Лекции по "Страхованию"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Апреля 2013 в 12:41, курс лекций

Описание

Особенности финансов в системе страхования
(Об организации страхового дела в Российской Федерации: Федеральный закон от 29 ноября 1992 года №4015-ФЗ (в ред. от 30.11.2011 N 362-ФЗ) не распространяется на государственное социальное страхование, кроме ОМС).

Сущность и функции страхования.
Виды страхования.
Государственный надзор за страховой деятельностью.
Методы создания страховых фондов.

Работа состоит из  8 файлов

Страхование.doc

— 54.50 Кб (Открыть документ, Скачать документ)

Фин контроль.doc

— 51.00 Кб (Открыть документ, Скачать документ)

Фин. орган..doc

— 96.00 Кб (Открыть документ, Скачать документ)

Финансы домохозяйств.doc

— 62.00 Кб (Открыть документ, Скачать документ)

финансы.doc

— 111.00 Кб (Скачать документ)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Государственные внебюджетные фонды

 

1.Гл. 17 БК РФ

 2. О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования: Федеральный закон от 24 июля 2009 года N 212-ФЗ.

 

 

 

Внебюджетные фонды (ВФ) – это  форма перераспределения и использования финансовых ресурсов, привлекаемых государством для финансирования некоторых общественных потребностей и комплексно расходуемых на основе оперативной самостоятельности.

Причиной создание ВФ явилось наличие бюджетного дефицита, который был обнародован в 1989 году.

Цель создания ВФ – обеспечение самостоятельными источниками доходов наиболее важных для общества расходов на определенном этапе его развития.

ВФ, являясь составной частью финансовой системы, имеют ряд особенностей:

  1. они образуются и используются органами власти и управления и имеют строго целевую направленность;
  2. средства фондов используются на финансирование расходов, не включенных в бюджет;
  3. они формируются в основном за счет обязательных отчислений юридических и физических лиц;
  4. денежные средства фондов находятся в государственной собственности и изъятию не подлежат;
  5. расходование средств фондов осуществляется по решению правительственных или специально уполномоченных органов;

В зависимости от целевого назначения ВФ делятся на:

    • экономические;
    • социальные;
    • экологические.

  Начиная с 1995 г. экономические и экологические ВФ консолидированы отдельной статьей в бюджет.

    Государственные ВФ имеют общегосударственное значение и используются для решения общегосударственных задач. В состав государственных ВФ   входят:

    • Пенсионный Фонд РФ;
    • Фонд социального страхования РФ;
    • Федеральный фонд ОМС;
    • Территориальные фонды ОМС.

Отношения в государственных ВФ строятся по типу страховых (ФЗ «Об основах обязательного страхования» N165-ФЗ от 16 июля 1999г.)

При этом, всеобщий, обязательный и государственно регулируемый характер этих фондов вносит определенные особенности в их организацию, функции и условия формирования. Специфика фондов социального страхования заключается в:

  • трехсторонних отношениях по их формированию между работниками, работодателями и государством;
  • действии принципа “ограниченной эквивалентности” между взносами и выплатами в соответствии с общественно установленными гарантиями;
  • строгом соответствии взносов и выплат нормам государственного законодательства;
  • определении меры покрытия социальных рисков путем государственного регулирования уровня компенсации ущерба;
  • обязательной подотчетности и подконтрольности фондов органам государственной власти.

Обычно под фондами социального страхования принято понимать обособленные фонды денежных средств, образованные из обязательных страховых взносов граждан, хозяйствующих субъектов и государства, предназначенные для целевого использования на оказание материальной помощи застрахованному контингенту населения.

В законодательстве РФ не предусмотрено использование понятия «фонд социального страхования», вместо термина «фонд» применяется более общее понятие – «средства социального страхования», под которыми понимаются «денежные средства и имущество, которые находятся в оперативном управлении страховщика конкретных видов обязательного социального страхования».

В Бюджетном Кодексе РФ фонды  социального страхования фигурируют под другим названием: «государственные ВФ».

