Система страхования в россии

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Ноября 2011 в 13:42, реферат

Описание

Целью исследования является раскрытие сущности и структуры современной страховой системы в рыночной экономике и тенденции ее развития.
Цель исследования определяет постановку следующих задач:
Определить сущность страхования и его роль в экономике.
Проанализировать текущее состояние страхового рынка.
Охарактеризовать проблемы страхового дела.
Дать рекомендации по сохранению финансовой устойчивости участников рынка в условиях кризиса.

Содержание

Введение
Глава 1. Общая характеристика страхового дела в России
1.1 Экономическая сущность страхования и этапы его развития
1.2 Классификация страхования
1.3 Роль и функции страхования в современной рыночной экономике
Глава 2. Анализ сравнения Российского рынка страхования с мировым рынком
2.1 Общая характеристика страхового рынка
2.2 Организация страхового дела в России
2.3 Страхование в зарубежных странах (на примере США)
2.4 Действия против неплатёжеспособных компаний
2.5 Анализ сравнения Российского рынка страхования с мировым рынком
2.6 Развитие страхового рынка России (2008 г.)
Глава 3. Развитие кризиса на российском страховом рынке
Заключение
Список литературы
П.1.1 Приложение 1
П.1.2 Приложение 2
Глава 1. Приложение 3
П 2.2 Приложение 4
П 2.4 Приложение 5

Работа состоит из  1 файл

страхование в рф.docx

— 193.77 Кб (Скачать документ)

     В настоящее время законодательные акты, регулирующие страхования, значительно сократили возможность мошенничества в области страхования. Однако, расслабляться ни страховщикам, ни страхователям не стоит. Вряд ли преступники оставили сферу страхования из-за нововведений в наше законодательство.

2.3 Страхование в зарубежных странах (на примере США)

 

     Рассмотрим  организацию страхового дела в зарубежных странах на примере США.

     Страховой традиции в США уже полторы  сотни лет и, кажется, что страхуется все. Как свидетельствует американский Институт страховой информации, лидером на рынке страхования США является страхование автомобилей физическими лицами, по объемам страховых премий почти в 4 раза опережающее страхование домовладельцев.

     Общий объем страховой премии, собранной  в 2002 г. на территории США, составил около одного триллиона долларов, но доля США на мировом рынке неуклонно снижается в связи с более динамичным развитием страховых рынков Азии, Латинской Америки и Европы. По доле страхования жизни США несколько уступают Японии (29,7 и 31,4% мирового рынка соответственно), по иным видам страхования, прежде всего имущества и ответственности, занимает 1-е место в мире (46% мирового рынка) /13. - с.390/.

     Государственная система социальной безопасности в  США включает две формы социальное страхование (за счет налога на социальное страхование) и государственное вспомоществование (за счет бюджета). Социальное страхование проводится за счет взносов работников и работодателей и включает пенсионное страхование от безработицы. Пенсионное страхование предусматривает пенсионные выплаты по достижении пенсионного возраста, выплаты по утрате кормильца (если умерший имел право на государственную пенсию), пособия по нетрудоспособности лицам до 65 лет. В систему социального страхования включены и лица, неработающие по найму (врачи, адвокаты и т.п.), уплачивающие совокупные взносы как работники и как работодатели.

     Страхование от безработицы регулируется законодательствами штатов и финансируется за счет налога на работодателей в определенном проценте от заработка работника /13. - с.392/.

     США имеет широко развитую систему имущественного и личного страхования. Частный сектор экономики и высокий уровень жизни американских граждан обуславливают традиционно высокий спрос на все виды страховых услуг в этой стране. Считается, что страхование - это не только часть экономики США; страховой полис-необходимое условие осуществления американской мечты. Страхование автотранспортной и авиагражданской ответственности стало насущной необходимостью для граждан, поскольку автомобиль наиболее распространенное (иногда единственное) средство передвижения.

     Устойчивое  функционирование страховой отрасли  обеспечивается системой ее регулирования  и является вопросом спокойствия  нации и ее защищенности перед  различными факторами риска.

     Страхование - наиболее влиятельный финансовый институт США - затрагивает практически все аспекты повседневной жизни американского общества и поэтому занимает уникальное место в хозяйственной системе страны. В отличие от других финансовых институтов в области страхования США отказались от форсирования федеральной системы регулирования, закрепив соответствующие полномочия за отдельными штатами. Такая модель регулирования сохраняется без изменения в 60-70-80-е и последующие годы.

