Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Февраля 2012 в 19:55, курсовая работа
Актуальность темы. Тема курсовой работы «Социальное страхование» является актуальной и современной, так как наличие системы социальной защиты населения характерно практически для всех стран и необходимость в ней для конкретного гражданина обусловлена наступлением обстоятельств, исключающих возможность создания его трудом условий, обеспечивающих ему основные жизненные потребности.
Содержание:
ВВЕДЕНИЕ
1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ СОЦИАЛЬНОГО СТРАХОВАНИЯ
1.1. Экономическая сущность социального страхования
1.2 Особенности организации социальной защиты населения в Республике Беларусь
1.3. Нормативно-правовые акты регулирующие систему социального страхования в РБ
2. АНАЛИЗ СОЦИАЛЬНОГО СТРАХОВАНИЯ В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ НА МАКРОУРОВНЕ
2.1. Анализ функционирования ФСЗН в Республике Беларусь
2.2. Анализ пенсионного страхования Республики Беларусь
3. ПРОБЛЕМЫ И ПУТИ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ СОЦИАЛЬНОГО СТРАХОВАНИЯ В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
1)
Конституция Республики
2)
Закон Республики Беларусь от
31 января 1995 года "Об основах государственного
социального страхования", закрепляющий
основные принципы
3)
Закон Республики Беларусь от
29 февраля 1996 года "Об обязательных
страховых взносах в Фонд
4)
Закон Республики Беларусь от
6 января 1999 года "Об индивидуальном
(персонифицированном) учете в
системе государственного
5)
Указ Президента Республики
6)
Договор между Российской
7)
иные акты законодательства, предусматривающие
порядок обеспечения выплатами
застрахованных лиц при
Таким
образом, можно сказать, что нормативно-правовая
база Республики Беларусь представлена
многочисленными юридическими документами,
на основе которых происходит социальная
защита различных категорий людей. С усложнением
общественной жизни особенно в связи с
развитием рыночного сектора экономики
эти пути просто необходимы. Дальнейшее
совершенствование правового регулирования
вопросов государственного социального
страхования, закрепляющее развитие общественных
отношений в данной сфере, осуществляется
путем внесения изменений и дополнений
в действующие нормативные правовые акты.
2. АНАЛИЗ
СОЦИАЛЬНОГО СТРАХОВАНИЯ В РЕСПУБЛИКЕ
БЕЛАРУСЬ НА МАКРОУРОВНЕ
2.1. Анализ
функционирования ФСЗН в Республике Беларусь
Фонд социальной защиты населения Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь (далее - Фонд) является органом государственного управления средствами государственного социального страхования в структуре Министерства труда и социальной защиты.
Фонд является департаментом с правами юридического лица Министерства труда и социальной защиты, имеет самостоятельный баланс, печать и бланки с изображением Государственного герба Республики Беларусь и со своим наименованием, а также иные печати и штампы.
Финансирование деятельности Фонда осуществляется на основании сметы в пределах расходов на его содержание за счет средств государственного социального страхования.
Средства государственного социального страхования образуются за счет:
Данные
средства являются республиканской
собственностью, не подлежат изъятию,
не облагаются налогами, используются
на цели, предусмотренные
Имущество Фонда является республиканской собственностью и закрепляется за ним на праве оперативного управления.
В структуру центрального аппарата Фонда входят управления, отделы, секторы.
В систему Фонда входят областные и Минское городское управления с правами юридического лица, а также городские, районные и районные в городах отделы (далее - территориальные органы). В структуру территориальных органов входят отделы, секторы.
Доходы
и расходы бюджета Фонда
Коллегиальным органом управления Фонда является его правление. В состав правления входят Министр труда и социальной защиты (председатель правления), управляющий Фондом (заместитель председателя правления) и его заместители по должности, представители Министерства финансов, Министерства экономики, Национального банка, республиканских объединений нанимателей и профсоюзов.
Количественный и персональный состав правления Фонда утверждается Советом Министров Республики Беларусь.
Правление
Фонда созывается по мере необходимости,
но не реже трех раз в год, и правомочно
принимать решения при наличии
не менее двух третей установленной
численности его членов. Решения
принимаются простым
Решения
правления Фонда принимаются
в форме постановления. Постановления
подписываются председателем
В случае необходимости оперативного принятия решения может быть применен принцип опроса членов правления в рабочем порядке без созыва его заседания.
Работа правления осуществляется в соответствии с утвержденным им регламентом.
Фонд социальной защиты населения выполняет свои функции и решает поставленные задачи с помощью материальной базы в виде потоков денежных средств: как входящих (то есть доходов), так и исходящих (то есть расходов). Поэтому для анализа функционирования Фонда социальной защиты населения рассмотрим подробнее как его доходы, так и расходы.
