Система социального страхования в РФ

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Декабря 2011 в 13:22, дипломная работа

Описание

Цель дипломной работы – показать место и роль социального страхования в обществе.
Для достижения цели формируются следующие задачи:
проанализировать состояние социального страхования в России, его виды и формы;
представить основные направления реформирования основного звена социального страхования;
показать практику организации социального страхования.

Содержание

Введение. 2
Глава I. Система социального страхования в РФ. 7
Глава II. Виды социального страхования. 31
Глава III. Система государственных внебюджетных фондов в РФ. 36
Глава IV. Федеральная пенсионная служба РФ как форма реорганизации управления пенсионным страхованием. 41
Заключение. 46
Список используемой литературы. 48
Приложение. 49

Работа состоит из  1 файл

дипломная.doc

— 187.50 Кб (Скачать документ)

Содержание 

  cтр.
Введение. 2
Глава I. Система социального страхования в РФ. 7
Глава II. Виды социального страхования. 31
Глава III. Система государственных внебюджетных фондов в РФ. 36
Глава IV. Федеральная пенсионная служба РФ как форма реорганизации управления пенсионным страхованием. 41
Заключение. 46
Список  используемой литературы. 48
Приложение. 49
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Введение 

     Страхование - одна из древнейших категорий общественных отношений. Зародившись в период разложения первобытнообщинного строя, оно постепенно стало непременным спутником общественного производства. Первоначальный смысл рассматриваемого понятия связан со словом “страх”. Владельцы имущества, вступая между собой в производственные отношения, испытывали страх за его сохранность, за возможность уничтожения или утраты в связи со стихийными бедствиями, пожарами, грабежами и другими непредвиденными опасностями экономической жизни.

      Рискованный характер общественного  производства - главная причина беспокойства  каждого собственника имущества и товаро-производителя за свое материальное благополучие. На этой почве закономерно возникла идея возмещения материального ущерба путем солидарной его раскладки между заинтересованными владельцами имущества. Если бы каждый отдельно взятый собственник попытался возместить ущерб за свой счет, то он был бы вынужден создавать материальные или денежные резервы, равные по величине стоимости своего имущества, что естественно, разорительно.

      Между тем жизненный опыт, основанный  на многолетних наблюдениях, позволил сделать вывод о случайном характере наступления чрезвычайных событий и неравномерности нанесения ущерба. Было замечено, что число заинтересованных хозяйств, часто бывает больше числа пострадавших от различных опасностей. При таких условиях солидарная раскладка ущерба между заинтересованными хозяйствами заметно сглаживает последствия стихии и других случайностей.

При этом чем большее количество хозяйств участвует в раскладке ущерба, тем меньшая доля средств приходиться  на долю одного участника. Так возникло страхование, сущность которого составляет солидарная замкнутая раскладка ущерба.

      Одна из основных черт рыночных  отношений – наличие развитых  систем защиты граждан: социального  страхования и социальной помощи. При этом главным институтом защиты человека является социальное страхование. В период социально – экономических реформ, когда сложившиеся отношения между социальными объектами изменяются кардинальным образом, общество оказалось не готовым к осмыслению задач в области организации социального страхования в условиях рыночной экономики. В этой связи принципиально важным является изучение теоретических основ социального страхования, а также концептуальных подходов и формирующейся законодательной базы. 

      В государствах с социально ориентированной экономикой развиты системы социальной защиты граждан, двумя основными составляющими которыми являются социальная помощь и социальное страхование. Программы социальной помощи предназначены для адресной, избирательной поддержки наиболее социально уязвимых групп населения. Такие программы финансируются преимущественно за счет бюджетных средств различных уровней и носят компенсационный характер. Как правило, система социальной помощи является институтом попечительства, вспомоществования и вытекающими отсюда особенностями прямого государственного управления.

      Декларация  о правах человека, принятая Генеральной  Ассамблеей ООН в 1948 году,  определила права каждого на социальную защиту с помощью социального страхования

63952ак  при наступлении социальных рисков, так и во всех остальных случаях потери средств к существованию по причинам, не зависящим от человека.

      Состояние экономики обуславливает вероятность  возникновения социальных рисков для  трудящихся, опасность для них  оказаться в тяжелом материальном положении, а направленность социальной политики влияет на организацию социальной защиты, в частности, социального страхования. Этим определяется тесная взаимосвязь экономики, социальной политики и социального страхования. Переход к рыночной экономике существенно меняет социально-экономическую среду. В общественное сознание возвращается понятие “социальный риск” – вероятность материальной необеспеченности трудящихся вследствии потери возможности участвовать в экономическом процессе. Причиной фактора социального риска зачастую носят объективный  характер: утрата заработка в случае временной нетрудоспособности, профессиональных заболеваний, утрата нетрудоспособности из-за несчастного случая, риск безработицы и так далее – не зависят  или мало зависят от возможности значительного количества людей.

      Социальное  страхование распрастраняется прежде всего на активное, занятое население  и финансируется за его счет, а  также за счет работодателей. Оно  основывается на анализе различных  социальных рисков потери дохода или заработка лицами наемного труда и тщательно статистическом учете.

        Социальные риски существовали  и при прежней модели хозяйственной  деятельности, но в значительно  в меньших размерах. Централизованно  - плановая социалистическая система  стандартизировала, минимизировала, но обеспечила определенные условия общественной  жизнедеятельности, в том числе несла ответственность и за социальный риск.

