Анализ деятельности таможенных органов Сибирского таможенного управления по борьбе с незаконным перемещением наркотических средств и пс

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Марта 2012 в 08:13, дипломная работа

Описание

Анализ обстановки в Российской Федерации, связанной с незаконным перемещением наркотических средств и психотропных веществ через таможенную границу, показывает, что, продолжая оставаться своеобразным «мостом» по переброске наркотических средств и психотропных веществ между Азией и странами европейского континента и Америки, Россия сама стала активным потребителем наркотических средств и психотропных веществ, что представляет серьезную угрозу здоровью нации, экономике страны, правопорядку и безопасности государства.

Содержание

Введение………………………………………………………………………...4
Глава 1. Уголовно-правовая характеристика незаконного перемещения наркотических средств и психотропных веществ через таможенную границу Российской Федерации………………………………………………….….9
1.1. Характеристика наркотических средств и психотропных веществ, незаконно перемещаемых через таможенную границу Российской Федерации…………………………………………………………………………….…9
1.2. Объективные и субъективные признаки незаконного перемещения наркотических средств и психотропных веществ…………………………..18
1.3. Способы незаконного перемещения наркотических средств и психотропных веществ через таможенную границу Российской Федерации…...23
Глава 2. Анализ деятельности таможенных органов Сибирского таможенного управления по борьбе с незаконным перемещением наркотических средств и психотропных веществ……………………………………………39
2.1. Состояние и динамика незаконного перемещения наркотических средств и психотропных веществ……………………………………………39
2.2. Факторы, способствующие незаконному перемещению наркотических средств и психотропных веществ через таможенную границу Российской Федерации, находящуюся под контролем Сибирского таможенного управления……………………………………………………………………...……43
2.3. Противодействие незаконному перемещению наркотических средств и психотропных веществ таможенными органами Сибирского таможенного управления ……………………………………………………………………50
Заключение……………………………………………………………………69
Список использованных источников………………………

Работа состоит из  1 файл

Диплом (исправления № 3) Сашины (1).doc

— 505.00 Кб (Скачать документ)

В Хасанской таможне возбуждено уголовное дело по ч. 2 ст.188 Уголовного кодекса России по факту незаконного перемещения через таможенную границу России психотропных веществ с сокрытием от таможенного контроля, сопряженного с недекларированием.

В пункте пропуска МАПП «Краскино» в ходе таможенного оформления и контроля пассажиров рейсового автобуса, прибывших из Китая, должностными лицами Хасанского таможенного поста у гражданки КНР при личном досмотре были обнаружены и изъяты таблетки иностранного производства в полимерной упаковке.

Гражданка Китая не заявила таможенному органу в письменной форме и не сообщила в устном опросе о наличии у нее лекарственных препаратов – таблетки были спрятаны под подкладкой куртки, надетой на китаянку.

Согласно заключению эксперта, обнаруженные таблетки общим весом 16,65 гр., содержат в своем составе психотропное вещество фенобарбитал, запрещенный к ввозу на территорию Российской Федерации в соответствии с действующим законодательством.[34]

Таким образом, как показывает практика, способами незаконного перемещения наркотических средств и психотропных веществ через таможенную границу Российской Федерации, является железнодорожный, автомобильный и авиационный транспорт.[35]

Для сокрытия наркотических средств и психотропных веществ наркоперевозчиками наиболее активно используются тайники и технологические полости в транспортных средствах, а также ручная кладь и личные вещи.[36] В последнее время наркоперевозчики часто используют внутриполостной способ сокрытия наркотических средств.

Для Российской Федерации, имеющей огромную протяженность государственной границы, в числе потенциальных угроз государству остается незаконное перемещение наркотических средств и психотропных веществ через таможенную границу, а также рост масштабов злоупотребления ими.

