Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Марта 2012 в 17:03, курсовая работа
В современном строительстве металл является наиболее совершенным материалом по совокупности своих технических, технологических и экономических характеристик. При высокой прочности сталей, позволяющей перекрывать значительные пролеты, строительные конструкции из металла обладают также сравнительно небольшим собственным весом, высокой индустриальностью изготовления и удобством монтажа. Металлические пролетные строения
Введение 3
1. Анализ исходных данных 4
2. Вариантное проектирование 5
2.1Первый вариант 5
2.2Второй вариант 11
2.3Третий вариант 12
2.4Сравнение вариантов 13
3. Расчёт проезжей части 15
3.1Расчёт продольной балки 15
3.1.1Определение расчётных усилий 15
3.1.2Подбор размеров сечения и расчёт на прочность и выносливость по нормальным напряжениям 16
3.1.3Расчёт на прочность по касательным напряжениям 21
3.1.4Проверка прочности поясного сварного шва 23
3.2Расчёт поперечной балки 25
3.2.1Определение расчётных усилий 25
3.2.2Подбор сечения и расчёт на прочность по нормальным напряжениям 26
3.2.3Расчет на прочность по приведённым и касательным напряжениям 31
3.2.4Проверка прочности и выносливости поясного шва 32
3.3Расчёт сопряжения продольных и поперечных балок 33
3.3.1Расчёт рыбки и её прикрепления 34
3.3.2Определение количества болтов прикрепления продольной балки к поперечной 36
3.4Определение количества болтов прикрепления поперечной балки к узлам главных ферм 37
3.5Расстановка поперечных связей и ребер жесткости 38
4. Расчёт элементов главных ферм 41
4.1Определение усилий в элементах главных ферм 41
4.1.1Построение линий влияния усилий в элементах фермы 41
4.1.2Расчетные усилия для расчета на прочность и общую устойчивость 41
4.1.3Определение усилий для расчета на выносливость 42
4.1.4Определение усилий от постоянных нагрузок 43
4.1.5Определение усилий от вертикальной подвижной нагрузки 44
4.1.6Определение усилий от горизонтальных нагрузок 45
4.1.7Результаты подсчета усилий в элементах ферм 49
4.2Определение размеров сечения элементов главных ферм 52
4.2.1Определение размеров сечения коробчатого элемента 53
4.2.2Определение размеров Н-образного сечения элемента 55
4.2.3Расчет на прочность и устойчивость при осевом растяжении или сжатии 57
4.2.4Проверка элементов главных ферм на выносливость 60
4.3Расчет соединений элементов главных ферм 60
4.3.1Расчет прикреплений на высокопрочных болтах 60
4.3.2Расчет стыков элементов главных ферм 61
4.3.3Расчет фасонки на выкалывание 63
5. Расчет продольных связей 65
5.1Определение расчетных усилий 65
5.2Расчет на прочность 71
5.3Расчет прикрепления продольных связей 71
6. Конструирование 73
Список использованных источников 75
Вертикальная внутренняя накладка (Н4):
Толщину дополнительной внутренней накладки определим из условия обеспечения требуемой площади (Н4):
где: hн4 = hн2 – высота накладки, равная высоте накладки Н2.
Если получается толщина накладки Н4 tн4 < 0, следовательно в её устройстве нет необходимости.
Фактическая площадь накладок определяется по формуле:
Для определения количества болтов прикрепления накладок и фасонок необходимо определить усилия, приходящиеся на них. Эти усилия определяются из условия распределения расчётного усилия в стыке пропорционально площадям накладок по формуле:
Количество болтов, приходящееся на одну накладку, определяется по формуле:
Результаты расчета сведены в таблицу 4.16.
Таблица 4.16 – Расчет стыков
Листы узловых фасонок проверяются на прочность прикрепления элементов по контуру, соединяющему центры отверстий периферийных болтов [1, п. 8.106].
Рисунок 4.18 – Схема для расчета фасонок на выкалывание
При расчете рассматриваются две схемы выкалывания (рисунок 4.18). Схема 1: по контуру, соединяющему точки e-b-c-f, схема 2: по контуру, соединяющему точки a-b-c-d.
Условие прочности имеет вид:
где: N, кН – продольное усилие в элементе;
t, м – толщина узловой фасонки;
m – коэффициент условий работы, принимаемый по [1, таблице 8.15];
a, рад – угол между направлениями i-ого участка и проверяемого контура и осью элемента (0£ a £π/2);
li, м – расчетная длина i-ого участка, определяемая формулой:
где: l*i – полная длина i-ого участка (рисунок 4.18);
n, шт – количество отверстий под высокопрочные болты d = 22 мм;
d0, м – диаметр отверстия (d0 = 25 мм).
Проверим прочность фасонки на выкалывание в узле Н2 по направлению элемента Н2-В1, в котором действует продольное усилие N = 6375 кН.
По схеме 1:
Толщина фасонки t = 12 мм.
