Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Февраля 2012 в 12:13, курсовая работа
Целью курсовой работы явилось освящение правовой базы, регулирующей вопросы, связанные с одним из основных направлений деятельности таможенных органов Российской Федерации – борьбе с незаконным перемещением товаров и транспортных средств через таможенную границу России, проанализировать недостатки в деятельности таможенных органов, которые приводят к прекращению судами дел об административных правонарушениях в области таможенного дела.
Введение ……………………………………………………………………… 3
Глава 1. Краткая историческая справка о таможенной службе
и ее борьбе с контрабандой това-ров………………………………………… 6
Глава 2. Порядок производства по делам об административных
правонарушениях в области таможенного дела…………………………... 14
2.1 . Возбуждение дела об административном правонарушении ..……… 14
2.2. Порядок проведения административного расследования …….…….. 27
2.3. Порядок организации запросов по делам об административных
правонарушениях в таможенные службы иностранных
государств ……………………………………………………………...47
3.4. Рассмотрение дела об административном правонарушении ..……...50
3.5. Порядок передачи дел об административных правонарушениях
для рассмотрения в таможенный орган по месту совершения
административного правонарушения ……………………………… 59
3.6. Порядок передачи дел об административных правонарушениях
для рассмотрения в таможенный орган по месту жительства лица,
в отношение которого ведется производство по делу
об административном правонарушении ……………………………..... 62
3.7. Порядок регистрации дел об административных правонарушениях .. 63
4. Глава 3. Анализ судебной практики по делам об административных
правонарушениях, возбужденных таможенными органами……...………. 66
5. Глава 4.Заключние ..…………………………………………………………. 84
6. Список использованной литературы………………………………..…….89
7. Приложения ………………………………………………………………. 99
18
СОДЕРЖАНИЕ:
Введение ……………………………………………………………………… 3
Глава 1. Краткая историческая справка о таможенной службе
и ее борьбе с контрабандой товаров………………………………………… 6
Глава 2. Порядок производства по делам об административных
правонарушениях в области таможенного дела…………………………... 14
2.1 . Возбуждение дела об административном правонарушении ..……… 14
2.2. Порядок проведения административного расследования …….…….. 27
2.3. Порядок организации запросов по делам об административных
правонарушениях в таможенные службы иностранных
государств ……………………………………………………………...47
3.4. Рассмотрение дела об административном правонарушении ..……...50
3.5. Порядок передачи дел об административных правонарушениях
для рассмотрения в таможенный орган по месту совершения
административного правонарушения ……………………………… 59
3.6. Порядок передачи дел об административных правонарушениях
для рассмотрения в таможенный орган по месту жительства лица,
в отношение которого ведется производство по делу
об административном правонарушении ……………………………..... 62
3.7. Порядок регистрации дел об административных правонарушениях .. 63
4. Глава 3. Анализ судебной практики по делам об административных
правонарушениях, возбужденных таможенными органами……...………. 66
5. Глава 4.Заключние ..…………………………………………………………. 84
6. Список использованной литературы………………………………..…….89
7. Приложения ………………………………………………………………. 99
ВВЕДЕНИЕ
Важнейшая роль в деле обеспечения экономических интересов Российской Федерации принадлежит Федеральной таможенной службе - одному из базовых институтов экономики.
Участвуя в государственном регулировании внешнеторговой деятельности и осуществляя фискальную функцию, таможенная служба регулярно пополняет государственный бюджет и тем самым способствует подъему экономики страны и повышению благосостояния населения.
В соответствии с пунктом ж) статьи 71 Конституции Российской Федерации таможенное регулирование находится в ведении Российской Федерации.[1]
Пунктом 1 “Положения о Федеральной таможенной службе”, утвержденного Постановление Правительства Российской Федерации от 21.08.2004 № 429 “О Федеральной таможенной службе” закреплено, что “Федеральная таможенная служба является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим в соответствии с законодательством Российской Федерации функции по контролю и надзору в области таможенного дела, а также функции агента валютного контроля и специальные функции по борьбе с контрабандой, иными преступлениями и административными правонарушениями.”[2]
В связи с введением в действие с 1 января 2004 года нового Таможенного кодекса Российской Федерации (далее – ТК РФ), и введением в действие с 1 июля 2002 года Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях[3] (далее – КоАП РФ) вопросы возбуждения, производства и рассмотрения дел об административных правонарушениях в области таможенного дела до сих пор является актуальными.
