Социальное страхование

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Февраля 2012 в 19:55, курсовая работа

Описание

Актуальность темы. Тема курсовой работы «Социальное страхование» является актуальной и современной, так как наличие системы социальной защиты населения характерно практически для всех стран и необходимость в ней для конкретного гражданина обусловлена наступлением обстоятельств, исключающих возможность создания его трудом условий, обеспечивающих ему основные жизненные потребности.

Содержание

Содержание:
ВВЕДЕНИЕ
1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ СОЦИАЛЬНОГО СТРАХОВАНИЯ
1.1. Экономическая сущность социального страхования
1.2 Особенности организации социальной защиты населения в Республике Беларусь
1.3. Нормативно-правовые акты регулирующие систему социального страхования в РБ
2. АНАЛИЗ СОЦИАЛЬНОГО СТРАХОВАНИЯ В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ НА МАКРОУРОВНЕ
2.1. Анализ функционирования ФСЗН в Республике Беларусь
2.2. Анализ пенсионного страхования Республики Беларусь
3. ПРОБЛЕМЫ И ПУТИ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ СОЦИАЛЬНОГО СТРАХОВАНИЯ В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

Работа состоит из  1 файл

курсовая.doc

— 269.50 Кб (Скачать документ)

     Источник: собственная разработка

     Из  таблицы следует, что доходы практически  по всем статьям возросли не менее, чем на 14,7%. Наибольший прирост наблюдается по другим поступлениям – 143,8%, то есть по сравнению с 2010 годом доходы по другим поступлениям увеличились почти в два с половиной раза. При этом лишь по административным штрафам за нарушение законодательства о государственном социальном страховании наблюдались сокращения в размере доходов (более чем наполовину), что помимо прочего свидетельствует о повысившейся культуре плательщиков в области соблюдения законодательства.

      Изменения в расходной части бюджета  Фонда социальной защиты населения в 2010-2011гг. отражены в табл. 2.2.

                                                                                                         Таблица 2.2.

Изменения расходов ФСЗН в 2010-2011гг.

Статьи расходов Сумма, тыс. рублей Абсолютный прирост, тыс. рублей Темпы роста, % Темпы прироста, %
2010 2011
А 14347039100 16452864782 2105825682 114,7 14,7
Б 3015984008 3452972375 436988367 114,5 14,5
В 63335300 93104000 29768700 147 147
Г 6700760 4726000 Минус 1974760 70,5 Минус 29,5
Д 6000000 7000000 1000000 116,7 16,7
Е 122102452 121565555 Минус 536897 99,6 Минус 0,4
Ж 134838450 145625530 10787080 108 8
З 41732600 50178090 8445490 120,2 20,2
И 88850040 116786695 27936655 131,4 31,4
К 444745 553198 108453 124,4 24,4

      Источник: собственная разработка

      В табл. 2.2. использованы следующие условные обозначения статей расходов:

          А - выплата трудовых пенсий, пенсионных выплат государственным служащим, пенсий за особые заслуги перед Республикой Беларусь, пенсий военнослужащим срочной службы и членам их семей, социальных пенсий, отдельных видов доплат, а также оказание услуг по выплате пенсий и пособий;

          Б - выплата пособий по временной нетрудоспособности, беременности и родам, в связи с рождением ребенка, женщине, ставшей на учет в государственной организации здравоохранения до 12-недельного срока беременности, семьям, воспитывающим детей, на погребение; 

          В - выплата пенсий и пособий лицам, выехавшим за границу, а также прибывшим в Республику Беларусь в соответствии с законодательством и международными договорами Республики Беларусь;

          Г - выплата дополнительных профессиональных пенсий по достижении застрахованными лицами общеустановленного пенсионного возраста;

          Д - оказание материальной помощи нуждающимся нетрудоспособным лицам, получающим пенсии из средств государственного социального страхования;

          Е - финансирование мероприятий по обеспечению занятости населения;

          Ж - финансирование выплат на санаторно-курортное лечение и оздоровление; 

          З - финансирование специализированных учебно-спортивных учреждений Федерации профсоюзов Беларуси;

           И - финансирование деятельности государственного внебюджетного Фонда социальной защиты населения Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь, в том числе его материально-технического обеспечения;

          К - иные расходы в соответствии с законодательством о государственном социальном страховании.

