Страхование в системе финансово-кредитных отношениях

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Мая 2012 в 17:15, курсовая работа

Описание

Цель работы: определить понятие «страхование» в системе финансово-кредитных отношениях.
Задачи выбранной курсовой работы заключаются в следующем:
Выявить сущность и место страхования в системе финансово-кредитных отношениях.
Проанализировать страховую деятельность.
Изучить проблемы и перспективы страховой деятельности.

Содержание

Введение……………………………………………………………………4
Глава 1. Страхования в системе финансово-кредитных отношений.
Экономическая сущность страхования, как института финансовой защиты………………………………………………………………7
Принципы, функции, организация и управление финансами в страховании……………………………………………………………….......10
Глава 2. Анализ страховой деятельности в системе финансово-кредитных отношениях.
2.1.Страхование финансовых рисков………………………….14
2.2. Анализ деятельности страховой организации и показателей деятельности страхового рынка РФ…………………………………..………20
Глава 3. Тенденция развития страховой деятельности в системе финансово-кредитных отношениях.
3.1. Проблемы развития страховой деятельности в системе финансово-кредитных отношений…………………………………………….30
Перспективы развития страховой деятельности в системе финансово-кредитных отношений……………………………………………..32
Заключение…………………………………………………………………41
Список используемой литературы………………………………………43

Работа состоит из  1 файл

Готовая КР.doc

— 223.00 Кб (Скачать документ)

    Для успешного развития финансового  рынка важно иметь профессионально  поставленное регулирование и объективный надзор, осуществляемые квалифицированными специалистами. Когда все участники рынка убеждены, что регулятор действует исключительно в интересах рынка, который эффективно защищает права инвесторов, тогда больше доверия со стороны инвесторов и выше размер инвестиций, быстрее развиваются институты рынка.

    При этом создание и введение в действие «мегарегулятора» самым позитивным образом способствовало бы ускоренному  развитию экономики. В условиях вступления России в ВТО и расширения границ функционирования субъектов этого рынка, такой орган сможет быстрее вывести экономику страны и ее финансовый рынок из кризисной ситуации и укрепить позиции Российской Федерации  в международной экономической интеграции. Единый орган государственного надзора и контроля сможет обеспечить уверенное консолидированное развитие всего финансового рынка и обеспечит достаточную степень взаимодействия по отношению к рынкам финансов также других государств. Таким образом, основным плюсом создания мегарегулятора является возможность для государства проводить более согласованную политику по регулированию финансового рынка.

    Создание  мегарегулятора в России имеет определенные предпосылки и преимущества.  Хотя в целом, в России есть надзорный орган, который следит за исполнением законов - это Прокуратура, более конкретные функции переданы и другим структурам и институтам. Например, Федеральная служба по финансовым рынкам (далее – ФСРФ)  до сегодняшнего дня имела право отслеживать исполнения норм закона о рынке ценных бумаг, закона об инвестиционных фондах, и еще ряда законов. Это реализовывалось в виде выдачи разрешений, лицензий, регистрации проспектов эмиссии, отчетов о выпусках ценных бумаг, регистрации правил бирж и др. У ФСФР также имеются функции надзора, то есть осуществлять проверки исполнения требований законодательства и применять санкции к нарушителям. Центральный банк Российской Федерации осуществляет денежно-кредитную политику и выполняет надзорные функции. Последний мировой финансовый кризис показал, что такая система регулирования банковского сектора экономики наиболее продуктивна, поскольку более эффективно и оперативно проводились антикризисные мероприятия в банковской сфере по сравнению с другими отраслями страны.

