Система социального страхования в РФ

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Декабря 2011 в 13:22, дипломная работа

Описание

Цель дипломной работы – показать место и роль социального страхования в обществе.
Для достижения цели формируются следующие задачи:
проанализировать состояние социального страхования в России, его виды и формы;
представить основные направления реформирования основного звена социального страхования;
показать практику организации социального страхования.

Содержание

Введение. 2
Глава I. Система социального страхования в РФ. 7
Глава II. Виды социального страхования. 31
Глава III. Система государственных внебюджетных фондов в РФ. 36
Глава IV. Федеральная пенсионная служба РФ как форма реорганизации управления пенсионным страхованием. 41
Заключение. 46
Список используемой литературы. 48
Приложение. 49

Работа состоит из  1 файл

дипломная.doc

— 187.50 Кб (Скачать документ)

Федеральная пенсионная служба РФ как форма реорганизации  управления пенсионным страхованием. 

      В Калужской области только в городе Обнинске была  создана служба уполномоченная Пенсионным фондом, которая сосредоточила в одних руках весь процесс пенсионного обслуживания жителей региона.

      В остальных районах Калужской  области работа ПФР и органов  социального обеспечения разграничены. Собранные деньги в районах перечисляются  на транзитные счета областного отдела ПФР, а затем с отделом социальной защиты распределяются.

      Деятельность  службы началась с постановления  Президиума Верховного  Совета РФ от 6 июля 1992 года “О создании единой пенсионной службы”. Летом 1992 года было заключено  соглашение с администрацией Калужской области о создании в регионе на базе отделения Пенсионного фонда единой пенсионной службы. Высвободившиеся в областном и местном бюджетах средства пошли на формирование новых органов социальной защиты – в рамках областной администрации был создан Департамент социальной защиты и социальной поддержки на местах.

      Указом  Президента РФ от 29 мая 1993 года  N 787 “Об управлении пенсионным обеспечением в Российской Федерации” было признано целесообразным создание в системе органов исполнительной власти Федеральной пенсионной службы России с возложением на нее функций назначения, выплаты и доставки пенсий, сбора и аккумуляции средств на эти цели.

      Указ  предусматривал недопустимость вмешательства  Пенсионного фонда и его отделений  в оперативную деятельность органов социальной защиты населения и передачи ему функций по назначению и выплате пенсий по назначению и выплате пенсий, возложенных на органы исполнительной власти законодательством Российской Федерации.

      Вопрос  о Федеральной пенсионной службе России носил больше политический характер и поэтому  Указом Президента РФ не был решен вопрос о статусе и организационных основах создания такой службы.

      Формирование  Федеральной пенсионной службы было невозможно без внесений в Закон  от 20.11.1990 года.  Предложения по изменению законодательства, необходимые для создания Пенсионной службы России, готовились вначале вместе, а затем параллельно  Министерством социальной защиты населения и Пенсионным фондом. В связи с прекращением деятельности Верховного Совета РФ подготовленные предложения остались без рассмотрения.

      Концепция Пенсионного фонда Российской Федерации  по вопросу создания Федеральной  пенсионной службы базировалась на идее объединения в ближайшее время  ПФР и его региональных органов  со структурными подразделениями Министерства социальной защиты населения РФ, краев, областей, автономных образований, районов и городов.

      При создании Федеральной пенсионной службы России организационные вопросы  должны быть сведены к минимуму, они являются неизбежным следствием разделения органов социальной защиты населения. Эта модель должна исключить сбои в работе по пенсионному обеспечению населения и не допускать нежелательных социальных последствий.

      Нужно решить вопросы о том, какие службы будут заниматься оказанием населению различных видов социальной помощи, и сохранить единое информационное пространство, которое позволило бы принять современные технологии для организации системы социальной защиты населения.

      Должна  быть обеспечена безусловная сохранность  целевого использования пенсионных средств. Необходимо решить правовые и технические проблемы, связанные с введением и функционированием персонифицированного учета плательщиков страховых взносов.

      В некоторых странах организации, осуществляющие пенсионное обеспечение, является самоуправляемыми неправительственными структурами, независимыми в административном и финансовом отношении от государственных органов. Государство с помощью законодательства регулирует условия и нормы пенсионного обеспечения, а также, как правило, устанавливает страховой тариф.

      Создание  Федеральной пенсионной службы с  вертикально организационной структурой, несущей ответственность за все  аспекты системы по выплате пенсий и пособий, доказало свою целесообразность. С построением пенсионной службы на новых принципах и работа Отделения ПФР по Калужской области по сбору страховых взносов приобрела как бы дополнительный смысл. Деньги не уходят из отделения, а тут же передаются на выплату пенсий.

      Работа  единой пенсионной службы дает и чисто  экономический эффект. Соподчиненность всех звеньев позволяет прогнозировать как поступление страховых взносов, так и расходование их на выплату пенсий.

      В условиях единой пенсионной службы предоставляется  возможность в сомнительных случаях  оперативно проверять документы  для назначения и перерасчета пенсий сравнивать данные о заработке того или иного человека с фактической уплатой страховых взносов,     что помогает выявить завышение данных, избежать необоснованных выплат.

      Реформирование  пенсионной системы началось с персонифицированного учета.

      В Калужской области  переход к  персонифицированному учету  был  произведен с 1 января 1996 года.