“Таможенное дело представляет собой совокупность методов и средств обеспечения соблюдения мер таможенно-тарифного регулирования и запретов и ограничений, установленных в соответствии с законодательством Российской Федерации о государственном регулировании внешнеторговой деятельности, связанных с перемещением товаров и транспортных средств через таможенную границу.”[4]
Целью курсовой работы явилось освящение правовой базы, регулирующей вопросы, связанные с одним из основных направлений деятельности таможенных органов Российской Федерации – борьбе с незаконным перемещением товаров и транспортных средств через таможенную границу России, проанализировать недостатки в деятельности таможенных органов, которые приводят к прекращению судами дел об административных правонарушениях в области таможенного дела.
Задачей данной курсовой работы является изучение порядка производства по делам об административных правонарушениях, раскрытие особенностей порядков возбуждения, производства и рассмотрения дел об административных правонарушениях таможенными органами Российской Федерации, изучение судебной практики, связанной с делами об административных правонарушениях в области таможенного дела.
В связи с большим количеством видов административных правонарушений в области таможенного дела, попадающих под действие статей 16.1-16.23 КоАП РФ, в курсовой работе рассмотрены вопросы возбуждения, производства и рассмотрения дел об административных правонарушениях, попадающих только под действие пункта 3 статьи 16.1 КоАП РФ.
В первой главе своей работы я привожу небольшую историческую справку о становлении таможенной службы России, создании и работы органов борьбы с контрабандой товаров и другими правонарушениями на границе от времен Российской Империи до наших дней, а также провожу краткий анализ условий и причин способствующих совершению данных правонарушений.
Во второй главе я рассмотрел порядки возбуждения, производства и рассмотрения дел об административных правонарушениях, применяемых таможенными органами в отношении административных правонарушений, попадающих под действие пункта 3 статьи 16.1 КоАП РФ.
В конце курсовой работы я привел перечень нормативных правовых актов законодательства Российской Федерации, приказов, распоряжений и писем Федеральной таможенной службы Российской Федерации (далее – ФТС России), а также литературы, использованной мною при написании данной работы.
Глава 1. Краткая историческая справка о таможенной службе России и ее борьбе с контрабандой товаров
История российской таможни начинается с конца X века, с первых упоминаний о торговых пошлинах, которыми были обложены в древнерусском государстве предметы потребления на пути их следования от производителя к потребителю. Самая древняя из них - Мыт или Мыто, упоминаемая в Русской правде Ярослава Мудрого (XI век). Она взималась с купцов, проезжающих с товаром по сухопутным и водным путям сообщения. Происходил сбор пошлины на заставах "мытниками" или "мытчиками". Сборщики мыта - предшественники таможенников, а заставы - таможен.
В середине XIII века монголо-татары вводят свою пошлину - тамгу. Тамга, в переводе с тюркского языка, означает знак собственности, клеймо или печать. Поначалу тамга бралась, когда при продаже требовалось приложение клейма (печати) князи или наместника. Постепенно тамга превратилась в одну из наиболее доходных пошлин, взимаемых со стоимости товара. Со временем название ее перешло на все сборы, получившие наименование таможенных, и на место их сбора, таможню.
В середине XVII века в царствование Алексея Михайловича были приняты Торговый устав (25 октября 1653 года), Уставная таможенная грамота (1654 год) и Новоторговый устав (1667 год). Эти документы стали началом реформ в российской таможенной системе, в то время самой запутанной и архаичной.
В XVII веке таможнями управляли таможенный головы и их помощники-целовальники, называемые так потому, что при вступлении в должность они целовали крест и приносили присягу служить верно. Помимо целовальников процедуру таможенного оформления помогали осуществлять работавшие по найму дьяки и подьячие, в обязанности которых входило записывать в таможенные книги данные о товарах и их обложении. Таможенные головы выбирались из первостатейных купцов и служили бесплатно.
Целовальников выбирали из торгового посадского населения. Как голове, так и целовальникам, строго запрещалось производить какие-либо торговые операции. За превышение сумм сборов головы получали награду, а если доходы таможни по вине управляющих уменьшались по сравнению с прошлыми годами, с головы и целовальников взыскивали недочет. В случае важных злоупотреблений головы подвергались и более строгому наказанию - битью кнутом, а то и "смертной казнью без всякой пощады".
Как свидетельствуют исторические источники, контрабанда - явление давнее. О нем встречаются упоминания в древнегреческих и римских источниках. В середине века слово kontrabandos служило для обозначения товаров, запрещенных и подлежащих конфискации. «Несовершенство таможенного управления, подкупность чиновников, неопределенность ставок тарифов, масса исключений... все это привело к массовой контрабанде»[5].
