Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Ноября 2011 в 15:41, курсовая работа
Одно из основных прав человека и гражданина заложено в Конституции РФ: «Каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом1». Таким образом, право на охрану здоровья государством имеют все граждане нашей страны (работающие и неработающие).
Все задачи законодатели реализовали в федеральном законе от 29.11.2010 № 326-ФЗ «Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации».
Вопросы финансового обеспечения обязательного медицинского страхования урегулированы главой 5 указанного закона:
В ближайшие годы исполнение публичных обязательств государства по оказанию бесплатной медицинской помощи будет обеспечиваться главным образом значительным повышением государственных расходов на здравоохранение. «Несмотря на то, что и на современном этапе доля финансирования здравоохранения высока, в валовом внутреннем продукте она составила в 2008 году 3,6%. До 2020 г. предусмотрено увеличить долю государственных расходов на систему здравоохранения в валовом внутреннем продукте до 5,5%22». Вместе с тем показатель смертности в России продолжает оставаться самым высоким среди европейских стран, поскольку численность населения, начиная с 1995 года, постоянно уменьшалась (со 148 млн. до 142,9 млн. в 2010 году23).
Изменилась структура управления системой ОМС - страховщиком в рамках реализации базовой программы ОМС признается Федеральный фонд ОМС, с 2012 года ему будут перечисляться все страховые медицинские взносы. Это некоммерческая организация, созданная Российской Федерацией для реализации государственной политики в сфере ОМС (ст. 12 Закона № 326-ФЗ).
Средства ОМС формируются за счет:
Порядок и условия размещения временно свободных средств Федерального и территориальных фондов ОМС устанавливаются Правительством РФ (ст. 29 Закона № 326-ФЗ). В статье 4 Правил размещения временно свободных средств Федерального фонда обязательного медицинского страхования и территориальных фондов обязательного медицинского страхования (утв. постановлением Правительства РФ от 31 декабря 2010 г. N 1225) указано:
«Временно свободные средства Федерального фонда (территориального фонда) могут размещаться на банковские депозиты на следующих условиях:
а) валютой депозита является валюта Российской Федерации;
б) срок депозита составляет до 6 месяцев;
в) процентная ставка по депозиту фиксируется на весь срок депозита;
г) выплата процентного дохода осуществляется ежемесячно, а для депозитов на срок до 1 месяца - в конце срока депозита;
д) обеспечивается возможность досрочного возврата суммы (части суммы) депозита по требованию Федерального фонда (территориального фонда) в соответствии с пунктом 3 Правил;
е) кредитные организации, в которых средства размещаются на банковские депозиты, должны удовлетворять требованиям, указанным в пункте 5 Правил».
Впервые в Законе появилась норма, указывающая, что средства фонда ОМС могут быть использованы не только на территории России, но и в медицинских учреждениях зарубежных стран, но конкретной информации о том, какие это будут медицинские учреждения, пока нет: «Территориальный фонд субъекта Российской Федерации, в котором выдан полис обязательного медицинского страхования, осуществляет расчеты за медицинскую помощь, оказанную застрахованным лицам медицинскими организациями, созданными в соответствии с законодательством Российской Федерации и находящимися за пределами территории Российской Федерации, в порядке, установленном правилами обязательного медицинского страхования».
Минздравсоцразвития РФ утвердил форму типового договора о финансовом обеспечении обязательного медицинского страхования на 2011 год. Этот договор заключается между территориальным фондом и страховыми медицинскими организациями, осуществляющими деятельность в сфере обязательного медицинского страхования в субъекте РФ, при наличии у них списка застрахованных лиц. В форме договора указаны его предмет, права и обязанности сторон, ответственность и прочие условия.
В качестве приложения к договору выступает Перечень санкций за нарушение договорных обязательств. Например, нарушение сроков представления данных о застрахованных лицах и сведений об их изменении влечет наложение штрафа в размере 3 000 рублей за каждый случай нарушения. За указанные в Перечне нарушения предусмотрены финансовые санкции и уменьшение финансирования.
В статье 38 Федерального закона "Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации" определено: «По договору о финансовом обеспечении обязательного медицинского страхования страховая медицинская организация обязуется оплатить медицинскую помощь, оказанную застрахованным лицам в соответствии с условиями, установленными территориальной программой обязательного медицинского страхования, за счет целевых средств». Эта норма устанавливает ответственность за использование не по целевому назначению страховой медицинской организацией целевых средств. В этом случае страховая медицинская организация обязана уплатить территориальному фонду за счет собственных средств штраф в размере 10% от суммы средств, использованных не по целевому назначению.
Закон предусматривает уплату штрафа за невыполнение условий договора в части осуществления контроля объемов, сроков, качества и условий предоставления медицинской помощи. Размер штрафа составляет 10% от суммы средств, перечисленных на расходы на ведение дела по ОМС страховой медицинской организации за период, в течение которого установлены данные нарушения24.