Наркотическими средствами признаются вещества, оказывающие стимулирующее, возбуждающее, угнетающее, галлюциногенное воздействие на центральную нервную систему человека, под психотропными веществами понимаются природные или синтетические вещества, оказывающие стимулирующее или депрессивное воздействие на центральную нервную систему человека, включенные в Список наркотических средств, утвержденный Постановлением Правительства Российской Федерации.

Объектом незаконного перемещения наркотических средств и психотропных веществ через таможенную границу Российской Федерации выступает здоровье населения, общественный порядок, общественная безопасность, финансовая система государства, его экономическая безопасность. Предметом данного преступления являются наркотические средства и психотропные вещества. Преступление имеет формальный состав и считается оконченным с момента выполнения действий, составляющих объективную сторону состава преступления. Субъективная сторона преступления, выраженного в незаконном перемещении наркотических средств и психотропных веществ через таможенную границу Российской Федерации характеризуется виной в форме прямого умысла. Субъектом рассматриваемого преступления может быть признано лишь физическое вменяемое лицо, достигшее 16-летнего возраста.

Способами незаконного перемещения наркотических средств и психотропных веществ через таможенную границу Российской Федерации, является железнодорожный, автомобильный и авиационный транспорт.

В случае использования транспортных средств сокрытие от таможенного контроля наркотических средств и психотропных веществ осуществляется в их полых конструкциях, а также в специально изготовленных тайниках, монтируемых в узлах и агрегатах. Наркоперевозчиками для сокрытия наркотических средств и психотропных веществ также используются ручная кладь и личные вещи.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ГЛАВА 2. АНАЛИЗ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ТАМОЖЕННЫХ ОРГАНОВ СИБИРСКОГО ТАМОЖЕННОГО УПРАВЛЕНИЯ ПО БОРЬБЕ С НЕЗАКОННЫМ ПЕРЕМЕЩЕНИЕМ НАРКОТИЧЕСКИХ СРЕДСТВ И ПСИХОТРОПНЫХ ВЕЩЕСТВ

 

2.1. Состояние и динамика незаконного перемещения

наркотических средств и психотропных веществ

 

На протяжении последних лет наркоситуация в Сибирском федеральном округе остается одной из самых напряженных в России. Более 79 тыс. официально зарегистрированных наркоманов (или 22 %) проживают в Сибирском федеральном округе, и это при том, что численность населения Сибирского федерального округа составляет всего 13 % от населения страны. Уровень наркотизации населения в Сибири в 1,5 раза превышает среднероссийский.

Кемеровская, Иркутская и Новосибирская области, по официальной статистике Министерства здравоохранения и социального развития России, возглавляют «черный» список регионов России, где отмечаются показатели наркотизации, превышающие 0,5 % общей численности населения! Уровень подростковой наркомании в Округе почти в 4 раза превышает среднероссийский.

Борьба с незаконным перемещением наркотических средств и психотропных веществ через таможенную границу Российской Федерации в Сибирском федеральном округе является одной из важных функций Сибирского таможенного управления.

Регион деятельности Сибирского таможенного управления составляет 30% процентов от общей территории Российской Федерации, включает в себя территории 12 субъектов Российской Федерации, входящих в состав Сибирского федерального округа, – Республика Алтай, Республика Хакасия, Алтайский край, Забайкальский край, Красноярский край, Кемеровская область, Новосибирская область, Омская область, Томская область, Республика Бурятия, Республика Тыва, Иркутская область.

Таможенная служба Сибирского региона – аппарат управления, 13 таможен , 2 оперативные таможни, 75 таможенных постов, 68 пунктов пропуска (44 автомобильных; 10 железнодорожных; 11 воздушных; 1 речной, 2 морских).

В регионе деятельности Сибирского таможенного управления существуют две специализированные таможни – Сибирская оперативная (СОТ) в г. Новосибирске и Восточно-Сибирская оперативная в г. Иркутске (ВСОТ) таможни.