В России контрабанда появилась еще в начале XVII века. Однако контрабанда в XVI -XVII веках в Московском государстве носила случайный характер. Поэтому не было нужды охранять границу от проникновения контрабандистов.
В начале XVIII века в связи с развитием промышленности и внешней торговли России с Западом и принятием в 1724 году таможенного тарифа контрабанда приобретает массовый характер. Под контрабандой понимали не только пронос или провоз товаров через границу мимо таможни, но и товары, не указанные в предъявленных в таможню документах.
Следует заметить, что большое количество контрабанды проходило мимо таможен. Для этого использовались также различные ухищрения. Например, чтобы узнать размещение пограничных нарядов, высылались «ложные» контрабандисты. С этой целью направляли не только людей под видом заблудившихся, пьяных и т.п., но и натренированных собак, которые бежали впереди переходящих границу.
Применяя различные хитрости и уловки, контрабандисты наводняли рынки своими товарами и подрывали этим самым экономику страны.
“Меры, принимаемые по борьбе с контрабандой в первой и во второй половине XIX века, не привели к желательным результатам. Контрабанда росла. Всего же за период с 1846-го по 1855 год зафиксировано 27 010 случаев задержания контрабанды. Ширилась и сеть пособников контрабандистам.”[6]
Наряду с привлечением сил и средств для борьбы с контрабандистами, правительство России уделяло важное внимание оперативной работе для выяснения лиц, участвующих в переправе товаров через границу в приграничных районах страны и в сопредельных государствах. Списки контрабандистов были изданы типографским способом, размножены и направлялись во все таможенные округа и регулярно обновлялись.
Социальные корни контрабанды состояли в слабой экономике России.
В новых рыночных условиях, когда российская экономика стала “открытой”, а государственные границы “прозрачными” или во многих местах “размытыми”, гораздо более сложной и масштабной, чем раньше, стала проблема экономической безопасности Российской Федерации. В ее обеспечении зоной ответственности таможенной службы является сфера внешнеэкономической деятельности государства.
25 октября 1991 года Указом Президента РСФСР образован Государственный таможенный комитет России (далее ГТК России). С этого дня ведется отсчет времени создания новой таможенной службы России, призванной обеспечить экономическую безопасность России в новых рыночных условиях.
В 1993 году принят Таможенный кодекс Российской Федерации (предыдущая редакция).
В 2003 году указом Президента Российской Федерации принят новый Таможенный Кодекс Российской Федерации, который был введен в действие с 1 января 2004 года.
Указом Президента Российской Федерации от 09.03.2004 № 314 “О системе и структуре федеральных органов исполнительной власти” Государственный таможенный комитет были преобразован в Федеральную таможенную службу.[7]
В соответствии с пунктом 1 Положения о Федеральной таможенной службе, утвержденного Постановление Правительства Российской Федерации от 21.08.2004 № 429 “О Федеральной таможенной службе” “Федеральная таможенная служба является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим в соответствии с законодательством Российской Федерации функции по контролю и надзору в области таможенного дела, а также функции агента валютного контроля и специальные функции по борьбе с контрабандой, иными преступлениями и административными правонарушениями”[8].
Согласно пункта 5.12 вышеуказанного Положения Федеральная таможенная служба (далее ФТС) “осуществляет производство по делам об административных правонарушениях и рассмотрение таких дел в соответствии с законодательством Российской Федерации об административных правонарушениях.”
В соответствии с пунктом 7 статьи 408 Таможенного кодекса Российской Федерации (далее - ТК РФ) за таможенными органами закреплено право “осуществлять производство по делам об административных правонарушениях и привлекать лиц к ответственности за совершение административных правонарушений в соответствии с законодательством Российской Федерации об административных правонарушениях.”
Производство по делам об административных правонарушениях в области таможенного дела и их рассмотрение – система процессуальных действий, установленных Федеральным Законом Российской Федерации от 30.12.2001 № 195-ФЗ “Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях”.
В статье 24.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее – КоАП РФ) говорится о том, что “Задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, обеспечение исполнения вынесенного постановления, а также выявление причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений.”[9]
С этой целью в ФТС России создана вертикальная структура, состоящая из Управления таможенных расследований и дознания ФТС России, Оперативных таможен в составе Региональных таможенных управлений, Отделов административных расследований таможен и Отделов административных расследований таможенных постов.
Информация о работе Краткая историческая справка о таможенной службе