Социальное страхование

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Февраля 2012 в 19:55, курсовая работа

Описание

Актуальность темы. Тема курсовой работы «Социальное страхование» является актуальной и современной, так как наличие системы социальной защиты населения характерно практически для всех стран и необходимость в ней для конкретного гражданина обусловлена наступлением обстоятельств, исключающих возможность создания его трудом условий, обеспечивающих ему основные жизненные потребности.

Содержание

Содержание:
ВВЕДЕНИЕ
1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ СОЦИАЛЬНОГО СТРАХОВАНИЯ
1.1. Экономическая сущность социального страхования
1.2 Особенности организации социальной защиты населения в Республике Беларусь
1.3. Нормативно-правовые акты регулирующие систему социального страхования в РБ
2. АНАЛИЗ СОЦИАЛЬНОГО СТРАХОВАНИЯ В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ НА МАКРОУРОВНЕ
2.1. Анализ функционирования ФСЗН в Республике Беларусь
2.2. Анализ пенсионного страхования Республики Беларусь
3. ПРОБЛЕМЫ И ПУТИ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ СОЦИАЛЬНОГО СТРАХОВАНИЯ В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

Работа состоит из  1 файл

курсовая.doc

— 269.50 Кб (Скачать документ)

                                                                                                         Таблица 2.3.

          Динамика изменений бюджета прожиточного минимума 2009-2011гг.

Дата  изменения бюджета прожиточного минимума Сумма бюджета  прожиточного минимума, руб. Абсолютный  прирост, руб. Темпы роста, % Темпы прироста, %
В ценах первого периода В ценах второго  периода
Февраль 2009г. 224700 (июнь 2008г.) 234370 (декабрь  2008г.) 9670 104,3 4,3
Май 2009г. 234370 (декабрь  2008г.) 243570 (май 2009г.) 9200 103,9 3,9
Ноябрь 2009г. 249410 (июнь 2009г.) 250070 (сентябрь 2009г.) 660 100,3 0,3
Февраль 2010г. 250070 (сентябрь 2009г.) 255220 (декабрь  2009) 5150 102,1 2,1
Май 2010г. 255220 (декабрь 2009г.) 266230 (март 2010г.) 11010 104,3 4,3
Август 2010г. 266230 (март 2010г.) 274510 (июнь 2010г.) 8280 103,1 3,1
Ноябрь 2010г. 274510 (июнь 2010г.) 283050 (сентябрь 2010г.) 8540 103,1 3,1
Февраль 2011г. 283050 (сентябрь 2010г.) 296870 (декабрь  2010г.) 13820 104,9 4,9
Май 2011г. 296870 (декабрь  2010г.) 343260 (март 2011г.) 46390 115,6 15,6

     Источник: собственная разработка

     Таким образом, получается, что в рассмотренном  периоде наблюдался постепенный  прирост суммы бюджета прожиточного минимума, а соответственно и пенсий, и за этот период он суммарно составил 41,6%. Самый большой прирост наблюдался в мае 2011г. – 15,6%. Немаловажную роль в этом сыграли высокие темпы инфляции, наблюдаемые в течение последних месяцев в Республике Беларусь.

      Как уже указывалось, не все элементы прирастают одинаковыми темпами с бюджетом прожиточного минимума. Исключением является доплата в размере 15% средней заработной платы к минимальному размеру пенсии по возрасту. Ее прирост составил: в феврале 2009г. – 1,3%, в мае 2009г. – 1,2%, в ноябре 2009г. – 6,8%, в январе 2010г. – 6,6%, в феврале 2010г. доплата не увеличивалась, как и в мае 2010г., в августе 2010г. прирост составил 13,1%, в ноябре 2010г. – 10,5%, в феврале и мае 2011г. прироста не наблюдалось.

      Также необходимо отметить, что Указом Президента Республики Беларусь от 23.10.2010 № 544 установлена ежемесячная доплата к социальным пенсиям детям-инвалидам в возрасте до 18 лет, инвалидам 1, 2 и 3 группы (в том числе инвалидам с детства), детям, потерявшим кормильца, в размере 40 тыс. руб., поэтому с этого момента прирост данных пенсий также не был равен приросту бюджета прожиточного минимума.

