Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Февраля 2013 в 15:12, контрольная работа
Страховой рынок – это особая социально-экономическая среда, определенная сфера экономических отношений, где объектом купли-продажи выступает страховая защита.
История развития страхового рынка в России насчитывает не один десяток лет. Уже в конце XVIII века сложились довольно зрелые рыночные страховые структуры: акционерные, взаимные, земские страховые учреждения. Через систему перестраховочных договоров страховой рынок в России был интегрирован в мировой. Существовала стройная система государственного страхового надзора, регулирующие страховые отношения. После Октябрьской революции они были ликвидированы и заменены государственной страховой монополией, отражающей интересы командно-административной системы управления экономикой в России. С развитием рыночных отношений государственная монополия на осуществление страховой деятельности была нарушена, появилось множество разнообразных по величине и возможностям страховых компаний. В настоящее время созданы предпосылки для интеграции российского страхового бизнеса в мировую систему страхования.
Одной из главных проблем современного российского страхового рынка является слабая страховая культура широких слоев населения. В структуре среднестатистических расходов российских граждан на страхование приходится лишь 0,36%, когда в экономически развитых странах этот показатель достигает 30%. Другой не менее важной проблемой является падение популярности страхования среди широких слоев населения. Причины кроются и в высоком уровне инфляции, и в массовых банкротствах финансовых и страховых компаний и банков, и в общей неуверенности в политической и экономической стабильности страны. Серьезным препятствием в развитии страхового бизнеса является падение жизненного уровня населения.
По форме организации страховщики могут представлять собой: страховую организацию, акционерное страховое общество, общество взаимного страхования, правительственные страховые организации, государственную страховую организацию и др.
Страховая организация (компания) – исторически сложившаяся организационно-правовая форма, представляющая собой обособленную структуру осуществляющую заключение договоров страхования и их обслуживание. Страховые организации функционируют в экономической системе в качестве самостоятельных хозяйствующих субъектов и строят свои отношения с другими страховщиками на основе равноправия и сотрудничества. В условиях рыночных отношений монополизация страхового рынка не допускается: нормальным считается ситуация, при которой в отрасли действуют десять и более конкурентов, причем доля одного, крупнейшего из них, не должна превышать 31% общего объема продаж страховых услуг, двух – 44%, трех – 54% и четырех – 64%. Если такое соотношение нарушается, то государство вводит экономические санкции и тем самым ограничивает участие соответствующих страховщиков на рынке.
Основной задачей страховой организации является предоставление комплекса страховых и консультационных услуг, обеспечивающих определенные гарантии компаниям и фирмам в бесперебойности производственного или торгового цикла; индивидуальным клиентам – повседневное и надежное страховое обслуживание, достижение долгосрочных индивидуальных целей.
Страховые организации составляют основу институциональной структуры страхового рынка. С финансовой точки зрения они являются формой выражения страхового фонда, а сосредоточенные в страховом фонде ресурсы – источником долгосрочных кредитов. В США, например, на долю финансовых ресурсов страховых компаний приходится около 50% долгосрочных кредитов, выданных промышленным и торговым компаниям.
Первичное звено российского страхового рынка – это страховое общество или страховая организация (компания). Именно здесь осуществляется процесс формирования и использования страхового фонда, формируются особые экономические отношения, переплетаются личные, групповые, коллективные интересы. Наличие рыночных отношений в экономике существенно изменило роль и место страховщика в системе экономических отношений.
Введение 3
1. Сущность и структура страхового рынка. 5
2. Организационно-правовые формы страховых организаций. 7
3. Внутренняя среда и внешнее окружение страховой организации. 12
4. Страховые посредники 19
5. Объединение страховщиков. Страховые пулы. 21
6. Прогнозирование развития страхового рынка в России. 23
Заключение 25
Список литературы 27
Приложение 28
Соглашение определяет: финансовые критерии, которым должны удовлетворять участники; имущественные риски, принимаемые пулом на страхование; максимальный размер обязательств пула по договору страхования и распределение долей по принятым обязательствам между его участниками. Максимальная ответственность участника по отдельному риску по договору страхования не должна превышать 10% его собственных средств. Все страховые организации – члены пула должны руководствоваться едиными правилами страхования и едиными тарифами.
Договор страхования, заключаемый от имени участника пула, отличается от обычного договора тем, что содержит перечень всех страховщиков – участников пула и долю каждого из них в страхуемом риске. Поступающие страховые взносы распределяются между участниками в соответствии с их долями. Страховые резервы формируются каждым участником согласно с принятым обязательствам.
