Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Февраля 2012 в 19:55, курсовая работа
Актуальность темы. Тема курсовой работы «Социальное страхование» является актуальной и современной, так как наличие системы социальной защиты населения характерно практически для всех стран и необходимость в ней для конкретного гражданина обусловлена наступлением обстоятельств, исключающих возможность создания его трудом условий, обеспечивающих ему основные жизненные потребности.
Содержание:
ВВЕДЕНИЕ
1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ СОЦИАЛЬНОГО СТРАХОВАНИЯ
1.1. Экономическая сущность социального страхования
1.2 Особенности организации социальной защиты населения в Республике Беларусь
1.3. Нормативно-правовые акты регулирующие систему социального страхования в РБ
2. АНАЛИЗ СОЦИАЛЬНОГО СТРАХОВАНИЯ В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ НА МАКРОУРОВНЕ
2.1. Анализ функционирования ФСЗН в Республике Беларусь
2.2. Анализ пенсионного страхования Республики Беларусь
3. ПРОБЛЕМЫ И ПУТИ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ СОЦИАЛЬНОГО СТРАХОВАНИЯ В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
Динамика изменений бюджета прожиточного минимума 2009-2011гг.
Дата изменения бюджета прожиточного минимума | Сумма бюджета прожиточного минимума, руб. | Абсолютный прирост, руб. | Темпы роста, % | Темпы прироста, % | |
В ценах первого периода | В ценах второго периода | ||||
Февраль 2009г. | 224700 (июнь 2008г.) | 234370 (декабрь 2008г.) | 9670 | 104,3 | 4,3 |
Май 2009г. | 234370 (декабрь 2008г.) | 243570 (май 2009г.) | 9200 | 103,9 | 3,9 |
Ноябрь 2009г. | 249410 (июнь 2009г.) | 250070 (сентябрь 2009г.) | 660 | 100,3 | 0,3 |
Февраль 2010г. | 250070 (сентябрь 2009г.) | 255220 (декабрь 2009) | 5150 | 102,1 | 2,1 |
Май 2010г. | 255220 (декабрь 2009г.) | 266230 (март 2010г.) | 11010 | 104,3 | 4,3 |
Август 2010г. | 266230 (март 2010г.) | 274510 (июнь 2010г.) | 8280 | 103,1 | 3,1 |
Ноябрь 2010г. | 274510 (июнь 2010г.) | 283050 (сентябрь 2010г.) | 8540 | 103,1 | 3,1 |
Февраль 2011г. | 283050 (сентябрь 2010г.) | 296870 (декабрь 2010г.) | 13820 | 104,9 | 4,9 |
Май 2011г. | 296870 (декабрь 2010г.) | 343260 (март 2011г.) | 46390 | 115,6 | 15,6 |
Источник: собственная разработка
Таким
образом, получается, что в рассмотренном
периоде наблюдался постепенный
прирост суммы бюджета
Как уже указывалось, не все элементы прирастают одинаковыми темпами с бюджетом прожиточного минимума. Исключением является доплата в размере 15% средней заработной платы к минимальному размеру пенсии по возрасту. Ее прирост составил: в феврале 2009г. – 1,3%, в мае 2009г. – 1,2%, в ноябре 2009г. – 6,8%, в январе 2010г. – 6,6%, в феврале 2010г. доплата не увеличивалась, как и в мае 2010г., в августе 2010г. прирост составил 13,1%, в ноябре 2010г. – 10,5%, в феврале и мае 2011г. прироста не наблюдалось.
Также необходимо отметить, что Указом Президента Республики Беларусь от 23.10.2010 № 544 установлена ежемесячная доплата к социальным пенсиям детям-инвалидам в возрасте до 18 лет, инвалидам 1, 2 и 3 группы (в том числе инвалидам с детства), детям, потерявшим кормильца, в размере 40 тыс. руб., поэтому с этого момента прирост данных пенсий также не был равен приросту бюджета прожиточного минимума.
Одним из важных показателей для анализа является средний размер пенсий. Рассмотрим, как в течение 2009-2011гг. менялся средний размер пенсий всех видов. Результаты представлены в таблице 2.4.
Динамика изменений средних размеров пенсий всех видов в 2009-2011гг.
Период | Средний размер всех видов пенсий, руб. | Абсолют-ный прирост, руб. | Темпы роста, % | Темпы прироста, % | Абсолютное значение 1% прироста, руб. |
Январь-апрель 2009г. | 390218 | - | - | - | - |
Январь-август 2009г. | 390 848 | 630 | 100,2 | 0,2 | 3902,2 |
Январь-декабрь 2009г. | 397 583 | 6735 | 101,7 | 1,7 | 3908,5 |
Январь-апрель 2010г. | 468 879 | 71296 | 117,9 | 17,9 | 3975,8 |
Январь-август 2010г. | 476 858 |
7979 | 101,7 | 1,7 | 4688,8 |
Январь-декабрь 2010г. | 503723 | 26865 | 105,6 | 5,6 | 4768,6 |
Январь-апрель 2011г. | 586 070 | 82347 | 116,4 | 16,4 | 5037,2 |
Источник: собственная разработка
Таким образом, в течение 2009 средние размеры пенсий всех видов практически не поменялись: абсолютный прирост составил порядка семи тысяч рублей, то есть в процентном выражении прирост составил менее 2%. При этом инфляция за январь-декабрь того года равнялась 10,1%.
В течение 2010 года изменения, связанные со средними размерами пенсий всех видов, были заметно более значительными. Абсолютный прирост в течение года составил 106140 рублей, то есть фактически за год средние размеры пенсий всех видов возросли на четверть. Выходит, что по сравнению с 2009 сумма увеличилась в 12-13 раз.
