Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Марта 2012 в 15:56, дипломная работа
Переход экономики страны на условия рыночных отношений, ликвидация последствий монополии государства во внешнеэкономической деятельности, выделение таможенных органов в самостоятельную государственную структуру и ряд других факторов привели к тому, что таможенные органы приобрели часть функций и полномочий других министерств и ведомств: экономических, статистических, природоохранных и других. Однако основными функциями таможенных органов остаются: пополнение доходной части государственного бюджета за счет взимания таможенных платежей (фискальная функция) и борьба с преступлениями и иными правонарушениями в сфере таможенного дела (правоохранительная функция).
ВВЕДЕНИЕ
1 ТАМОЖЕННЫЕ ОРГАНЫ КАК СУБЪКТ ПРАВОХРАНИТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
1.1 Правоохранительная деятельность и система органов ее осуществляющих в Республике Беларусь
1.2 Правоохранительная сущность таможенных органов
1.3 Роль таможенных органов в обеспечении экономической безопасности страны
2 ФОРМЫ ПРАВООХРАНИТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ТАМОЖЕННЫХ ОРГАНОВ
2.1 Административно-правовая форма деятельности
2.2 Уголовно-правовая форма деятельности
2.3 Оперативно-розыскная форма деятельности
3 СРАВНИТЕЛЬНЫЙ АНАЛИЗ РЕЗУЛЬТАТОВ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПРАВООХРАНИТЕЛЬНОГО БЛОКА ТАМОЖЕННЫХ ОРГАНОВ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ В 2006-2009 ГГ.
4 РАЗРАБОТКА ИНФОРМАЦИОННОЙ СИСТЕМЫ ПО УЧЕТУ КОНТРАБАНДНЫХ ТОВАРОВ
4.1 Инфологическое проектирование базы данных
4.2 Реализация базы данных в MC ACCESS
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
ПРИЛОЖЕНИЯ
Правовую основу оперативно-розыскной деятельности составляют: Конституция Республики Беларусь, закон «Об оперативно-розыскной деятельности», который является базовым документом в области оперативно-розыскной деятельности и определяет содержание оперативно-розыскной деятельности на территории Республики Беларусь, иные акты законодательства Республики Беларусь, а также международные договоры Республики Беларусь.
Таможенные органы, как иные органы, осуществляющие оперативно-розыскную деятельность, в пределах своей компетенции издают, по согласованию с Генеральным прокурором Республики Беларусь, нормативные акты, регламентирующие организацию и тактику проведения оперативно-розыскных мероприятий.
Правовое регулирование оперативно-розыскной деятельности носит, прежде всего, служебный характер. В нем, посредством правовых норм регулируются общественные отношения между государством (его представителями) и гражданином в связи с необходимостью защиты жизненно важных интересов личности, общества и государства от преступных посягательств.
Право осуществлять оперативно-розыскную деятельность на территории Республики Беларусь предоставляется оперативным подразделениям:
органов внутренних дел;
органов государственной безопасности;
органов пограничной службы;
Службы безопасности Президента Республики Беларусь оперативно-аналитического центра при Президенте Республики Беларусь;
органов финансовых расследований Комитета государственного контроля Республики Беларусь (Департамент финансовых расследований);
таможенных органов;
органов внешней разведки Министерства обороны Республики Беларусь [36].
Органы, осуществляющие оперативно-розыскную деятельность, решают задачи, определенные Законом «Об оперативно-розыскной деятельности», исключительно в пределах своей компетенции, установленной законодательными актами Республики Беларусь, во взаимодействии между собой.
Оперативная деятельность таможенных органов представляет собой совокупность действий, направленных на достижение целей путем решения основных задач (реализация основных функций), определяемых в нормативных правовых актах государства.
Оперативно-розыскная деятельность – это одно из государственно-правовых средств защиты жизни, здоровья, прав, свобод и законных интересов граждан, собственности, обеспечения безопасности общества и государства от преступных посягательств, осуществляется гласно и негласно оперативными подразделениями государственных органов уполномоченных на то Законом «Об оперативно-розыскной деятельности», в пределах их компетенции [37].
Основными целями оперативно-розыскной деятельности, как следует из определения, являются:
защита жизни, здоровья, прав, свобод и законных интересов граждан;
защита собственности;
обеспечение безопасности общества и государства от преступных посягательств.