Постановлением Правительства РФ от 27 ноября 2010 г. N 933 "О предельной величине базы для начисления страховых взносов в государственные внебюджетные фонды с 1 января 2011 г." облагаемая база для взносов повышается с 415 тыс. руб. в 2010 г. до 463 тыс. в 2011 г. С доходов работника свыше этой суммы плательщики не будут перечислять страховые взносы.
В соответствии с Отчетом Председателя Правительства РФ В.В. Путина в апреле 2010 г. о деятельности Правительства РФ, представленным в Государственную Думу, в 2011 и 2012 гг. указанными средствами предполагается распорядиться следующим образом: 300 млрд. руб. планируется направить на укрепление материально-технической базы медицинских учреждений; 24 млрд. руб. - на внедрение современных информационных систем в здравоохранении, обеспечивающих переход на единый полис обязательного медицинского страхования; 136 млрд. руб. - на повышение уровня обеспеченности стандартов предоставления медицинских услуг по таким статьям затрат, как заработная плата медицинского персонала, лекарства, питание больных, расходные материалы и диагностическое оборудование.
Территориальные органы ПФР представляют сведения об уплате страховых взносов на ОМС работающего населения в ТФОМС в порядке, определяемом Соглашением об информационном обмене между ПФР и ФФОМС.
Страхователями для неработающих граждан являются органы исполнительной власти субъекта РФ (п. 2 ст. 11 Закона № 326-ФЗ). Сейчас деньги за них в ФОМС региональные власти перечисляют по остаточному принципу, кто сколько может. Это приводит к несбалансированности системы ОМС и, соответственно, к необеспеченности стандартов медицинской помощи, необходимых для российских граждан.
Впервые ст. ст. 23 и 24 Закона № 326-ФЗ установлен поэтапный переход к фиксированному платежу на неработающее население. Этот платеж будет одинаков для всех регионов РФ в связи с тем, что является таким же страховым взносом, как и платежи работодателя в системе ОМС. Статьей 25 данного Закона установлена ответственность за неуплату этих взносов.
В 2011 года платежи на неработающее население жестко фиксируются на уровне 2010 года. С 2012 года будет установлен единый для всей страны тариф ОМС на неработающее население. Закон об установлении платежа в систему обязательного медицинского страхования на неработающее население запланировано принять в первом полугодии 2011 года.
Медицинские тарифы станут едиными для всех страховых медицинских организаций, оплачивающих медпомощь, оказанную в одной медицинской организации. Тариф на оплату медпомощи устанавливается соглашением между уполномоченным региональным органом, ТФОМС, представителями медицинских и страховых организаций, профессиональных медицинских ассоциаций, профсоюзов медработников (ст. 30 Закона № 326-ФЗ).
Уточнены положения, определяющие правовой статус, особенности формирования и расходования средств страховых медицинских организаций. Такие средства поделены на целевые и собственные (ст. 14 Закона № 326-ФЗ).
Страховые медицинские организации ведут раздельный учет собственных средств и средств обязательного медицинского страхования, предназначенных для оплаты медицинской помощи. Целевые средства не могут перейти в собственность страховой организации (ст. 28 Закона № 326-ФЗ), за исключением оговоренных данным Законом случаев.
В соответствии с Концепцией развития здравоохранения до 2020 г. и Перечнем поручений Президента РФ по вопросам развития российского здравоохранения и образования в субъектах РФ, стратегической целью реформы здравоохранения является переход на одноканальное финансирование и внедрение подушевого принципа оплаты медицинской помощи.
В настоящее время в России функционирует бюджетно-страховая модель финансирования государственной системы здравоохранения. Эта модель основана на привлечении средств бюджетной системы РФ (всех уровней) и средств обязательного медицинского страхования. Многоканальность финансирования здравоохранения снижает управляемость отрасли и создает трудности в осуществлении контроля над рациональным и целевым расходованием средств и качеством оказания медицинской помощи.
В «Основных направлениях деятельности Правительства РФ на период до 2012 г.» предусмотрено увеличение доли средств обязательного медицинского страхования в финансировании здравоохранения к 2012 г. до 70%. Указом Президента РФ от 28.06.2007 №825 «Об оценке эффективности деятельности органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации» доля средств ОМС в расходах консолидированного бюджета субъекта введена в перечень показателей оценки эффективности деятельности губернаторов.
Переход
к преимущественно
Одноканальное финансирование обладает рядом преимуществ:
Во-первых, оно обеспечит финансирование всей медицинской помощи в полном объеме с учетом реальных затрат. В настоящее время тарифы в системе ОМС формируются на основе планируемых объемов медицинской помощи и выделяемого финансирования. Одноканальное финансирование позволит заменить данный подход расчетом стоимости лечения по законченному случаю по стандартам медицинской помощи. Переход к оплате за проделанную работу приведет к изменению структуры и качества самой медицинской помощи.
Во-вторых, одноканальное финансирование нацелено на обеспечение принципа экстерриториальности, т.е. доступности медицинских услуг для всех граждан РФ независимо от места жительства.
Информация о работе Обязательное медицинское страхование в Российской Федерации с 2011 года