Страхование в системе финансово-кредитных отношениях

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Мая 2012 в 17:15, курсовая работа

Описание

Цель работы: определить понятие «страхование» в системе финансово-кредитных отношениях.
Задачи выбранной курсовой работы заключаются в следующем:
Выявить сущность и место страхования в системе финансово-кредитных отношениях.
Проанализировать страховую деятельность.
Изучить проблемы и перспективы страховой деятельности.

Содержание

Введение……………………………………………………………………4
Глава 1. Страхования в системе финансово-кредитных отношений.
Экономическая сущность страхования, как института финансовой защиты………………………………………………………………7
Принципы, функции, организация и управление финансами в страховании……………………………………………………………….......10
Глава 2. Анализ страховой деятельности в системе финансово-кредитных отношениях.
2.1.Страхование финансовых рисков………………………….14
2.2. Анализ деятельности страховой организации и показателей деятельности страхового рынка РФ…………………………………..………20
Глава 3. Тенденция развития страховой деятельности в системе финансово-кредитных отношениях.
3.1. Проблемы развития страховой деятельности в системе финансово-кредитных отношений…………………………………………….30
Перспективы развития страховой деятельности в системе финансово-кредитных отношений……………………………………………..32
Заключение…………………………………………………………………41
Список используемой литературы………………………………………43

Работа состоит из  1 файл

Готовая КР.doc

— 223.00 Кб (Скачать документ)

 

Из таблицы  видно, что в период с 31. 12. 2008 г. до 30.09.2009 г. Прирост денежных средств составил 4.33 млрд. руб. или 0.2%. Больше всего прирост  

составил  дебиторской задолженности страхователей и перестрахователей по страховым премиям (взносам) – 10,88 млрд. руб. или 1,86 %, а меньше всего облигации – величина уменьшилась на 3,19 млрд. руб. или на 20,5 %.

    7. Проследим динамику темпа прироста  величины активов за период  с 30.09.2008  до 30.09.2009 гг. (см. Таблица 2).

    Таблица 2. Темпы прироста величины активов, 30.09.2008–30.09.2009 гг.

          Крупные страховщики     Средние страховщики     Небольшие страховщики
    30. 09. 2008 г.     2,2%     13,6%     2,3%
    31. 10. 2008 г.     -0,2%     -5,1%     -3,7%
    30. 11. 2008 г.     0,4%     0,8%     -0,03%
    31. 12. 2008 г.     -2,0%     0,1%     -0,8%
    31. 01. 2009 г.     4,0%     -8,9%     1,6%
    28. 02. 2009 г.     1,2%     -4,6%     1,0%
    31. 03. 2009 г.     3,7%     1,7%     -1,2%
    30. 04. 2009 г.     -4,1%     -7,0%     -12,4%
    31. 05. 2009 г.     -0,7%     -0,8%     -3,2%
    30. 06. 2009 г.     5,8%     12,6%     6,0%
    31. 07. 2009 г.     -0,03%     -3,3%     0,3%
    31. 08. 2009 г.     3,8%     -4,0%     -10,9%
    30. 09. 2009 г.     1,6%     7,8%     1,0%
Итого за 2009 г.     15,8%     -8,1%     -17,8%
    Итого

    31. 08. 2008 г. - 30. 09. 2009 г.

    16,2%     -0,1%     -19,6%

 

    Из  таблицы видно, что крупные страховщики  самый низкий показатель темпа прироста величины активов имели на конец апреля 2009 года, который составлял (-4,1%), а самый высокий – на конец июня 2009 года - 5,8%. В основном тенденция идет к увеличению темпа прироста величины активов. В сентябре 2009 года имел тенденцию к снижению.

      "Средние" страховщики самый низкий показатель темпа прироста величины активов имели на конец января 2009 года (-8,9%), а самый высокий – на конец сентября 2008 года - 13,6%. В основном тенденция идет к уменьшению темпа прироста величины активов. В сентябре 2009 года, после резкого снижения вновь имел тенденцию к увеличению.

     "Небольшие" страховщики самый  низкий показатель темпа прироста  величины активов имели на  конец апреля 2009 года – (-12,4%), а  самый высокий – на конец  июня 2009 года - 6,0%. В основном тенденция идет к уменьшению темпа прироста величины активов. В сентябре 2009 года, после резкого снижения темп прироста величины активов вновь имел тенденцию к увеличению.