До 01.01.2008 г. Бюджетный Кодекс РФ трактовал фонды социального страхования с точки зрения их правоотношений с государственным бюджетом. В связи с этим в ст.1 сразу оговаривалось, что «государственный ВФ – форма образования и расходования денежных средств, образуемых вне федерального бюджета и бюджетов субъектов Федерации».

В ст.13 приводилась уже содержательная трактовка Внебюджетного Фонда, понимаемого как «фонд денежных средств, образуемый вне федерального бюджета и бюджетов субъектов РФ и предназначенный для реализации конституционных прав граждан на пенсионное обеспечение, социальное страхование, социальное обеспечение в случае безработицы, охрану здоровья и медицинскую помощь».

Определения, приводимые в Бюджетном  Кодексе полностью игнорировали страховую природу фондов, акцентируя внимание только на их независимости по отношению к бюджету и целевом использовании.

В современной редакции Бюджетного кодекса РФ (гл. 17) рассматриваются  только бюджеты государственных ВФ.

В Положениях о конкретных ВФ под  фондами социального страхования  понимают не финансовые средства, а конкретные юридические лица. Все ВФ социального назначения определяются как самостоятельные или специализированные финансово-кредитные учреждения.

Таким образом, в отечественной  законодательной практике сложилась  ситуация, при которой под фондами социального страхования принято понимать либо обособленные ВФ, либо конкретные финансово-кредитные учреждения, форма организации которых определяется только их индивидуальными положениями, утверждаемыми органами государственной власти,  причем чаще исполнительной власти, Правительством РФ.

 

Источники ВФ

 

Источниками формирования ВФ являются:

    • обязательные платежи, устанавливаемые законодательством РФ, субъектов РФ, решениями местных органов власти;
    • добровольные взносы юридических и физических лиц;
    • прибыль от коммерческой деятельности, осуществляемой фондами – юридическими лицами;
    • другие доходы, предусмотренные соответствующими законодательными актами.

Страховые взносы являются основным источником финансирования ВФ. Их существенными характеристиками выступают:

    • обязательность уплаты всеми законодательно установленными участниками системы социального страхования;
    • разделение ответственности по уплате между работниками и работодателями;
    • законодательное утверждение размеров страховых тарифов и базы начисления;
    • соответствие размеров взносов уровню последствий социальных рисков и законодательно  регулируемым нормативам компенсации ущерба.

Взносы на социальное страхование  представляют собой периодические  платежи, производимые в обязательном порядке законодательно установленными группами населения и хозяйствующих субъектов, аккумулируемые в специальных фондах на цели социальной защиты.

Взносы на социальное страхование  часто отождествляют с налогами, объединяет их только характер и порядок  уплаты (и те, и другие являются обязательными, устанавливаются и контролируются государством и часто собираются одними и теми же  органами). При этом налоги   выступают как безэквивалентные платежи, тогда как взносы заранее предполагают возврат средств в виде пособий, пенсий или других социальных выплат.

Отношения государственного социального  страхования отличаются от других видов  страховых отношений тем, что  здесь нет прямой жесткой зависимости  между размером страховых взносов  и размером полученных пособий, пенсий, льгот и т.д.

Выплаты из государственных ВФ назначаются  в соответствие с законодательством  в меру потребностей и нуждаемости  каждого отдельного гражданина.

Отношения государственного социального  страхования не заключаются имущественно с каждым гражданином, а оформляются нормативными актами.

Средства государственных ВФ РФ и государственных территориальных  ВФ находятся соответственно в федеральной и региональной собственности.

В соответствии со ст.144 БК РФ в состав бюджетов государственных ВФ входят бюджеты государственных ВФ РФ и бюджеты территориальных ВФ

Бюджеты государственных ВФ РФ рассматриваются и утверждаются Федеральным Собранием РФ в форме федеральных законов.

