Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Марта 2012 в 15:56, дипломная работа
Переход экономики страны на условия рыночных отношений, ликвидация последствий монополии государства во внешнеэкономической деятельности, выделение таможенных органов в самостоятельную государственную структуру и ряд других факторов привели к тому, что таможенные органы приобрели часть функций и полномочий других министерств и ведомств: экономических, статистических, природоохранных и других. Однако основными функциями таможенных органов остаются: пополнение доходной части государственного бюджета за счет взимания таможенных платежей (фискальная функция) и борьба с преступлениями и иными правонарушениями в сфере таможенного дела (правоохранительная функция).
ВВЕДЕНИЕ
1 ТАМОЖЕННЫЕ ОРГАНЫ КАК СУБЪКТ ПРАВОХРАНИТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
1.1 Правоохранительная деятельность и система органов ее осуществляющих в Республике Беларусь
1.2 Правоохранительная сущность таможенных органов
1.3 Роль таможенных органов в обеспечении экономической безопасности страны
2 ФОРМЫ ПРАВООХРАНИТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ТАМОЖЕННЫХ ОРГАНОВ
2.1 Административно-правовая форма деятельности
2.2 Уголовно-правовая форма деятельности
2.3 Оперативно-розыскная форма деятельности
3 СРАВНИТЕЛЬНЫЙ АНАЛИЗ РЕЗУЛЬТАТОВ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПРАВООХРАНИТЕЛЬНОГО БЛОКА ТАМОЖЕННЫХ ОРГАНОВ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ В 2006-2009 ГГ.
4 РАЗРАБОТКА ИНФОРМАЦИОННОЙ СИСТЕМЫ ПО УЧЕТУ КОНТРАБАНДНЫХ ТОВАРОВ
4.1 Инфологическое проектирование базы данных
4.2 Реализация базы данных в MC ACCESS
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
ПРИЛОЖЕНИЯ
Из таблицы 1 очевидно, что вклад таможенников в пополнение доходной части бюджета весьма значителен. Каждый четвертый рубль, из поступивших в доходную часть бюджета Республики Беларусь, получен в результате деятельности таможенных органов. На эти средства в полном объеме можно профинансировать следующие расходы: образование, здравоохранение, транспорт и связь, охрана окружающей среды, правоохранительная деятельность и обеспечение безопасности.
Причем от правоохранительной деятельности таможенников в бюджет поступило порядка 1 % от суммы, перечисленной таможенными органами в целом. Это говорит о том, что все же экономические функции таможенных органов преобладают над правоохранительными. Это также связано с тем, что определенную долю результатов правоохранительной деятельности невозможно перевести в деньги. Например, конфискация ядерных материалов, задержание продукции несоответствующего качества. В общем, все то, что в дальнейшем не будет реализовано через сеть магазинов.
Выше была рассмотрена структура правоохранительного блока таможенных органов. Так как в основном “правоохранители” осуществляет производство по делам об АТП и контрабанде, то основными показателями деятельности правоохранительного блока являются:
количество рассмотренных уголовных и административных дел;
количество возбужденных уголовных и административных дел;
стоимость изъятых предметов контрабанды;
сумма штрафов, наложенных уполномоченным должностным лицом таможни.
Данная информация содержится в статистических сведениях о заведенных таможенными органами Республики Беларусь делах о преступлениях и административных правонарушениях за определенный период.
При анализе динамике количества дел, заведенных таможенными органами, необходимо определить и изучить темпы роста и темпы прироста, который может быть исчислен по формуле:
Тр = Хн / Хо * 100 % , (1)
где Тр – темп роста анализируемого показателя;
Хн – анализируемый показатель в отчетном периоде;
Хо – анализируемый показатель в базисном периоде.
Тпр = Тр – 100 % , (2)
где Тпр – темп прироста анализируемого показателя;
Тр – темп роста анализируемого показателя, вычисленный по формуле 1.
На основании данных, полученных в Государственном таможенном комитете Республики Беларусь, была составлена сводная таблица, отражающая данную информацию за последние 4 года.
Таблица 2 – Сведения о заведенных делах
Показатели | 2006 | 2007 | 2008 | 2009 |
Всего дел об АП и преступлениях | 14269 | 15022 | 15706 | 18511 |
В том числе возбуждено уголовных дел | 36 | 62 | 59 | 61 |
Ст.228 УК | 29 | 29 | 27 | 46 |
Ст.231 УК | 7 | 33 | 31 | 15 |
Ст.229 УК | 0 | 0 | 1 | 0 |
По данным таблицы 2 построим диаграмму (рисунок 1), показывающую темпы роста количества дел заведенных таможенными органами Республики Беларусь за 2006-2009гг.
Рисунок 1 – Диаграмма динамики количества дел, заеденными таможенными органами за 2006 – 2009 годы
Применяя формулы 1 и 2, рассчитаем темпы роста и прироста количества заведенных дел таможенными органами с использованием возможностей MS Excel в таблице 3:
Таблица 3 – Динамика количества заведенных дел таможенными органами Республики Беларусь за 2006-2009гг.
