Правоохранительная деятельность таможенных органов

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Марта 2012 в 15:56, дипломная работа

Описание

Переход экономики страны на условия рыночных отношений, ликвидация последствий монополии государства во внешнеэкономической деятельности, выделение таможенных органов в самостоятельную государственную структуру и ряд других факторов привели к тому, что таможенные органы приобрели часть функций и полномочий других министерств и ведомств: экономических, статистических, природоохранных и других. Однако основными функциями таможенных органов остаются: пополнение доходной части государственного бюджета за счет взимания таможенных платежей (фискальная функция) и борьба с преступлениями и иными правонарушениями в сфере таможенного дела (правоохранительная функция).

Содержание

ВВЕДЕНИЕ
1 ТАМОЖЕННЫЕ ОРГАНЫ КАК СУБЪКТ ПРАВОХРАНИТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
1.1 Правоохранительная деятельность и система органов ее осуществляющих в Республике Беларусь
1.2 Правоохранительная сущность таможенных органов
1.3 Роль таможенных органов в обеспечении экономической безопасности страны
2 ФОРМЫ ПРАВООХРАНИТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ТАМОЖЕННЫХ ОРГАНОВ
2.1 Административно-правовая форма деятельности
2.2 Уголовно-правовая форма деятельности
2.3 Оперативно-розыскная форма деятельности
3 СРАВНИТЕЛЬНЫЙ АНАЛИЗ РЕЗУЛЬТАТОВ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПРАВООХРАНИТЕЛЬНОГО БЛОКА ТАМОЖЕННЫХ ОРГАНОВ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ В 2006-2009 ГГ.
4 РАЗРАБОТКА ИНФОРМАЦИОННОЙ СИСТЕМЫ ПО УЧЕТУ КОНТРАБАНДНЫХ ТОВАРОВ
4.1 Инфологическое проектирование базы данных
4.2 Реализация базы данных в MC ACCESS
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
ПРИЛОЖЕНИЯ

Работа состоит из  1 файл

ДИПЛОМ - ПРАВООХРАНИТЕЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ.doc

— 928.50 Кб (Скачать документ)

Численность дознавателей в таможенных органах определяется начальником органа дознания исходя из обоснованной необходимости, по согласованию с управлением организации борьбы с контрабандой и административными таможенными правонарушениями, управлением кадров и подготовки личного состава таможенных органов ГТК [29].

Согласно УПК Республики Беларусь, таможенные органы осуществляют дознание по уголовным делам, по которым предварительное следствие обязательно. Так, при наличии признаков преступления, по которому производство предварительного следствия обязательно, орган дознания возбуждает уголовное дело. Руководствуясь правилами УПК, дознаватель производит неотложные следственные и другие процессуальные действия по установлению и закреплению следов преступления: осмотр, обыск, выемку, наложение ареста на почтово-телеграфные и иные отправления, прослушивание и запись переговоров, предъявление для опознания, освидетельствование, задержание и допрос подозреваемых, допрос потерпевших и свидетелей, получение образцов для сравнительного исследования, назначение экспертиз.

Об обнаруженном преступлении и возбуждении уголовного дела орган дознания немедленно уведомляет прокурора. По выполнении неотложных следственных и других процессуальных действий, но не позднее десяти суток со дня возбуждения уголовного дела, орган дознания обязан передать дело следователю. В случае неустановления в этот срок лица, подлежащего привлечению в качестве обвиняемого по уголовным делам о преступлениях, не представляющих большой общественной опасности, и менее тяжких, по которым не установлено лицо, подлежащее привлечению в качестве обвиняемого, орган дознания производит предварительное расследование до его установления.

После передачи уголовного дела следователю орган дознания может производить по нему следственные, другие процессуальные действия и оперативно-розыскные мероприятия только по поручению следователя. В случае передачи следователю дела, по которому не представилось возможным установить лицо, совершившее преступление, орган дознания обязан осуществлять оперативно-розыскные мероприятия для установления лица, совершившего преступление, уведомляя следователя о полученных результатах [27].

Преступлением признается совершенное виновно общественно опасное деяние (действие или бездействие), характеризующееся признаками, предусмотренными УК, и запрещенное им под угрозой наказания.

Преступлением может быть признано только совершенное человеком деяние, признаками которого являются:

             общественная опасность;

             противоправность;

             виновность;

             наказуемость [30].

Преступления в таможенной сфере — это преступления, объектом которых являются: неприкосновенность таможенной территории Республики Беларусь, ее защита от ввоза запрещенных товаров; нормальное функционирование таможенных органов; соблюдение порядка таможенного оформления и иные отношения в области таможенного дела.

