Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Марта 2012 в 08:13, дипломная работа
Анализ обстановки в Российской Федерации, связанной с незаконным перемещением наркотических средств и психотропных веществ через таможенную границу, показывает, что, продолжая оставаться своеобразным «мостом» по переброске наркотических средств и психотропных веществ между Азией и странами европейского континента и Америки, Россия сама стала активным потребителем наркотических средств и психотропных веществ, что представляет серьезную угрозу здоровью нации, экономике страны, правопорядку и безопасности государства.
Введение………………………………………………………………………...4
Глава 1. Уголовно-правовая характеристика незаконного перемещения наркотических средств и психотропных веществ через таможенную границу Российской Федерации………………………………………………….….9
1.1. Характеристика наркотических средств и психотропных веществ, незаконно перемещаемых через таможенную границу Российской Федерации…………………………………………………………………………….…9
1.2. Объективные и субъективные признаки незаконного перемещения наркотических средств и психотропных веществ…………………………..18
1.3. Способы незаконного перемещения наркотических средств и психотропных веществ через таможенную границу Российской Федерации…...23
Глава 2. Анализ деятельности таможенных органов Сибирского таможенного управления по борьбе с незаконным перемещением наркотических средств и психотропных веществ……………………………………………39
2.1. Состояние и динамика незаконного перемещения наркотических средств и психотропных веществ……………………………………………39
2.2. Факторы, способствующие незаконному перемещению наркотических средств и психотропных веществ через таможенную границу Российской Федерации, находящуюся под контролем Сибирского таможенного управления……………………………………………………………………...……43
2.3. Противодействие незаконному перемещению наркотических средств и психотропных веществ таможенными органами Сибирского таможенного управления ……………………………………………………………………50
Заключение……………………………………………………………………69
Список использованных источников………………………
- обеспечение участия кинологов в оперативно-розыскных мероприятиях;
- организация межведомственных, межрегиональных соревнований кинологов.[49]
В Читинской таможне кинологическое отделение образовано 01 января 2008 г. С 15 апреля 2009 г. кинологическое отделение реорганизовано в кинологический отдел Читинской таможни.
Кинологический отдел является специализированным структурным подразделением и осуществляет борьбу с контрабандой, нелегальным перемещением наркотических средств и психотропных веществ, оружия, боеприпасов, взрывчатых веществ и других видов контрабанды с применением служебных собак.
В кинологическом отделе Читинской таможни для обнаружения наркотических средств и психотропных веществ применяются 11 служебно-поисковых собак.
Применение служебных собак осуществляется при следующих формах таможенного контроля:
1) таможенное наблюдение;
2) таможенный осмотр товаров и транспортных средств;
3) таможенный осмотр багажа физических лиц;
4) таможенный осмотр международных почтовых отправлений;
5) таможенный досмотр товаров и транспортных средств;
6) таможенный досмотр багажа физических лиц;
7) таможенный досмотр международных почтовых отправлений;
8) осмотр помещений и территорий для целей таможенного контроля.
Применение служебных собак осуществляется при проведении следующих оперативно-розыскных мероприятий:
1) исследование предметов и документов;
2) обследование помещений, зданий, сооружений, участков местности и транспортных средств;
3) контроль почтовых отправлений;
4) контролируемая поставка;
5) оперативный эксперимент;
6) проверочная закупка.
За время работы кинологического отдела Читинской таможни в Кинологическом центре Центральной таможни г. Москвы прошли обучение 2 специалиста-кинолога со служебными собаками. Получен сертификат по поиску и обнаружению наркотических средств и психотропных веществ на служебных собак по кличке Дилайла Ульяновна для Теренсон Росс и Джек. На базе учебного центра Главного управления федеральной службы исполнения наказаний России по Иркутской области (ГУФСИН)прошли обучение 4 специалиста-кинолога со служебными собаками.
Должностные лица кинологического отдела Читинской таможни со служебными собаками привлекаются к оперативно-розыскным мероприятиям (ОРМ) совместно с правоохранительными органами Забайкальского края по поиску и обнаружению наркотических средств и психотропных веществ.
Специалисты-кинологи со служебными собаками за 9 месяцев 2010 г. были привлечены к таможенному контролю 82 раза, досмотрено 4514 единицы багажа, 46596 единиц грузов, находящихся на складе временного хранения (СВХ) и грузовом дворе.
При проведении таможенного контроля за 9 месяцев 2010 года было 4 результативных применения служебных собак:
1) 24 февраля 2010 г. собака по кличке Джек обнаружила 329 единиц наркотических средств;
2) 04 марта 2010 г. служебная собака по кличке Офелия Аус Гладберг обнаружила 18 единиц наркотических средств;
3) 05 мая 2010 г. собаки Дилайла Ульяновна для Терренсон Росс и Джек обнаружили 40 капсул наркотического средства – эфедрин;
4) 09 июня 2010 г. собака по кличке Джек отыскал 196 единиц наркотических средств.