      С переходом на такую форму учета, расчет пенсии займет считанные минуты, без трудовых книжек, длительного  процесса сбора справок. Введение персонифицированного учета страховых взносов обеспечит также достоверность сведений о стаже и заработке для исчисления пенсий в строгом соответствии с результатами труда каждого работающего и исключит неоправданное расходование средств службы уполномоченной Пенсионным фондом на выплату пенсий в связи с участившимися случаями выдачи фиктивных или недостоверных справок о стаже и заработке различными коммерческими структурами и использованием купленных с рук бланков трудовых книжек. Кроме того, работающие будут защищены от случаев утраты архивов ликвидирующихся предприятий, в особенности коммерческих.

      Поскольку от суммы перечисленных в отделение  уполномоченных Пенсионным фондом по Калужской области страховых  взносов будет напрямую зависеть размер назначенной будущему пенсионеру пенсии, работающий кровно заинтересован осуществлять контроль взносов его предприятием, а индивидуальные предприниматели перестанут скрывать свои заработки,  в результате чего выигрывают и нынешние пенсионеры, так как возрастут поступления в службу уполномоченную Пенсионным фондом и появится возможность своевременно финансировать выплату пенсий.

      Как показала практика полугодового хода персонифицированного проекта в  Калужской области, сбор страховых  взносов в процессе работы возрос на 50%.

      На  основании международного опыта можно утверждать, что персонифицированный учет в области государственного пенсионного страхования не найдено лучшей альтернативы. Персонифицированный учет сведений о застрахованных лицах должен стать эффективным инструментом развития пенсионной системы Российской Федерации. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Заключение

 
 

    Совершенствование системы социального страхования  является сейчас не благими намерениями, а насущной необходимостью. Примером тому являются постоянные сообщения о акциях протеста , митингах пенсионеров, которые не получают пенсии в течение нескольких месяцев, между тем они являются для них единственных источником средств к существованию. При трезвом взгляде на эту систему и изучении как опыта Советского Союза, так и опыта развитых капиталистических стран возможно формирование реальной системы социальной защиты населения и его обеспечения. Таким образом можно избежать многочисленных забастовок и митингов, на  покрытие ущерба от которых и поддержание порядка во время их проведения уходит такое количестве денежных средств из российского бюджета, что при вложении их в социальную сферу их бы хватило на выдачу многих и многих пенсий и пособий.

    Не  секрет, что большинство лозунгов коммунистов и национал-социалистов  основано на фразах “Проголосуйте за нас и мы выплатим вам вашу зарплату и пенсию, накормим и вылечим ваших детей и родителей”. Достаточно посмотреть на состав митингов оппозиции: голодные и плохо одетые пожилые люди, прожившие всю свою жизнь под лозунгом обеспеченной старости, а на ее пороге оказавшиеся без куска хлеба. Родители, чьи дети больны и не могут получить надлежащего медицинского обслуживания, госслужащие, не получающие заплату по несколько месяцев, студенты и преподаватели, живущие на мизерные зарплаты и стипендии и т.д.

    Если  удастся заставить работать эту  систему, то скорее всего страну перестанут сотрясать постоянные акции протеста и опасность возврата к социалистическому  прошлому, которой так панически  боится наше правительство (на региональных выборах 1997 года оппозиция одержала убедительную победу; большинство парламента составляют отнюдь не прогрессивные демократы) значительно уменьшится. Кроме того, стабилизация политической обстановки резко поднимет рейтинг как страны в целом, так и ее правительства, сумевшего добиться таких результатов. Это, в свою очередь поможет нам получить необходимые инвестиции иностранного капитала на развитие промышленности, т.к. одним из главных условий, выдвигаемых инвесторами, по-прежнему остается политическая стабильность и, как следствие возвратность инвестиций, вложенных в страну.

    Казалось  бы, все так просто, нужно лишь начать что-либо делать в данной области. Но нежелание реально оценивать  обстановку, использование социальной сферы только как карты в политической игре в разгар предвыборной борьбы приводит к тому, что начальные подвижки в этой области погибли так и не родившись, а неплохое наследие Советского Союза уже утрачено. Хочется надеяться, что что-либо в ближайшее время изменится, иначе это может привести к последствиям такой тяжести, что даже мы сейчас не в состоянии их реально предвидеть и оценить.

 

 

Список  используемой литературы. 
 

  1. Журнал  “Бухгалтерский учет” № 1/97; “Бухгалтерский учет”, 1997г.
  2. Закон РФ «О государственном пенсионном обеспечении» от 20 ноября 1990 года N 340-1 .
  3. Инструкция о порядке начисления, уплаты страховых взносов, расходования и учета средств государственного социального страхования (утв. постановлением Фонда социального страхования РФ, Минтруда РФ, Минфина РФ и Госналогслужбы РФ от 2 октября 1996 г. NN 162, 2, 87, 07-1-07)
  4. Коммерсантъ Дейли от 20 августа 1993г.
  5. Постановление Правительства РФ от 12 февраля 1994 г. N 101  "О Фонде социального страхования Российской Федерации" (с изменениями от 24 июля 1995 г., 19 февраля, 15 апреля, 23 декабря 1996 г.)
  6. Постановление Фонда социального страхования РФ, Минтруда РФ, Минфина РФ и Госналогслужбы РФ от 2 октября 1996 г. NN 162, 2, 87, 07-1-07 "Об утверждении Инструкции о порядке начисления, уплаты страховых взносов, расходования и учета средств государственного социального страхования"
  7. Петров К. «Твоя будущая пенсия» Приложение к журналу «Пенсия» – М. 1997.
  8. «Страхование от А до Я» Под редакцией Корчевской Л. И., Турбиной К. Е. – М. Инфра, 1996

Информация о работе Система социального страхования в РФ