    В целом за 2009 год темпы прироста величины активов крупных страховщиков увеличились на 15,8 %; «средних» страховщиков уменьшились на 8,1 %; «небольших» страховщиков – уменьшились на 17,8%.

    В целом за период с 30.09.2008  до 30.09.2009 гг. темпы прироста величины активов  крупных страховщиков увеличились  на 16,2%; «средних» страховщиков уменьшились  на 0,1%; «небольших» страховщиков – уменьшились на 19,6%.  
 
 
 
 
 
 
 
 

    Глава 3. Тенденция развития страховой деятельности в системе финансово-кредитных отношений.  

    1. Проблемы  развития страховой деятельности в  системе финансово-кредитных отношений.
 

    Сегодня можно констатировать, что деятельность страховщиков становится все более  востребованной. Это налагает на них  все большие обязательства предоставлять  качественные страховые услуги, осуществлять страховые выплаты вовремя и  в достаточном для возмещения вреда объёме.

    Сейчас  страхование рассматривается как  залог развития отдельных отраслей экономики, поддержание экономической  стабильности в обществе, обеспечения  социальной защищенности граждан.

    Несмотря  на финансовый кризис, итоги страховой  деятельности в первом квартале 2009 года свидетельствовали о том, что основные ее показатели находятся на уровне прошлогодних.

    Но  все же в период кризиса вызывают серьезную озабоченность: задержки страховых выплат, рост числа жалоб  на несвоевременность рассмотрения требований страхователей, застрахованных, выгодоприобретателей и необоснованные отказы в страховой выплате; появляется тенденция роста дебиторской и кредиторской задолженности, факты ареста счетов страховщиков. Проблему создает политика демпинга отдельных страховщиков, существенно занижающих ставки страхового тарифа по сравнению с экономически обоснованными, что влечет серьезную недооценку последствий исполнения страховых обязательств. Однако тенденция роста цен на страховые услуги также очевидна. Участились случаи завышения комиссионного вознаграждения посредникам за оказание услуг, в том числе по обязательным видам страхования, при этом полномочия данных лиц не расширились. Средний размер страховых ставок по добровольным видам страхования вырос на 23%.

    В Стратегии развития страховой деятельности много говориться о необходимости предоставления потребителям страховых услуг более открытой и доступной для них информации от государственных органов, страховых компаний и их профессиональных объединений.  Требований к составу информации, ее достоверности, ответственности страховщиков за введение в заблуждение клиентов не выработано.

    Серьезного  внимания заслуживают вопросы финансовой устойчивости, платежеспособности страховых организации, пересмотра форм и методов контроля, создания системы мониторинга за финансовым состоянием страховщиков на основе анализа не только их отчетности, но и показателей, характеризующих изменения и отклонения в деятельности, оценки влияния денежных потоков на дочерние компании и страховые организации, входящие в финансовые группы.

    В условиях финансового кризиса страховщики  сталкиваются с проблемами своевременного исполнения обязательств по договорам, с проблемами размещения средств  страховых резервов и собственных  средств в соответствии с установленными Минфином России требованиями. Так как в сегодняшних условиях страховой рынок не может взять на себя все крупные и опасные риски, вызванные природными бедствиями, техногенными катастрофами и т.п., в возмещении ущерба и смягчении последствий данных событии должны участвовать лица, ответственные за причиненный вред, собственники, страховщики, государство. Для этого необходимо выстроить систему взаимодействия между ними.

    На  повестку дня становятся вопросы, связанные  с совершенствованием форм и методов осуществления страхового надзора: постоянный мониторинг деятельности страховых компаний, оперативное реагирование на все изменения, происходящие в хозяйственной, страховой, инвестиционной деятельности страховщика, повышение эффективности контроля за деятельностью субъектов страхового дела и т.д. Очень важным является способность адаптироваться к новым реалиям в экономике, в связи с экономическим и финансовым кризисом. 

    1. Перспективы развития страховой деятельности в  системе финансово-кредитных отношений.
 