          Итак, из табл. 2.2. видно, что расходы бюджета Фонда социальной защиты населения в 2011 году выросли практически по всем статьям по сравнению с предыдущим годом. Наибольший рост пришелся на выплату пенсий и пособий лицам, выехавшим за границу, а также прибывшим в Республику Беларусь в соответствии с законодательством и международными договорами Республики Беларусь – размер выплат увеличился наполовину. Однако произошли изменения и в обратную сторону, в частности, незначительно уменьшились расходы на финансирование мероприятий по обеспечению занятости населения (на 0,4%) и на выплату дополнительных профессиональных пенсий по достижении застрахованными лицами общеустановленного пенсионного возраста (почти на треть).

          Исходя из проведенного анализа можно сделать выводы о том, что деятельность Фонда социальной защиты населения не остановилась в своем развитии: по различным видам доходов и расходов увеличиваются суммы поступлений и выплат соответственно. Кроме того, Законом Республики Беларусь “О бюджете государственного внебюджетного Фонда социальной защиты населения Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь на 2011 год” установлен новое направление расходования ресурсов Фонда социальной защиты населения - финансирование развития стационарных учреждений социального обслуживания, и размер выплат в 2011 году составит 48975000 тыс. рублей. Это свидетельствует и о том, что Фонд социальной защиты населения стремится удовлетворять как можно большее число потребностей населения в социальном обеспечении и обслуживании, что является позитивной характеристикой. 

2.2. Анализ  пенсионного страхования Республики  Беларусь 

     Важнейшей составляющей системы социальной защиты является пенсионное обеспечение. В  настоящее время в органах  по труду, занятости и социальной защите различные виды пенсий получает более 2,4 млн. человек.

     Гарантированное Конституцией Республики Беларусь право  на пенсионное обеспечение реализуется  через Закон Республики Беларусь «О пенсионном обеспечении» (далее  – Закон), другие законодательные  акты.

     Законом закреплены условия предоставления трудовых пенсий по возрасту, по инвалидности, по случаю потери кормильца, за выслугу лет, за особые заслуги перед республикой.

     Право на трудовую пенсию по возрасту на общих  основаниях предоставляется мужчинам - по достижении 60 лет при стаже  работы не менее 25 лет, женщинам - по достижении 55 лет при стаже работы не менее 20 лет. Обязательным условием для реализации права на пенсию является наличие не менее 5 лет работы с уплатой обязательных страховых взносов.

При исчислении размера пенсии учитывается стаж работы до назначения пенсии и заработок, с которого уплачивались обязательные страховые взносы. До 2000 года пенсия исчислялась из заработка за любые 5 лет подряд из последних 15 лет работы. С 2000 года указанные периоды увеличиваются на 1 год (в 2000 году пенсия исчислялась из заработка за любые 6 лет подряд из последних 16 лет работы, в 2001 году – за 7 лет из последних 17 лет и т.д.).

     Минимальные гарантии:

     1. Минимальный размер трудовой  пенсии по возрасту установлен  в размере 25 процентов наибольшей  величины бюджета прожиточного минимума в среднем на душу населения, утвержденного Правительством Республики Беларусь за два последних квартала (статья 23 Закона).

     2.Минимальный  размер трудовой пенсии по  инвалидности I и II групп установлен  в размере 100 процентов, по III группе - 50 процентов, матерям-героиням (независимо от группы инвалидности) - 100 процентов минимального размера пенсии по возрасту (статья 31 Закона).

     3. Минимальный размер трудовой  пенсии по случаю потери кормильца  установлен в размере 100 процентов минимального размера пенсии по возрасту, детям-сиротам, лицам из числа детей-сирот (при условии неполучения в связи со смертью родителя ежемесячной страховой выплаты) – 200 процентов минимального размера пенсии по возрасту (статья 38 Закона).

