Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Марта 2012 в 15:56, дипломная работа
Переход экономики страны на условия рыночных отношений, ликвидация последствий монополии государства во внешнеэкономической деятельности, выделение таможенных органов в самостоятельную государственную структуру и ряд других факторов привели к тому, что таможенные органы приобрели часть функций и полномочий других министерств и ведомств: экономических, статистических, природоохранных и других. Однако основными функциями таможенных органов остаются: пополнение доходной части государственного бюджета за счет взимания таможенных платежей (фискальная функция) и борьба с преступлениями и иными правонарушениями в сфере таможенного дела (правоохранительная функция).
ВВЕДЕНИЕ
1 ТАМОЖЕННЫЕ ОРГАНЫ КАК СУБЪКТ ПРАВОХРАНИТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
1.1 Правоохранительная деятельность и система органов ее осуществляющих в Республике Беларусь
1.2 Правоохранительная сущность таможенных органов
1.3 Роль таможенных органов в обеспечении экономической безопасности страны
2 ФОРМЫ ПРАВООХРАНИТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ТАМОЖЕННЫХ ОРГАНОВ
2.1 Административно-правовая форма деятельности
2.2 Уголовно-правовая форма деятельности
2.3 Оперативно-розыскная форма деятельности
3 СРАВНИТЕЛЬНЫЙ АНАЛИЗ РЕЗУЛЬТАТОВ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПРАВООХРАНИТЕЛЬНОГО БЛОКА ТАМОЖЕННЫХ ОРГАНОВ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ В 2006-2009 ГГ.
4 РАЗРАБОТКА ИНФОРМАЦИОННОЙ СИСТЕМЫ ПО УЧЕТУ КОНТРАБАНДНЫХ ТОВАРОВ
4.1 Инфологическое проектирование базы данных
4.2 Реализация базы данных в MC ACCESS
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
ПРИЛОЖЕНИЯ
Необходимо отметить, что вышеуказанный перечень оперативно-розыскных мероприятий является исчерпывающим и может быть изменен или дополнен только Законом Республики Беларусь.
Основаниями для проведения оперативно-розыскных мероприятий являются:
1. наличие возбужденного уголовного дела;
2. ставшие известными органам, осуществляющим оперативно-розыскную деятельность, сведения о:
2.1. признаках подготавливаемого, совершаемого или совершенного преступления, а также о лицах, его подготавливающих, совершающих или совершивших, если нет достаточных данных для решения вопроса о возбуждении уголовного дела;
2.2. событиях или действиях, создающих угрозу национальной безопасности Республики Беларусь;
2.3. лицах, скрывающихся от органов уголовного преследования и суда или уклоняющихся от уголовного наказания;
2.4. лицах, без вести пропавших, и об обнаружении неопознанных трупов.
3. поручения и постановления органа уголовного преследования по уголовным делам, находящимся в его производстве;
4. запросы других органов, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность;
5. постановления органа, осуществляющего оперативно-розыскную деятельность, в том числе о применении мер безопасности в отношении охраняемых и защищаемых лиц в порядке, предусмотренном законодательством Республики Беларусь;
6. запросы международных правоохранительных организаций, правоохранительных органов и специальных служб иностранных государств, в соответствии с международными договорами Республики Беларусь [36].
Результаты оперативно-розыскной деятельности могут быть использованы для подготовки и осуществления следственных и судебных действий, проведения оперативно-розыскных мероприятий по предупреждению, выявлению, пресечению и раскрытию преступлений, выявлению и установлению лиц, их подготавливающих, совершающих или совершивших, а также для розыска лиц, скрывающихся от органов уголовного преследования и суда, уклоняющихся от исполнения наказания и без вести пропавших.
Результаты оперативно-розыскной деятельности могут представляться в орган уголовного преследования или суд, в производстве которых находится уголовное дело, а также использоваться в доказывании по уголовным делам в соответствии с уголовно-процессуальным законодательством Республики Беларусь.
В рамках примера оперативно-розыскного мероприятия рассмотрим контролируемую поставку. Контролируемая поставка – контролируемое органом, осуществляющим оперативно-розыскную деятельность, перемещение товаров, ценностей, валюты, а также предметов, веществ, продукции, свободная реализация которых запрещена или оборот которых ограничен, а равно предметов добытых преступным путем или сохранивших на себе следы преступления, либо орудий и средств совершения преступления с целью предупреждения, выявления, пресечения, раскрытия преступлений и решения других задач оперативно-розыскной деятельности [39].