Полные длины участков l*1 = 0,60 м; l*2 = 0,240 м; l*3 = 0,240 м.
Количество отверстий на каждом из участков: n1 = 8; n2 = 4; n3 = 4.
Учитывая, что диаметр отверстия под высокопрочные болты d0 = 25 мм, определим расчетные длины участков:
Углы наклона участков: a1 = 1,57 рад; a2 = 0 рад; a3 = 0 рад;
В итоге, по формуле (4.72) получаем:
Так как SNmin < N , условие не выполняется. При t = 20 мм , SNmin = 6412 кН. Условие выполняется. Аналогичным образом проводится расчет для схемы 2. Этот расчет представлен в таблице 4.17.
Таблица 4.17 – Проверка фасонок на выкалывание
Для обеспечения горизонтальной жесткости
пролетного строения и для восприятия
горизонтальных поперечных нагрузок между
главными фермами в плоскостях верхних
и нижних поясов устраивают соответственно
верхние и нижние продольные связи.
Расчетными схемами продольных связей
являются горизонтальные фермы с
параллельными поясами и
При расчете будем придерживаться методики, изложенной в разделе 15.6 [2]. Фермы связей с крестовой решеткой для упрощения расчета условно разделяют на две фермы с треугольными решетками и шарнирными узлами ( рисунок 5.1).
Таблица 5.1 – Площади линий влияния
Расчетные усилия в элементах продольных связей от действия ветра, поперечных ударов колес и деформации поясов будем определять по двум схемам загружения.
Для нижних связей характерны следующие схемы загружения:
Схема 1
От постоянной, временной вертикальной и ветровой нагрузок:
где: Nd, кН – усилие от деформации поясов главных ферм;
Nw, кН - усилие в продольных связях от ветровой нагрузки.
Схема 2
От постоянной, временной вертикальной нагрузок и поперечных горизонтальных ударов колес подвижного состава:
где: Nd, кН – усилие от деформации поясов главных ферм;
Ny, кН - усилие в продольных связях от поперечных ударов колес.
Пересчет нормативных нагрузок на связи:
1) Усилия от поперечной ветровой нагрузки.
Нормативная величина ветровой нагрузки Wn определяется как сумма нормативных значений средней Wm и пульсационной Wp составляющих [1, п. 6.24].
В курсовом
проекте пульсационную
Нормативное значение средней составляющей ветровой нагрузки Wm на высоте z над поверхностью воды или земли определяется по формуле (4.22):
где W0 = 0,6 кПа — нормативное значение ветрового давления (V район строительства);
k — коэффициент, учитывающий для открытой местности изменение ветрового давления по высоте z, принимаемый по СП 20.13330.
Сw — аэродинамический коэффициент лобового сопротивления [1, Приложение Н]:
Для сквозных пролетных строений с ездой понизу с поездом на мосту Сw = 2,15;
Для подвижного состава Сw = 1,5;
Для балочной клетки мостового полотна Сw = 1,85.
Рисунок 5.2 – Распределение ветровой нагрузки на плоскость главной фермы
Нормативная поперечная нагрузка на боковую поверхность главной фермы:
где 0,2 – коэффициент сплошности конструкции;
hф – высота фермы, равна 15,0 м;
hпояса – высота пояса, равна 0,670 м;
k = 1,44.
Нормативная горизонтальная поперечная нагрузка на проезжую часть:
где hпч – высота проезжей части – от низа продольной балки до головки рельса, hпч = 1,75м;
hпояса – высота пояса, равна 0,670 м;
k = 1,27.
Нормативная горизонтальная поперечная нагрузка на подвижной состав:
где hпс = 3,0 м – высота подвижного состава;
k = 1,29.
Распределение расчетной нагрузки между поясами фермы принимается по формулам:
где: gfw – коэффициент надежности к ветровой нагрузке, равный 1,4.
Расчетные усилия в раскосе нижних связей от давления ветра на главные фермы и проезжую часть:
где Σ*i – суммарная площадь линии влияния усилия в раскосе.
Для раскоса H2-H’1:
Для раскоса H2-H’3:
Расчетные усилия в раскосе нижних связей от давления ветра на подвижной состав:
где *max – максимальная по абсолютной составляющей, но взятая со своим знаком площадь линии влияния усилия в раскосе.
Для раскоса H2-H’1:
Для раскоса H2-H’3:
2) Усилия от поперечных ударов колёс подвижного состава.
Нормативная горизонтальная нагрузка от поперечных ударов колес определяется согласно пункту [1, п. 6.19] и по формуле (4.16):
где К = 14 – класс нагрузки.
Нагрузка от поперечных ударов колес распределяется между поясами ферм следующим образом (см. рисунок 4.2):
Для нижнего (грузового) пояса фермы используем формулу (4.17) для расчета возникающей нагрузки на раскос:
Для получения расчетных усилий от ударов колес усилия в элементах фермы Nyнп умножаем на коэффициент надежности gfh, определяемый по [1, п. 6.23] по формуле (4.20).
