Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Ноября 2011 в 12:08, реферат
Историческая литература предоставляет нам два взгляда на начало нашей истории. Первый изложен членом русской Академии наук Шлецером на немецком языке. Издан в начале прошлого века. Взгляда Шлецера придерживались Карамзин, Погодин, Соловьев. По Шлецеру, до половины IXX века, т.е. до прихода варягов, на обширном пространстве восточноевропейской равнины, от Новгорода до Киева по Днепру, направо и налево все было дико и пусто. Люди здесь жили без какого – либо правления. Это были бедные, разбросанные друг от друга дикари, славяне и финны. Начатки гражданственности занесены варягами из Скандинавии около половины IXX века, поэтому историю по Шлецеру нужно начинать с этого момента.
Введение
Историческая литература предоставляет нам два взгляда на начало нашей истории. Первый изложен членом русской Академии наук Шлецером на немецком языке. Издан в начале прошлого века. Взгляда Шлецера придерживались Карамзин, Погодин, Соловьев. По Шлецеру, до половины IXX века, т.е. до прихода варягов, на обширном пространстве восточноевропейской равнины, от Новгорода до Киева по Днепру, направо и налево все было дико и пусто. Люди здесь жили без какого – либо правления. Это были бедные, разбросанные друг от друга дикари, славяне и финны. Начатки гражданственности занесены варягами из Скандинавии около половины IXX века, поэтому историю по Шлецеру нужно начинать с этого момента.
Несколько позднее начал распространяться другой взгляд на нашу историю. Наиболее полно он описан в сочинениях профессора Беляева и г. Забелина. Их мнение основано на том, что восточные славяне искони обитали на русской равнине, поселившись на ней за несколько веков до н. э. Славяне прошли долгий и сложный исторический процесс от первобытных мелких родовых союзов до целых племен, среди которых возникали. Из среды этих городов поднимались главные. Вместе они составляли племенные политические союзы полян, древлян северян и другие. И, наконец, главные города около эпохи призвания князей начали объединяться в один общерусский союз. Есть некоторые сложности в этой теории, т.к. этот сложный исторический процесс развивается вне времени и исторических условий. В нашей истории есть некоторые известия и предания о восточных славянах.
Расселение славян с
Дуная
Повесть
временных лет застает
Висла, прозвавшись ляхами, другие пришли на Днепр и прозвались полянами, а поселившиеся в лесах – древлянами и т.д. волохи, - это, по мнению исследователей, римляне. Когда император Троян разрушил царство Даков, славяне присутствовали в составе
Дакийского царства, часть славян двинулась во II веке по Р.Х. северо – восток от римского нашествия. В это время славянство было разрозненно, не имело общей цели и какого-либо союза.
Царство Германариха
В III веке по Р.Х. на территорию нашей страны вторглись из Европы с Балтийского моря готы. В IV веке Германарих, вождь готов, из обитателей нашей страны образовал обширное царство – первое государство в пределах нынешней России. Среди них можно распознать эстов, мерю, мордву – будущих соседей восточных славян.
Иорнанд о венетах
Историк готов Иорнанд
С иранского наречия анты означало «жители окраин», жившие по отношению к иранским племенам в юго-восточной части России.
Именно в V-VI веках н.э. среди славян произошел настоящий демографический взрыв, т.е. быстрое и громадное увеличение славянского населения и распространение на больших пространствах. Они совершали своеобразные перелеты с одной местности на другую. Благодаря гуннам, которые, с одной стороны, принесли вред, смерчем пронесшись по южной части славянского мира, с другой, пользу, расчистив для них территорию от других переселенцев, был освобожден путь передвижения.
Славяне в те времена занимали
Карпатский край, откуда и разошлись в
разные стороны. С конца V века и в продолжение
всего 6 века славяне совершали набеги
на Восточную империю, переходя за Дунай
в то время, как германские племена громили
Западную. Иорнанд замечает, что славяне
ничтожны как ратники, сильны только численностью,
«ныне по грехам нашим свирепствуют всюду».
Следствием такого усиленного вторжения,
начало которого относят еще к III веку,
было постепенное заселение Балканского
полуострова славянами. Поэтому карпатские
склоны долго оставались промежуточной
стоянкой на пути к Днепру.
Военный союз.
Продолжительный вооруженный натиск карпатских славян на Византийскую империю смыкал их в военные союзы. В пределы Восточной империи карпатские славяне вторгались не целыми племенами, а вооруженными ватагами (дружинами), выделявшимися из разных племен, формируются речные и морские флотилии, на которых быстро передвигаются по рекам и морям на большие расстояния. Они постоянно переходят Дунай, захватывают византийские города беря в плен жителей и требуя выкуп. Против напора антов византийские императоры построили ряд крепостей по Дунаю. Не в силах сдержать славянское нашествие, власти Византии откупаются богатыми дарами – золотом, дорогими тканями, драгоценными сосудами, предоставляют им некоторые пограничные территории, берут славянских вождей на службу.
