Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Ноября 2011 в 13:42, реферат
Целью исследования является раскрытие сущности и структуры современной страховой системы в рыночной экономике и тенденции ее развития.
Цель исследования определяет постановку следующих задач:
Определить сущность страхования и его роль в экономике.
Проанализировать текущее состояние страхового рынка.
Охарактеризовать проблемы страхового дела.
Дать рекомендации по сохранению финансовой устойчивости участников рынка в условиях кризиса.
Введение
Глава 1. Общая характеристика страхового дела в России
1.1 Экономическая сущность страхования и этапы его развития
1.2 Классификация страхования
1.3 Роль и функции страхования в современной рыночной экономике
Глава 2. Анализ сравнения Российского рынка страхования с мировым рынком
2.1 Общая характеристика страхового рынка
2.2 Организация страхового дела в России
2.3 Страхование в зарубежных странах (на примере США)
2.4 Действия против неплатёжеспособных компаний
2.5 Анализ сравнения Российского рынка страхования с мировым рынком
2.6 Развитие страхового рынка России (2008 г.)
Глава 3. Развитие кризиса на российском страховом рынке
Заключение
Список литературы
П.1.1 Приложение 1
П.1.2 Приложение 2
Глава 1. Приложение 3
П 2.2 Приложение 4
П 2.4 Приложение 5
Штатное и контрактное законодательство предъявляет требования к стандартизации используемых в стране форм страховых полюсов, особенно в области имущественного страхования - страхования домовладения, автотранспортных средств и т.д. Полюсы, используемы для страхования рисков промышленности, допускают больше свободы, чем полюсы страхования жизни, но в целом в США страховщики имеют меньше возможности составлять полюсы под конкретного потребителя. Защита интересов страхователей - объект внимания со стороны государства - осуществляется посредством лицензирования страховых агентов и брокеров, и путем борьбы с недобросовестной конкуренцией. Законы штатов требуют, чтобы претендент на получение лицензии был компетентным специалистом в этой области и сдал специальный экзамен. Законодательство по борьбе с недобросовестной конкуренцией подробно оговаривает, какие действия в области рекламы, заключения договоров и рассмотрения претензий запрещены или являются дискриминационными.
Страховые комиссары в случае нарушения страховщиками страхового законодательства могут отозвать лицензию или приостановить ее действие после административного уведомления и проведения слушаний. На практике отзыв лицензии происходит по иным причинам, чем испытываемые компанией финансовые трудности. Страховой комиссар может падать штрафы на страховщиков и их страховых агентов для пресечения практики недобросовестной конкуренции.
Финансовое регулирование деятельности американских страховщиков складывается из установления финансовых стандартов, правил финансовой отчетности и проверки страховых компаний, а также действий в отношении неплатежеспособных страховщиков.
Финансовые стандарты - это требования, которым страховая копания должна соответствовать при учреждении или, если она уже где-либо зарегистрирована, при обращении за лицензией. В США используются следующие формы: требования к депозитам, требования к собственному капиталу и требования к резервному капиталу. Размер депозита, который страховые компании должны при своей регистрации внести на счет казначейства штата, относительно невелик. Требования к капиталу предназначены для обеспечения наличия у фирмы ресурсов в случае неожиданного увеличения обязательств по выплатам или падения стоимости активов. В среднем минимальный собственный капитал должен составлять 2 млн. долларов США. Во многих штатах резервный капитал приравнивается к величине собственного капитала.
В 1990 г. Национальная ассоциация страховых комиссаров предложила заменить фиксированные размеры минимальных капитальных требований стандартами риск / капитал (СРК), которые позволяют увязать требования к собственному и резервному капиталу компании с особенностями страхуемых рисков. СРК является едиными для всех штатов, и предоставляют регулирующим органам осуществлять меры по отношению к страховщикам, чей капитал падает ниже установленного стандарта /33/.
Финансовый мониторинг проводится страховыми органами с целью проверки соответствия компанией установленным стандартам и включает предоставление страховщиками годовых и квартальных финансовых отчетов, проверку правильности ведения отчетности, предоставление по требованию страховых органов дополнительной информации для оценки финансового состояния.
Страховые органы при проверке финансового положения отдают приоритеты тем компаниям, которые функционируют в данном штате. Для выявления компаний, требующих первоочередного внимания, используются финансовые рейтинги и другие инструменты, а также информационная система страхового регулирования. В последнем случае при оценке финансового состояния страховщиков используется 11 рейтингов для компаний, занимающихся имущественным страхованием (рейтинги разбиты по 4 категориям: рентабельность, ликвидность, резервы и общее финансовое состояние) и 12 - для компаний по страхованию жизни (рентабельность, инвестиции, изменения в операциях, общее финансовое состояние).
