Потенциал отечественных страховых компаний на рынках стран СНГ и ЦВЕ

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Марта 2012 в 20:54, курсовая работа

Описание

Главной целью работы является выявление потенциала отечественных страховых компаний для выхода их на зарубежные рынки. Цель исследования требует решения следующих задач:
Определить понятие и назначение страхового рынка;
Определить факторы, влияющие на формирование страхового потенциала;
Оценить потенциал отечественного страхового рынка;
Выявить тенденции развития страховых рынков ЦВЕ и СНГ;
Проследить процесс глобализации мирового страхового рынка;
Определить проблемы отечественного страхового рынка и пути их решения.

Содержание

Введение…………………………………………………………………….…...3
Раздел 1. Теоретические аспекты изучения страхового рынка…………5
Понятие и структура рынка страховых услуг.…………………..5
Формирование потенциала страховых компаний. ……………..8
Глобализация страховых рынков…………………………………12
Раздел 2. Анализ потенциала отечественных страховых компаний на рынках стран СНГ и ЦВЕ……………………………………………….16
2.1. Оценка и потенциал современного отечественного страхового рынка………………………………………………………………………16
2.2 Сотрудничество России и стран ЦВЕ и СНГ в области страхования……………………………………………………………….24
2.3. Формирование интегрированного мирового страхового рынка..29
Раздел 3. Перспективы сотрудничества России со странами СНГ и ЦВЕ в области страхования………………………………………………….34
3.1. Перспективы отечественного страхового рынка в странах ЦВЕ и СНГ………………………………………………………………………………34
3.2. Рекомендации по совершенствованию деятельности российских страховых компаний для выхода на зарубежный рынок…………….37
Заключение…………………………………………………………………..…40
Список использованной литературы………………………………..……….41
Глоссарий……………………………………………………………………....43
Приложение 1
Приложение 2

Работа состоит из  1 файл

Курсовая Потенциал отечественных страховых компаний на рынках стран СНГ.docx

— 268.21 Кб (Скачать документ)

 

Министерство образования  и науки Российской Федерации

Федеральное государственное  образовательное бюджетное учреждение высшего профессионального образования

«Пензенский Государственный  Университет

Архитектуры и Строительства»

Институт экономики и  менеджмента

Кафедра «Маркетинг и экономическая  теория»

 

 

 

Курсовая работа

 

по дисциплине: «Страховое дело»

 

на тему: «Потенциал отечественных страховых компаний на рынках стран СНГ и ЦВЕ»

 

 

Выполнила: студентка гр. Мар-41

Паршунина О.В.

Руководитель: к.э.н., доцент

каф. МиЭТ

Маскаева А.И.

 

 

Пенза 2011

Содержание

Введение…………………………………………………………………….…...3

Раздел 1. Теоретические аспекты изучения страхового рынка…………5

    1. Понятие и структура рынка страховых услуг.…………………..5
    2. Формирование потенциала страховых компаний. ……………..8
    3. Глобализация страховых рынков…………………………………12

Раздел 2. Анализ потенциала отечественных страховых     компаний на рынках стран СНГ и ЦВЕ……………………………………………….16

2.1. Оценка и потенциал современного отечественного страхового рынка………………………………………………………………………16

2.2 Сотрудничество России и стран ЦВЕ и СНГ в области страхования……………………………………………………………….24

2.3. Формирование интегрированного мирового страхового рынка..29

        Раздел 3. Перспективы сотрудничества России со странами СНГ и ЦВЕ в области страхования………………………………………………….34

3.1. Перспективы отечественного  страхового рынка в странах  ЦВЕ и СНГ………………………………………………………………………………34

3.2. Рекомендации по совершенствованию  деятельности  российских страховых компаний для выхода на зарубежный рынок…………….37

Заключение…………………………………………………………………..…40

Список использованной литературы………………………………..……….41

Глоссарий……………………………………………………………………....43

Приложение 1

Приложение 2

 

 

 

 

Введение

Для развития страхового рынка  и страхового бизнеса в Российской Федерации существуют значительные возможности и перспективы, а  именно: огромная территория страны, почти 150-миллионное население, наличие хозяйствующих  субъектов различных организационно-правовых форм и видов собственности, появление  новых видов страхования и  др. В первую очередь, благоприятным для России является выход на страховые рынки стран ЦВЕ и СНГ.

