Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Ноября 2011 в 15:41, курсовая работа
Одно из основных прав человека и гражданина заложено в Конституции РФ: «Каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом1». Таким образом, право на охрану здоровья государством имеют все граждане нашей страны (работающие и неработающие).
В
то же время ст.
58 Закона о
страховых взносах для отдельных категорий
страхователей установлен переходный
период на 2011 - 2019 годов. Эти страхователи
распределены на несколько групп.
СТРАХОВЩИКОМ по обязательному медицинскому страхованию является Федеральный фонд, правовое положение которого определяется:
«Федеральный фонд - некоммерческая организация, созданная Российской Федерацией в соответствии с настоящим Федеральным законом для реализации государственной политики в сфере обязательного медицинского страхования10».
Для реализации всех норм законодательства об обязательном медицинском страховании необходимы участники, которыми законодательно признаны:
«1) территориальные фонды;
2)
страховые медицинские
3) медицинские организации11»
Непосредственно
страховые отношения
Территориальные фонды обязательного медицинского страхования (ТФОМС) | Страховая медицинская организация (СМО) | Медицинская организация (МО) |
осуществляют
отдельные полномочия страховщика
в части реализации территориальных
программ обязательного медицинского
страхования в пределах базовой
программы обязательного |
осуществляет отдельные полномочия страховщика по ОМС при реализации своих прав и обязанностей в соответствии с договором о финансовом обеспечении обязательного медицинского страхования (в частности, будут выдавать полисы ОМС). | оказывает виды медицинской помощи застрахованным лицам, установленные программой обязательного медицинского страхования, за счет средств обязательного медицинского страхования в порядке, установленном правилами обязательного медицинского страхования. |
ОБЪЕКТОМ обязательного медицинского страхования является СТРАХОВОЙ РИСК, связанный с возникновением страхового случая («совершившееся событие (заболевание, травма, иное состояние здоровья застрахованного лица, профилактические мероприятия), при наступлении которого застрахованному лицу предоставляется страховое обеспечение по обязательному медицинскому страхованию12»).
Отметим, что Законом № 326-ФЗ исключается право работодателя и органов государственной власти на выбор страховых медицинских организаций. В свою очередь, за застрахованным лицом закрепляется право выбора страховой компании, и даже право ее замены (один раз в год). Гражданин теперь обладает правом выбора медицинской организации и врача, правом на получение медицинской помощи в любой медицинской организации, работающей в системе ОМС, в том числе и в другом регионе. То есть не будет привязки к месту регистрации и месту жительства гражданина. Несмотря на то, что такое право у застрахованных лиц имелось и ранее, его реализация была затруднена. Причиной тому было отсутствие единой базы данных застрахованных лиц в Российской Федерации, что и приводило к трудностям в предоставлении медпомощи за пределами субъекта РФ, в котором застрахован гражданин13.
Кроме прочего, Законом № 326-ФЗ закреплено право застрахованного лица на возмещение от страховой медицинской организации и медицинского учреждения ущерба, причиненного в связи с неисполнением либо ненадлежащим исполнением ими обязанностей по организации медицинской помощи14.
Информация
о медицинских организациях и
страховых медицинских
В дополнение обратим внимание на один немаловажный момент: страхование детей с рождения до государственной регистрации рождения осуществляется страховой медицинской организацией, в которой застрахованы их матери или другие законные представители. Страхование детей после регистрации рождения до достижения ими совершеннолетия осуществляется страховой медицинской организацией, выбранной их родителями или другими законными представителями15. Ранее выбор организаций для страхования неработающего населения осуществляли органы исполнительной власти (муниципалитеты) путем проведения открытого конкурса или аукциона на право заключения со страховщиком договора ОМС.
Страховой полис - это именной документ, гарантирующий человеку предоставление медицинской помощи в рамках обязательного или добровольного медицинского страхования.
«Полис обязательного медицинского страхования является документом, удостоверяющим право застрахованного лица на бесплатное оказание медицинской помощи на всей территории Российской Федерации в объеме, предусмотренном базовой программой обязательного медицинского страхования16».
Пожалуй, одним из основных нововведений, которые подготовили законодатели, является замена бумажных медицинских страховых полисов на единый полис ОМС, который должен обеспечиваться федеральным электронным приложением, содержащимся в универсальной электронной карте согласно ст. 45 Закона № 326-ФЗ. Иными словами, застрахованные граждане будут иметь электронный полис (пластиковую карту ОМС), который существенно расширит их возможности, будет действовать на всей территории России, охватит все категории граждан и даст возможность гарантии получения бесплатной медицинской помощи в объеме, предусмотренном базовой программой ОМС, в любом регионе страны.
