Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Апреля 2013 в 12:41, курс лекций
Особенности финансов в системе страхования
(Об организации страхового дела в Российской Федерации: Федеральный закон от 29 ноября 1992 года №4015-ФЗ (в ред. от 30.11.2011 N 362-ФЗ) не распространяется на государственное социальное страхование, кроме ОМС).
Сущность и функции страхования.
Виды страхования.
Государственный надзор за страховой деятельностью.
Методы создания страховых фондов.
Государственные внебюджетные фонды
1.Гл. 17 БК РФ
2. О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования: Федеральный закон от 24 июля 2009 года N 212-ФЗ.
Внебюджетные фонды (ВФ) – это форма перераспределения и использования финансовых ресурсов, привлекаемых государством для финансирования некоторых общественных потребностей и комплексно расходуемых на основе оперативной самостоятельности.
Причиной создание ВФ явилось наличие бюджетного дефицита, который был обнародован в 1989 году.
Цель создания ВФ – обеспечение самостоятельными источниками доходов наиболее важных для общества расходов на определенном этапе его развития.
ВФ, являясь составной частью финансовой системы, имеют ряд особенностей:
В зависимости от целевого назначения ВФ делятся на:
Начиная с 1995 г. экономические и экологические ВФ консолидированы отдельной статьей в бюджет.
Государственные ВФ имеют общегосударственное значение и используются для решения общегосударственных задач. В состав государственных ВФ входят:
Отношения в государственных ВФ строятся по типу страховых (ФЗ «Об основах обязательного страхования» N165-ФЗ от 16 июля 1999г.)
При этом, всеобщий, обязательный и государственно регулируемый характер этих фондов вносит определенные особенности в их организацию, функции и условия формирования. Специфика фондов социального страхования заключается в:
Обычно под фондами социального страхования принято понимать обособленные фонды денежных средств, образованные из обязательных страховых взносов граждан, хозяйствующих субъектов и государства, предназначенные для целевого использования на оказание материальной помощи застрахованному контингенту населения.
В законодательстве РФ не предусмотрено использование понятия «фонд социального страхования», вместо термина «фонд» применяется более общее понятие – «средства социального страхования», под которыми понимаются «денежные средства и имущество, которые находятся в оперативном управлении страховщика конкретных видов обязательного социального страхования».
В Бюджетном Кодексе РФ фонды
социального страхования фигури
До 01.01.2008 г. Бюджетный Кодекс РФ трактовал фонды социального страхования с точки зрения их правоотношений с государственным бюджетом. В связи с этим в ст.1 сразу оговаривалось, что «государственный ВФ – форма образования и расходования денежных средств, образуемых вне федерального бюджета и бюджетов субъектов Федерации».
В ст.13 приводилась уже содержательная трактовка Внебюджетного Фонда, понимаемого как «фонд денежных средств, образуемый вне федерального бюджета и бюджетов субъектов РФ и предназначенный для реализации конституционных прав граждан на пенсионное обеспечение, социальное страхование, социальное обеспечение в случае безработицы, охрану здоровья и медицинскую помощь».
Определения, приводимые в Бюджетном Кодексе полностью игнорировали страховую природу фондов, акцентируя внимание только на их независимости по отношению к бюджету и целевом использовании.
В современной редакции Бюджетного кодекса РФ (гл. 17) рассматриваются только бюджеты государственных ВФ.
В Положениях о конкретных ВФ под
фондами социального
Таким образом, в отечественной законодательной практике сложилась ситуация, при которой под фондами социального страхования принято понимать либо обособленные ВФ, либо конкретные финансово-кредитные учреждения, форма организации которых определяется только их индивидуальными положениями, утверждаемыми органами государственной власти, причем чаще исполнительной власти, Правительством РФ.
Источники ВФ
Источниками формирования ВФ являются:
Страховые взносы являются основным источником финансирования ВФ. Их существенными характеристиками выступают:
Взносы на социальное страхование представляют собой периодические платежи, производимые в обязательном порядке законодательно установленными группами населения и хозяйствующих субъектов, аккумулируемые в специальных фондах на цели социальной защиты.
Взносы на социальное страхование
часто отождествляют с
Отношения государственного социального страхования отличаются от других видов страховых отношений тем, что здесь нет прямой жесткой зависимости между размером страховых взносов и размером полученных пособий, пенсий, льгот и т.д.
Выплаты из государственных ВФ назначаются в соответствие с законодательством в меру потребностей и нуждаемости каждого отдельного гражданина.
Отношения государственного социального страхования не заключаются имущественно с каждым гражданином, а оформляются нормативными актами.
Средства государственных ВФ РФ и государственных территориальных ВФ находятся соответственно в федеральной и региональной собственности.
В соответствии со ст.144 БК РФ в состав бюджетов государственных ВФ входят бюджеты государственных ВФ РФ и бюджеты территориальных ВФ
Бюджеты государственных ВФ РФ рассматриваются и утверждаются Федеральным Собранием РФ в форме федеральных законов.
Проекты бюджетов территориальных государственных ВФ представляются органами исполнительной власти субъектов РФ на рассмотрение законодательных (представительных) органов государственной власти субъектов РФ одновременно с проектами законов субъектов РФ о бюджетах и утверждаются в форме законов субъектов РФ не позднее принятия законов субъектов РФ о бюджетах.
Пенсионный Фонд России
Основные понятия:
Субъектами пенсионного страхования в РФ являются федеральные органы государственной власти, страхователи, страховщики и застрахованные лица.
Страховщиками являются Пенсионный фонд Российской Федерации (по обязательному страхованию) и негосударственные пенсионные фонды (по добровольному).
Страхователями по обязательному пенсионному страхованию являются:
1) лица, производящие выплаты физическим лицам, в том числе:
2) индивидуальные предприниматели, адвокаты.
Застрахованные лица - лица, на которых распространяется обязательное пенсионное страхование (граждане Российской Федерации, а также проживающие на территории Российской Федерации иностранные граждане и лица без гражданства)
Страховым риском признается утрата застрахованным лицом заработка (выплат, вознаграждений в пользу застрахованного лица) или другого дохода в связи с наступлением страхового случая.
Страховым случаем признаются достижение пенсионного возраста, наступление инвалидности, потеря кормильца.
Обязательным страховым обеспечением по обязательному пенсионному страхованию являются:
ФИНАНСОВАЯ СИСТЕМА ОБЯЗАТЕЛЬНОГО
ПЕНСИОННОГО СТРАХОВАНИЯ
Пенсионный
фонд Российской Федерации (государственное
учреждение) и его территориальные
органы составляют единую централизованную
систему органов управления средствами
обязательного пенсионного
Государство несет субсидиарную ответственность по обязательствам Пенсионного фонда Российской Федерации перед застрахованными лицами.
ПФР является государственным самостоятельным финансово – кредитным учреждением, осуществляющим свою деятельность в соответствии с законодательством РФ.
ПФР и его денежные средства находятся в государственной собственности РФ, не входят в состав бюджетов, других фондов и изъятию не подлежат.
ПФР обеспечивает: