Социальное страхование

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Февраля 2012 в 19:55, курсовая работа

Описание

Актуальность темы. Тема курсовой работы «Социальное страхование» является актуальной и современной, так как наличие системы социальной защиты населения характерно практически для всех стран и необходимость в ней для конкретного гражданина обусловлена наступлением обстоятельств, исключающих возможность создания его трудом условий, обеспечивающих ему основные жизненные потребности.

Содержание

Содержание:
ВВЕДЕНИЕ
1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ СОЦИАЛЬНОГО СТРАХОВАНИЯ
1.1. Экономическая сущность социального страхования
1.2 Особенности организации социальной защиты населения в Республике Беларусь
1.3. Нормативно-правовые акты регулирующие систему социального страхования в РБ
2. АНАЛИЗ СОЦИАЛЬНОГО СТРАХОВАНИЯ В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ НА МАКРОУРОВНЕ
2.1. Анализ функционирования ФСЗН в Республике Беларусь
2.2. Анализ пенсионного страхования Республики Беларусь
3. ПРОБЛЕМЫ И ПУТИ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ СОЦИАЛЬНОГО СТРАХОВАНИЯ В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

Работа состоит из  1 файл

курсовая.doc

— 269.50 Кб (Скачать документ)

     Основополагающую  роль в социальной политике играет закон Республики Беларусь «Об основах  государственного социального страхования» (1995 г.), в котором закреплена система  государственного социального страхования как основная форма социального обеспечения граждан. В ней определено место пенсий и пособий.

     К базисным для социальной сферы относится  также закон «О прожиточном минимуме в Республике Беларусь» (1999 г.), который  устанавливает правовую основу для определения прожиточного минимума, его использования при формировании и реализации государственной политики регулирования уровня жизни, а также при осуществлении мер социальной защиты населения.

     На  социальное обеспечение, помимо ассигнований из государственного бюджета, направляются ресурсы внебюджетного Фонда социальной защиты населения, который формируется за счет взносов на государственное социальное страхование (35% от фонда оплаты труда для нанимателей и 1% от индивидуальной заработной платы работающих граждан).

     Основными статьями распределения бюджета  этого фонда являются пенсии (на их долю приходится 77% в структуре  расходов) и социальные пособия (15,6%).

     В республике пенсионерами являются более 2,6 млн. человек, что составляет около 26,3% населения. Законом «О пенсионном обеспечении» (1992 г.) установлены основные виды государственных пенсий: трудовые и социальные.

     Право на трудовую пенсию имеют лица, занятые  общественно полезным трудом или  иной деятельностью, засчитываемой в стаж работы, а также некоторые другие граждане.

     Пенсии  по возрасту получают более 80% получателей  трудовых пенсий.

     Право на пенсию по возрасту на общих основаниях имеют мужчины по достижении 60 лет  и при стаже работы не менее 25 лет; женщины - по достижении 55 лет и при стаже работы не менее 20 лет.

     В республике существует система досрочных  пенсий для лиц, проработавших определенное время в неблагоприятной производственной среде, а также для работников некоторых других профессиональных категорий.

     Нуждается в изменении система управления пенсионным обеспечением в стране. Первоочередным в этой части представляется объединение в одной организационной структуре всех функций по сбору и аккумуляции средств, назначению и перерасчету пенсий, а также их выплате. Это - мировая практика, к этому пришли в России, это необходимо делать и в Беларуси.

     В условиях рыночной экономики банкротство, реорганизация предприятий стали  носить массовый характер. При этом зачастую не сохраняются архивы, которые  могли бы подтвердить трудовой стаж и размер заработной платы для назначения государственной пенсии. Размер пенсии не отражает индивидуального вклада каждого работающего в систему социального страхования в течение всей трудовой деятельности.

     Вместо  практики назначения пенсии по справке о заработной плате и сведениям из трудовой книжки приходит система персонифицированного учета, являющаяся информационной базой, в которой будут накапливаться сведения, необходимые для назначения пенсии. В перспективе данные персонифицированного учета будут использоваться и при назначении пособий (по временной нетрудоспособности, по безработице).