Всего за 2010 г. проведено 20 ОРМ совместно с Управлением Федеральной службы Российской Федерации по контролю за оборотом наркотиков по Забайкальскому краю (УФСКН), из них 2 обнаружения:
1) 09 июля 2010 г. на посту дорожно-патрульной службы Управления государственной инспекции безопасности дорожного движения Управления внутренних дел по Забайкальскому краю (ДПС Управления ГИБДД УВД по Забайкальскому краю) при осмотре транспортного средства обнаружено 0,403 г. гашишного масла;
2). 03 августа 2010 г. на посту ДПС обнаружено 20,395 г. вещества растительного происхождения – гашишное масло.
По фактам обнаружения наркотического средства возбуждены уголовные дела.
Проведено 15 ОРМ по заявкам оперативно-розыскного отдела (ОРО) и отделом по борьбе с контрабандой наркотиков (ОБКН), 4 раза из которых инициаторами выступали сотрудники УФСКН по Забайкальскому краю по поиску и обнаружению наркотических средств в помещении (воинские части, склады временного хранения товаров, общежития, почтовые отправления, посты ДПС).
Выделяют следующие основные методы обнаружения наркотических средств и психотропных веществ, выработанных практикой правоохранительных органов.
1) Анализ и использование информации, полученной от компетентных органов иностранных государств и России.
В данном случае международное сотрудничество позволяет значительно сократить временные рамки от получения первичной информации до непосредственного перекрытия канала поставки наркотических средств и психотропных веществ, поскольку в большинстве случаев дает возможность получить конкретную информацию об организаторах незаконного перемещения наркотических средств и психотропных веществ через таможенную границу Российской Федерации, а также сроках и способах пересечения границы.
С целью дальнейшего развития таможенного сотрудничества и обеспечения координирующей роли Российской Федерации на таможенном пространстве СНГ правоохранительный блок Федеральной таможенной службы России активизировал взаимодействие со своими коллегами в таможенных службах СНГ, как в рамках двустороннего межведомственного сотрудничества, так и по линии многостороннего взаимодействия, предусматривающего интенсификацию работы в рамках созданного в 2008 г. Комитета глав правоохранительных подразделений таможенных служб СНГ, а также Евразийского экономического сообщества (ЕврАзЭс), Таможенного союза, Регионального узла связи по правоохранительной работе Всемирной торговой организации по странам СНГ «RILO - Москва»
В Сибирском федеральном округе по сравнению с другими территориями самая протяженная государственная граница. Государственные рубежи с Китаем, Казахстаном и Монголией значительны – свыше11 тыс. 932 км сухопутной границы.
Сибирское таможенное управление активно развивает международное сотрудничество с зарубежными коллегами, т.к. это имеет огромное значение для решения различных задач в области внешнеэкономической деятельности России, защиты её экономической безопасности, борьбы с незаконным перемещением наркотических средств и психотропных веществ.
В 2010 г. должностные лица Сибирского таможенного управления и подчиненных таможен приняли участие в 53 международных мероприятиях.
На этих встречах поднимались вопросы обмена информацией, обсуждались проблемы приграничного сотрудничества. Предметно рассматривались вопросы пропускной способности пунктов пропуска на сопредельных территориях, их технической оснащенности и повышения эффективности функционирования, развития приграничной инфраструктуры.
2) Наблюдение при осуществлении таможенного досмотра.
Таможенное наблюдение – гласное, целенаправленное, систематическое или разовое, непосредственное или опосредованное визуальное наблюдение, в том числе с применением технических средств, должностными лицами таможенных органов за перевозкой товаров, в том числе транспортных средств, находящихся под таможенным контролем, совершением с ними грузовых и иных операций.[50]
3) Наружное наблюдение за пассажиропотоком.
Выявление перевозчиков наркотических средств и психотропных веществ может быть произведено, прежде всего, с помощью визуального наблюдения за пассажиропотоком.
Наблюдение за пассажирами обычно начинается с того момента, когда они выходят из транспортного средства, проходят паспортный контроль и переходят в багажную зону. Когда дело доходит до беседы с пассажиром, сотруднику таможенного органа важно с самого начала так ставить вопросы, чтобы они помогли, с одной стороны, получить необходимые сведения, а с другой – выявить состояние внутреннего напряжения, нервозности, излишнего возбуждения или заторможенности, которые характерны для человека, реагирующего на опасную ситуацию.
Параллельно с опросом сотрудник таможенного органа должен фиксировать невербальные сигналы – жестикуляцию, мимику, другие проявления эмоционального состояния, что в совокупности позволяет выделить потенциального наркокурьера из потока добропорядочных граждан.
Перед сотрудниками таможни стоит трудная задача – селективным образом определить и выделить пассажиров и коммерческие грузы, представляющие опасность провоза наркотических средств и психотропных веществ, не нарушая при этом нормального хода пересечения границы. Поэтому сотрудникам таможенных органов также необходимо все время совершенствоваться в разработке и применении системы наблюдения для развития в себе навыков избирательности, требуемых в служебной практике.
