Обязательное медицинское страхование в Российской Федерации с 2011 года

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Ноября 2011 в 15:41, курсовая работа

Описание

Одно из основных прав человека и гражданина заложено в Конституции РФ: «Каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом1». Таким образом, право на охрану здоровья государством имеют все граждане нашей страны (работающие и неработающие).

Работа состоит из  1 файл

курсовая ОМС.doc

— 710.50 Кб (Скачать документ)

     В-третьих, переход на одноканальное финансирование позволит повысить эффективность расходования бюджетных средств в системе здравоохранения, что особенно актуально в сложившихся экономических условиях.

     Введение  одноканального финансирования предполагает поэтапный переход на полный тариф  оплаты медицинских услуг. В субъектах  РФ, участвовавших в реализации пилотного  проекта, наблюдалось повышение тарифа обязательного медицинского страхования сверх пяти «защищенных» статей в среднем на 12%. Причем, наряду с приобретением медицинского оборудования, расширение тарифа происходило по статьям, связанным с содержанием медицинских учреждений и переводом ряда непрофильных функций на аутсорсинг25.

     Вопросы финансирования –  это всегда самый  важный, «волнующий»  вопрос в любое  сфере деятельности. И обязательное медицинское  страхование –  не исключение. Понимание  процесса финанасирования  дает каждому участнику в сфере обязательного медицинского страхования представление об источниках, получателях, способах контролирования расходования средств, право выбора медицинских учреждений и т.п. Одноканальное финансирование ОМС давно обсуждается специалистами, апробировано в некоторых регионах Российской Федерации и является на текущий момент основной задачей программы модернизации здравоохранения. Для реализации этой задачи необходимо планомерно, вдумчиво, с большой ответственностью исполнять законодательные акты, строго контролировать процесс и постоянно анализировать результаты. Даже законодатели учли это при введение в действие нового закона «Об обязательном медицинском страховании». Некоторые пункты закона вступят в действие только в 2012 – 2013 годах.

 

 

 

 

Заключение

 

     Здоровье  населения – важнейший элемент  социального, культурного и экономического развития страны. В связи с этим обеспечение населения гарантированным  объемом бесплатной медицинской  помощи, финансируемой из бюджетов всех уровней и средств ОМС, является важнейшей государственной задачей. Медицинское страхование в РФ – форма социальной защиты интересов населения в охране здоровья. Сегодня одной из важнейших отраслей, по состоянию которой можно судить о благополучии государства является отрасль здравоохранения.

     В процессе изучения этой темы были рассмотрены понятие, принципы, структура и финансирование обязательного медицинского страхования в Российской Федерации на основе введения в действие федерального закона РФ от 29.11.2010 № 326-ФЗ «Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации».

     Мировой опыт доказывает, что система ОМС  эффективно развивается только при  создании конкурентной среды для  страховых и медицинских организаций, при широком внедрении страховых принципов.

     Для создания идеальной модели страховой  медицины необходимо использование «накопительного принципа» и за счет этого оказывать качественную медицинскую помощь застрахованному лицу.

     С 01.01.2011 изменился порядок добровольного  медицинского страхования. Законодатели пришли к выводу, что действовавший последние два десятка лет Закон РФ от 28.06.1991 N 1499-1 "О медицинском страховании граждан в Российской Федерации" не отвечает декларируемым им задачам, поскольку он не создал действенного механизма обеспечения и финансирования системы медицинского страхования в России и не гарантирует гражданам полного объема бесплатной медицинской помощи.

     Формально Закон РФ N 1499-1 предоставлял как страхователю, так и гражданину возможность выбирать страховую организацию. Однако на практике эта норма в отношении гражданина не работала, что сводило на нет саму идею медицинского страхования. Кроме того, вне системы медицинского страхования оказывались неработающие граждане, а также существенно затруднялось предоставление медицинской помощи гражданам, если они оказывались за пределами своего субъекта РФ.

     Предполагается, что новый Закон об обязательном медицинском страховании устранит эти недостатки, то есть даст застрахованным лицам реальные гарантии оказания бесплатной медицинской помощи. В то же время этот Закон нельзя в полной мере назвать подготовленным, поскольку многие его существенные, на наш взгляд, положения вступят в силу только с 01.01.2012. Кроме того, он требует издания большого количества подзаконных нормативных актов.