Страховые организации относятся к системе  финансово-кредитных организаций. Финансово-кредитные  организации делятся на четыре группы:

  1. Банки (коммерческие банки, Банк России, общества взаимного кредитования).
  2. Страховые организации и общества взаимного страхования.
  3. Негосударственные пенсионные фонды.
  4. Доверительные управляющие, брокеры.

    Коммерческие  банки, как и обыкновенные организации, получив значительную прибыль, могут  решить инвестировать ее в ценные бумаги, различные инвестиционные проекты  или сберегать, давая в долг инвесторам, в том числе иностранным. Страховые организации, как и негосударственные пенсионные фонды, по своей экономической сути низкорентабельные, но обладают огромными резервами, которые инвестируются. Основная цель страховщиков — предоставление страховой защиты.

    В макроэкономическом плане финансово-кредитные  организации, по сравнению с другими  организациями, играют большую роль и более полно реализуют функции, отвечающие интересам государственной  политики. Например, предоставляемая  данными организациями социальная защита населения, в конечном счете, отражается на благосостоянии и сохранности людских ресурсов. Чтобы контролировать развитие финансово-кредитного сектора, государством законодательно возложены на соответствующие

органы  разработка нормативных документов, лицензирование, а также контрольные функции развития данной отрасли.

    Теперь  определим экономические категории, которые характеризуют саму финансово-кредитную  систему.

    Структура финансово-кредитной  системы — это возникающие и воспроизводящиеся в связи с процессом осуществления деятельности различных субъектов и соотношение между ними (страховые организации и страхователи, банки и их клиенты, негосударственные пенсионные фонды и их клиентов, инвестиционные компании и их клиенты и т.д.), объектами (технологии и виды страхования, кредитования, пенсионного обеспечения и т.п.) и институтами финансового рынка, включая страховой рынок, изученные в соответствии с определенными критериями. Институциональная структура финансово-кредитной системы (рисунок 2) — организационно-экономические, правовые и социально-политические нормы, являющиеся базой для создания и развития (на основе договоров) потребления страховых, банковских услуг и услуг пенсионного обеспечения (институциональная среда), а также совокупность организаций, занимающихся инвестиционной политикой профессионально либо его регулированием (организационная структура).

    Рисунок 2. Развитие институциональной структуры финансово-кредитной системы.

    Анализ  состояния и развития институциональной структуры финансово-кредитной системы показывает, как недостаточная развитость отдельных институтов финансово-кредитной системы России вызывает затруднения в существовании и дальнейшем развитии всей системы финансово-кредитных организаций. Так, отрицательное влияние оказывает неразвитость деятельности посредников в организационной структуре финансово-кредитной системы Российской Федерации. К настоящему времени сложилась неэффективная институциональная структура финансово-кредитной системы России, которая слабо учитывает интересы населения и ориентирована на поддержание экстенсивного развития за счет введения новых финансовых продуктов без развитой инфраструктуры инвестиционной политики.

    Институциональное развитие финансово-кредитной системы — совокупность институциональных изменений, приводящих к перегруппировке институциональной структуры финансово-кредитной системы, которая способствует снижению транзакционных издержек заключения и исполнения купли-продажи ценных бумаг, договора страхования, кредитования, пенсионного обеспечения, ипотечного договора, повышению экономической эффективности деятельности организаций, входящих в финансово-кредитную систему.

    Большинство вопросов институционального развития финансово-кредитной системы России в настоящее время напрямую не касаются функционирования организаций реального сектора, но направлено на развитие среды, способствующей выявлению и удовлетворению социальной политики страны.

    Развитие  структуры рынка, его основных институтов должно находиться в центре как государственной политики в области инвестиционной политики, так и усилий саморегулируемых организаций, населения.

    Для дальнейшего развития финансово-кредитного сектора страны и унификации инструментов регулирования Указам Президента Российской Федерации от 04.03.2011 №270 «О мерах по совершенствованию государственного регулирования в сфере финансового рынка российской федерации» создается особое ведомство - мегарегулятор для контроля за инвестиционными и страховыми компаниями, а также финансовыми рынками.

    Целью создания мегарегулятора  должно стать эффективное управление всей финансовой отраслью, а также совершение максимально полезных для развития финансового рынка действий.

Информация о работе Страхование в системе финансово-кредитных отношениях