Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Марта 2012 в 20:54, курсовая работа
Главной целью работы является выявление потенциала отечественных страховых компаний для выхода их на зарубежные рынки. Цель исследования требует решения следующих задач:
Определить понятие и назначение страхового рынка;
Определить факторы, влияющие на формирование страхового потенциала;
Оценить потенциал отечественного страхового рынка;
Выявить тенденции развития страховых рынков ЦВЕ и СНГ;
Проследить процесс глобализации мирового страхового рынка;
Определить проблемы отечественного страхового рынка и пути их решения.
Введение…………………………………………………………………….…...3
Раздел 1. Теоретические аспекты изучения страхового рынка…………5
Понятие и структура рынка страховых услуг.…………………..5
Формирование потенциала страховых компаний. ……………..8
Глобализация страховых рынков…………………………………12
Раздел 2. Анализ потенциала отечественных страховых компаний на рынках стран СНГ и ЦВЕ……………………………………………….16
2.1. Оценка и потенциал современного отечественного страхового рынка………………………………………………………………………16
2.2 Сотрудничество России и стран ЦВЕ и СНГ в области страхования……………………………………………………………….24
2.3. Формирование интегрированного мирового страхового рынка..29
Раздел 3. Перспективы сотрудничества России со странами СНГ и ЦВЕ в области страхования………………………………………………….34
3.1. Перспективы отечественного страхового рынка в странах ЦВЕ и СНГ………………………………………………………………………………34
3.2. Рекомендации по совершенствованию деятельности российских страховых компаний для выхода на зарубежный рынок…………….37
Заключение…………………………………………………………………..…40
Список использованной литературы………………………………..……….41
Глоссарий……………………………………………………………………....43
Приложение 1
Приложение 2
1) собственный капитал;
2) страховые взносы (премии) клиентов;
3) доходы от инвестиционной деятельности.
Механизм страхования
имеет важную особенность, позволяющую
страховым организациям сначала
собирать и накапливать взносы страхователей,
а выплаты осуществлять позже
при фактическом наступлении
страхового случая. По страхованию
жизни отложенный период выплат может
составлять десятки лет; по рисковым
видам страхования сроки
Возможности страховой компании
по участию в инвестиционном процессе
определяются ее инвестиционным потенциалом.
Под инвестиционным потенциалом
страховой организации мы понимаем
совокупность денежных средств, которые
являются временно или относительно
свободными от страховых обязательств
и используются для инвестирования
с целью получения
Для инвестирования страховая компания может использовать только часть имеющихся денежных средств, к которым относятся страховой фонд и собственный капитал. При этом, временно свободными от страховых обязательств денежными средствами является страховой фонд до его использования на страховые выплаты. В этом своем качестве он оказывает значительное влияние на изменение инвестиционного потенциала страхового общества в зависимости от наличия и объема страховых выплат. Собственный капитал является относительно свободными от страховых обязательств денежными средствами, которые могут использоваться для страховых выплат в случае недостаточности средств страхового фонда. Их величина с высокой степенью вероятности поддается планированию, и она значительно меньше влияет на изменение инвестиционного потенциала страхового общества. Графически структура формирования инвестиционного потенциала и факторы его изменения представлены на рис. 2.
Рис 2. Схема формирования инвестиционного потенциала страховой компании.
Таким образом, реализация инвестиционного
потенциала страховой компании представляет
собой процесс инвестирования страхового
фонда и собственного капитала. Экономические
особенности формирования и использования
страхового фонда предполагают наличие
соответствующих особенностей в
его инвестировании и значительное
отличие данного процесса от инвестирования
собственного капитала. Инвестиционный
потенциал является составной частью
финансового потенциала страхового
общества, предназначенной для
Формированием потенциальных возможностей страховой компании занимается страховой маркетинг. Целью создания маркетинговой службы у страховщика является, прежде всего, гибкое реагирование, высокий уровень адаптированности рода деятельности к характеризующейся постоянной динамикой и изменениями экономической ситуацией на территории государства и на рынке предоставления услуг страхования для получения оптимального уровня дохода от проводимых операций. Задачей страхового маркетинга является осуществление целого ряда действий в целях привлечения внимания потенциального потребителя к возможности заключения договора, конкретно с данной СК, а не с ее конкурентом.
Анализ потенциала конкурентоспособных компаний является важнейшим направлением маркетинговой деятельности СК. Основываясь на полученных при аналитико-прогностической деятельности данных, страховая компания производит выработку стратегических действий, направленных на завоевание рынка страхования, предполагающего, в свою очередь, установление стратегии на данный отрезок времени, выбор наиболее успешных видов страховых услуг, и каналов их оказания, инструментов конкуренции.
Глобализация страхования
является процессом стирания законодательных
и экономических барьеров между
национальными страховыми рынками,
которое имеет целью
Глобализация страховой деятельности выражается, прежде всего, в следующих особенностях:
Основными причинами процесса массового слияния и поглощения страховых компаний на рубеже веков являются:
1. Противостояние жесткой конкуренции на национальных и мировых страховых рынках, которая обусловлена появлением большого количества страховых компаний;
Архитектура мирового страхового рынка – это неустойчивая система, которая подвергается значительным потрясениям. Ведь мировая страховая сфера превращается в единую систему и обвал одного из звеньев серьезно влияет на другие.