Тема исследования актуальна, так как для того, чтобы страхование заняло стратегические позиции в экономике нашей страны, в соответствии с мировой практикой развития этой отрасли, на современном этапе необходимы не просто меры государственной поддержки и формирования благоприятных условий, которые зарекомендовали себя в развитых странах, а необходима разработка активной государственной политики, коренным образом отличающейся от существующей, когда фактически страховой рынок рассматривается государственными органами управления как второстепенная инфраструктурная составляющая.

Главной целью работы является выявление потенциала отечественных  страховых компаний для выхода их на зарубежные рынки. Цель исследования требует решения следующих задач:

  1. Определить понятие и назначение страхового рынка;
  2. Определить факторы, влияющие на формирование страхового потенциала;
  3. Оценить потенциал отечественного страхового рынка;
  4. Выявить тенденции развития страховых рынков ЦВЕ и СНГ;
  5. Проследить процесс глобализации мирового страхового рынка;
  6. Определить проблемы отечественного страхового рынка и пути их решения.

Теоретической базой исследования послужили научные работы отечественных  и зарубежных ученых и практиков  в области страхования. Исследование проведено на основе изучения мирового и отечественного опыта появления, развития и функционирования системы  страхования.

Объектом исследования выступают  страховые рынки России, стран  ЦВЕ и СНГ, предметом исследования являются процессы использования и  развития системы страхования на международном уровне.

В процессе исследования широко применялись аналитические методы познания: логический и сравнительный  анализ, метод обобщения, графический  метод.

Информационную базу исследования составили нормативные акты, разработки международных страховых организаций, материалы периодической печати, а также информация, размещенная  на страницах Интернета.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1.Теоретические  аспекты изучения страхового  рынка

      1. Понятие и структура рынка страховых услуг

Страховой рынок является составной частью финансового рынка страны. В экономической литературе страховой рынок рассматривается как система экономических отношений, где объектом купли-продажи выступает страховая услуга, формируются спрос и предложение на нее. Объективная основа развития страхового рынка – необходимость обеспечения нормального воспроизводственного процесса путем оказания денежной помощи пострадавшим хозяйствам и гражданам в случае непредвиденных неблагоприятных обстоятельств.   

Страховой рынок можно  рассматривать также как совокупность страховых организаций (страховщиков), которые принимают участие в  оказании страховых услуг.1

Функционирующий страховой  рынок представляет собой сложную  систему, включающую различные структурные  звенья. Одним из звеньев страхового рынка являются страховые компании. Именно в страховой компании осуществляется процесс формирования и использования страхового фонда с целью обеспечения страховой защиты общества.

Страховая компания – исторически  определенная общественная форма функционирования страхового фонда, представляет собой  обособленную структуру, осуществляющую заключение договоров страхования.

Структуру страхового рынка  можно рассматривать в институциональном  и территориальном аспектах.

В институциональном аспекте  она представлена акционерными, корпоративными, взаимными и государственными страховыми компаниями. В территориальном аспекте  можно выделить местный (региональный) страховой рынок, национальный (внутренний) и мировой (внешний) страховые рынки.

В зависимости от масштабов  спроса и предложения на страховые  услуги можно выделить внутренний, внешний и международный страховые  рынки.

Перечень видов страхования, которым может воспользоваться  страхователь, представляет собой ассортимент  страхового рынка. Помимо видов страхования, предлагаемых для широкого использования, в отдельных случаях могут  разрабатываться индивидуальные условия  страхования для конкретного  объекта или страхователя.

Положение на страховом рынке  определяется действием множества  факторов, важнейшим из которых являются рисковая ситуация, денежные доходы страхователей, страховой тариф, предложение страховых  услуг. (рис 1)





 

Рис 1. Факторы, влияющие на страховой рынок

Условия реализации страховой  услуги, складывающиеся в конкретном регионе в данное время, называется конъюнктурой страхового рынка. Конъюнктура  характеризует в первую очередь  степень сбалансированности спроса и предложения страховых услуг и в зависимости от этого может быть благоприятной или неблагоприятной как для страховщика, так и для страхователя.