При наступлении
страхового случая по договору страхователь
имеет право требовать
6. Прогнозирование развития страхового рынка в России.
Согласно прогнозам Стратегии развития страховой деятельности в РФ на среднесрочную перспективу объем совокупных страховых премий в 2010 г. составляет 1,0-1,2 трлн.руб. и к 2012 году достигнет 1,3-1,6 трлн.руб. Развитие добровольного страхования обеспечит ежегодный прирост премии на 17-20% по отдельным видам, за исключением 2009 г., в котором ожидалось падение роста сборов в среднем на 5%. Однако уже итоги первого полугодия 2009 года показали существенно большое падение страхового рынка.
Стратегия развития страховой деятельности прогнозирует увеличение суммы страховых премий, приходящихся на душу населения, с 7-9 тыс.руб. в 2010 г. до 10-12 т.руб. в 2012 (в 2007 г. -5,37 т.руб. или приблизительно 215 дол.). Для сравнения, в 2007г. на одного жителя Бразилии приходилось 202 дол., США – 4086 дол., Великобритании – 7114 дол. страховой премии. При этом объем суммарной страховой премии в мире с 2004г. по 2007г. вырос почти на 30%, до 4,1 трл.дол.
Стратегия развития страховой деятельности содержит также прогноз выравнивания долей добровольного и обязательного страхования после 2012 г. в результате внедрения новых страховых услуг, повышения уровня финансовой грамотности граждан, активизации участия населения и хозяйствующих субъектов в страховании.
Вместе с тем состояние национальной экономики и результаты опросов общественного мнения не дают столь оптимистических прогнозных оценок. Макроэкономическая ситуация остается тяжелой, реальные доходы населения продолжают сокращаться (на 4,1% по прогнозам Минфина России) при этом прирост индекса потребительских цен с января по октябрь 2009г., составил 8,1% (в странах ЕС-0,8%).
По результатам опроса, проведенного ВЦИОМом в конце сентября 2009г. (опрошены 1600 человек в 140 населенных пунктах 42 областей, краев и республик РФ; статистическая погрешность не превышает 3,4%), за последние 5 лет доля людей, не пользующихся страхованием возросла с 47 до 53%.
Таким образом, проблема достоверности прогнозирования макроэкономических показателей в страховой отрасли остается, и проблема эта носит методологический характер. Известно, что надежность прогнозных оценок определяется адекватностью используемой модели, достоверностью исходных данных и правильностью интерпретации полученных прогнозных результатов. Однако наиболее важной составляющей является теоретическая модель, которая должна описывать прогнозируемый процесс со всеми его изменениями во времени и пространстве.
Заключение
Одним из крупнейших недостатков современного страхового рынка в России является его «феодализация» - закрепление за одной или несколькими страховыми организациями больших секторов страхового рынка. Этот процесс происходит путем:
Феодализация страхового рынка особенно развита в топливно-энергетическом комплексе и на железнодорожном транспорте.
Еще одной проблемой, сдерживающей развитие российского страхового рынка, являются законодательные ограничения и уровень налогов. По налогообложению страховые организации приравнены к банкам и соответственно платят налог на прибыль. Строго контролируется инвестиционная деятельность СО, что затрудняет их вложения в реальный сектор экономики.
К отрицательным явлениям российской действительности относится также большое количество страховых суррогатов. На смену псевдостраховых продуктов, рассчитанных на выплату заработной платы сотрудникам предприятия через страхование жизни, которое было широко распространено на предыдущем этапе развития страхового рынка, стали приходить финансовые схемы с применением страхования имущества и ответственности юридических лиц. Взносы предприятий, выплаченные по этим видам страхования и отнесенные на себестоимость продукции (т.е. не облагаемые налогами), используются для выплаты дополнительных вознаграждений своим сотрудникам через страховые организации.
Одной из главных проблем современного страхового российского рынка является слабая страховая культура широких слоев населения. В структуре расходов российских граждан на страхование приходится 1-4%.
К сожалению, недоверие
россиян к страховым
К отрицательным явлениям, негативно характеризующим состояние рынка страхования физических лиц, можно отнести сохранение большего разрыва в уровнях доходов нижних и верхних слоев населения.
Список литературы
С.В. Березина. – 2е изд., перераб. и доп. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2007.-511 с.
3.Федорова Т.А. Страхование : учебник / под ред. Т.А. Федоровой. – 2-е изд. Перераб. и доп. – М.: Экономистъ, 2006.-875 с.
Приложение
Рисунок 2. Примерная
структура акционерной
Рисунок 3. Последовательность действий корпоративного страхования при выборе страховой организации
Информация о работе Современное состояние страхового рынка в РФ