      Одним из важных показателей для анализа  является средний размер пенсий. Рассмотрим, как в течение 2009-2011гг. менялся  средний размер пенсий всех видов. Результаты представлены в таблице 2.4.

                                                                                                                Таблица 2.4.

Динамика  изменений средних размеров пенсий всех видов в 2009-2011гг.

Период Средний размер всех видов пенсий, руб. Абсолют-ный прирост, руб. Темпы роста, % Темпы прироста, % Абсолютное  значение 1% прироста, руб.
Январь-апрель 2009г. 390218 - - - -
Январь-август 2009г. 390 848 630 100,2 0,2 3902,2
Январь-декабрь 2009г. 397 583 6735 101,7 1,7 3908,5
Январь-апрель 2010г. 468 879 71296 117,9 17,9 3975,8
Январь-август 2010г. 476 858 
7979 101,7 1,7 4688,8
Январь-декабрь 2010г. 503723 26865 105,6 5,6 4768,6
Январь-апрель 2011г. 586 070 82347 116,4 16,4 5037,2

      Источник: собственная разработка

      Таким образом, в течение 2009 средние размеры  пенсий всех видов практически не поменялись: абсолютный прирост составил порядка семи тысяч рублей, то есть в процентном выражении прирост  составил менее 2%. При этом инфляция за январь-декабрь того года равнялась 10,1%.

      В течение 2010 года изменения, связанные  со средними размерами пенсий всех видов, были заметно более значительными. Абсолютный прирост в течение  года составил 106140 рублей, то есть фактически за год средние размеры пенсий всех видов возросли на четверть. Выходит, что по сравнению с 2009 сумма увеличилась в 12-13 раз.

      За  первую треть 2011 года средние размеры  пенсий всех видов увеличились на 82347 рублей, или на 16,4%. За аналогичный  период 2010 года увеличение составило 71296 рублей в абсолютном выражении, но 17,9% в процентном. Относительно первой трети 2009 года средние размеры пенсий всех видов выросли на 195852 рублей, темпы прироста фактически составили более 50%. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     3. ПРОБЛЕМЫ И ПУТИ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ  СОЦИАЛЬНОГО СТРАХОВАНИЯ В РЕСПУБЛИКЕ  БЕЛАРУСЬ 

     Увеличение  абсолютной численности пенсионеров, их удельного веса в общей численности  населения и другие факторы стали  причиной кризисных явлений в  системе пенсионного и социального страхования. Последствиями негативных процессов явились глубинная деформация финансовых основ пенсионного и социального страхования, рост расходов Фонда социальной защиты населения на многочисленные выплаты, не обеспеченные адекватным поступлением страховых платежей.

     В связи с этим особое значение приобретает  поиск оптимальной модели финансового  обеспечения системы пенсий и  пособий, которая учитывала бы международные  принципы и нормы, гарантировала  качественно новый уровень пенсионирования  и активацию страховых признаков системы.

     В Республике Беларусь целью социальной политики является обеспечение устойчивого  роста уровня и качества жизни  населения и сокращение бедности. В процессе трансформационного перехода по сравнению с многими другими  странами, вставшими на путь рыночных преобразований, Беларуси удалось не допустить значительных негативных явлений в социальной сфере, связанных с безработицей, резким расслоением населения по уровню доходов, снижением доступности услуг здравоохранения и образования и др.

     В рамках выбранной страной социально  ориентированной рыночной модели отношений  правительство стремится решить задачи, направленные на: создание экономических  и правовых условий для повышения  трудовой активности, развития деловой  инициативы трудоспособного населения; улучшение демографической ситуации с целью расширенного воспроизводства населения страны; достижение ощутимого улучшения материального положения и условий жизни населения; обеспечение конституционных прав граждан в области труда, социальной защиты, образования, охраны здоровья, культуры, обеспечения жильем; защиту прав и социальных гарантий, предоставляемых семье, женщинам, детям, молодежи, инвалидам. [6, с.193]

     Активная  социальная политика и очевидные  успехи в экономике позволили  Беларуси занять согласно данным, рассчитываемым ООН, одно из самых высоких мест среди стран СНГ по индексу человеческого развития, учитывающему уровень жизни населения, его образованность и продолжительность жизни.