     Основная  задача персонифицированного учета - сделать  систему государственного социального  страхования справедливой, максимально  защитить пенсионные права работающих граждан, исключить неоправданное расходование средств социального страхования на выплату «не заработанных» пенсий.

     Персонифицированный учет улучшит финансовое положение  в государственном социальном страховании  за счет повышения заинтересованности непосредственно работника в правильном отражении заработка при начислении страховых взносов и полном их перечислении и создаст информационную базу для реформ в системе государственного социального страхования, в частности, в пенсионной системе [16, с. 65].

     При сегодняшней системе социальной солидарности поколений (иными словами, при перераспределении средств  от работающих к неработающим) персонифицированный  учет позволит обеспечить сбор средств  и хранение точной информации о страховом  стаже каждого работающего гражданина, о заработке или доходе за весь этот период, о начисленных страховых взносах и накопление другой информации, необходимой для начисления пенсии.

     Персонифицированный учет позволит в дальнейшем при необходимости  обеспечить функционирование накопительной системы и учет уже не только информации о работающих гражданах, но и сумм, накапливаемых на счетах каждого застрахованного гражданина. Если не начать персонифицированный учет сегодня, то реформы государственного социального страхования, в частности системы пенсионного обеспечения, будут просто невозможны.

     Даже  наш небогатый опыт работы с временно свободными финансовыми ресурсами  свидетельствует о перспективности  этого направления. Опираясь на мировой  опыт, эта сфера деятельности должна расширяться. Инвестирование средств социального страхования в экономику страны, должно идти по многим направлениям, не ограничиваться лишь депозитами в банки и покупкой государственных казначейских обязательств. Конечно, это требует более квалифицированного подхода в сравнении с тем, который мы имеем сегодня. Нужны подготовленные люди, нужны соответствующие структуры в Фонде, но эти затраты правомерны и окупятся с лихвой

     Социальные  пенсии назначаются гражданам, которые  не получают трудовой пенсии: инвалидам, в т. ч. инвалидам с детства, лицам, достигшим пенсионного возраста; детям - в случае потери кормильца.

     Для повышения эффективности мер  по социальной защите инвалидов принят закон «О социальной защите инвалидов  в Республике Беларусь» (1991 г., новая редакция - 2000 г.).

     По  социально-правовым основаниям обеспечения  в Беларуси выделяются следующие  важнейшие виды пособий: по временной  нетрудоспособности; семьям, воспитывающим  детей; по безработице; на погребение.

     Пособие по временной нетрудоспособности обеспечивает материальную поддержку граждан, которые по различным причинам временно утратили возможность трудиться, получать заработную плату или иной трудовой доход.

     Пособиями по временной нетрудоспособности обеспечиваются лица, на которых в соответствии с законодательством распространяется государственное социальное страхование.

     Пособия семьям, воспитывающим детей, имеют  целью социальную защиту семьи, укрепление ее положения в обществе, охрану материнства и детства.

     В соответствии с законом о государственных  пособиях семьям, воспитывающим детей, назначаются следующие виды пособий: по беременности и родам; в связи с рождением ребенка; матери, ставшей на учет в организациях здравоохранения до 12-недельного срока беременности; пособие и отпуск по уходу за ребенком в возрасте до 3 лет, причем период ухода за ребенком зачисляется в непрерывный трудовой стаж; пособие на детей в возрасте от 3 до 16 (18) лет, размер его устанавливается в процентах к бюджету прожиточного минимума в среднем на душу населения и зависит от совокупного ежемесячного дохода семьи; пособия по уходу за больными детьми и детьми-инвалидами в возрасте до 18 лет, в т. ч. пособия на детей, ВИЧ-инфицированных или больных СПИДом; выплачиваются надбавки к государственным пособиям на детей, рожденных вне брака, воспитываемых одним родителем в случаях, установленных законодательством, а также на детей-инвалидов в возрасте до 18 лет.

     Работающие  беременные женщины имеют отпуск по беременности и родам продолжительностью 126 календарных дней, а в случаях  осложненных родов или рождения двух и более детей - соответственно 140 и 160 дней. В период такого отпуска пособия выплачиваются работающим женщинам, женщинам, обучающимся с отрывом от производства, а также женщинам, признанным в установленном порядке безработными.