На сегодняшний день существует центропериферийное строение мирового страхового рынка, ядром которого являются высокоразвитые страховые рынки США, Канады, стран Западной Европы, Японии, а периферей - страховые рынки стран, которые находятся на разных стадиях своего экономического развития (страны СНГ). Свыше 30% всего мирового рынка страхования принадлежит Соединённым Штатам Америки.
Передовые позиции в процессе слияния и поглощения занимают европейские страховые компании. Из 44 приобретений, совершенных европейскими страховыми обществами, 16 приходится на страховщиков из США (причем четыре сделки превысили сумму 2 млрд. долл. США), 15 - на Юго-Восточную Азию, 12 - на Латинскую Америку и 1 - на Южную Африку. В свою очередь, из 34 зарубежных сделок по приобретению страховых компаний страховщиками США 15 компаний были куплены в Латинской Америке, 8 - в Юго-Восточной Азии, 8 - в Великобритании и всего 3 - в континентальной Европе.4
В последнее десятилетие тенденции к интеграции затронули все слои страхового бизнеса. Расширению страхового бизнеса за национальные пределы и развитию тенденции глобального объединения на страховом рынке способствуют несколько объективных факторов, и прежде всего, нивелирование культурных и экономических границ между странами и создание единого информационного, экономического и культурного пространства, что ведет к расширению как партнерства, так и зарубежных представительств страховых организаций и, соответственно, установлению более тесных контактов между национальными рынками.
Кроме того, процессу интеграции страхового бизнеса оказывает содействие либерализация режима международного обмена страховыми услугами: открывается доступ на развивающиеся страховые рынки, внедряются актуальные страховые технологии наиболее развитых транснациональных компаний. И, наконец, техническими предпосылками для расширения страхового бизнеса за пределы национальных границ служит активное развитие глобальных коммуникационных и информационных систем.
В условиях интеграции рынка страховых услуг усиливается конкуренция между крупнейшими транснациональными страховыми компаниями, что побуждает страховщиков внедрять новые формы и методы конкурентной борьбы: разработку новых страховых продуктов, сращивание страхового, банковского и финансового капиталов.
Раздел 2. Анализ потенциала отечественных страховых компаний на рынках стран СНГ и ЦВЕ
2.1. Оценка и потенциал современного отечественного страхового рынка
Современное состояние страхового бизнеса в России характеризуется высокой изменчивостью. Если 90-е годы являлись временем возникновения и становления страхового рынка и были ознаменованы быстрым количественным ростом, то начало нового века стало временем качественных изменений. Совокупность наблюдаемых в 2001 - 2002 годах процессов и их результатов хорошо подходит под определение «бархатная революция»: постепенные и эволюционные перемены создают принципиально новое качество. Несомненно, на страхование серьезнейшим образом влияют такие значительные события, как вступление России в ВТО и введение с июля 2003 года обязательного страхования ответственности автовладельцев.
К сожалению, страхование в России по-прежнему остается непопулярным средством финансовой защиты. Доля этого рынка во внутреннем валовом продукте страны не превышает 2,5%, в то время как в США эта цифра достигает 11%, а в Ирландии и того больше - 24%.
Череда событий и катастроф последних лет говорит о том, что страхование должно стать действенным механизмом в урегулировании их последствий, и именно развитие новых обязательных видов страхования, если они действительно начнут грамотно работать, поможет не только в восстановлении страхового рынка, но и в стабилизации экономики страны в целом. Однако при этом нельзя забывать и о добровольных видах страхования, поскольку акцент только на обязательное страхование может стать тупиковым путем развития и вернуть рынок к монополизации и полному отторжению добровольной услуги страхования.
Развитие страхового рынка определяется динамикой производства и потребления товаров и услуг. В докризисное время (в 2006–2007 годах) страховые премии (без учета ОМС) составляли 1,4–1,5% ВВП. На фоне сокращения экономической активности в 2008–2009 годах доля страховых премий в ВВП снизилась до 1,3% ВВП. Падение доли страхования в ВВП в годы кризиса связано с несколькими причинами.
Во-первых, потребность в
страховании очень часто
Во-вторых, страхование сопутствует
получению кредитов в банке (страхование
банковских залогов), а объем выданных
кредитов в кризис заметно снизился.
Соответственно, произошло сокращение
объемов банковского
В-третьих, страхование – это инструмент сохранения достигнутого благополучия. При наличии свободных средств потребители могут себе позволить расходы на защиту бизнеса или качества жизни своей семьи. И, наоборот, – при недостатке финансовых ресурсов на основные нужды население и предприниматели сокращают расходы на страхование. Именно это и произошло в России в 2009 году. Однако при всем этом страховой рынок показал свою устойчивость – снижение доли премии в ВВП оказалось незначительным.
Рис 3. Динамика страховых взносов (без учета ОМС), млрд руб.
Как показали результаты исследования,
проведенные Рейтинговым
Информация о работе Потенциал отечественных страховых компаний на рынках стран СНГ и ЦВЕ