      С развитием многообразных форм собственности  сфера государственного обеспечения  и его возможности сокращаются, то есть с переходом к рыночному хозяйствованию неизбежно меняется модель распределительных отношений. Для социального страхования это имеет принципиальных характер. В таких условиях возникает необходимость  создание механизмов и форм социальной защиты, адекватных новым социально –экономическим условиям. В основу формирующейся системы социальной защиты должны быть положены страховые методы, суть которых сводится к распределению материальной ответственности по компенсации и минимизации социальных рисков на максимально возможное число участников, придание этому виду защиты организованной взаимопомощи и самоуправления.

      Система социального страхования хоть и  медленно, но начинает меняться. На смену  единой государственной форме социального  страхования приходит развлетленная система автономных внебюджетных видов социального страхования: пенсионного, социального, медицинского, занятости.

      Социальное  страхование – это один из важнейших  механизмов регулирования социально  – трудовой сферы. В последние  годы резко понизился уровень социальной защиты населения, отчетливо обозначилась неготовность системы погасить и компенсировать неминуемые издержки структурной перестройки, резко ухудшается демографическая ситуация, растет заболеваемость, увеличиваются масштабы маргинализации в обществе. В этих условиях нет четкого понимания роли социального страхования не только у населения, но и у  многих специалистов.

      Предметом иследования в данной дипломной  работе является система социального  страхования.

      Объектом  исследования – история развития и становления социального страхования в современных условиях экономическом и социальном развитии России.

      Цель  дипломной работы – показать место  и роль социального страхования  в обществе.

      Для достижения цели формируются следующие задачи:

  • проанализировать состояние социального страхования в России, его виды и формы;
  • представить основные направления реформирования основного звена социального страхования;
  • показать практику организации социального страхования.
 

 

       
 

  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

    Глава I.

    Система социального страхования  в РФ 
 

    Социальное  страхование представлено в РФ Фондом социального страхования и обеспечения. Деятельность Фонда регламентируется Постановлением Правительства РФ от 12 февраля 1994 г. N 101 "О Фонде социального страхования Российской Федерации" (с изменениями от 24 июля 1995 г., 19 февраля, 15 апреля, 23 декабря 1996 г.). Далее деятельность Фонда, его структура, порядок аккумулирования и расходования средств будут рассмотрены более подробно.

      Фонд социального страхования Российской Федерации (далее именуется - Фонд) управляет средствами государственного социального страхования Российской Федерации.

    Фонд  осуществляет свою деятельность в соответствии с Конституцией Российской Федерации, законами Российской Федерации, указами Президента Российской Федерации, постановлениями и распоряжениями Правительства Российской Федерации, а также Положением "О Фонде социального страхования Российской Федерации".

    Фонд  является специализированным финансово-кредитным учреждением при Правительстве Российской Федерации. Денежные средства и иное имущество, находящееся в оперативном управлении Фонда, а также имущество, закрепленное за подведомственными Фонду санаторно-курортными учреждениями, являются федеральной собственностью.

    Денежные  средства Фонда не входят в состав бюджетов соответствующих уровней, других фондов и изъятию не подлежат. Бюджет Фонда и отчет о его  исполнении утверждаются федеральным  законом, а бюджеты региональных и центральных отраслевых отделений  Фонда и отчеты об их исполнении после рассмотрения правлением Фонда утверждаются председателем Фонда.

    В Фонд социального страхования Российской Федерации входят следующие исполнительные органы:

    региональные  отделения, управляющие средствами государственного социального страхования на территории субъектов Российской Федерации; центральные отраслевые отделения, управляющие средствами государственного социального страхования в отдельных отраслях хозяйства;

    филиалы отделений, создаваемые региональными  и центральными отраслевыми отделениями Фонда по согласованию с председателем Фонда.

    Руководство деятельностью Фонда осуществляется его председателем.

    Для обеспечения деятельности Фонда  создается центральный аппарат  Фонда, а в региональных и центральных  отраслевых отделениях и филиалах - аппараты органов Фонда.

    При Фонде образуется правление, а при  региональных и центральных отраслевых отделениях - координационные советы, являющиеся коллегиальными совещательными органами.

    Фонд, его региональные и центральные  отраслевые отделения являются юридическими лицами, имеют гербовую печать со своим наименованием,

    текущие валютные и иные счета в банках.

    Местонахождение Фонда - г. Москва. 
 
 
 

Основными задачами Фонда являются:

      обеспечение гарантированных государством пособий  по временной нетрудоспособности, беременности и родам, при рождении ребенка, по уходу за ребенком до достижения им возраста полутора лет, на погребение, санаторно-курортное лечение и оздоровление работников и членов их семей, а также другие цели государственного социального страхования, предусмотренные законодательством;

      участие в разработке и реализации государственных  программ охраны здоровья работников, мер по совершенствованию социального  страхования;

      осуществление мер, обеспечивающих финансовую устойчивость Фонда;

      разработка  совместно с Министерством труда  Российской Федерации и Министерством  финансов Российской Федерации предложений  о размерах тарифа страховых взносов  на государственное социальное страхование;

      организация работы по подготовке и повышению  квалификации специалистов для системы государственного социального страхования, разъяснительной работы среди страхователей и населения по вопросам социального страхования;

Информация о работе Система социального страхования в РФ