     Пособие по безработице гарантируется и регулируется законом о занятости населения.

     Правом  на пособие пользуются безработные, к которым относятся трудоспособные граждане в трудоспособном возрасте (женщины до 55 лет, мужчины до 60 лет), постоянно проживающие на территории республики, не имеющие работы, не занимающиеся предпринимательской деятельностью, не обучающиеся в дневных учебных заведениях либо не проходящие военной службы и зарегистрированные в государственной службе занятости. Пособие не облагается налогами и подлежит индексации в установленном порядке.

     Консолидация  средств пенсионного и социального  страхования в бюджете позволяет  использовать их на общегосударственные  нужды в интересах республиканского бюджета. Эта практика неизбежно  отражается на уровне пенсий и пособий. Проблемы, накопившиеся в системе, будут усугубляться, поскольку построение эффективной и рациональной системы пенсионного страхования в условиях консолидации бюджета ФСЗН практически невозможно. Должна быть создана разветвленная система пенсионного страхования, основанная на распределительно-накопительных принципах и автономии государственного страхования досрочных пенсий. Финансовые ресурсы пенсионной системы следует расходовать обособленно на оказание солидарной страховой помощи и на выплату накопленных страховых пенсий. Система социального страхования должна предусматривать автономию отдельных видов страхования с установлением дифференцированных тарифов, основанных на оценках возможных рисков и анализе многолетних фактических данных.[7, с.5]

     Следует начать постепенный переход к  равному участию нанимателя и  работника в финансировании системы  пенсионного и социального страхования, с этой целью предлагается снизить  до 50% долю работодателей в финансировании совокупных расходов на пенсии и пособия, сократив их долю в финансировании пенсий до 30%; увеличить долю работников в финансировании государственной системы пенсий и пособий до 50%; обеспечить за счет соответствующих источников финансирование пенсионного и социального страхования граждан в периоды вынужденного нахождения в «не страховых» периодах.

     Также нужно обеспечить раздельный учет зачисления средств пенсионного и социального  страхования на счета фонда и  индивидуальные лицевые счета застрахованны  в связи с их различным целевым  назначением, что увеличит возможности фонда для эффективного управления пенсионно - страховым капиталом.

     Необходимо  ослабить стимулы к занижению  истинных размеров заработной платы, установив  реальную величину минимальной заработной платы в республике и размер минимального потребительского бюджета, а также увязать размер страховых взносов для «самозанятого» населения с показателем средней заработной платы в республике; принять жесткие меры для обязательной регистрации граждан в системе персонифицированного учета с целью выявления долговременных неплательщиков страховых взносов либо стабильных плательщиков минимальных платежей в фиксированном размере.

     Опираясь  на научный подход к вопросам теории и практики страхования, а также  регулирования страхования в  экономической политике государства, можно выделить два этапа, в соответствии с которыми должна строиться государственная политика на страховом рынке в целях наиболее полной реализации функций страхования как экономической категории с учетом уровня социально-экономического развития общества

     .

     На  первом этапе при выработке политики государства в данной сфере необходимо уделять внимание мероприятиям, которые  на макроуровне позволят реализовать  компенсационную функцию страхования  в целях создания более благоприятных  условий для функционирования важнейших сфер деятельности общества. В первую очередь речь идет о стимулировании спроса на страхование и о создании благоприятной и стабильной социально-экономической среды, обеспечивающей высокий уровень защиты потребителей. Проблемы страхования на микроуровне на этом этапе должны решаться путем создания комплексной нормативно-правовой базы, регулирующей деятельность профессиональных участников страхового рынка. Не менее важным для нормализации работы на микроуровне является создание сильного надзорного органа, адекватного условиям работы отрасли и способного мобильно реагировать на изменяющуюся ситуацию.

     На  втором этапе при условии достаточного распространения страхования, а  также в случае создания ситуации относительно устойчивого экономического развития значимую роль должна сыграть инвестиционная функция страхования. При значительном объеме операций по страхованию иному, чем страхование жизни, временно свободные средства страховых компаний могут стать инвестиционным ресурсом; имеющим значение в макроэкономическом масштабе. 
 
 
 
 
 
 

     ЗАКЛЮЧЕНИЕ 

Информация о работе Социальное страхование