Сибирская оперативная таможня курирует правоохранительный блок 8 таможен Западно-Сибирского региона (Алтайская, Горно-Алтайская, Кемеровская, Красноярская, Новосибирская, Омская, Томская, Хакасская таможни).[37]

Восточно-Сибирская оперативная таможня осуществляет организацию, методическое обеспечение и контроль деятельности правоохранительных подразделений Забайкальской, Иркутской, Бурятской, Читинской, Тывинской таможен.[38]

В каждой из них есть отделы по борьбе с контрабандой наркотиков, которые проводят оперативно-розыскные мероприятия по раскрытию и предупреждению незаконного перемещения наркотических средств и психотропных веществ, курируя правоохранительные подразделения в таможнях в Западно-Сибирском и Восточно-Сибирском регионах соответственно.

Лидерами среди таможен Сибирского таможенного управления в борьбе с незаконным перемещением наркотических средств и психотропных веществ через таможенную границу Российской Федерации являются Алтайская и Омская таможни. Такая статистика связана с непосредственной близостью Алтайского края и Омской области с Республикой Казахстан. Анализ показывает, что основные задержания наркотических средств приходятся именно на российско-казахстанский участок границы.

В настоящее время на данном направлении отмечается тенденция активных попыток незаконного перемещения наркотических средств и психотропных веществ азиатского происхождения, ввозимых в Россию с территории Казахстана, Таджикистана, Киргизии и Узбекистана.

Подразделения по борьбе с контрабандой наркотиков таможен Сибирского таможенного управления в 2006 г. осуществили 139 фактов задержаний наркотических средств и психотропных веществ, по которым было возбуждено 73 уголовных дела по ст. 188 Уголовного кодекса Российской Федерации (контрабанда). Изъято почти 30 т. (29 876 кг.) наркотических средств и психотропных веществ. Из них свыше 192 кг. героина, 21 кг. опия, около 27 кг. марихуаны, 29,5 кг психотропных веществ (тарен, амфепрамон, оксибутират натрия, амфетамин, кетамин).[39]

В 2007 г. таможни Сибирского таможенного управления провели 84 факта задержания наркотических средств и психотропных веществ общим весом – более 130 кг, из них: более 90 кг. героина, более 15 кг. марихуаны, более 5 кг. гашишного масла.[40]

В 2008 г. подразделения по борьбе с контрабандой наркотиков таможен Сибирского таможенного управления осуществили 100 фактов задержания наркотических средств и психотропных веществ, при этом при незаконном перемещении через таможенную границу Российской Федерации изъято наркотических средств, психотропных веществ общим весом 126,5 кг, в том числе: героина – 74,5 кг., марихуаны – 5,37 кг., гашиша (гашишного масла) – 30,7 кг., а также около 7 кг. психотропных веществ (тарен, амфепрамон, оксибутират натрия, амфетамин, кетамин, катин, катинон).[41]

В 2009 г. подразделениями по борьбе с контрабандой наркотиков таможен Сибирского региона в результате проведенных оперативно-розыскных мероприятий (в том числе совместно с другими правоохранительными органами) проведено 98 задержаний наркотических средств и психотропных веществ, изъято при незаконном перемещении через таможенную границу наркотических средств, психотропных веществ общим весом более 672 кг. (это больше, чем в 2008 году в 5,3 раза), в том числе: героина – 50,3 кг., марихуаны – 252,5 кг., опия – 226,2 кг., а также 134,5 кг. психотропных веществ (тарен, амфепрамон, оксибутират натрия, амфетамин, кетамин, катин, катинон).[42]

Сотрудниками отделов по борьбе с контрабандой наркотиков таможенных органов Сибирского таможенного управления в 2010 г. проведено 185 фактов задержаний наркотических средств, психотропных веществ.