Тогда расчетная горизонтальная нагрузка от поперечных ударов колес определяется:
Расчетные усилия в раскосе нижних связей от поперечных ударов колес определяется:
где *max – максимальная по абсолютной составляющей, но взятая со своим знаком площадь линии влияния усилия в раскосе.
Для раскоса H2-H’1:
Для раскоса H2-H’3:
3) Усилия от деформации поясов
В раскосе нижних продольных связей, когда длина панели связи в два раза меньше длины панели главной фермы, усилие определяется по формуле:
где: Аd, Ас – площадь сечения соответственно раскоса и распорки (таблица 5.2);
β – угол между раскосом продольных связей и поясом главной фермы β = 27,8°;
sf – нормальное напряжение в поясе главной фермы (по формуле (5.8));
smf – средние напряжения в нижнем поясе поперечной балки, определяются по формуле:
Максимальные напряжения в нижнем поясе поперечной балки:
где: Pсоч – давление от продольной балки,
Рисунок 5.3 – Схема для определения средних напряжений smf в нижнем поясе балки
где ηv = 0,8 – коэффициент сочетаний для временной вертикальной нагрузки;
γfυ и (1+μ) – коэффициент надёжности и динамический коэффициент, определяемые по формулам (3.4) и (3.5) при λ = 2lm;
– интенсивность эквивалентной нагрузки;
– площадь линии влияния.
Wn = 0,0129 м3 – момент сопротивления нетто поперечной балки, определяется по формуле (3.24);
* = 0,959 - *1 – коэффициент, зависящий от отношения площадей сечения продольной балки Af,min/Aw и (Af,min+Aw)/A, и принимаемый по [1, табл. 8.16].
Таблица 5.2 – Характеристики сечений продольных связей
Связи |
Элемент |
Состав сечения |
Площадь А, см2 |
Момент инерции сечения I, см4 |
Нижние |
Раскосы NH2-H’1 и NH2-H’3 |
2L 80x80x8 |
24,6 |
146,8 |
Распорка Nвр (поперечная балка) |
2(360х20)+1500х14 |
282 |
1040000 |
Тогда:
Нормальные напряжения в поясе фермы sf определяются с учетом, что половина усилия, воспринимаемого болтами, передана силами трения на накладки и фасонки:
Для пояса H2-H1:
Для пояса H2-H3:
Определение усилий от деформации поясов:
Для раскоса H2-H’1:
°°°
Для раскоса H2-H’3:
°°°
По суммарным усилиям, вычисленных
для первого и второго
Для раскоса H2-H’1:
Расчетное усилие для раскоса H2-H’1: N = maxN = 705,5 кН.
Для раскоса H2-H’3:
Расчетное усилие для раскоса H2-H’1: N = maxN = 676,8 кН.
Раскосы нижних продольных связей, как растянутые элементы, проверяем по прочности:
где: b0 = 0,85 – коэффициент, учитывающий ослабления сечения болтовыми отверстиями;
Ry·m = 265,5 МПа;
А, м2 – площадь поперечного сечения элемента связей.
Для раскоса H2-H’1:
Проверка не выполняется, подбираем новое сечение для раскоса:
Состав сечения:
2L100x100x10, 2A = 38,4 см2, I = 358 см4.
Аналогичное сечение примем и для 2ого раскоса.
Проверка выполняется.
Для раскоса H2-H’3:
Проверка выполняется.
Количество болтов, необходимое для прикрепления продольной связи к узлу, определяется по формуле (4.60):
где N – расчетное усилие в элементе;
ns – количество плоскостей болтоконтактов, ns = 1;
m = 0,9 – коэффициент условий работы;
Qbh – расчетное усилие одного болтоконтакта, определяется по формуле (3.58).
При числе болтов 5 < n < 19: Qbh = 99,05 кН (γbh = 1,2).
Таблица 5.3 – Определение потребного числа болтов прикрепления продольных связей
С целью наибольшей индустриализации изготовления элементов и простоты монтажа их примем окончательно сечение всех связей – 2L100х100х10, а число болтов в прикреплении верхних связей восемь, нижних – восемь.
Рассчитываемое металлическое пролетное строение с расчетным пролетом 110м состоит из проезжей части и двух главных ферм, верхних и нижних продольных связей.
Проезжая часть расположена понизу пролетного строения и состоит из продольных и поперечных балок со связями и мостового полотна. Сечение продольных и поперечных балок состоит из двух горизонтальных и вертикального листов, объединенных автоматической сваркой с катетом kf шва 5 и 6 мм.
Геометрические размеры
Продольные балки проезжей части объединяются продольными связями, которые представлены равнополочными уголками сечением 100x100x10, по верхним и нижним поясам. Поперечные связи (уголок 100x100x10) прикрепляются к ребрам жесткости через фасонные листы.
Для обеспечения плотного примыкания концов ребер жесткости к поясным листам балок, ставятся переходные подкладки толщиной 16 мм, которые соединяются с ребрами жесткой сваркой.