    Однако  существуют следующие объективные  причины создания мегарегулятора:

  1. Основные участники фондового рынка — банки, страховые компании, пенсионные фонды или инвестиционные структуры — используют одни и те же финансовые инструменты и подвергаются одним и тем же рискам. Отсюда возникает потребность в единстве их регулирования;
  2. Путаница в регулировании рынков финансовых услуг влечет за собой многочисленные разногласия и проблемы, благодаря чему создаются различные теневые нерыночные схемы. Отсутствие единых правил и законов финансового рынка, гарантий равных прав участников и защиты капитала не способствуют планомерному развитию рынка;
  3. Большую роль начинают играть крупные финансовые холдинги, принадлежащие одним собственникам, но включающие в свой состав различные структуры. Надзор за такими организациями предполагает консолидированный подход, а это также усиливает аргументы в пользу создания мегарегулятора (напомним, что первые шаги предусмотрены в Федеральном законе от 27.07.2011 №208-ФЗ «О консолидированной финансовой отчетности», где устанавливаются общие требования к составлению, представлению и публикации консолидированной финансовой отчетности юридическим лицом, созданным в соответствии с законодательством Российской Федерации);
  4. Необходима нейтрализация неблагоприятных факторов, которые сейчас присутствуют на рынке;  
    Появление новых инструментов регулирования с учетом европейских требований (внедрение IT, расширение подготовки специалистов, рост экспортного потенциала и др.);
  5. Пересмотр целей в 2010 году, решаемых страховщиками (появление новой концепции на новых принципах с учетом пруденциального надзора и регулирования на основе учета риска деятельности страховщика, появление новых видов обязательного и добровольного страхования);
  6. Страховые организации должны увеличить уставный капитал, почти в 3 раза к 2012 году. Для эффективного инвестирования страховых резервов и собственных средств страховых организаций и сохранения признаков возвратности, ликвидности, доходности и диверсификации  страховщики должны инвестировать в различные инструменты фондового рынка;
  7. Появились новые продукты на финансовом рынке (РЕПО, финансовых инструментов срочных сделок  и др.);
  8. При осуществлении страховой деятельности страховыми организациями появились новые страховые посредники. Например, клиринговые центры по урегулированию убытков по ОСАГО.

Таким образом, уже сегодня российскому  финансово-кредитному рынку необходим  системный подход в управлении и  «мегарегулятор» (сценарий развития событий  на рынке при модели госрегулирования на основе мегарегулятора – более  оптимистичен, нежели другие варианты развития).

    Следует принимать во внимание накопленный зарубежный опыт мегарегулирования. Первые государства, которые ввели у себя консолидированный надзор над финансовыми рынками, сделали это еще в 80-х годах прошлого столетия. Под мегарегулятором на Западе понималась модель объединенного или интегрированного надзора со стороны государства за финансовым сектором. Как в развитых, так и развивающихся такая модель действует сейчас приблизительно в 50 странах.

    По  формальным признакам мегарегулятором становится специализированное госучреждение, уполномоченное регулировать не менее двух из трех категорий финансовых посредников (банки и страховые компании; банки и компании, работающие на рынке ценных бумаг; инвестиционные и страховые компании).

    В Великобритании до реформы саморегулирование  на рынке небанковских финансовых услуг  играло ключевую роль. Там было несколько  саморегулируемых организаций по направлениям профессиональной деятельности: брокерские услуги, строительные общества, управляющие, и др. В процессе реформы все эти организации были консолидированы в FSA, и ее уровень был поднят до статуса публичного органа, действующего на основе специального закона.

    Во  Франции, где банковский надзор и  надзор над небанковскими финансовыми  организациями разделен между Банком Франции и специально созданным более 8 лет назад регулятором, который контролирует и регулирует небанковский сектор финансового рынка (АМF). Главный орган управления AMF - совет директоров, в котором предоставлены места для участников рынка.

    Строение  регулятора в Германии (BаFin) во многом похожа на Французский регулятор. Единственное отличие - регулирование банковского  сектора также включено в полномочия BаFin, хотя Бундесбанк продолжает играть большую роль как источник информации для надзора, и с BаFin тесно взаимодействует.

    Для России наиболее близок, по сути, французский  регулятор.

