Нормы таможенного права

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Июня 2012 в 07:44, курсовая работа

Описание

Целью работы является анализ нормативно-правовых актов как источников права, особенностей их применения.
Задачи курсовой работы:
Исследовать правовые основы таможенного дела в России;
Рассмотреть понятие и признаки нормативно-правовых актов в таможенном деле, а также их классификацию;
Изучить правила издания нормативно-правовых актов Российского таможенного права;
Проанализировать особенности применения нормативно-правовых актов в области таможенного законодательства, а так же возможности их совершенствования.

Работа состоит из  1 файл

курсовая доработанная.docx

— 61.77 Кб (Скачать документ)

Введение

     В процессе перемещения товаров через  таможенную границу возникают многообразные  общественные отношения при реализации политической, международной, экономической, хозяйственной деятельности. Это  требует соответствующей организации  взаимодействия участников таких отношений. В противном случае могут возникнуть конфликты из-за несовпадений интересов  сторон. Указанные отношения находят свое выражение через правовые отношения.

     В таможенных правоотношениях имеется  немало особенного, специфического, обусловленного сложностью и неоднородностью таможенного  дела как предмета таможенного регулирования. Они регулируются нормами таможенного  права. Таможенно-правовые нормы содержатся в различных нормативно-правовых актах.

     Нормативно-правовой акт в таможенном деле — это  официальный документ, являющийся носителем  информации о нормах таможенного  права. Как правовой акт, он обладает юридической силой и обязателен для всех лиц, которым адресован. Это акт правотворчества, результат  деятельности компетентных государственных  органов, а потому акт властный.

     Объектом  исследования являются общественные отношения, возникающие между таможенными  органами с различными субъектами.

     Предметом исследования являются нормативные-правовые акты. Это позволяет охарактеризовать таможенное дело, таможенную политику, раскрыть правовые основы деятельности органов таможни в РФ.

     Целью работы является анализ нормативно-правовых актов как источников права, особенностей их применения.

     Задачи  курсовой работы:

  1. Исследовать правовые основы таможенного дела в России;
  2. Рассмотреть понятие и признаки нормативно-правовых актов в таможенном деле, а также их классификацию;
  3. Изучить правила издания нормативно-правовых актов Российского таможенного права;
  4. Проанализировать особенности применения нормативно-правовых актов в области таможенного законодательства, а так же возможности их совершенствования.
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Глава 1. Нормы таможенного права

    1. Нормы таможенного права, понятие и особенности

         Вопрос о нормах таможенного права также исследован недостаточно. В связи с этим целесообразно будет воспроизвести, прежде всего, общее определение правовой нормы.

         В общем виде правовая норма — это юридическое правило, санкционированное и закрепленное в соответствующих актах государства — в Конституции, федеральных законах, указах Президента, постановлениях Правительства Российской Федерации, актах министерств, государственных комитетов и других государственных органов. В административно-правовой литературе норма административного права определяется следующим образом.

      Сущность и социальное назначение любой правовой отрасли раскрываются при анализе правовых норм, составляющих содержание этой отрасли. 
       Норму права любой правовой отрасли всегда характеризуют несколько присущих ей признаков: 
1) норма права — это всегда первичная клетка любой правовой отрасли; 
2) норма права - это правило, которое всегда либо установлено, либо санкционировано  государством; 
3) это правило всегда носит общий характер, оно не персонифицировано и рассчитано  на многократное применение; 
4) нарушение этого правила влечет за собой юридическую ответственность; 
5) норма любой отрасли права всегда несет на себе отпечаток общественных отношений,  составляющих предмет этой отрасли. 
      Подобные признаки в полной мере присущи и таможенно-правовым нормам и поэтому понятие «таможенно-правовая норма» можно сформулировать как установленное или санкционированное государством правило поведения, целью которого является регулирование общественных отношений в сфере таможенного дела, и неисполнение либо нарушение которого влечет за собой ответственность, установленную и обеспечиваемую государством. 
      Любая правовая норма отличается единством, целостностью и неделимостью. Для нее характерна особая структура, т. е. специфическая компоновка содержания, связь и соотношение ее элементов. 
       Норма таможенного права – это устанавливаемое государством правило поведения регулирующая общественные отношения в сфере таможенного дела.

        Административно-правовую норму можно определить в качестве устанавливаемого государством правила поведения, целью которого является регулирование общественных отношений, возникающих, изменяющихся и прекращающихся (по мере необходимости) в сфере функционирования механизма исполнительной власти или (в широком смысле) государственного управления.                                                                                               

       Норма административного права выражает сущность регулируемого ею общественного отношения, является кирпичиком конкретного административно-правового нормативного акта.

       Такой подход к характеристике административно-правовой нормы открывает путь к разномерной и многоплановой характеристике таможенно-правовой нормы.

       Норма таможенного права представляет собой правило поведения участников таможенно-правовых отношений, которое регулирует их поведение, указывая на необходимые условия, вызывающие возникновение правового отношения, определяя субъектный состав, устанавливая права и обязанности, а также санкции за ненадлежащее исполнение такого правила. Признаком таможенно-правовых норм, как и всех правовых норм, является их охрана возможностью принуждения со стороны государства.

        Рассмотрим теперь особенности таможенно-правовой нормы. Поскольку таможенно-правовые нормы регулируют отношения в весьма сложной, комплексной и неоднородной по структуре сфере, они обладают определенной спецификой. Прежде всего, это могут быть материальные таможенно-правовые нормы и процессуальные таможенно-правовые нормы.

