Социальное страхование

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Февраля 2012 в 19:55, курсовая работа

Описание

Актуальность темы. Тема курсовой работы «Социальное страхование» является актуальной и современной, так как наличие системы социальной защиты населения характерно практически для всех стран и необходимость в ней для конкретного гражданина обусловлена наступлением обстоятельств, исключающих возможность создания его трудом условий, обеспечивающих ему основные жизненные потребности.

Содержание

Содержание:
ВВЕДЕНИЕ
1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ СОЦИАЛЬНОГО СТРАХОВАНИЯ
1.1. Экономическая сущность социального страхования
1.2 Особенности организации социальной защиты населения в Республике Беларусь
1.3. Нормативно-правовые акты регулирующие систему социального страхования в РБ
2. АНАЛИЗ СОЦИАЛЬНОГО СТРАХОВАНИЯ В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ НА МАКРОУРОВНЕ
2.1. Анализ функционирования ФСЗН в Республике Беларусь
2.2. Анализ пенсионного страхования Республики Беларусь
3. ПРОБЛЕМЫ И ПУТИ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ СОЦИАЛЬНОГО СТРАХОВАНИЯ В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

Работа состоит из  1 файл

курсовая.doc

— 269.50 Кб (Скачать документ)

     1) Конституция Республики Беларусь, в соответствии со статьей  47 которой гражданам Республики  Беларусь гарантируется право  на социальное обеспечение в  старости, в случае болезни, инвалидности, утраты трудоспособности, потери  кормильца и в других случаях, предусмотренных законом;

     2) Закон Республики Беларусь от 31 января 1995 года "Об основах государственного  социального страхования", закрепляющий  основные принципы государственного  социального страхования, круг  лиц, на которых распространяется государственное социальное страхование, страховые случаи и виды выплат, которыми обеспечиваются застрахованные при наступлении страховых случаев;

     3) Закон Республики Беларусь от 29 февраля 1996 года "Об обязательных  страховых взносах в Фонд социальной защиты населения Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь" (в редакции Закона Республики Беларусь от 28 июля 2003 года), определяющий плательщиков обязательных страховых взносов, объект для начисления обязательных страховых взносов и их размеры;

     4) Закон Республики Беларусь от 6 января 1999 года "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в  системе государственного социального  страхования", предусматривающий  цели персонифицированного учета  и принципы его организации,  права и обязанности застрахованных лиц, плательщиков страховых взносов и органов, осуществляющих персонифицированных учет;

     5) Указ Президента Республики Беларусь  от 16 января 2009 г. № 40 "О Фонде  социальной защиты населения  Министерства труда и социальной  защиты", которым утверждены Положение о Фонде социальной защиты населения Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь и Положение об уплате обязательных страховых взносов, взносов на профессиональное пенсионное страхование и иных платежей в Фонд социальной защиты населения Министерства труда и социальной защиты;

     6) Договор между Российской Федерацией  и Республикой Беларусь о сотрудничестве  в области социального обеспечения  (Санкт-Петербург, 24 января 2006 г.), Настоящий  Договор регулирует государственное социальное обеспечение, обязательное (государственное) социальное страхование и обязательное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний лиц, проживающих на территориях Договаривающихся Сторон и являющихся их гражданами, а также членов семей этих лиц, подпадавших или подпадающих под действие законодательства Договаривающихся Сторон. (Ст. №2),

     7) иные акты законодательства, предусматривающие  порядок обеспечения выплатами  застрахованных лиц при наступлении  определенных страховых случаев. Большое значение здесь имеет Закон Республики Беларусь от 17 апреля 1992 года "О пенсионном обеспечении".

     Таким образом, можно сказать, что нормативно-правовая база Республики Беларусь представлена многочисленными юридическими документами, на основе которых происходит социальная защита различных категорий людей. С усложнением общественной жизни особенно в связи с развитием рыночного сектора экономики эти пути просто необходимы. Дальнейшее совершенствование правового регулирования вопросов государственного социального страхования, закрепляющее развитие общественных отношений в данной сфере, осуществляется путем внесения изменений и дополнений в действующие нормативные правовые акты.  
 