     4. Минимальный размер трудовой пенсии за выслугу лет установлен в размере 100 процентов минимальной пенсии по возрасту (статья 50 Закона).

     Постановлением  Совета Министров Республики Беларусь от 22 декабря 1999 г. № 1976 к трудовым пенсиям, исчисленным в минимальном размере, установлена доплата в размере 15 процентов средней заработной платы работников в республике, применяемой для корректировки фактического заработка пенсионера при назначении и перерасчете пенсий в связи с ростом средней заработной платы в соответствии со статьей 70 Закона (далее – доплата к минимальным пенсиям).

     К пенсиям отдельных категорий  пенсионеров устанавливается надбавка на уход (статьи 25, 33, 41-1, 50-1 Закона) и (или) повышение пенсий (статья 68 Закона).

     Нетрудоспособным  гражданам, не получающим трудовую пенсию, назначаются социальные пенсии. Согласно статье 73 Закона эти пенсии исчисляются из наибольшей величины утвержденного Правительством Республики Беларусь бюджета прожиточного минимума в среднем на душу населения за два последних квартала в следующих размерах:

     - инвалидам I группы, в том числе  инвалидам с детства, – 85 процентов; 

     - инвалидам с детства II группы  – 75 процентов;

     - инвалидам II группы (кроме инвалидов  с детства), детям в случае потери  кормильца (пункт «а» части  третьей и часть четвертая статьи 35 настоящего Закона) на каждого ребенка – 65 процентов;

     - инвалидам III группы – 55 процентов; 

     - лицам, достигшим возраста: мужчины  – 60 лет, женщины – 55 лет,  – 50 процентов;

     - детям-инвалидам в возрасте до 18 лет при степени утраты здоровья: первой – 60 процентов, второй – 65 процентов, третьей – 75 процентов, четвертой – 85 процентов.

     Одним из приоритетных направлений государственной  социальной политики в области пенсионного  обеспечения является последовательное повышение уровня пенсий. Перерасчет пенсий осуществляется:

     1. в связи с ростом средней  заработной платы; 

     2. в связи с изменением бюджета  прожиточного минимума в среднем  на душу населения.

     В соответствии со статьей 70 Закона перерасчет трудовых пенсий в связи с ростом средней заработной платы работников в республике осуществляется, если ее рост в истекшем квартале по сравнению с аналогичной величиной, примененной при предыдущем перерасчете пенсий, составил более 15 процентов. В случае, если за календарный год оснований для перерасчета пенсий не возникнет, с 1 ноября трудовые пенсии перерасчитываются в обязательном порядке на основании средней заработной платы работников в республике за III квартал.

     Одновременно  с таким повышением перерассчитывается размер доплаты к минимальным пенсиям.

     В соответствии со статьей 69 Закона минимальные  трудовые пенсии и социальные пенсии, а также надбавки к пенсиям  и повышения пенсий перерассчитываются при изменении бюджета прожиточного минимума в среднем на душу населения.

     В 2011 году произведены перерасчёты:

     С 1 февраля, 1 мая - минимальных трудовых пенсий, социальных пенсий, а также надбавок и повышений к пенсиям в связи с изменением бюджета прожиточного минимума в среднем на душу населения.

     Между бюджетом прожиточного минимума и размерами пенсий – минимальным размером пенсии по возрасту, размерами выплат по всем видам социальных пенсий, надбавками к пенсиям, повышением пенсий – существует прямая зависимость: темпы роста и прироста бюджета прожиточного минимума и размеров пенсий (с исключениями, которые будут оговорены ниже по тексту) абсолютно совпадают. Поэтому нет смысла отдельно рассматривать динамику изменения размеров пенсий по каждому виду, рассмотрим изменение размеров бюджета прожиточного минимума и спроецируем выводы на ситуацию с пенсиями. Результаты анализа оформлены в таблице 2.3.

Информация о работе Социальное страхование