     На  уровне штатов сформировалось значительная инфраструктура регулирования страховой  отраслью, которая на протяжении всей своей истории (около 150 лет) доказала свою жизнеспособность и эффективность.

     Страхование - важная часть хозяйственной системы любой промышленно развитой страны, поэтому обеспечение нормальных условий функционирования рынка относится к важным национальным приоритетам. Масштабы рынка частного страхования зависит от того, в какой мере государство осуществляет социальную защиту своих граждан. В США частный страховой сектор предоставляет виды услуг, заменяющие государственные социальные программы или дополняющие их.

     Рынок страховых услуг в США представляет собой два рынка - страхование жизни и иных видов страхования. Иные виды - это страхование имущества, ответственности, от несчастных случаев и т.д. Такое деление обусловлено экономическими особенностями различных видов страховой деятельности. Соответственно различаются и предъявляемые регулированием требования к ликвидации ресурсов, направлениям инвестирования и т.д.

     Американский  страховой рынок высоко конкурентный - в стране функционируют около 4 тысяч компаний по страхованию жизни и 4,5 тысячи по страхованию имущества и ответственности. В основном это мелкие страховые компании, зарегистрированные только в одном штате /33/.

     Конкуренция на американском страховом рынке  в значительной степени объясняется  подходом государства к регулированию  этой отрасли. Американское государство рассматривает конкуренцию в качестве важнейшего механизма, позволяющего обеспечить высокий уровень предложения и качество страховых услуг. Критерием доступа на страховой рынок в большинстве штатов являются требования к капиталу. Конкуренция связана также с растущим проникновением на американский страховой рынок иностранных страховщиков.

     Регулирование страховой отрасли направлено на защиту потребителей и отрасли от неплатёжеспособности страховых компаний и на обеспечение доступности  страхования всем, кому требуются  страховые услуги и иметь возможность  получения их по разумным ценам, на справедливых условиях вне зависимости  от места жительства, национальности и других факторов.

     В государственном регулировании  можно выделить следующие два  направления: регулирование платежеспособности страховщиков и регулирование рынка. Регулирование платежеспособности включает в себя требования к капиталу, резервным фондам, инвестициям, а также предоставления финансовой отчетности и меры против неплатежеспособного страховщика. Государство основное внимание уделяет установлению цен, учреждению форм страховых полюсов, заключению договоров страхования и рассмотрению претензий.

     Финансовые  и нефинансовые аспекты регулирования  тесно взаимосвязаны: регулирование деятельности страховщиков неизбежно отражается на их финансовом состоянии (положении) и воздействует на цены и услуги, предлагаемые страховыми компаниями. Для оптимального режима регулирования со стороны государства координация действий в обоих направлениях, что предоставляет значительные трудности - цели регулирования могут противоречить друг другу. Чем более жестким будет регулирование платежеспособности, тем больше оно будет воздействовать на объемы предложения и цены: страховщики вынуждены будут сокращать предоставляемые страховые услуги и повышать страховые взносы.

     Многие  потребители в такой ситуации не смогут получить доступа к страхованию  по приемлемой цене. Высокие цены - это не гарантия платежеспособности страховщика, но и низкие или более привлекательные условия могут предлагаться страховыми компаниями, которые осуществляют более рискованные операции. В этом случае риск неплатежеспособности для них будет выше, чем для других страховых компании, устанавливающих более высокие цены и предпочитающих более консервативную инвестиционную стратегию.

     Принятие  решений, какие цели регулирования  наиболее важны для обеспечения  общественных интересов, чрезвычайно  актуально для регулирования  страховой отрасли. Значительное внимание регулирующих органов общественности получили вопросы дискриминационной практики со стороны страховщиков в отношении людей с низким уровнем дохода, которые оказались в черном списке страховых компаний. Жители 14 крупнейших городов США и целые городские кварталы были лишены застраховать свое имущество или вынуждены приобретать полисы на менее выгодных условиях по сравнению с другими, более лучшими условиями.

     Таким образом, в США цели регулирования  страховой отрасли развиты и  могут существенно изменяться в  зависимости от социальных и экономических  приоритетов. Увязать приоритеты регулирования и интересы страховщиков - сложная задача, поиск компромиссов стоящая перед государством. Страховая отрасль, осуществляя страхование рисков и инвестируя значительные средства, заметно влияет на развитие целых регионов и отражает страны, и поэтому является активной силой американского общества.