4) Контролируемая поставка товаров.
На основе международных договоров Российской Федерации или по договоренности с таможенными или иными органами иностранных государств таможенные органы России проводят такое оперативно-розыскное мероприятие, как контролируемая поставка. Оно проводится в целях пресечения международного незаконного оборота товаров, перемещения наркотических средств или психотропных веществ через таможенную границу Российской Федерации, а также выявления лиц, участвующих в таком незаконном перемещении.
Контролируемая поставка – это ввоз в Российскую Федерацию, вывоз из Российской Федерации или транзит через ее территорию под негласным контролем товаров, а также включенных в незаконное перемещение наркотических средств или психотропных веществ. Она может использоваться в отношении других предметов, являющихся орудием или средством совершения преступления, либо предметов, добытых преступным путем, либо предметов, противоправные деяния с которыми являются контрабандой.
Суть данного мероприятия состоит в передаче оперативными работниками или под их контролем другими гражданами каких-либо предметов, денег, валюты, ценностей лицам, заподозренным в совершении преступлений, в целях их разоблачения.
В случае принятия решения об осуществлении контролируемой поставки, если страной назначения товаров, наркотических средств или психотропных веществ является иностранное государство, уголовное дело в Российской Федерации не возбуждается, а о принятом решении начальник таможенного органа немедленно уведомляет прокурора в установленном порядке.
Цель контролируемой поставки – выявление, предупреждение, пресечение, раскрытие преступлений и лиц, их подготавливающих, совершивших, а также добывание информации о событиях или действиях, создающих угрозу государственной, военной, экономической или экологической безопасности.
Задачами контролируемой поставки являются:
- установление каналов поступления запрещенных к обороту веществ и предметов;
- установление отправителей и получателей;
- установление лиц, совершивших или совершающих преступление;
- обеспечение доказательств преступной деятельности.
Классификация контролируемых поставок может проводиться по различным основаниям.
В зависимости от способа наблюдения контролируемые поставки подразделяются на проводимые: путем наблюдения за грузовыми перевозками и путем слежения за почтовыми отправлениями.
В зависимости от избранной тактики выделяют обычные (когда обнаруженные предметы не изымаются до завершения операции) и «чистые» (когда происходит частичная или полная замена обнаруженных предметов на муляж) контролируемые поставки.
Также контролируемые поставки подразделяются на внешние (осуществляются на территории нескольких государств), внутренние (проводятся только на территории России) и транзитные.
Контролируемые поставки делятся также на сопровождаемые и несопровождаемые.
В практике деятельности таможенных органов России контролируемая поставка обычно осуществляется в рамках тактической операции, то есть совокупности организационных, следственных и оперативно-розыскных мероприятий, объединенных единым замыслом и направленных на достижение единой цели.
В 2010 г. таможенными органами Российской Федерации проведено 47 оперативно-розыскных мероприятий и международных операций по методу «контролируемая поставка».
Так, в сентябре 2010 г. сотрудниками Министерства внутренних дел России, Управления внутренних дел Омской области и Министерства внутренних дел Республики Казахстан успешно проведена международная операция «Контролируемая поставка» в отношении крупной партии наркотического средства – марихуана, незаконно перемещенного в Россию с использованием легкового автотранспорта. Основанием для проведения операции явилась информация, поступившая из Министерства внутренних дел России.
В ходе реализации операции, на участке автодороги вблизи с. Белосток Одесского района Омской области сотрудниками Омской таможни и Управления внутренних дел Омской области задержан и досмотрен автомобиль марки ГАЗ-3110. В ходе досмотра автомобиля в багажном отделении обнаружен и изъят полиэтиленовый пакет с марихуаной массой 9494,8 г., принадлежавший пассажиру автомобиля (гражданину России). В ходе личного досмотра задержанного, в нижнем белье, обнаружен еще один пакет с наркотическим средством – героин массой 4, 98 г.
5) Применение технических средств.
В соответствии с ч. 1 ст. 107 Таможенного кодекса Таможенного союза в целях сокращения времени проведения таможенного контроля и повышения его эффективности таможенными органами могут использоваться технические средства таможенного контроля, перечень и порядок применения которых устанавливаются законодательством государств-членов таможенного союза.
Указанные технические средства должны быть безопасны для жизни и здоровья человека, животных и растений и не должны причинять вред лицам, товарам и транспортным средствам.[51]
Технические средства таможенного контроля (ТСТК) – это комплекс специальных видов приборов и инструментов, применяемых таможенными органами в процессе документального и фактического таможенного контроля объектов, перемещаемых через таможенную границу, с целью проверки подлинности и достоверности декларирующих их документов, установления соответствия содержимого контролируемых объектов представленным на них сведениям, а также выявления в этих объектах предметов таможенных правонарушений.