Субъект преступлений может быть как общий (дееспособное лицо, достигшее 16 лет), так и специальный: руководитель юридического лица; индивидуальный предприниматель; должностное лицо.

Содержание и признаки контрабанды раскрыты в ч. 1 и 2 ст. 228 УК, в соответствии с которыми контрабандой являются:

             перемещение в крупном размере через таможенную границу Республики Беларусь товаров и ценностей, запрещенных или ограниченных к такому перемещению, за исключением указанных в ч. 2 ст. 228 УК, совершенное помимо или с сокрытием от таможенного контроля либо с обманным использованием документов или средств идентификации, либо сопряженное с недекларированием или заведомо недостоверным декларированием (ч. 1);

             перемещение через таможенную границу Республики Беларусь наркотических средств, психотропных, сильнодействующих, ядовитых, отравляющих, радиоактивных или взрывчатых веществ, вооружения, взрывных устройств, огнестрельного оружия, его составных частей или компонентов, боеприпасов, ядерного, химического, биологического или других видов оружия массового поражения или его основных частей, материалов и оборудования, которые могут быть использованы при создании оружия массового поражения, совершенное помимо или с сокрытием от таможенного контроля либо с обманным использованием документов или средств идентификации, либо сопряженное с недекларированием или заведомо недостоверным декларированием (ч. 2) [28].

Непосредственным объектом контрабанды является порядок перемещения через таможенную границу Республики Беларусь товаров и ценностей, запрещенных или ограниченных к такому перемещению. Основным документом, регламентирующим порядок перемещения товаров через таможенную границу, является Таможенный кодекс Республики Беларусь.

К категории вещей, запрещенных или ограниченных к перемещению через таможенную границу Республики Беларусь, относятся только те вещи, которые включены в соответствующие перечни, утвержденные Постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 18 марта 1997 г. № 218: «Перечень вещей, запрещенных к перемещению через таможенную границу Республики Беларусь, и перечень вещей, ограниченных к перемещению через таможенную границу Республики Беларусь».

При наличии сомнений в отнесении вещей к запрещенным или ограниченным к перемещению через таможенную границу должна назначаться соответствующая экспертиза.

Объективную сторону контрабанды образует совершенное с нарушением порядка таможенного оформления перемещение через таможенную границу Республики Беларусь предметов, запрещенных или ограниченных к такому перемещению [31].

Под перемещением товаров через таможенную границу понимается их ввоз на таможенную территорию или вывоз за пределы таможенной территории Республики Беларусь [12]. При этом способы перемещения (перевозка, переноска, пересылка в международных почтовых отправлениях, использование трубопроводного транспорта и линий электропередач, наземным, водным или воздушным путем и т.п.) значения не имеют.

Таможенная граница определяется пределами таможенной территории Республики Беларусь, а также периметрами свободных таможенных зон и свободных складов, т.е. совпадает с Государственной границей Республики Беларусь, за исключением границ свободных экономических зон и свободных складов, пределы которых являются составной частью таможенной границы.

Уголовно наказуемым является такое нарушение порядка таможенного оформления, которое выражается в сокрытии товаров от оформления либо сопряжено с сообщением таможенным органам недостоверных сведений о перемещаемых товарах.

Сокрытие товаров от таможенного оформления выражается в перемещении их через таможенную границу помимо или с сокрытием от таможенного контроля и означает:

             перемещение помимо таможенного контроля – это перемещение товаров вне пунктов таможенного контроля либо через пункты таможенного контроля, но вне времени работы таможенного органа. В иных местах и вне времени работы таможенных органов товары и транспортные средства могут пересекать таможенную границу Республики Беларусь только по согласованию с таможенным органом Республики Беларусь;

             перемещение с сокрытием от таможенного контроля – перемещение товаров через пункты таможенного контроля во время таможенного оформления, совершаемое способом, затрудняющим их обнаружение и обозрение (размещение товаров в специально приготовленных тайниках или в переоборудованных или приспособленных под тайники предметах, придание одним товарам вида других товаров и т.п.) [32].

Сообщение таможенным органам недостоверных сведений о перемещаемых товарах может выражаться в следующих действиях:

             обманном использовании документов;

             обманном использовании средств идентификации;

             недекларировании и заведомо недостоверном декларировании.

Субъектом контрабанды является лицо, достигшее 16 лет ко времени совершения преступления. Следует иметь в виду, что совершившим контрабанду будет считаться как лицо, которое непосредственно осуществляло оформление и перемещение предметов контрабанды через таможенную границу, так и то лицо, которое использовало для этих целей иных лиц, действовавших невиновно (опосредованное исполнение).