Исходя из перечисленного очевидно, что оперативно-розыскная деятельность направлена на обеспечение социально значимых целей.
Статья 2 Конституции Республики Беларусь определяет, что человек, его права, свободы и гарантии их реализации являются высшей ценностью общества и государства. В связи с этим законодатель особо выделил интересы человека и гражданина (жизнь, здоровье, права и свободы) и поставил их на первое место в перечне объектов защиты. Государство возлагает на себя обязанность по защите жизни человека от любых противоправных посягательств и соблюдению его прав и свобод. Использование оперативно-розыскных методов и способов защиты личности от преступных посягательств направлено на реализацию конституционного положения о том, что каждый имеет право на жизнь (ст. 24 Конституции Республики Беларусь).
В Республике Беларусь всем предоставлены равные права на осуществление хозяйственной и иной деятельности, кроме запрещенной законом. Государство в лице правоохранительных органов, уполномоченных на осуществление оперативно-розыскной деятельности, является гарантом равной защиты и равных условий для развития как государственной, так и частной собственности [38].
Целью оперативно-розыскной деятельности также является обеспечение безопасности общества и государства от преступных посягательств. Принятая в июле 2001 года Концепция национальной безопасности Республики Беларусь определила понятие безопасности, а также выделила основные объекты безопасности, а именно: личность – ее права и свободы; общество – его материальные и духовные ценности; государство – его конституционный строй, суверенитет и территориальная целостность [20].
Закон «Об оперативно-розыскной деятельности» предусматривает возможность проведения оперативно-розыскной деятельности в двух формах – гласно и негласно. Это означает, что должностные лица государственных органов, уполномоченных на осуществление оперативно-розыскной деятельности, могут официально (гласно) представлять интересы конкретного государственного органа, не скрывая от посторонних своего имени, должностного положения и принадлежности к правоохранительным органам. С другой стороны, оперативный сотрудник или лицо, содействующее проведению оперативно-розыскной деятельности, могут осуществлять свои полномочия в негласной форме, т.е. с сокрытием от посторонних своей личности и ведомственной принадлежности [36].
Использование в борьбе с преступностью наряду с гласными – негласных оперативно-розыскных средств и методов является необходимой мерой, обусловленных с одной стороны разведывательно-поисковым характером оперативно-розыскной деятельности, а с другой – высокой степенью латентности и общественной опасности преступной деятельности для личности, общества и государства.
Основными субъектами, наделенными государством правом и полномочиями на осуществление оперативно-розыскной деятельности, являются оперативные подразделения.
Должностные лица оперативных подразделений имеют право использовать средства и методы оперативно-розыскной деятельности только в пределах предоставленных им прав и только в целях защиты охраняемых законом общественных отношений от преступных посягательств. Проведение оперативно-розыскных мероприятий с целью получения сведений о совершении иных, кроме преступных, противоправных деяниях, в частности, административных правонарушениях, признается незаконным [37].
Задачами оперативно-розыскной деятельности являются:
предупреждение, выявление, пресечение и раскрытие преступлений, а также выявление и установление лиц, их подготавливающих, совершающих или совершивших;
розыск лиц, скрывающихся от органов уголовного преследования и суда, уклоняющихся от уголовного наказания, а также без вести пропавших;
охрана государственных секретов;
добывание информации о событиях или действиях создающих угрозу национальной безопасности Республики Беларусь [36].
Важнейшими из перечисленных общих задач, с точки зрения эффективности борьбы с преступностью и недопущения наступления общественно-опасных последствий такой деятельности является предупреждение и выявление преступлений, а также выявление лиц их подготавливающих.
Оперативно-розыскная деятельность осуществляется на основе руководства общими и специальными принципами.
Общие принципы характеризуют оперативно-розыскную деятельность как государственно-правовой механизм без учета специфики оперативно-розыскной деятельности.
Специальные принципы присущи только оперативно-розыскной деятельности и отражают ее черты и особенности.
К общим принципам относятся: принцип законности и принцип соблюдения прав и свобод личности.
К специальным принципам относятся: принцип конспирации и сочетания гласных и негласных методов и средств.
Под принципами оперативно-розыскной деятельности понимаются руководящие идеи, основополагающие начала, выраженные в нормах законодательных актов, регулирующих общественные отношения в области оперативно-розыскной деятельности, и отражающие политические, экономические и социальные закономерности развития общества [38].