     Государство рассматривает социальное партнерство как важнейший механизм регулирования трудовых отношений и денежных доходов населения. На принципах такого партнерства и взаимодействия сторон (статья 14 Конституции), которые отвечают международным правилам, осуществляется взаимодействие профсоюзов, нанимателей и государственных органов управления.

     Состав  сторон и их представителей, а также  порядок переговоров на разных уровнях  и стадиях социального партнерства  определяются с учетом особенностей отрасли и региона.

     Представителями сторон, выражающими их интересы, являются:

     от  имени работников - органы профессиональных союзов и их объединений, уполномоченные на представительство в соответствии с их уставами, или иные организации, представляющие интересы работников;

     от  имени нанимателей - руководители предприятий и организаций независимо от формы собственности или другие уполномоченные лица; полномочные органы объединений нанимателей, иные уполномоченные нанимателями органы;

     от  имени государства - Совет Министров, уполномоченные им органы государственного управления, а также органы государственной власти на местах (область, город, район).

     Соглашения  заключаются на республиканском (Генеральное  соглашение), отраслевом (тарифное соглашение) и местном (коллективные договоры) уровнях. На обсуждение выносятся преимущественно следующие вопросы: механизм регулирования оплаты труда и ее размер, индексация доходов населения; улучшение условий охраны труда, экологическая безопасность; продолжительность рабочего времени и времени отдыха, отпуска; занятость, переобучение, условия высвобождения работников; социальная защита - пенсионное обеспечение, помощь безработным, инвалидам и малообеспеченным слоям населения; организация взаимоотношений между представителями нанимателей и работников.

     В республике создан и функционирует Национальный совет по трудовым и социальным вопросам. В областях, отраслях, городах и районах действуют согласительные комиссии по трудовым и социальным вопросам, на предприятиях - комиссии по коллективным переговорам. Урегулированием коллективных трудовых конфликтов занимается Республиканский трудовой арбитраж. Гарантом соблюдения конституционных прав социальных партнеров является Конституционный суд Республики Беларусь.

     Политика  в области регулирования доходов  населения и оплаты труда направлена на последовательное приближение государственных социальных гарантий к бюджету прожиточного минимума, а затем - к минимальному потребительскому бюджету за счет расширения сферы действия программ социальной защиты, усиления адресной помощи беднейшим слоям.

     Основные положения, задачи и подходы к совершенствованию оплаты труда в отраслях народного хозяйства были заложены в Концепции реформы оплаты труда, одобренной Советом Министров в октябре 1991 г. С января 1992 г. введены в действие Единая тарифная сетка работников Республики Беларусь и рекомендации по ее применению, которые постоянно совершенствуются. С введением Единой тарифной сетки учреждения и организации социальных отраслей бюджетной сферы и предприятия внебюджетного сектора экономики были поставлены в равные условия по ставкам (окладам) оплаты труда специалистов.

     В основу механизма управления заработной платой положен также принцип  сочетания государственного и договорного  регулирования. Это содействовало  решению проблемы экономического стимулирования хозяйствующих субъектов в наращивании объемов производства, повышению ответственности руководителей министерств, других органов управления за поддержание заработной платы на должном уровне и ее своевременную выплату.

     Предусмотренная законом минимальная продолжительность оплачиваемого отпуска составляет 24 дня при пятидневной рабочей неделе. Государственное социальное страхование распространяется на всех работников.

     В настоящее время вопросы найма  и увольнения, режима труда и отдыха, оплаты труда, гарантий и компенсаций, вопросы социального развития коллектива регулируются также коллективным договором и индивидуальными трудовыми договорами (контрактами) с работниками, которые, в свою очередь, регулируются государственным законодательством.

     Целью законодательной базы Республики Беларусь по социальной защите являются недопущение снижения жизненного уровня населения, и прежде всего наименее защищенных категорий (пенсионеров по возрасту, инвалидов, многодетных и неполных семей), повышение эффективности социальных программ и рациональное использование выделяемых государством средств на защиту населения.

Информация о работе Социальное страхование