 
 
 
 
 
 
 
 

2. АНАЛИЗ СОЦИАЛЬНОГО СТРАХОВАНИЯ В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ НА МАКРОУРОВНЕ 

2.1. Анализ функционирования ФСЗН в Республике Беларусь 

      Фонд  социальной защиты населения Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь (далее - Фонд) является органом  государственного управления средствами государственного социального страхования в структуре Министерства труда и социальной защиты.

      Фонд  является департаментом с правами  юридического лица Министерства труда  и социальной защиты, имеет самостоятельный  баланс, печать и бланки с изображением Государственного герба Республики Беларусь и со своим наименованием, а также иные печати и штампы.

      Финансирование  деятельности Фонда осуществляется на основании сметы в пределах расходов на его содержание за счет средств государственного социального  страхования.

      Средства  государственного социального страхования образуются за счет:

  • обязательных страховых взносов;
  • взносов на профессиональное пенсионное страхование;
  • ассигнований из республиканского бюджета;
  • доходов от капитализации временно свободных средств государственного социального страхования;
  • доходов от размещения взносов на профессиональное пенсионное страхование;
  • поступлений по обратному требованию (регрессу) к юридическим и физическим лицам, являющимся причинителями вреда, или лицам, ответственным за причиненный вред согласно законодательству, в размере суммы пособий и пенсий, выплаченных в связи с увечьем или иным повреждением здоровья гражданина, а также по случаю потери кормильца вследствие указанных причин;
  • сумм недоимок, пеней и административных штрафов;
  • других поступлений.

      Данные  средства являются республиканской  собственностью, не подлежат изъятию, не облагаются налогами, используются на цели, предусмотренные законодательством  о государственном социальном страховании, и зачисляются на единый казначейский счет Министерства финансов.

      Имущество Фонда является республиканской  собственностью и закрепляется за ним  на праве оперативного управления.

      В структуру центрального аппарата Фонда  входят управления, отделы, секторы.

      В систему Фонда входят областные  и Минское городское управления с правами юридического лица, а также городские, районные и районные в городах отделы (далее - территориальные органы). В структуру территориальных органов входят отделы, секторы.

      Доходы  и расходы бюджета Фонда осуществляются в соответствии с законодательными актами Республики Беларусь на очередной финансовый год.

      Коллегиальным органом управления Фонда является его правление. В состав правления  входят Министр труда и социальной защиты (председатель правления), управляющий  Фондом (заместитель председателя правления) и его заместители по должности, представители Министерства финансов, Министерства экономики, Национального банка, республиканских объединений нанимателей и профсоюзов.

      Количественный  и персональный состав правления  Фонда утверждается Советом Министров Республики Беларусь.

      Правление Фонда созывается по мере необходимости, но не реже трех раз в год, и правомочно принимать решения при наличии  не менее двух третей установленной  численности его членов. Решения  принимаются простым большинством голосов присутствующих на заседании членов правления. При равенстве голосов принятым считается решение, за которое проголосовал председатель правления.

      Решения правления Фонда принимаются  в форме постановления. Постановления  подписываются председателем правления, а в его отсутствие - заместителем председателя правления.

      В случае необходимости оперативного принятия решения может быть применен принцип опроса членов правления  в рабочем порядке без созыва его заседания.

      Работа  правления осуществляется в соответствии с утвержденным им регламентом.

          Фонд социальной защиты населения выполняет свои функции и решает поставленные задачи с помощью материальной базы в виде потоков денежных средств: как входящих (то есть доходов), так и исходящих (то есть расходов). Поэтому для анализа функционирования Фонда социальной защиты населения рассмотрим подробнее как его доходы, так и расходы.

          В настоящий момент доходы Фонда социальной защиты населения согласно Закону Республики Беларусь “О бюджете государственного внебюджетного Фонда социальной защиты населения Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь на 2011 год” включают две основные группы статей: взносы на государственное социальное страхование и неналоговые доходы.

          Взносы на государственное социальное страхование состоят из таких элементов, как обязательные страховые взносы в государственный внебюджетный Фонд социальной защиты населения Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь и взносы на профессиональное пенсионное страхование.  

