово-
Для бюджета как основного финансового плана характерны следующие признаки:
Консолидированный бюджет – свод бюджетов бюджетной системы РФ на соответствующей территории (за исключением бюджетов государственных ВФ) без учета межбюджетных трансфертов между этими бюджетами. Используется для расчетов и анализа межбюджетных отношений. Правовым актом не является.
Бюджетная классификация РФ
(в ред. ФЗ от 26.04.2007 г. № 63-ФЗ)
БК – является основным методологическим документом, на основе которого составляются и исполняются бюджеты (Гл.9, ст.18-23 БК РФ).
БК – является группировкой доходов, расходов и источников финансирования дефицитов бюджетов бюджетной системы РФ, используемой для составления и исполнения бюджетов, составления бюджетной отчетности, обеспечивающей сопоставимость показателей бюджетов бюджетной системы РФ.
Определение принципов назначения, структуры кодов БК РФ, а также присвоение кодов составным частям БК РФ, которые являются едиными для всех бюджетов бюджетной системы РФ, осуществляются Минфином РФ.
С 01.01.95 г. в РФ введена новая бюджетная классификация.
БК состоит из следующих разделов:
Единым для бюджетов бюджетной системы РФ группами и подгруппами доходов бюджетов являются:
Единым для бюджетов бюджетной системы РФ перечень статей и подстатей доходов бюджетов утверждается Минфином РФ.
Классификация источников финансирования дефицитов бюджетов
Едиными для бюджетов бюджетной системы РФ группами и подгруппами источников финансирования дефицитов бюджетов являются:
Перечень статей и видов источников финансирования дефицитов бюджетов утверждается законом (решением) о соответствующем бюджете при утверждении источников финансирования дефицита бюджета.
Классификация операций сектора государственного управления (вступает в силу с 1 января 2008 года)
1) доходы:
налоговые доходы;
доходы от собственности;
доходы от оказания платных услуг;
суммы принудительного изъятия;
безвозмездные поступления от бюджетов;
страховые взносы на обязательное социальное страхование;
доходы от операций с активами;
прочие доходы;
2) расходы:
оплата труда и начисления на выплаты по оплате труда;
оплата работ, услуг;
обслуживание государственного (муниципального) долга;
безвозмездные перечисления организациям;
безвозмездные перечисления бюджетам;
социальное обеспечение;
расходы по операциям с активами;
прочие расходы;
3) поступление нефинансовых
увеличение стоимости основных средств;
увеличение стоимости нематериальных активов;
увеличение стоимости непроизведенных активов;
увеличение стоимости материальных запасов;
4) выбытие нефинансовых активов:
уменьшение стоимости основных средств;
уменьшение стоимости нематериальных активов;
уменьшение стоимости непроизведенных активов;
уменьшение стоимости материальных запасов;
5) поступление финансовых активов:
поступление на счета бюджетов;
увеличение стоимости ценных бумаг, кроме акций и иных форм участия в капитале;
увеличение стоимости акций и иных форм участия в капитале;
увеличение задолженности по бюджетным кредитам;
увеличение стоимости иных финансовых активов;
увеличение прочей дебиторской задолженности;
6) выбытие финансовых активов:
выбытие со счетов бюджетов;
уменьшение стоимости ценных бумаг, кроме акций и иных форм участия в капитале;
уменьшение стоимости акций и иных форм участия в капитале;
уменьшение задолженности по бюджетным ссудам и кредитам;
уменьшение стоимости иных финансовых активов;
уменьшение прочей дебиторской задолженности;
7) увеличение обязательств:
увеличение задолженности по внутреннему государственному (муниципальному) долгу;
увеличение задолженности по внешнему государственному долгу;
увеличение прочей кредиторской задолженности;
8) уменьшение обязательств:
уменьшение задолженности по внутреннему государственному (муниципальному) долгу;
уменьшение задолженности по внешнему государственному долгу;
уменьшение прочей кредиторской задолженности.
Государственный и муниципальный кредит
(Гл. 14, ст. 97-121 БК РФ)
Отражает кредитные отношения по поводу аккумуляции государством (муниципалитетом) денежных средств на началах возвратности для финансирования государственных (муниципальных) расходов. Кредиторами выступают физические и юридические лица, заемщиком государство в лице его органов и органы местного самоуправления. Данная форма кредита позволяет заемщику мобилизовать дополнительные денежные ресурсы для покрытия бюджетного дефицита без осуществления для этих целей бумажноденежной эмиссии. Государственный кредит используется также в качестве одной из мер стабилизации денежного обращения. В условиях развития инфляционного процесса гос. займы у населения временно уменьшают его платежеспособный спрос.
Государственный (муниципальный) кредит имеет общие черты и отличия от банковского кредита.
Общее – берется на условиях возвратности, срочности, платности (иногда – бесплатности).
Отличительные особенности
Банковский кредит |
Гос. (мун.) кредит |
-Экономические интересы заемщика и кредитора совпадают
- деньги выполняют функцию средства платежа - способствует росту наличных денег в обращении - производительное - источником погашения является прибыль |
- Экономические интересы
заемщика и кредитора - не только средства платежа, но и средство обращения - сокращает денежную массу в обращении - на погашение бюджетного дефицита или целевое использование - источником погашения являются средства бюджета |