Центральным звеном мониторинга финансовой устойчивости является проведение регулирующими органами проверок деятельности страховых компаний. Они ставят цели: как можно более раннее выявление страховщиков, неблагополучных в финансовом отношении и ведущих противозаконную деятельность, а также сбор информации для принятия страховыми органами адекватных мер.
При полномасштабной проверке изучению подлежат управление и контроль, план операции, делопроизводство, счета, финансовые ведомости, данные о потерях, резервы, качество активов, перестрахование и т.д.
Цель проверки - подтверждение соответствия представляемой компанией финансовой отчетности реальному ее состоянию.
В этой области регулирующая деятельность предусматривает меры по предотвращению неплатёжеспособность страховщиков, испытывающих финансовые трудности, а также меры против неплатёжеспособных компаний. В первом случае обычно предпринимаются следующие действия: проведение слушаний, реализация планов корректирующих мероприятий, установление ограничений на страховую деятельность или её приостановление, надзор.
Если действия по предотвращению неплатёжеспособности опоздала или оказались безуспешными, регулирующие органы могут наложить арест на активы, принять меры оздоровлению или ликвидации компании. Страховой орган может сначала принять решение об оздоровлении компании и тем самым защитить держателей страховых полюсов и снизить другие неблагоприятные воздействия и только потом инициировать её ликвидацию. В последнем случае иск может быть предъявлен со стороны страховщика. Для защиты страхователей от финансовых убытком в случае неплатёжеспособности страховых компаний на уровне штатов функционируют гарантийные фонды. Его членом должна быть каждая страховая компания, получившая лицензию в определённом штате. Фонды финансируются за счёт отчислений с премий, получаемых компаниями по определённым видам страхования.
В данном параграфе применим метод сравнения мирового рынка страхования в Российской Федерации и за рубежом.
Как известно, страхование является одним из важнейших институтов социальной и финансовой защиты отдельного человека, группы людей и всего общества в целом. Так как на уровне страховой организации формируются страховые резервы, средства которых инвестируются, страхование является важнейшим источником инвестиций в экономику. Реальное появление рыночных отношений в сфере страхования в России началось в начале 1990-х гг., в то время как в странах с развитой рыночной экономикой интенсивное развитие страхового рынка происходило еще в XIX в.
С развитие частной собственности существенно возрастает роль страхования, однако объем и эффективность страховых услуг, предлагаемых российским страховым рынком предпринимателям и гражданам, весьма невелик. Об этом свидетельствует степень развития страхового рынка, которая определяется отношением совокупной страховой премии в ВВП страны. Темп роста совокупной страховой премии в 2007 г. превысил темп роста ВВП (темп роста страховых премий составил 25,1%, темп роста ВВП - 22,7%), в связи с чем доля совокупной страховой премии в валовом внутреннем продукте (проникновение страхования) в 2007 году немного повысилась по сравнению с предыдущим годом и составила 2,31% (рис.3).
Уровень
проникновения страхования в
России сопоставим с такими странами
как Колумбия (2,4%), Иордания (2,4%), Эстония
(2,5%) и Кения (2,5%). В развитых странах Европы
этот показатель составляет от 6 до 16% (Австрия
- 6,1%. Германия - 6,7%, Италия - 7,2%. Нидерланды
- 9,4%. Франция - 11%. Швейцария - 11%, Великобритания
- 16%). В США доля страховой премии в ВВП
в 2006 году составила 8,8%, в Японии - 10,5%, в
Индии - 4,8% /33/.
Рис.2.2
Динамика доли страховой премии в ВВП,
2001-2007 гг., %
(Источник: по данным ФССН)
В настоящее время Россия занимает скромное место на мировом рынке страховых услуг - всего 0,2% мирового объема страховых премий. На конец 2006 г. доля застрахованных рисков в России составляет лишь 10-15% против 90-95% в промышленно развитых странах. Эксперты выделяют ряд основных причин, которые сдерживают развитие страхования - отсутствие у россиян доверия к страховым компаниям, нехватка опыта в использовании страховых услуг, низкий уровень жизни большинства населения и малое количество платежеспособных предприятий /25. - с.5/.
Соотношение
страховой премии (за исключением премии
по ОМС) и ВВП продолжает снижаться, в 2007
году оно составило 1,45%, уменьшившись на
4% по сравнению с 2006 годом, а доля страховой
премии по страхованию иному, чем страхование
жизни, напротив, увеличивается (в 2006 году
- на 2% до 2,21%, в 2007 году - на 2% до 2,25%) (табл.1)
/35/.
Таблица 1.
Совокупная страховая премия и численность населения, 2001-2007 гг.