    Идею  создать универсальный мегарегулятор  ФСФР вынашивала с середины 2000-х  годов. В 2005 году первоначальная концепция  была прописана в проекте «Стратегии развития финансового рынка на 2006—2008 годы» и предполагала, что новый мегарегулятор будет следить и за банками, и за страховщиками, и за фондовым рынком страны. В конце ноября 2010 года Алексей Кудрин выступал уже с реалистичными проектами объединения ФСФР и ФССН, которое в итоге состоялось в 2011 году (при этом следует учитывать, что идея в России объединения надзорных ведомств уже положительно себя зарекомендовала. Примером может  служить мегарегулятор в виде Федеральной службы по надзору в сфере массовой коммуникации, связи и  охраны культурного населения).

    Указом  №270 определено, что мегарегулятор  объединит финансовый рынок Российской Федерации (за исключением банковской и аудиторской деятельности). Им также  установлено, что Министерство финансов Российской Федерации осуществляет функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере финансовых рынков.

    Федеральная служба по финансовым рынкам:

    а) осуществляет функции по нормативно-правовому  регулированию, контролю и надзору в сфере финансового рынка Российской Федерации (за исключением банковской и аудиторской деятельности); 
       б) является правопреемником Федеральной службы страхового надзора, в том числе по обязательствам, возникшим в результате исполнения судебных решений.

    Это потребует внесения изменения и  дополнения в соответствующие законодательные  и нормативные акты.

    Согласно  п. 6 Указа №270 Правительству Российской Федерации необходимо в 2-месячный срок:

    а) обеспечить непрерывность осуществления регулирования, контроля, надзора и выполнения иных функций в сфере страховой деятельности (страхового дела) в связи с присоединением Федеральной службы страхового надзора к Федеральной службе по финансовым рынкам; 
       б) распределить функции по нормативно-правовому регулированию в сфере финансового рынка Российской Федерации между Министерством финансов Российской Федерации и Федеральной службой по финансовым рынкам, обеспечив внесение соответствующих изменений в положения об указанных федеральных органах исполнительной власти; 
       в) внести в Государственную Думу Федерального Собрания Российской Федерации проект федерального закона о внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации в соответствии с  Указом.

    Созданному  мегарегулятору для успешной работы, в первую очередь, необходимы автоматизация отчетности и глобализация всех рычагов управления рынком, а также стандартизация  отчетности и профессиональные кадры. 
 
 
 
 
 
 

Заключение. 

  Страхование классифицируется: по форме страхования; по объектам страхования; по роду опасностей; по форме собственности; по отраслям: личное, имущественное, страхование ответственности, страхование экономических рисков, социальное; по способу страхования выделяют первичное страхование и перестрахование. Финансовая  устойчивость страховых организаций имеет большое значение для экономики, т.к. она способствует стабилизации экономики, обеспечению социальной устойчивости общества; оказывает влияние на рынок инвестиции; благоприятно воздействует на макроэкономические рыночные отношения в целом. Решающую роль в информационном обеспечении управленческих решений играет бухгалтерская отчетность. Главным является оценка финансового положения и финансовых результатов. Для анализа страховой организации используются абсолютные стоимостные показатели и относительные показатели (коэффициенты). Гарантией поддержания финансовой устойчивости и платежеспособности служит создание страховых резервов и фондов; поддержание на должном уровне уставного капитала и обеспеченность его чистыми активами. Оценка деятельности страховой организации даёт возможность заинтересованным пользователям принимать обоснованные управленческие решения.

  Из  анализа показателей деятельности страхового рынка РФ следует, что  за 9 месяцев 2009 года общая сумма страховой премии (взносов) и страховых выплат по всем видам страхования выросла соответственно на 101,5 и 121,9 % в частности по добровольному и личному страхованию на 89,6 %, а выплаты на 11,9 % по сравнению с соответствующим периодом 2008 года; страховые премий по добровольному страхованию имущества выросли на 83,4 %, а сумма выплат на 129,7 %. В период с 31. 12. 2008 г. до 30.09.2009 г. прирост денежных средств составил 4,33 млрд. руб. или 0,2 %. В целом за период с 30.09.2008 до 30.09.2009 гг. темпы прироста величины активов крупных страховщиков увеличились на 16,2% (в частности за 9 месяцев 2009 года на 15,8 %); «средних» страховщиков уменьшились  на 0,1% (9 месяцев 2009 года на 8,1 %); «небольших» страховщиков – уменьшились на 19,6% (9 месяцев 2009 года на 17,8 %).