     К застрахованным лицам отнесены работающие и неработающие граждане РФ.

     Теперь  не работодатель, а застрахованное лицо имеет право на выбор и замену страховой медицинской организации. Примечательно то, что последняя не может отказать гражданину в таком выборе. Он также имеет право на выбор врача. Появившаяся у пациента возможность идти с полисом ОМС как в частную, так и в муниципальную поликлинику - это реальный шаг к конкуренции в медицине. Это обеспечит доступ к бюджетным ресурсам на конкурсной основе частным и негосударственным структурам, это откроет дорогу реальной конкуренции в сфере здравоохранения. Участие частных клиник в системе ОМС как раз и обеспечивает конкурентную основу выбора. Не секрет, что многие государственные больницы являются своеобразными монополистами в оказании медицинских услуг

     В принципе, система ОМС должна гарантировать  гражданам возможность получения  медицинской помощи независимо от того, где она оказана, будь то государственное, муниципальное учреждение или частная структура.

     Организован персонифицированный (индивидуальный) учет в системе обязательного медицинского страхования. Застрахованные лица будут иметь страховой медицинский полис единого образца, не требующий замены при смене страховой медицинской организации и действующий на всей территории РФ.

     По  мнению экспертов, переход страхования на страховые принципы возможен при переходе на одноканальное финансирование медицинских организаций. Оплата медицинской помощи при одноканальном финансировании предполагает, что больницы получают финансовый ресурс за выполненные объемы работ по тарифам.

     Считается, что введение одноканального финансирования здравоохранения — вопрос первостепенной важности. Суть одноканального финансирования проста: все деньги на деятельность больниц (кроме капремонта и строительства) идут через обязательное медицинское страхование. Однако чтобы запустить это механизм, нужно обеспечить ряд условий. Первое условие для введения одноканального финансирования: программа государственных гарантий оказания медицинской помощи населению должна быть бездефицитной. Второе условие: медицинская помощь, оказанная пациентам лечебным учреждением, должна оплачиваться по тарифам. Стоит заметить, что при одноканальном финансировании тарифы на медицинские должны возрасти. Иначе и быть не может. Они же включают в себя не пять базовых статей — зарплату, начисления на нее, питание, медикаменты, расходные материалы, но и расходы больниц на коммунальные услуги, текущий ремонт, расчеты со сторонними организациями. И, наконец, третье условие — наличие нормативной базы.

     Финансирование медицинских организаций из государственных источников реализовано по принципу «деньги следуют за пациентом». Это означает концентрацию 80-90% государственных средств в системе ОМС и финансирование медицинских учреждений по результатам их работы.

     Также разработан метод подушевого финансирования амбулаторной службы. Поликлиники должны получать средства на прикрепившихся к ним застрахованных. Чем больше прикрепленных, тем больше плановый объём финансирования. Для того чтобы из планового он стал фактическим, нужно, чтобы прикрепленное население меньше болело. Участковому врачу становится выгодно предупредить болезнь, своевременно провести диспансеризацию, пролечить человека в дневном стационаре или стационаре на дому.

     Система обязательного медицинского страхования  показала свою способность к совершенствованию. Являясь по понятным причинам одним  из центров внимания общества, система ОМС претерпела в последние годы значительные изменения в части сбора страховых взносов. Наметились новые пути развития обязательного медицинского страхования, его финансирование, развитие конкурентной основы в области страхования и предоставление медицинских услуг, а также повышения качества услуг и их контроля.

     И все-таки дополнительные вливания в отрасль крупных инвестиционных средств позволит ещё больше увеличить уровень качества гарантируемой государством медицинской помощи.