Кроме того, полис единого образца является частью системы персонифицированного учета в сфере ОМС. Электронный полис не требует замены при смене страховой медицинской организации и действует на всей территории Российской Федерации17.
Необходимо отметить, что все полисы ОМС, выданные застрахованным лицам до дня вступления в силу Закона № 326-ФЗ, будут действующими до замены их на полисы ОМС единого образца. С 1 мая 2011 года до введения на территориях субъектов РФ универсальных электронных карт изготовление полисов обязательного медицинского страхования организуется Федеральным фондом, выдача их застрахованным лицам осуществляется в порядке, установленном правилами ОМС (Приложение 2). До 1 мая 2011 года выдача полисов ОМС осуществлялась в соответствии с нормативными правовыми актами, действующими до дня вступления в силу Закона № 326-ФЗ.
Отсутствие единой базы данных застрахованных лиц приводит к тому, что количество застрахованных по ОМС превышает количество граждан России.
Для реализации на всей территории Российской Федерации прав граждан на бесплатное получение медпомощи создается единое информационное пространство, включающее всех субъектов и участников ОМС, и введение персонифицированного учета сведений о застрахованных лицах и оказанной им помощи.
С 1 января 2011 года начато создание единой базы, что позволит гражданам получить медицинскую помощь в любом регионе России. Электронная база застрахованных будет создаваться по мере обращения за медицинской помощью, а также замены старых полисов на новые.
Единая база обеспечит достоверность и исключит дублирование информации о застрахованных лицах. В течение двух лет основная часть застрахованных будет внесена в эту электронную базу18.
В идеале благодаря созданию единой информационной базы каждый получит возможность записываться на прием к врачу, не выходя из дома - со своего домашнего компьютера через Интернет.
Итак, «персонифицированный учет - это организация и ведение учета сведений о каждом застрахованном лице в целях реализации прав граждан на бесплатное оказание медицинской помощи в рамках программ ОМС19». В систему персонифицированного учета входит, как уже отмечалось выше, введение полиса единого образца. Кроме того, предусмотрено:
«Персонифицированный учет, сбор, обработка, передача и хранение сведений осуществляются Федеральным и территориальными фондами ОМС, Пенсионным фондом РФ и его территориальными органами, страховыми медицинскими организациями, медицинскими организациями и страхователями для неработающих граждан20». Указанные субъекты и участники ОМС обязаны осуществлять информационное взаимодействие между собой.
Изучив основные положения нововведенного Закона можно заметить, что все изменения направлены на улучшение качества предоставляемых медицинских услуг. В законе реализован принцип «деньги следуют за пациентом». То есть финансироваться будут не учреждения, а оказанные услуги. Теперь человек сможет выбирать медицинскую организацию и врача, получать медицинскую помощь в любом учреждении, работающем в системе ОМС. В том числе и в частной клинике. При этом полис будет действовать на всей территории страны.
Новый закон будет стимулировать медицинские организации конкурировать между собой за пациентов. Ведь человек сможет обратиться именно туда, где ему больше понравилось. Соответственно, учреждения, предлагающие более качественные услуги, будут обслуживать больше пациентов и получать большее финансирование.
Защищать интересы людей будут и страховые организации. Если, к примеру, человеку не оказывают помощи, хотя полис у него есть, он сможет позвонить в страховую компанию и потребовать разобраться в ситуации. И компания обязана защитить его права.
Концепция развития системы здравоохранения в РФ до 2020 года определяет, что целью развития здравоохранения является "повышение качества и доступности медицинской помощи, гарантированной населению РФ, в том числе высокотехнологичной медицинской помощи". Концепция долгосрочного социально-экономического развития РФ на период до 2020 года, утвержденная распоряжением Правительства РФ от 17 ноября 2008 г. N 1662-р, констатирует, что система здравоохранения пока еще не обеспечивает достаточность государственных гарантий медицинской помощи, ее доступность и высокое качество. Основной целью государственной политики в области здравоохранения на период до 2020 года является формирование системы, обеспечивающей доступность медицинской помощи и повышение ее эффективности21. В качестве важнейшей задачи Концепция долгосрочного социально-экономического развития РФ на период до 2020 года предусматривает модернизацию системы обязательного медицинского страхования и развитие системы добровольного медицинского страхования, в том числе:
Информация о работе Обязательное медицинское страхование в Российской Федерации с 2011 года