     Американское  государство, как отмечалось выше, не имеет федеральной системы регулирования  страховой отрасли. Именно штаты в этой сфере осуществляли регулирующие деятельность в этой сфере. Их полномочия оговорены Законом Маккарена-Фергюсона (1945 г). Конгресс США играет роль наблюдателя. Каждый штат осуществляет контроль на своей территории, а федеральное антитрестовское законодательство относится к страхованию в той мере, в которой этот вид деятельности не охвачен штатным регулированием. Законодательство штатов возлагает полномочия по регулированию страховой деятельности на специальные органы. В большинстве штатов они напрямую подчиняются губернатору и фактически являются министерствами, возглавляемые назначаемым на этот пост комиссаром. Только в некоторых штатах эти подразделения возглавляет выборное лицо, и они не подчиняются губернатору.

     Страховые органы штатов имеют в своей структуре  отделы по лицензированию страховых  агентов, лицензированию и проверке страховых компаний, полисам страхования  жизни, полисам имущества и страховым  ставкам, юридическим вопросам и  т.д. Страховой комиссар обладает широкими полномочиями по всем вопросам регулирования страхового бизнеса, но должен следовать административным нормам, принятым в данном штате. Поскольку в XIX в. многие страховые компании проводили операции одновременно в разных штатах, появилась необходимость координации регулирующей деятельности. В 1871 г. для этих целей учредили Национальную ассоциацию страховых комиссаров (далее Ассоциация), в которую вошли главы страховых органов штатов /33/.

     Ассоциация  как координатор регулирующей деятельности выполняет функции надштатного  органа. Ассоциация разрабатывает единые стандарты регулирования и типовые законы. После принятия этих законов на национальном собрании Ассоциации они должны быть включены в штатное законодательство (как правило, в двухлетний срок). Эти решения носят рекомендательный характер, но авторитет Ассоциации позволяет проводить эти решения в жизнь.

     Ассоциация  как коллективный орган обеспечивает представительство отдельных штатов и максимальный учет их интересов  при осуществлении тех или  иных направлении регулирования  страхового бизнеса. При этом Ассоциация успешно решает задачу разработки и претворения в жизнь единых стандартов, обеспечивая целостность регулирования.

     В тех случаях, когда регулирование  на уровне штатов не может своевременно решать актуальные вопросы развития страховой отрасли, последняя становится объектом федерального вмешательства.

     Примером  служит федеральный Закон об удержании  риска (1981 г., с поправками 1986 г). Закон разрешил образование в любом штате групп удержания риска - одной из разновидностей страхового права ведения или страховой деятельности в любом штате без получения лицензии или выполнения каких-либо регулирующих требований

     Группы  удержания риска стали альтернативой  традиционному страхованию в  разгар кризиса на рынке страхования  ответственности в середине 80-х  г. г. Страховые компании отказывались предоставлять покрытие по определенным видам рисков или значительно повышали цены на свои услуги. Закон об удержании риска разрешил приобретать страховые полюсы группам покупателей. Оптовая покупка позволила существенно снизить размер уплачиваемых премий, что ранее было запрещено законами 22 штатов.

     Страхование в США может быть зарегистрировано как компания по страхованию имущества  или по страхованию жизни и  должна вести страховые операции согласно профилю.

     Компания  должна получить лицензию в том штате, где она планирует осуществлять страховые операции. Но по линии избыточность страхования страховщик может работать и в тех штатах, где он не имеет лицензии. Избыточное страхование - это страхование видов риска, которые не могут быть размещены на рынке и для которых требуется дополнительное покрытие. Если риск не может быть застрахован перед компанией, имеющие лицензии, но для расширения могут привлекаться и другие страховщики.

     Объектом  регулирования являются также формы  страховых полисов. Перед введением их в оборот они должны быть представлены для утверждения в страховой орган штата. Основанием для отказа могу быть нарушения в полюсе штатного страхового законодательства, наличие противоречивых по смыслу статей, наличие исключений или условий, вводящих в заблуждение относительно страхуемого риска и т.д. Утверждению подлежат и прилагаемые к полюсу дополнения.

Информация о работе Система страхования в россии