С субъективной стороны контрабанда характеризуется виной в форме прямого умысла, когда лицо сознает, что оно незаконно перемещает через таможенную границу Республики Беларусь запрещенные или ограниченные к перемещению вещи и ценности в крупном размере либо вещи, указанные в ч. 2 ст. 228 УК, и желает совершения таких действий.

Мотивы и цели контрабанды не влияют на квалификацию и учитываются лишь при назначении наказания. Вместе с тем их установление имеет большое значение для подтверждения наличия в действиях виновного составов иных преступлений, направленных, например, против государства, общественной безопасности, здоровья населения, порядка осуществления хозяйственной деятельности и т.п.

Предметы контрабанды как вещественные доказательства подлежат конфискации в доход государства в соответствии с требованиями УПК, а если такие предметы виновным были реализованы, то с осужденного в доход государства взыскивается их стоимость.

Перевозочные и другие средства совершения контрабанды подлежат специальной конфискации, если они были оборудованы тайниками или без такового переоборудования, если они умышленно использовались для перевозки контрабандного груза, который иным способом не мог быть перемещен. Если предметы контрабанды перемещаются в автоприцепах или в специальных тайниках, оборудованных в автоприцепах, то конфискации подлежит автоприцеп вместе с автомобилем как единое перевозочное средство [30].

Незаконный экспорт объектов экспортного контроля (ст. 229 УК) – это незаконный экспорт товаров, технологий, услуг или иных объектов экспортного контроля, которые заведомо могут быть использованы при разработке (создании), производстве, эксплуатации, модернизации, модификации, ремонте, монтаже, техническом обслуживании вооружения и военной техники, а также оружия массового поражения, средств его доставки [28].

Особые свойства упомянутых в статье объектов побудили государство установить над ними экспортный контроль, под которым понимаются установление и осуществление разрешительного порядка их ввоза на таможенную территорию Республики Беларусь, использования, транзита и вывоза за ее пределы. Экспортный контроль в Республике Беларусь осуществляется в целях обеспечения национальной безопасности и защиты эко­номических интересов Республики Беларусь, выполнения обязательств Республики Беларусь по международным договорам и поддержания международных усилий по нераспространению оружия массового поражения и обычных средств вооружений [30].

Непосредственным объектом данного преступления являются общественные отношения, возникающие в связи с перемещением через таможенную границу Республики Беларусь объектов экспортного контроля. Эти отношения регулируются Законом Республики Беларусь от 6 января 1998 г. № 130-3 «Об экспортном контроле» и рядом подзаконных актов. Закон распространяется на отношения, в которых участвуют государственные органы, юридические и физические лица Республики Беларусь в процессе осуществления ВЭД. Закон применяется и в тех случаях, когда действия или соглашения, соответственно совершаемые либо заключаемые государственными органами, юридическими и физическими лицами Республики Беларусь за пределами территории Республики Беларусь, способствуют распространению оружия массового поражения, обычных средств вооружений или наносят ущерб национальной безопасности, политическим и экономическим интересам Республики Беларусь. Закон также распространяется на отношения, регулируемые нормами патентного и авторского права, когда указанные права используются их обладателями в целях распространения оружия массового поражения или обычных средств вооружений [33].

К предметам данного преступления относятся указанные в статье товары, технологии, услуги и иные объекты экспортного контроля, которые могут быть использованы при создании оружия массового поражения, средств его доставки, вооружения и военной техники.

Под объектами экспортного контроля (специфическими товарами) понимаются:

             товары, технологии и услуги, предусмотренные международными договорами и обязательствами Республики Беларусь, касающиеся международной и национальной безопасности;

             химические субстанции (токсины), микроорганизмы (вирусы, бактерии),, устройства, технологии и услуги, которые могут быть использованы для создания и производства химического и бактериологического (био­логического) оружия;

             товары, технологии и услуги, связанные с ядерным топливным циклом и производством ядерных материалов, которые могут быть использованы для создания ядерного оружия и ядерных взрывных устройств;

             товары, технологии и услуги, которые могут быть использованы при создании средств доставки оружия массового поражения;

             оружие массового поражения и средства его доставки;

             продукция военного назначения;

             товары и технологии двойного применения;

             шифровальные средства (работы, услуги), включая шифровальную технику, а также специальные технические изделия, предназначенные для негласного получения информации [33].

Информация о работе Правоохранительная деятельность таможенных органов