Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Апреля 2013 в 12:41, курс лекций
Особенности финансов в системе страхования
(Об организации страхового дела в Российской Федерации: Федеральный закон от 29 ноября 1992 года №4015-ФЗ (в ред. от 30.11.2011 N 362-ФЗ) не распространяется на государственное социальное страхование, кроме ОМС).
Сущность и функции страхования.
Виды страхования.
Государственный надзор за страховой деятельностью.
Методы создания страховых фондов.
Финансовая политика
Вся система управления финансами базируется на финансовой политике государства.
Финансовая политика – это самостоятельная сфера деятельности государства в области финансовых отношений. Эта деятельность направлена на обеспечение соответствующими финансовыми ресурсами реализации той или иной государственной программы экономического и социального характера.
Содержание финансовой политики включает следующие звенья:
В зависимости от длительности периода и характера решаемых задач финансовая политика подразделяется на финансовую стратегию и финансовую тактику.
Финансовая стратегия – долговременный курс финансовой политики, рассчитанный на перспективу и предусматривающий решение крупномасштабных задач, определение экономической и социальной политики. В процессе ее разработки прогнозируются основные тенденции развития финансов, формируются концепции их использования, намечаются принципы организации финансовых отношений. Выбор долговременных целей и составление целевых программ в финансовой политике необходимы для концентрации финансовых ресурсов на главных направлениях экономического и социального развития.
Финансовая тактика направлена на решение задач конкретного этапа развития общества путем своевременного изменения способов организации финансовых связей, перегруппировки финансовых ресурсов.
Стратегия и тактика
финансовой политики взаимосвязаны. Стратегия
создает благоприятные
Основными задачами финансовой политики являются:
Финансовая политика как специфическая
часть человеческой деятельности относится
к категориям надстройки. Между нею
и экономическим базисом
Реализацию финансовой политики обеспечивает
совокупность мероприятий государства,
направленных на мобилизацию финансовых
ресурсов, их распределение и
При выработке финансовой политики следует исходить из конкретных особенностей исторического развития общества. Она должна учитывать специфику внутренней и международной обстановки, реальные экономические и финансовые возможности страны.
В процессе проведения финансовой политики
важно требование обеспечения ее
взаимосвязи с другими
Содержание финансовой политики, ее основные направления зависят от уровня развития науки о роли государства в развитии общества и соответствующих теоретических концепций, определяющих степень участия государства в управлении экономикой и использовании отдельных инструментов реализации финансовой политики, т.е. конкретных форм организации финансовых отношений.
Оценка результатов финансовой политики государства основывается на ее соответствии интересам общества и большинства его социальных групп, а также на достигнутых результатах, вытекающих из поставленных целей и задач.
Важной составной частью финансовой политики является установление финансового механизма, при помощи которого происходит осуществление всей деятельности государства в области финансов. Он представляет собой совокупность способов организации финансовых отношений, применяемых обществом в целях обеспечения благоприятных условий для экономического и социального развития.
Структура финансового механизма довольно сложна. В зависимости от особенностей отдельных подразделений общественного хозяйства и на основе выделения сфер и звеньев финансовых отношений финансовый механизм подразделяется на финансовый механизм организаций, страховой механизм, а также механизм функционирования государственных и муниципальных финансов. В свою очередь, каждая из этих включает отдельные структурные звенья.
Каждая сфера и отдельное звено финансового механизма являются составной частью единого целого. Они взаимосвязаны и взаимозависимы. Вместе с тем сферы и звенья функционируют относительно самостоятельно.
Финансовый механизм – наиболее динамичная часть финансовой политики. Его изменения происходят в связи с решением различных тактических задач, и поэтому финансовый механизм чутко реагирует на все особенности текущей обстановки в экономике и социальной сфере страны. Одно и то же финансовое отношение может быть организовано государством по-разному (например, система взимания платежей в бюджет может носить налоговый и неналоговый характер).
Финансовый механизм подразделяется на директивный и регулирующий.
Директивный финансовый механизм разрабатывается для финансовых отношений, в которых непосредственно участвует государство. В этом случае государством детально разрабатывается вся система организации финансовых отношений, обязательная для всех его участников.
Регулирующий финансовый механизм реализуется в конкретном сегменте финансов, не затрагивающем прямо интересы государства (например, организация финансовых отношений коммерческих организаций). В этом случае государство устанавливает общий порядок использования финансовых ресурсов, остающихся после уплаты налогов и других обязательных платежей, а организация самостоятельно разрабатывает формы, виды денежных фондов, направления их использования.
Общее понятие об управлении финансами
Система управления финансами в современной рыночной экономике представляет собой взаимоувязанный комплекс мер, инструментов, а также финансовых институтов, обеспечивающих стабильное и эффективное функционирование финансовой системы в целом и ее отдельных звеньев, способствующих развитию реального сектора экономики и решению социальных проблем.
Управление финансами в
Государственное регулирование финансов в наиболее обобщенном виде включает следующие направления и формы.
А. Макроэкономическое регулирование финансовой сферы (косвенные методы):
Б. Микроэкономические косвенные методы регулирования финансов:
В. Микроэкономические методы прямого административного воздействия на финансовую деятельность хозяйствующих субъектов:
Г. Прогнозирование экономического и социального развития, важнейших финансовых показателей:
В управлении финансами выделяются объекты и субъекты управления. В качестве объектов выступают разнообразные виды финансовых отношений; субъектами являются те организационные структуры, которые осуществляют управление. В соответствии с классификацией финансовых отношений по их сферам выделяют три группы объектов: финансы организаций, финансы домашних хозяйств, государственные (муниципальные) финансы. Им соответствуют следующие субъекты управления: финансовые службы (отделы) организаций, граждане, органы государственного и муниципального финансового контроля. Совокупность всех организационных структур, осуществляющих управление финансами, называется финансовым аппаратом.
В управлении финансами выделяют несколько функциональных элементов: планирование, оперативное управление, контроль.
Планирование занимает важное место в системе управления финансами. В ходе планирования любой субъект хозяйствования всесторонне оценивает состояние своих финансов, выявляет возможности увеличения финансовых ресурсов, направления их наиболее эффективного использования. Управленческие решения в процессе планирования принимаются на основе анализа финансовой информации, которая должна быть полной и достоверной.
Оперативное управление представляет собой комплекс мер, разрабатываемых на основе оперативного анализа складывающейся финансовой ситуации и преследующих цель получения максимального эффекта при минимуме затрат с помощью перераспределения финансовых ресурсов.
Контроль как элемент
Различают стратегическое, или общее управление финансами, и оперативное. Стратегическое управление выражается в определении финансовых ресурсов через прогнозирование на перспективу, установлении объема финансовых ресурсов на реализацию целевых программ и др. Оно осуществляется Федеральным Собранием РФ, аппаратом Президента, Министерством финансов РФ и т.д. Оперативное управление финансами – главная функция аппарата финансовой системы: Министерства финансов РФ, финансовыми комитетами субъектов РФ, финансовыми отделами местного самоуправления, финансовых служб организаций и т.д.