  Но, несмотря на хорошие показатели у  страхового рынка есть еще много  нерешенных проблем: задержки страховых  выплат, рост числа жалоб на несвоевременность  рассмотрения требований; рост дебиторской  и кредиторской задолженности, аресты счетов страховщиков; политика демпинга; завышения комиссионного вознаграждения посредникам; необходимость предоставления более открытой и доступной информации. Серьезного внимания заслуживают вопросы финансовой устойчивости, платежноспособности страховых организации, пересмотра форм и методов контроля, создания системы мониторинга за финансовым состоянием страховщиков. Ощутима потребность в создании механизмов досудебного рассмотрения споров по вопросам страхования. Требуются новые подходы к определению размеров страховых сумм и страховых выплат; разработка подходов к созданию системы гарантий; совершенствованием форм и методов осуществления страхового надзора. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

    Список  используемой литературы. 

   
  1. Закон Российской Федерации от 27.11.1992 №4015-1 «Об организации  страхового дела в Российской Федерации»;
  2. Федеральный закон от 22.04.1996 №39-ФЗ «О рынке ценных бумаг»;
  3. Федеральный закон от 27.07.2011 №208-ФЗ «О консолидированной финансовой отчетности»;
  4. Указ Президента Российской Федерации от 04.03.2011 №270 «О мерах по совершенствованию государственного регулирования в сфере финансового рынка российской федерации»;
  5. «В России появится новый мегарегулятор». Известия, 6 декабря 2010 г.;
  6. «Мегарегулятор – новый шаг в развитии финансового рынка» – интервью руководителя ФСФР России журналу «Аналитический банковский журнал»;
  7. Минфин РФ представит новый вариант указа президента о мегарегуляторе после января 2011 года, http://www.rg.ru, 29.12.2010;
  8. Российские СМИ получили «мегарегулятора»http://www.Lenta.Ru, 26.03.2007;
  9. http://www.GZT.ru;
  10. Мегарегулятор, или единоначалие над страховщиком и банкиром, 28.07.09.
  11. «Финансы» под редакцией профессора А. М. Ковалевой, Москва 2009г.
  12. Финансово-кредитный энциклопедический словарь. Под ред. А.Г. Грязновой. М., Финансы и статистика, 2009 г.
  13. Бюджетная система России: Учебник / Под ред. Г.Б.Поляка. - М.: ЮНИТИ - ДАНА -, 2007.
  14. Экономика организации (предприятий): Учебник для вузов. Под ред. проф. В.Я. Горфинкеля, проф. В.А. Швандира. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2009г.
  15. Экономика предприятия: учебни для вузов / Под ред. проф. В.Я. Горфинкеля, проф., В.А. Швандира- 5-е изд., перераб/ и доп. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2008.
  16. Предпринимательство: учебник для вузов / Под ред. преф. В.Я. Горфинкеля, проф. Г.Б. Поляка, роф. В.А. Швандира. -7-е изд. перераб. и доп. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2007.
  17. Методика финансового анализа деятельности коммерческих организаций: практическое пособие. - М.: ИНФРА-М, Шеремет А.Д. 2009.
  18. Организация производства: Учебник для вузов. - М.: ИНФРА-М, Фатхутдинов Р.А. 2010.
  19. Предпринимательство: Социально-экономическое управление: Учебное пособие/ Под ред. Родионовой Н.В. и др. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2009.
  20. Анализ финансово-хозяйственной деятельности предприятия: учебник. - М.: Академия, Пястолов СМ.2004.

Информация о работе Страхование в системе финансово-кредитных отношениях