 

Список  используемой литературы

 
  1. Конституция Российской Федерации от 12.12.1993.
  2. Об обязательном медицинском страховании в РФ: ФЗ от 29.11.2010 № 326-ФЗ.
  3. Постановление Правительства РФ от 31.12.2010 № 1225 "О размещении временно свободных средств Федерального фонда обязательного медицинского страхования и территориальных фондов обязательного медицинского страхования"/
  4. Приказ Минсоцразвития РФ от 28 февраля 2011 г. N 158н «Об утверждении правил обязательного медицинского страхования».
  5. Бевеликова Н. М. Правовое обеспечение реформ здравоохранения: опыт Китая, России, США/ "Законодательство и экономика", 2010, N 12.
  6. Подкопаев М. В. Комментарий к ФЗ от 29.11.2010 № 326-ФЗ/ «Акты и комментарии для бухгалтера», 2011. № 1
  7. РИА-Новости. http://www.rian.ru/society/20110329/358887126.html
  8. Фомичева Л. П. Комментарий к ФЗ от 29.11.2010 №326-ФЗ/ «Налоговый вестник: комментарии к нормативным документам для бухгалтеров», 2011, № 2.
  9. Шульман Л. С. Комментарий к ФЗ от 29.11.2010 № 326-ФЗ "Об обязательном медицинском страховании в РФ"/ «Нормативные акты для бухгалтера», 2011, № 2.
  10. Экономический словарь. / http://slovari.yandex.ru/~книги/Экономический%20словарь/Медицинское%20страхование/
  11. Юрин А. В. Опыт по переходу на одноканальное финансирование системы здравоохранения/ http://www.remedium.ru/section/marketing/detail.php?ID=32644

 

ПРИЛОЖЕНИЕ 1.

МИНИСТЕРСТВО  ЗДРАВООХРАНЕНИЯ  И СОЦИАЛЬНОГО  РАЗВИТИЯ

РОССИЙСКОЙ  ФЕДЕРАЦИИ 

ПИСЬМО

от 21 декабря 2010 г. № 20-0/10/2-12180 

ОБ  ИНФОРМИРОВАНИИ ЗАСТРАХОВАННЫХ ЛИЦ

О ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СУБЪЕКТОВ  И УЧАСТНИКОВ ОБЯЗАТЕЛЬНОГО

МЕДИЦИНСКОГО  СТРАХОВАНИЯ 

    В связи с вступлением в силу с 1 января 2011 года Федерального закона от 29 ноября 2010 г. № 326-ФЗ "Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации" (далее - Закон) Министерство здравоохранения и социального развития Российской Федерации информирует о необходимых мерах в целях реализации указанного Закона в части информирования застрахованных лиц о деятельности субъектов и участников обязательного медицинского страхования на официальных сайтах в сети "Интернет".

    С 1 января 2011 года территориальный фонд обязательного медицинского страхования субъекта Российской Федерации должен размещать на своем официальном сайте в сети "Интернет" реестр медицинских организаций (часть 3 статьи 15 Закона), включающий наименования, адреса медицинских организаций и перечень услуг, оказываемых данными медицинскими организациями в рамках территориальной программы обязательного медицинского страхования, а также реестр страховых медицинских организаций, осуществляющих деятельность в сфере обязательного медицинского страхования в данном субъекте Российской Федерации (часть 4 статьи 16 Закона).

    С 1 января 2011 года медицинские организации, осуществляющие деятельность в сфере обязательного медицинского страхования, обязаны размещать на своем официальном сайте в сети "Интернет" информацию о режиме работы и видах оказываемой медицинской помощи (часть 2 статьи 20 Закона).

    В соответствии с частью 9 статьи 14 Закона страховые медицинские организации размещают на собственных официальных сайтах в сети "Интернет" информацию о своей деятельности, составе учредителей (участников, акционеров), финансовых результатах деятельности, об опыте работы, о количестве застрахованных лиц, медицинских организациях, осуществляющих деятельность в сфере обязательного медицинского страхования на территории субъекта Российской Федерации, видах, качестве и об условиях предоставления медицинской помощи, о выявленных по обращениям застрахованных лиц нарушениях при предоставлении медицинской помощи, правах граждан в сфере обязательного медицинского страхования, в том числе праве выбора или замены страховой медицинской организации, медицинской организации, порядке получения полиса обязательного медицинского страхования, а также об обязанностях застрахованных лиц.

Информация о работе Обязательное медицинское страхование в Российской Федерации с 2011 года