Проекты бюджетов территориальных государственных ВФ представляются органами исполнительной власти субъектов РФ на рассмотрение законодательных (представительных) органов государственной власти субъектов РФ одновременно с проектами законов субъектов РФ о бюджетах и утверждаются в форме законов субъектов РФ не позднее принятия законов субъектов РФ о бюджетах.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Пенсионный Фонд России

 

Основные понятия:

    • обязательное пенсионное страхование - система создаваемых государством правовых, экономических и организационных мер, направленных на компенсацию гражданам заработка (выплат, вознаграждений в пользу застрахованного лица), получаемого ими до установления обязательного страхового обеспечения;
    • обязательное страховое обеспечение - исполнение страховщиком своих обязательств перед застрахованным лицом при наступлении страхового случая посредством выплаты трудовой пенсии, социального пособия на погребение умерших пенсионеров, не работавших на день смерти.

 

 

Субъектами  пенсионного страхования в РФ являются федеральные органы государственной власти, страхователи, страховщики и застрахованные лица.

 

Страховщиками являются Пенсионный фонд Российской Федерации (по обязательному страхованию) и негосударственные пенсионные фонды (по добровольному).

 

Страхователями по обязательному пенсионному страхованию являются:

1) лица, производящие  выплаты физическим лицам, в том числе:

    • организации;
    • индивидуальные предприниматели;
    • физические лица;

2) индивидуальные  предприниматели, адвокаты.

 

 

 Застрахованные лица - лица, на которых распространяется обязательное пенсионное страхование (граждане Российской Федерации, а также проживающие на территории Российской Федерации иностранные граждане и лица без гражданства)

 

Страховым риском признается утрата застрахованным лицом заработка (выплат, вознаграждений в пользу застрахованного лица) или другого дохода в связи с наступлением страхового случая.

 

Страховым случаем признаются достижение пенсионного возраста, наступление инвалидности, потеря кормильца.

 

 Обязательным страховым обеспечением по обязательному пенсионному страхованию являются:

    • страховая и накопительная части трудовой пенсии по старости;
    • страховая и накопительная части трудовой пенсии по инвалидности;
    • страховая часть трудовой пенсии по случаю потери кормильца;
    • социальное пособие на погребение умерших пенсионеров, не работавших на день смерти.

 

 

ФИНАНСОВАЯ СИСТЕМА ОБЯЗАТЕЛЬНОГО

ПЕНСИОННОГО СТРАХОВАНИЯ

 

Пенсионный  фонд Российской Федерации (государственное  учреждение) и его территориальные  органы составляют единую централизованную систему органов управления средствами обязательного пенсионного страхования  в Российской Федерации, в которой нижестоящие органы подотчетны вышестоящим.

Государство несет  субсидиарную ответственность по обязательствам Пенсионного фонда Российской Федерации  перед застрахованными лицами.

ПФР является государственным самостоятельным финансово – кредитным учреждением, осуществляющим свою деятельность в соответствии с законодательством РФ.

ПФР и его  денежные средства находятся в государственной  собственности РФ, не входят в состав бюджетов, других фондов и изъятию  не подлежат.

ПФР обеспечивает:

    • целевой сбор и аккумуляцию страховых взносов;
    • организацию работы по взысканию с работодателей и граждан, виновных в причинении вреда здоровью работников и других граждан, сумм государственных пенсий по инвалидности вследствие трудового увечья, профессионального заболевания или по случаю потери кормильца;
    • капитализацию средств ПФР, а также привлечение в него добровольных взносов (в том числе валютных ценностей) физических и юридических лиц;
    • контроль за участием налоговых органов за своевременным и полным поступлением в ПФР страховых взносов, а также контроль за правильным и рациональным расходованием его средств;
    • организацию и ведение индивидуального (персонифицированного) учета застрахованных лиц, а также организацию и ведение банка данных по всем категория<span class="ConsNonformat__Char" style=" font-family: 'Times

фонд соц страх.docx

— 19.14 Кб (Открыть документ, Скачать документ)

Фонды ОМС.docx

— 27.33 Кб (Открыть документ, Скачать документ)

Информация о работе Лекции по "Страхованию"