В настоящий момент доходы Фонда социальной защиты населения согласно Закону Республики Беларусь “О бюджете государственного внебюджетного Фонда социальной защиты населения Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь на 2011 год” включают две основные группы статей: взносы на государственное социальное страхование и неналоговые доходы.
Взносы на государственное социальное страхование состоят из таких элементов, как обязательные страховые взносы в государственный внебюджетный Фонд социальной защиты населения Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь и взносы на профессиональное пенсионное страхование.
Неналоговые доходы включают проценты, уплачиваемые банками за пользование денежными средствами, доходы от капитализации временно свободных средств государственного социального страхования, доходы от размещения взносов на профессиональное пенсионное страхование, административные штрафы за нарушение законодательства о государственном социальном страховании и другие поступления.
Расходы бюджета государственного внебюджетного Фонда социальной защиты населения состоят из следующих статей:
1.Выплата трудовых пенсий, пенсионных выплат государственным служащим, пенсий за особые заслуги перед республикой, пенсий военнослужащим срочной военной службы и членам их семей, социальных пенсий, отдельных видов доплат, а также оказание услуг по выплате пенсий и пособий.
2.Выплата пособий по временной нетрудоспособности, беременности и родам, в связи с рождением ребенка, женщинам, ставшим на учет в государственной организации здравоохранения до 12-недельного срока беременности, семьям, воспитывающим детей, на погребение.
3.Выплата пенсий и пособий лицам, выехавшим за границу, а также прибывшим в Республику Беларусь в соответствии с законодательством и международными договорами Республики Беларусь.
4.Выплата дополнительных профессиональных пенсий по достижении застрахованными лицами общеустановленного пенсионного возраста.
5.Оказание материальной помощи нуждающимся нетрудоспособным лицам, получающим пенсии из средств государственного социального страхования.
6.Финансирование мероприятий по обеспечению занятости населения.
7.Финансирование выплат на санаторно-курортное лечение и оздоровление.
8.Финансирование специализированных учебно-спортивных учреждений Федерации профсоюзов Беларуси.
9.Финансирование деятельности государственного внебюджетного Фонда социальной защиты населения Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь, в том числе его материально-технического обеспечения.
10.Иные расходы в соответствии с законодательством о государственном социальном страховании.
Рассмотрим функционирование Фонда социальной защиты населения в 2010-2011гг., воспользовавшись данными из Законов Республики Беларусь “О бюджете государственного внебюджетного Фонда социальной защиты населения Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь” соответствующих лет.
На 2010 год доходы Фонда социальной защиты населения (далее – ФСЗН) были запланированы в сумме 17 983 048 695 тыс. рублей, расходы - 17 827 027 455 тыс. рублей. Таким, образом, профицит составил 156 021 240 тыс. рублей. Законом на 2011 год общая сумма доходов установлена в размере 20 691 360 225 тыс. рублей, сумма расходов - 20 494 351 225 тыс. рублей. Превышение доходов над расходами составило 197 009 000 тыс. рублей. Отсюда следует, что, по сравнению с предыдущим годом в абсолютном выражении расходы ФСЗН увеличились на 2 667 323 770 тыс. рублей, темпы роста составили 115%, темпы прироста – 15%. Доходы возросли на 2 708 311 530 тыс. рублей в абсолютном выражении, темпы роста и прироста равны, как и в случае с расходами, 115% и 15% соответственно. Подробнее остановимся на изменениях доходов в 2010-2011гг. Результаты анализа отражены в табл. 2.1.
Изменения доходов ФСЗН в 2010-2011гг.
Статьи доходов | Сумма, тыс. рублей | Абсолютный прирост, тыс. рублей | Темпы роста, % | Темпы прироста, % | |
2010 | 2011 | ||||
обязательные страховые взносы | 17476206695 | 20045745225 | 2569538530 | 114,7 | 14,7 |
взносы на профессиональное пенсионное страхование | 142842000 | 168542000 | 25700000 | 118 | 18 |
проценты, уплачиваемые банками за пользование денежными средствами | 490000 | 650000 | 160000 | 132,7 | 32,7 |
доходы от капитализации временно свободных средств государственного социального страхования | 300000000 | 350000000 | 50000000 | 116,7 | 16,7 |
доходы от размещения взносов на профессиональное пенсионное страхование | 30000000 | 46173000 | 16173000 | 154 | 54 |
административные штрафы за нарушение законодательства о государственном социальном страховании | 700000 | 250000 | -450000 | 35,7 | Минус 64,3 |
Другие поступления | 32810000 | 80000000 | 47190000 | 243,8 | 143,8 |