При этом вес изъятых наркотических средств, психотропных веществ составил более 183 кг., в том числе марихуана – 59 кг., героин – 53 кг., гашиш – 16 кг.; психотропные вещества – 46 кг. (тарен, амфепрамон, оксибутират натрия, амфетамин, кетамин, катин, катинон).[43]

Таким образом, показатели задержаний таможенными органами Сибирского таможенного управления наркотических средств и психотропных веществ в 2006 – 2010 гг. не остаются неизменными, о чем свидетельствует постоянно меняющийся показатель количества пресеченных попыток незаконного перемещения наркотических средств и психотропных веществ.[44]

В видовой структуре наркотических средств, изъятых при их незаконном перемещении через таможенную границу Российской Федерации таможенными органами Сибирского таможенного управления, по-прежнему главенствуют высокоактивные наркотические средства, такие как героин, опий и кокаин.

При этом основная масса героина, задержанного при его незаконном перемещении через таможенную границу Российской Федерации, поступает на территорию России из стран Центральной Азии по так называемому «северному маршруту», отправной точкой которого является Афганистан.

Основной героиновый трафик, достигая российско-казахстанской границы, разветвляется в широкую сеть потоков, направленных к крупным городам и густонаселенным промышленно развитым регионам России, а также к границам со странами Европы.

 

2.2. Факторы, способствующие незаконному перемещению наркотических средств и психотропных веществ через таможенную границу Российской Федерации, находящуюся под контролем Сибирского таможенного управления

 

Государственная граница Российской Федерации продолжает находиться в прицеле международного наркобизнеса, при этом главной мишенью их преступных притязаний являются люди, независимо от возраста и социального положения, а также региона проживания.

Под контролем Сибирского таможенного управления находится более трети всей российско-казахстанской границы (2697,9 км.), около 3484,9 км. российско-монгольской, 1586,1 км. российско-китайской границы.

Общая протяженность таможенной границы в Сибирском федеральном округе составляет почти 12 000 км. Протяженность сухопутной границы со странами дальнего зарубежья составляет 59 %, со странами СНГ – 28 % от общей протяженности сухопутной границы РФ (наибольший показатель среди всех региональных таможенных управлений ФТС России).

В наибольшей степени увеличение количества случаев незаконного перемещения наркотических средств и психотропных веществ через таможенную границу Российской Федерации, находящуюся под контролем Сибирского таможенного управления, инициируют следующие факторы:

1) Наличие огромного, не до конца освоенного рынка сбыта наркотических средств и психотропных веществ на территории России, в том числе в Сибирском федеральном округе, а также использованием ее как страны-транзита.

2) Значительная материальная выгода от продажи наркотических средств и психотропных веществ.

Сегодня незаконное перемещение наркотических средств и психотропных веществ в Сибирском федеральном округе в основном движимо стремлением людей, ее совершающих, незаконно ввезти, вывезти или перевезти через страну наркотические средства и психотропные вещества с исключительной целью получения имущественной выгоды.

3) Наличие протяженных участков границы, находящихся в недостаточном инженерно-техническом оснащении, значительная удаленность отдельных пунктов пропуска от линии государственной границы являются серьезным препятствием для эффективного выявления каналов незаконного перемещения наркотических средств и психотропных веществ через таможенную границу Российской Федерации в интенсивном потоке международных грузопассажирских перевозок.[45]

Распад СССР повлек за собой коренное изменение конфигурации и обустроенности государственной границы. С одной стороны, в результате возникновения так называемого «ближнего зарубежья» целый ряд российских регионов приобрел статус приграничных территорий, столкнувшись с совокупностью разноплановых и весьма болезненных проблем. С другой – федеральный центр получил 15 тыс. км. юридически неоформленной, неоснащенной, слабо контролируемой границы, оставаясь при этом обремененным кризисными явлениями и процессами постперестроечной эпохи.

Информация о работе Анализ деятельности таможенных органов Сибирского таможенного управления по борьбе с незаконным перемещением наркотических средств и пс