Вот одно из свидетельств греческих историков о славянах: племена славян любят свободу, не выносят рабства. Они особенно храбры и мужественны в своей стране и способны ко всяким трудам и лишениям. Они легко переносят жар и холод, и наготу тела, и всевозможные неудобства, и недостатки. Очень ласковы к чужеземцам». А вот и другое: «Они превосходные войны (Что противоречит замечанию Иорнанда), потому что военное дело становится у них суровой наукой во всех мелочах. Высшее счастье в их глазах – погибнуть в битве. Они вообще красивы и рослы: волосы их отливают в русый цвет». А о военной тактике говориться: «величайшее их искусство состоит в том, что они умеют прятаться в реках и под водою. Часто, застигнутые неприятелем, они лежат на дне очень долго и дышат с помощью длинных тросниковых трубок». В Повести временных лет находятся лишь следы военного союза славян. Составитель Повести с особым сочувствием относится к племенам полян, отличая «их кроткий и тихий обычай» от зверинских нравов всех других восточно славянских племен. Повесть умалчивает о готах Германариха, гуннах, разрушивших его царство, рассказывает об основании Киева, а также повествует о новой волне кочевников. В середине 6 века авары, тюрская многочисленная орда, продвинулись в Восточную Европу, вели войны с Византией и осели на дунайских долинах, склонах Карпатских гор. Их привлекали мягкий климат и богатые пастбища. Удару подверглись южные области восточных славян. Летописец с горечью писал, что авары «примучивали» славян:
«Те же обры (овары) воевали со славянами и покорили дулебов, тоже славян, и притесняли женщин дулебских: собираясь ехать, обрин не давал запрягать ни коня, ни вола, а приказывал заложить в телегу трех, четырех, пять женщин, и они везли его».
В течение VI-VIIвека славяне вели с аварами постоянные войны, а также заключали мирные договоры. Однажды вероломно был убит один из славянских вождей Мезамир, желая заключить один из таких мирных договоров.
Интересен тот факт, что не
описано, что от обров
Из всего выше сказанного можно выделить
появление большого военного союза в 6
веке под предводительством дулебов.
Борьба с Византией сомкнула славянство
в нечто целое. Во времена Игоря еще
помнили об этой первой попытке сплотиться,
о которой нам поведал арабский географ.
Сто лет спустя, во времена Ярослава, сохранился
лишь поэтический отрывок об этом историческом
событии.
Расселение по русской
равнине.
В VII веке со склонов Карпат восточные славяне постепенно расселялись по равнине. В Повести этот факт оставил некоторые следы. Кроме того, византийские писатели VI-VII века наблюдают у задунайских славян необычное движение.
Император Маврикий (582-602), довольно долго боровшийся со славянами, пишет, что славяне, подобно разбойникам, всегда готовы подняться с места, они разбросаны по лесам и рекам. Прокопий чуть раньше замечает, что славяне обитают по одиночке и имеют плохие жилища, постоянно переселяются. Летописи византийцев повествуют о вторжении славян во второй четверти VII века и резком их прекращении, также пропадают всякие вести о задунайских славянах; а появляются в IX веке, когда начинаются нападения на Византию со стороны моря под новым именем Руси.
Славянские
набеги прекратились
В нашей Повести умалчивается
о пятивековой карпатской
Наша летопись не помнит о приходе днепровских славян с Карпат, но рассказывает об одном из последних моментов расселения. Когда два брата из ляхов, Радим и Вятко со своим родством осели на Соже (Радим) и на Оке (Вятко), то от них пошли племена радимичей и вятичей. Они обосновались за Днепром, т.к. не нашли себе места на правом берегу реки. Вятичи оказались крайним племенем среди славян – это прямое указание, что эти два семейства заселились последними.
Временные рамки и выводы.
Примерно ко II веку н.э. народные передвижения прибили славян к среднему и нижнему Дунаю. До этого времени они терялись в пестром населении Дакийского царства и только ко II веку начали выделяться из сарматской массы.
От волохов, римлян Траяна, тяжко было славянам, и они переместились на Карпаты (II-VII века), а затем и на Днепр. Нападения и притеснения славян аварами дали толчок к дальнейшему передвижению карпатских славян, двинув их на опустелые места.
Седьмой век был временем, когда в связи с аварским нашествием возник ряд славянских государств: Чешское, Болгарское, Хорватское. В тот же век на местах господствования готов, сдвинутыми гуннами, стали расселяться восточные славяне, а на местах обитания бургунов и вандалов – ляхи.
Обособление славян и
Родовой быт славян.
Информация о работе Происхождение и расселение, быт и верования восточных славян Vl и Vll веков