Принцип законности состоит в том, что должностные лица органов, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность, а также лица, содействующие ее проведению, обязаны точно исполнять требования Конституции и законов Республики Беларусь, иных подзаконных актов. Законность означает, что все субъекты, которым законом предоставлено право осуществлять оперативно-розыскную деятельность обязаны точно руководствоваться нормами права в процессе оперативно-розыскной деятельности, соблюдать основания и условия проведения оперативно-розыскных мероприятий, а также процедуру и порядок оформления их результатов в виде составления оперативно-служебных документов по утвержденной форме.
Законность оперативно-розыскной деятельности обеспечивается четкой регламентацией деятельности должностных лиц оперативных подразделений по линиям и направлениям деятельности, проведением ведомственного контроля и прокурорского надзора.
Принцип соблюдения прав и свобод личности в оперативно-розыскной деятельности проявляется, прежде всего, в целях такой деятельности. Защищая личность от преступных посягательств, эта деятельность призвана обеспечить условия для свободной и полной реализации ее прав и свобод.
Обладая высшей юридической силой, Конституция Республики Беларусь устанавливает принципы отношений и основные гарантии защиты прав и свобод граждан, к которым относятся [17]:
равенство граждан перед законом (ст. 22 Конституции);
свобода, неприкосновенность и достоинство личности (ст. 25 Конституции);
презумпция невиновности (ст. 26 Конституции);
обеспечение права неприкосновенности личной жизни, тайны корреспонденции, телефонных и иных сообщений (ст. 28 Конституции);
неприкосновенность жилища и иных законных владений граждан (ст. 29 Конституции) и другие.
Принцип конспирации предполагает обеспечение секретности (конфиденциальности) источников и способов получения информации.
Организация оперативно-розыскной деятельности на основе данного принципа обусловлена необходимостью предупреждения, выявления и пресечения подготавливаемых и совершаемых латентных преступлений.
Принцип конспирации, прежде всего, предусматривает сохранение в тайне направлений и объектов оперативно-розыскной работы, способов и методов работы оперативных подразделений по получению упреждающей информации, способствующей выявлению преступных намерений и лиц их вынашивающих, сведений о лицах, оказывающих содействие оперативным подразделениям, а также иных сведений составляющих государственную тайну.
Предварительный, поисковый характер оперативно-розыскной деятельности определяет границы ее гласности. Естественно, что гласность проявляется в осведомленности граждан:
о целях и задачах органов, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность;
о принципах их работы;
о законных пределах их вмешательства в сферу охраняемых правом общественных отношений и т.д.
Что же касается оперативно-розыскных мероприятий и их результатов, то они доступны для изучения далеко не всегда и не всем. Оперативные данные не подлежат огласке, поскольку не содержат в себе необходимых гарантий достоверности, а также в связи с соблюдением конфиденциальности, принципа конспирации и других условий, разных в каждом конкретном случае.
При осуществлении оперативно-розыскной деятельности оперативные подразделения таможенных органов имеют право проводить следующие оперативно-розыскные мероприятия:
опрос граждан;
наведение справок;
сбор образцов для сравнительного исследования;
проверочная закупка;
исследование предметов и документов;
отождествление личности;
обследование помещений, зданий, сооружений, участков местности и транспортных средств;
контролируемая поставка;
оперативный эксперимент [36].
Оперативно-розыскные мероприятия являются составным структурным элементом оперативно-розыскной деятельности, состоящим из системы взаимосвязанных действий, направленных на решение конкретных тактических задач.
Данные мероприятия носят разведывательно-поисковый характер и направлены на получение информации о:
лицах, замышляющих, подготавливающих и совершающих преступления;
наличии следов противоправной деятельности;
местонахождении лиц, скрывающихся от органов следствия и суда, а также без вести пропавших;
иной информации, необходимой для предотвращения, пресечения и раскрытия преступлений.
Таким образом, оперативно-розыскные мероприятия – это конкретная форма осуществления оперативно-розыскной деятельности уполномоченными лицами на основании и в порядке, предусмотренном законодательством Республики Беларусь, в целях установления оперативно-розыскных данных, входящих в предмет исследования по конкретному делу оперативного учета или первичным материалам, проводимое в интересах борьбы с преступностью, защиты прав граждан, общества и государства [35].
Информация о работе Правоохранительная деятельность таможенных органов