Период | 2001 г. | 2002 г. | 2003 г. | 2004 г. | 2005 г. | 2006 г. | 2007 г. |
Страховые премии, млрд руб. | 277,8 | 300,3 | 432,4 | 471,6 | 494,7 | 610,6 | 763,6 |
Население России, млн чел. | 146,3 | 145,2 | 145 | 144,2 | 143,5 | 142,8 | 142,2 |
Премия на душу населения, руб. | 1 898,8 | 2 068,2 | 2 982,1 | 3 270,5 | 3 447,4 | 4 275,9 | 5 369,9 |
Премия на душу населения, долл. США | 63,0 | 65,1 | 101,2 | 117,9 | 119,8 | 162,4 | 218,8 |
(Источник: Марчук А.П. Тенденции развития страхового рынка России в современных условиях // Страховое дело. - 2009. - №1. - С.5).
В 2007 году продолжился рост плотности страхования - страховой премии на душу населения, который все эти годы обусловлен увеличением размера совокупной страховой премии, так как численность населения России остается практически на одном уровне. "Подушевая плотность страхования" составила 5,4 тыс. рублей, увеличившись на 25,6% по сравнению с 2006 годом.
В развитых странах Европы страховая премия на душу населения составляет 2,3-6,5 тыс. долл. США (в Великобритании - 6,5 тыс., Ирландии и Швейцарии - 5,5 тыс., Франции - 4 тыс., Германии и Австрии - 2,4 тыс). В Японии страховая премия на душу населения в 2006 году составила 3,6 тыс., в Канаде - 2,7 тыс., в США - 3,9 тыс.
Уровень плотности страхования в России в 2006 году (162,4 долл. США) сопоставим с такими странами, как Бразилия - 161, Латвия - 157 и Литва - 154 /25. - с.6/.
За последние два года концентрация страховых организаций по объему собранной страховой премии возрастает. Неизменным лидером остается "Ингосстрах", на долю которого в 2005-2006 гг. приходится 5% от общего объема премий. В 2005 году 20% собранных премий приходилось на пять страховых организаций - "Ингосстрах", "РЕСО-Гарантия", "МАКС-М", "СОГАЗ", "РОСНО-МС", в 2006 году этот список покидает "РОСНО-МС". Всего лишь 102 страховые организации (12% от общего количества страховщиков на рынке) собирают 80% страховой премии / 25. - с.6/.
Среди прочих тенденций следует отметить, что в 2006 г. суммарный объем общемировых страховых премий вырос по сравнению с 2005 г. на 5% в реальном измерении, тогда как за прошедший год прирост составил всего 2, 9%. Наибольший рост наблюдался на рынке страхования жизни 7,7%. На рынке страхования иного, чем страхование жизни, всего - 1,5%. В 2006 г. суммарные мировые премии составили 3723 млрд. долл. США, и 59% из них приходятся на страхование жизни /35/.
Доля страховых премий в ВВП (показатель уровня проникновения страхования) всего мира равен 7,52%, а показатель плотности страхования (собранная премия на душу населения) установился на уровне 518,5 долл. США. Первая тройка лидеров мирового рынка страхования по объему собранных премий представлена следующими странами: США с долей 33,36% (1142 млрд. долл), Япония 13,91% (476 млрд. долл), Великобритания 8,76% (300 млрд. долл). По итогам 2005 года страховой рынок Российской Федерации занимал 25 место в мире по объему собранных премий (17521 млн. долл) с долей 0,51% мирового рынка. Однако по доле страховой премии в ВВП Россия находилась на 57-м месте, по плотности страхования на 52-м месте /25. - с.6/.
Особый интерес представляет сравнение российского страхового рынка со страховыми рынками Центральной и Восточной Европы, как находящимися в наиболее близких экономических условиях. По объему премии российский рынок страховых услуг самый крупный из указанной группы стран, он почти вдвое опережал в 2005 году по этому показателю рынок Польши (9443 млн. долл) и почти в четыре раза - рынок Чехии (4869 млн. долл). Самые высокие темпы реального прироста страховой премии в 2005 году по сравнению с 2004 годом были в Болгарии (22%), Эстонии (20%), Румынии (17,1%), и Литве (11%). Страхование жизни из стран этой группы росло наиболее высокими темпами в Украине (51,4%), Эстонии (50,8%), Венгрии (20,4%) и Польше (20,3%). Самые высокие реальные темпы прироста в общем страховании наблюдались в Болгарии (19,8%), в Румынии (14,9%), в России (12,0%). Рынок в страховании жизни в РФ в 2005 году в реальном выражении упал на 78%. Российский же рынок с показателем в 122,8 долл. на душу населения уверенно опережает Литву (109,6 долл), Болгарию (87,9 долл), Румынию (69,5 долл), Украину (53,1 долл), а также Сербию и Черногорию (48,7 долл) /34/.