За
первую треть 2011 года средние размеры
пенсий всех видов увеличились на
82347 рублей, или на 16,4%. За аналогичный
период 2010 года увеличение составило 71296
рублей в абсолютном выражении, но 17,9%
в процентном. Относительно первой трети
2009 года средние размеры пенсий всех видов
выросли на 195852 рублей, темпы прироста
фактически составили более 50%.
3.
ПРОБЛЕМЫ И ПУТИ
Увеличение абсолютной численности пенсионеров, их удельного веса в общей численности населения и другие факторы стали причиной кризисных явлений в системе пенсионного и социального страхования. Последствиями негативных процессов явились глубинная деформация финансовых основ пенсионного и социального страхования, рост расходов Фонда социальной защиты населения на многочисленные выплаты, не обеспеченные адекватным поступлением страховых платежей.
В
связи с этим особое значение приобретает
поиск оптимальной модели финансового
обеспечения системы пенсий и
пособий, которая учитывала бы международные
принципы и нормы, гарантировала
качественно новый уровень
В Республике Беларусь целью социальной политики является обеспечение устойчивого роста уровня и качества жизни населения и сокращение бедности. В процессе трансформационного перехода по сравнению с многими другими странами, вставшими на путь рыночных преобразований, Беларуси удалось не допустить значительных негативных явлений в социальной сфере, связанных с безработицей, резким расслоением населения по уровню доходов, снижением доступности услуг здравоохранения и образования и др.
В рамках выбранной страной социально ориентированной рыночной модели отношений правительство стремится решить задачи, направленные на: создание экономических и правовых условий для повышения трудовой активности, развития деловой инициативы трудоспособного населения; улучшение демографической ситуации с целью расширенного воспроизводства населения страны; достижение ощутимого улучшения материального положения и условий жизни населения; обеспечение конституционных прав граждан в области труда, социальной защиты, образования, охраны здоровья, культуры, обеспечения жильем; защиту прав и социальных гарантий, предоставляемых семье, женщинам, детям, молодежи, инвалидам. [6, с.193]
Активная социальная политика и очевидные успехи в экономике позволили Беларуси занять согласно данным, рассчитываемым ООН, одно из самых высоких мест среди стран СНГ по индексу человеческого развития, учитывающему уровень жизни населения, его образованность и продолжительность жизни.
Государство рассматривает социальное партнерство как важнейший механизм регулирования трудовых отношений и денежных доходов населения. На принципах такого партнерства и взаимодействия сторон (статья 14 Конституции), которые отвечают международным правилам, осуществляется взаимодействие профсоюзов, нанимателей и государственных органов управления.
Состав
сторон и их представителей, а также
порядок переговоров на разных уровнях
и стадиях социального
Представителями сторон, выражающими их интересы, являются:
от имени работников - органы профессиональных союзов и их объединений, уполномоченные на представительство в соответствии с их уставами, или иные организации, представляющие интересы работников;
от имени нанимателей - руководители предприятий и организаций независимо от формы собственности или другие уполномоченные лица; полномочные органы объединений нанимателей, иные уполномоченные нанимателями органы;
от имени государства - Совет Министров, уполномоченные им органы государственного управления, а также органы государственной власти на местах (область, город, район).
Соглашения заключаются на республиканском (Генеральное соглашение), отраслевом (тарифное соглашение) и местном (коллективные договоры) уровнях. На обсуждение выносятся преимущественно следующие вопросы: механизм регулирования оплаты труда и ее размер, индексация доходов населения; улучшение условий охраны труда, экологическая безопасность; продолжительность рабочего времени и времени отдыха, отпуска; занятость, переобучение, условия высвобождения работников; социальная защита - пенсионное обеспечение, помощь безработным, инвалидам и малообеспеченным слоям населения; организация взаимоотношений между представителями нанимателей и работников.
В республике создан и функционирует Национальный совет по трудовым и социальным вопросам. В областях, отраслях, городах и районах действуют согласительные комиссии по трудовым и социальным вопросам, на предприятиях - комиссии по коллективным переговорам. Урегулированием коллективных трудовых конфликтов занимается Республиканский трудовой арбитраж. Гарантом соблюдения конституционных прав социальных партнеров является Конституционный суд Республики Беларусь.
Политика
в области регулирования
Основные положения, задачи и подходы к совершенствованию оплаты труда в отраслях народного хозяйства были заложены в Концепции реформы оплаты труда, одобренной Советом Министров в октябре 1991 г. С января 1992 г. введены в действие Единая тарифная сетка работников Республики Беларусь и рекомендации по ее применению, которые постоянно совершенствуются. С введением Единой тарифной сетки учреждения и организации социальных отраслей бюджетной сферы и предприятия внебюджетного сектора экономики были поставлены в равные условия по ставкам (окладам) оплаты труда специалистов.
В основу механизма управления заработной платой положен также принцип сочетания государственного и договорного регулирования. Это содействовало решению проблемы экономического стимулирования хозяйствующих субъектов в наращивании объемов производства, повышению ответственности руководителей министерств, других органов управления за поддержание заработной платы на должном уровне и ее своевременную выплату.
Предусмотренная
законом минимальная
В настоящее время вопросы найма и увольнения, режима труда и отдыха, оплаты труда, гарантий и компенсаций, вопросы социального развития коллектива регулируются также коллективным договором и индивидуальными трудовыми договорами (контрактами) с работниками, которые, в свою очередь, регулируются государственным законодательством.
Целью законодательной базы Республики Беларусь по социальной защите являются недопущение снижения жизненного уровня населения, и прежде всего наименее защищенных категорий (пенсионеров по возрасту, инвалидов, многодетных и неполных семей), повышение эффективности социальных программ и рациональное использование выделяемых государством средств на защиту населения.