Вопросы определения конъюнктуры  страхового рынка, изучения рынка с  целью выявления страховых потребностей решаются с помощью страхового маркетинга. Страховой маркетинг принципиально не отличается от маркетинговой деятельности в других отраслях народного хозяйства, поскольку применяется в условиях единого рынка. Основной принцип маркетинга заключается в следующем подходе к рынку: с одной стороны, это тщательное и всестороннее его изучение (потребностей и спроса, адресности предлагаемых услуг), а с другой – активное воздействие на рынок и существующий спрос, на формирование потребностей и покупательских предпочтений. Основными задачами страхового маркетинга являются изучение объективно существующих страховых потребностей, формирование спроса путем разъяснительной и рекламной деятельности, а также разработка соответствующих этим потребностям видов страхования.2   

Всеобщность страхования  определяет непосредственную связь  страхового рынка с финансами  предприятий, финансами населения, банковской системой, государственным  бюджетом и другими финансовыми  институтами, в рамках которых реализуются  страховые отношения. В таких  отношениях соответствующие финансовые институты выступают как страхователи и потребители страховых продуктов. Специфические отношения складываются между страховым рынком и государственным  бюджетом и государственными внебюджетными  фондами, что связано с организацией обязательного страхования.

Несмотря на конкуренцию  между страховыми организациями, при  определенных обстоятельствах необходимо прибегать к их сотрудничеству. Перестрахование является одной из форм сотрудничества и применяется прежде всего в перестраховании опасных, крупных объектов. Еще одной из форм сотрудничества выступает соцстрахование, или совместное страхование, проводимое на долевых началах, опасных рисков или крупных объектов. В развитом виде такое сотрудничество приводит к созданию страховых пулов, страховых союзов и клубов.

 

 

 

 

      1. Формирование  потенциала страховых компаний.

Страхование как самостоятельная  экономическая категория является одной из древнейших, наряду с финансами и кредитом. Однако в полной мере реализовать свою экономическую сущность в России страхование смогло лишь в условиях становления рыночных отношений. Необходимость повышения эффективности деятельности страховых институтов обусловлена следующими причинами.

Во-первых, страхование является важнейшим  стабилизатором процесса общественного воспроизводства, выполняющим гарантийные и возмещающие функции, дающим возможность хозяйственным субъектам идти на разумный предпринимательский риск, оберегающим экономику страны от потрясений в случае форс-мажорных обстоятельств и катастроф. Кроме этого, финансовые ресурсы, аккумулируемые в страховых фондах, придают страховым организациям значение крупнейших институциональных инвесторов. Страхование также играет важнейшую социальную роль.

Во-вторых, тупиковостью экстенсивного пути развития страхового бизнеса. Если на начальном этапе развития страхования в России страховые организации имели возможность развиваться за счет расширения сферы деятельности, открытия новых филиалов, то в настоящее время конкуренция на страховом рынке значительно усилилась, практически все рыночные ниши уже заняты, что диктует необходимость поиска путей оптимизации финансовой деятельности страховых компаний, интенсивного использования имеющихся ресурсов.

В-третьих, значимостью инвестиций средств страхового фонда как основного источника прибыли в условиях развитого страхового рынка, когда конкуренция между страховыми продуктами минимизирует прибыль страховщика, заложенную в тарифе.

В-четвертых, необходимостью поддержания  на высоком уровне надежности страховых  компаний, играющих важнейшую роль в экономике, поскольку их банкротство может повлечь за собой мощный негативный эффект. В связи с этим при проведении инвестиционной политики в условиях риска и неопределенности обязательно применение научных методов планирования и управления, позволяющих обеспечить устойчивое и прибыльное развитие страховой компании.

В-пятых, концентрация страховщиками в своих руках значительных финансовых ресурсов предоставляет возможность использования инвестиционного потенциала страховых компаний на макроуровне в качестве важнейшего фактора развития экономики.3

Деятельность страховых  компаний определяется потенциалом, который  может использовать организация. В  первую очередь - это финансовый потенциал.

Основными источниками формирования финансового потенциала страховой  компании являются:

Информация о работе Потенциал отечественных страховых компаний на рынках стран СНГ и ЦВЕ