    Но главная особенность таможенно-правовых норм иная; данными нормами устанавливаются юридически обязательные правила, которые действуют в соответствующих "блоках", определенных частях структуры таможенного дела. В самом общем виде таможенно-правовые нормы регулируют отношения в области перемещения товаров и транспортных средств; таможенных режимов; таможенных платежей; таможенного оформления; таможенного контроля; таможенной статистики и др. Таким образом, таможенно-правовая норма — это юридически обязательное правило, установленное и санкционированное государством в соответствующих правовых актах, которое регулирует определенный "блок" (либо его часть) в сфере таможенного дела и неисполнение (нарушение) которого влечет за собой ответственность, установленную и обеспечиваемую государством.

           Источники таможенного права  можно расположить в следующей  последовательности:

  1. Международно-правовые договоры и иные соглашения по таможенному делу, участниками которых является Российская Федерация. В интересах развития и укрепления международной экономической интеграции Российская Федерация создает с другими государствами таможенные союзы, зоны свободной торговли, заключает соглашения по таможенным вопросам в соответствии с нормами международного права. По юридической силе ратифицированные Россией международные договоры по таможенному делу стоят выше ее внутренних законов: если международным договором установлены иные правила, чем предусмотрены законом, то применяются правила международного договора.
  2. Конституция РФ, нормы которой являются нормами прямого действия и закрепляют исходные начала и основные принципы таможенного дела в Российской Федерации.
  3. Федеральные законы (в том числе и законы сводного характера — кодексы), нормы которых рассчитаны на длительный период действия и так или иначе регулируют общественные отношения в сфере таможенного дела.
  4. Подзаконные нормативно-правовые акты по вопросам таможенного дела, издаваемые Президентом РФ, Правительством РФ, а также совместные акты ФТС РФ с другими министерствами и ведомствами.

     Значительная  часть нормативно-правовых актов  развивает, дополняет и конкретизирует положения Конституции, федеральных  законов Российской Федерации, касающихся таможенного дела.

     В нормативных правовых актах таможенных органов содержатся нормы, регулирующие однотипные связи путем установления определенных правил должного поведения  в сфере таможенного дела и  управления им (перемещение товаров  и транспортных средств; таможенные процедуры; таможенные платежи; таможенное оформление; таможенный контроль; таможенная статистика и др.).

     Нормативные акты рассчитаны, как правило, на длительное применение и не имеют персонифицированного адресата. Они имеют подзаконный  характер, т.е.должны основываться на Конституции  и таможенных законах, соответствовать  им. Это свидетельствует о вторичности  такого рода нормотворчества, но отнюдь не умаляет его авторитета и практического  значения.

     Главная особенность нормативно-правовых актов  в таможенном деле заключается в  том, что они устанавливают юридически обязательные правила, которые действуют  в определенных частях структуры  таможенного дела.

    1. Классификация, структура и признаки норм таможенного права

      Классификация норм таможенного  права:

  1. По характеру правила поведения участников таможенных отношений.
  • Материальные – определяют содержание прав и обязанностей различных лиц участвующих в таможенных правоотношениях, т.е. отвечают на вопрос «что делать» или «нет».

      В ст. 15 ТКТС установлены права таможенного представителя

1. При  совершении таможенных операций  таможенный представитель обладает  теми же правами, что и лицо, которое уполномочивает его представлять  свои интересы во взаимоотношениях  с таможенными органами.

2. При  осуществлении своей деятельности  таможенный представитель вправе:

1) требовать  от представляемого лица документы  и сведения, необходимые для таможенных  целей, в том числе содержащие  информацию, составляющую коммерческую, банковскую и иную охраняемую  законом тайну, либо другую  конфиденциальную информацию, и  получать такие документы и  сведения в сроки, обеспечивающие  соблюдение установленных настоящим  Кодексом требований;

2) иметь  доступ в порядке, установленном  законодательством государств-членов  таможенного союза, к информационным  системам таможенных органов,  используемым ими для автоматизированной  обработки информации, электронной  передачи данных, необходимых для  таможенных целей.

3. Законодательством  государств-членов таможенного союза  может быть предусмотрено право  таможенного представителя ограничить  сферу своей деятельности совершением  таможенных операций в отношении  отдельных видов товаров в  соответствии с единой Товарной  номенклатурой внешнеэкономической  деятельности либо в отношении  товаров, перемещаемых через таможенную границу определенными видами транспорта, а также совершением отдельных таможенных операций или регионом деятельности в рамках региона деятельности одного (нескольких) таможенного органа (таможенных органов) государства-члена таможенного союза.

       В ст. 16 ТКТС установлены обязанности таможенного представителя

1. Обязанности  таможенного представителя при  совершении таможенных операций  обусловлены требованиями и условиями,  установленными таможенным законодательством  таможенного союза.

В обязанности  таможенного представителя не входит совершение таможенных операций, связанных  с соблюдением требований и условий  заявленных таможенных процедур, а  также иных обязанностей, которые  в соответствии с таможенным законодательством  таможенного союза возлагаются  только на представляемых ими лиц.

2. Полученная  от представляемых лиц информация, составляющая государственную, коммерческую, банковскую и иную охраняемую  законом тайну (секреты), либо  другая конфиденциальная информация  не должна разглашаться или  использоваться таможенным представителем  и его работниками для собственных  целей, передаваться иным лицам,  за исключением случаев, предусмотренных  законодательством государств-членов  таможенного союза. 

3. Таможенный  представитель обязан представлять  в таможенные органы отчетность  в порядке, установленном законодательством  государств-членов таможенного союза.

4. Обязанности  таможенного представителя перед  таможенными органами не могут  быть ограничены договором с  представляемым лицом.

Информация о работе Нормы таможенного права