          Неналоговые доходы включают проценты, уплачиваемые банками за пользование денежными средствами, доходы от капитализации временно свободных средств государственного социального страхования, доходы от размещения взносов на профессиональное пенсионное страхование, административные штрафы за нарушение законодательства о государственном социальном страховании и другие поступления.

      Расходы бюджета государственного внебюджетного  Фонда социальной защиты населения  состоят из следующих статей:

          1.Выплата трудовых пенсий, пенсионных выплат государственным служащим, пенсий за особые заслуги перед республикой, пенсий военнослужащим срочной военной службы и членам их семей, социальных пенсий, отдельных видов доплат, а также оказание услуг по выплате пенсий и пособий.

          2.Выплата пособий по временной нетрудоспособности, беременности и родам, в связи с рождением ребенка, женщинам, ставшим на учет в государственной организации здравоохранения до 12-недельного срока беременности, семьям, воспитывающим детей, на погребение.

          3.Выплата пенсий и пособий лицам, выехавшим за границу, а также прибывшим в Республику Беларусь в соответствии с законодательством и международными договорами Республики Беларусь.

          4.Выплата дополнительных профессиональных пенсий по достижении застрахованными лицами общеустановленного пенсионного возраста.

          5.Оказание материальной помощи нуждающимся нетрудоспособным лицам, получающим пенсии из средств государственного социального страхования.

          6.Финансирование мероприятий по обеспечению занятости населения.

          7.Финансирование выплат на санаторно-курортное лечение и оздоровление.

          8.Финансирование специализированных учебно-спортивных учреждений Федерации профсоюзов Беларуси.

          9.Финансирование деятельности государственного внебюджетного Фонда социальной защиты населения Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь, в том числе его материально-технического обеспечения.

          10.Иные расходы в соответствии с законодательством о государственном социальном страховании.   

          Рассмотрим функционирование Фонда социальной защиты населения в 2010-2011гг., воспользовавшись данными из Законов Республики Беларусь “О бюджете государственного внебюджетного Фонда социальной защиты населения Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь” соответствующих лет.

          На 2010 год доходы Фонда социальной защиты населения (далее – ФСЗН) были запланированы в сумме 17 983 048 695 тыс. рублей, расходы - 17 827 027 455 тыс. рублей. Таким, образом, профицит составил 156 021 240 тыс. рублей. Законом на 2011 год общая сумма доходов установлена в размере 20 691 360 225 тыс. рублей, сумма расходов - 20 494 351 225 тыс. рублей. Превышение доходов над расходами составило  197 009 000 тыс. рублей. Отсюда следует, что, по сравнению с предыдущим годом в абсолютном выражении расходы ФСЗН увеличились на 2 667 323 770 тыс. рублей, темпы роста составили 115%, темпы прироста – 15%. Доходы возросли на 2 708 311 530 тыс. рублей в абсолютном выражении, темпы роста и прироста равны, как и в случае с расходами, 115% и 15% соответственно. Подробнее остановимся на изменениях доходов в 2010-2011гг. Результаты анализа отражены в табл. 2.1.

                                                                      Таблица 2.1

Изменения доходов ФСЗН в 2010-2011гг.

Статьи доходов Сумма, тыс. рублей Абсолютный прирост, тыс. рублей Темпы роста, % Темпы прироста, %
2010 2011
обязательные  страховые взносы 17476206695 20045745225 2569538530 114,7 14,7
взносы  на профессиональное пенсионное страхование 142842000 168542000 25700000 118 18
проценты, уплачиваемые банками за пользование  денежными средствами 490000 650000 160000 132,7 32,7
доходы  от капитализации временно свободных  средств государственного социального страхования 300000000 350000000 50000000 116,7 16,7
доходы  от размещения взносов на профессиональное пенсионное страхование 30000000 46173000 16173000 154 54
административные  штрафы за нарушение законодательства о государственном социальном страховании 700000 250000 -450000 35,7 Минус 64,3
Другие  поступления 32810000 80000000 47190000 243,8 143,8

Информация о работе Социальное страхование