Вид нарушения | %2007г./2006г. | %2008г./2007г. | %2009г./2008г. |
АТП | 105,11% | 104,59% | 117,91% |
Преступления | 172,22% | 95,16% | 103,39% |
Всего | 105,28% | 104,55% | 117,86% |
Как видно из данных выше, подавляющее количество дел в нашей республике составляют дела об административных таможенных правонарушениях. Уголовные дела составляют всего 0,3% от всех дел, причем это только контрабанда и уклонение от уплаты таможенных платежей. За 4 года было возбуждено только одно дело по иным статьям Уголовного кодекса.
Вместе с тем, следует отметить, что уголовные преступления характеризуются намного большей общественной опасностью, а значит и наносят несравнимо больший ущерб, чем административные таможенные правонарушения.
За период с 2001 года по 2009 год пресечено более 330 попыток контрабанды наркотиков и прекурсоров. Из незаконного оборота изъято более 265 кг наркотических средств и психотропных веществ, 75,6 кг прекурсоров.
За последние два года пресечено 27 попыток незаконного ввоза в Беларусь без разрешения на транзит химических веществ, отнесенных к категории опасных грузов. Задержано 33 тонны ртути, 30 тонн перекиси водорода, а также другие ядовитые и отравляющие вещества.
С 2001 года по 2009 год при попытках контрабандного перемещения наличных денежных средств через границу изъято в общей сложности валюты на сумму более 11 миллионов долларов США.
С 2001 года по 2009 год таможенными органами пресечено 63 попытки контрабанды оружия и взрывчатых веществ. Изъято 47 единиц огнестрельного оружия, 6663 патрона, 3,2 кг взрывчатых веществ.
За период с 2001 года по 2009 год изъято более 78 тысяч предметов, представляющих историческую и художественную ценность.
За период с 2001 года по 2009 год в связи с нарушениями таможенного законодательства из незаконного оборота изъято более 2 млн. литров спирта и различной алкогольной продукции, 275 млн. штук сигарет. Предотвращен ввоз 75 тонн спиртосодержащих жидкостей, содержащих в своем составе отравляющее вещество метанол.
В 2009 году, пожалуй, как никогда прежде, белорусские СМИ не испытывали недостатка в сообщениях о выявленных таможенниками фактах контрабанды [42].
К примеру, Ошмянской таможней была изъята партия одежды, стоимость которой, по предварительной оценке, составила 1 млн. долл. США. Ввозилась продукция в Беларусь под видом грибов. Также сотрудниками выявлен факт беспрецедентного правонарушения: в грузовом отсеке транспортного средства перевозился джип “Suzuki Grand Vitara” в полной комплектации.
Полоцкой таможней приостановлены две грузовые машины, на которых из Латвии в Беларусь перемещалась одежда стоимостью более 8 млрд. руб.
В ходе спецоперации сотрудники Минской центральной таможни изъяли крупную партию автозапчастей производства третьих стран, ввезенную в Беларусь без уплаты таможенных платежей на сумму более 480 млн. руб.
Сотрудниками таможенного поста “Берестовица” Гродненской региональной таможни пресечена попытка незаконного ввоза иностранной валюты. В различных потайных местах в кабине автомобиля было спрятано 28 тыс. долл. США.
Сотрудниками Минской региональной таможни в рамках совместной спецоперации с КГБ изъяты незаявленные в документах баулы с мехами и пушным сырьем, а также подвесные моторы импортного производства с запчастями на сумму более 1млрд. руб.
Как видим, на удивление разнообразным выдался и ассортимент контрабандных товаров. Приведенные цифры — результат напряженной работы всех без исключения таможен [43].
Пресечение каналов нелегальной поставки контрабандных товаров, их изъятие – очень важная, но естественно далеко не единственная функция правоохранительного блока таможни. Разумеется, есть и другие, не менее важные составляющие: профилактическая работа, создание условий благоприятствования для добросовестных участников ВЭД.
В настоящее время ГТК ведет работу по либерализации административной ответственности за совершение АТП. Предусматривается снижение административного взыскания в виде штрафа за формальные составы АТП и в виде предупреждения при незначительных нарушениях.
По словам заместителя Председателя ГТК по правоохранительным вопросам Василия Дементея, резервы повышения эффективности правоохранительной работы заключаются в совершенствовании организационной структуры (например, предстоящая реорганизация таможен Витебского региона), совершенствовании системы анализа и управления рисками, использовании инспекционно-досмотровых комплексов.
Также высокую результативность борьбы с АТП дает применение методов оперативно-розыскной деятельности. Таможенники стараются исключить из практики проведение широкомасштабных операций, отдавая предпочтение целенаправленной работе мобильных групп на основе оперативной информации. Только за несколько месяцев 2009г. такими группами выявлено 97 фактов нарушений таможенного законодательства, общая стоимость изъятых товаров составила около 25 млрд. руб.
Важная роль, особенно в борьбе с контрабандой наркотиков, отводиться кинологической службе. Планируется создание ее подразделений во всех таможнях. Ведь до настоящего времени не придумано ни одного технического устройства, более эффективного и совершенного, чем хорошо обученная для поиска наркотиков служебная собака.
Многообразие применяемых контрабандистами криминальных схем сегодня требует также консолидации усилий разных стран, тесного сотрудничества их таможенных органов. В конце 2008 года в рамках СНГ был создан Комитет глав правоохранительных подразделений таможенных служб государств-участников Содружества. Его работа значительно расширила диапазон борьбы с контрабандой на постсоветском пространстве.
Информация о работе Правоохранительная деятельность таможенных органов