Правовые основы контролируемой поставки как способа выявления лиц, участвующих в незаконном обороте наркотических средств, определены в Венской конвенции ООН «О борьбе против незаконного оборота наркотических и психотропных средств» 1988 года. Статья 11 Конвенции целиком посвящена контролируемым поставкам. В ней закреплено положение о том, что заинтересованные стороны, если это позволяют основные принципы национальных правовых систем, принимают необходимые меры, предусматривающие надлежащее использование контролируемых поставок на международном уровне на основе взаимоприемлемых соглашений и взаимных договоренностей с целью выявления уголовного преследования лиц, участвующих в производстве, изготовлении, приготовлении, продаже, поставке на любых условиях, транспортировке любого наркотического средства или любого психотропного вещества [40].
В ряде других международно-правовых актов, регулирующих взаимодействие государств по борьбе с преступностью, декларируется возможность применения этого метода не только в целях пресечения незаконного оборота наркотиков, но и оружия, валюты, историко-культурных ценностей.
Особенностями проведения таможенными органами контролируемой поставки товаров, перемещаемых через таможенную границу Республики Беларусь, посвящена ст. 323 ТК. В ней законодатель значительно расширил содержание понятия предмета контролируемой поставки, определив его как товары, т.е. любое движимое имущество, а также иные перемещаемые вещи, приравненные к недвижимому имуществу, ввозимые, вывозимые или перемещаемые через таможенную территорию Республики Беларусь.
Кроме того, статья закрепляет за таможенными органами право организации и проведения контролируемой поставки самостоятельно. Иные органы, осуществляющие оперативно-розыскную деятельность, проводят контролируемую поставку по согласованию с таможенными органами, в соответствии с действующими межведомственными соглашениями.
Решение о проведении контролируемой поставки оперативными подразделениями таможенных органов принимается ГТК Республики Беларусь с незамедлительным письменным уведомлением прокурора или его заместителя.
Задачами контролируемой поставки являются:
установление каналов незаконного поступления товаров;
установление отправителей и получателей товаров;
установление организаторов преступных схем;
обеспечение доказательств преступной деятельности.
В качестве лиц, непосредственно осуществляющих перемещение контролируемых товаров, могут выступать:
лица, осведомленные о противоправности своего деяния и осознанно совершающие его;
лица, не осведомленные в противоправности своего деяния, используемые преступниками «втемную».
Контролируемые поставки можно классифицировать по различным критериям. Например, по способу контроля за незаконно перемещаемым предметом:
проводимые путем наблюдения за грузовыми перевозками (на железнодорожном, морском, речном, автомобильном, авиа транспорте), в том числе, в тайниках;
проводимые путем слежения за почтовыми отправлениями (письмами, бандеролями, посылками), а также за багажом и грузами, перемещаемыми в сопровождении курьеров или под видом других предметов и товаров.
В зависимости от тактики действий оперативных подразделений по отношению к незаконно перемещаемым предметам контролируемые поставки делятся на:
обычные, т.е. обнаруженные оружие, наркотики и т.п. не изымаются до завершения операции, а за ними устанавливается контроль;
«чистые», когда в целях уменьшения риска потери контролируемых предметов или по соображениям безопасности на первоначальном этапе операции может производиться их полное или частичное изъятие с заменой на муляж. Товары, представляющие повышенную опасность для здоровья людей, окружающей природной среды, служащие основой для создания оружия массового уничтожения подлежат обязательной замене.
По территориальности контролируемые поставки подразделяются на:
внешние, т.е. осуществляемые на территориях нескольких государств в строгом соответствии с порядком, установленным международными соглашениями и договорами;
внутренние, проводимые только на территории Республики Беларусь;
транзитные, проводятся в отношении объектов, перемещаемых через территорию Республики Беларусь по инициативе правоохранительных органов иностранных государств в строгом соответствии с порядком, установленным международным законодательством.
По наличию сопровождающих лиц контролируемые поставки могут быть:
сопровождаемыми, т.е. контролируемый правоохранительными органами товар находится среди вещей или багаже, следующим вместе с владельцем или другим лицом либо в непосредственно открытом их сопровождении;
несопровождаемыми, т.е. контролируемый товар находится в несопровождаемом грузе, багаже или почтовом отправлении.
Контролируемая поставка проводится на основании постановления органа, осуществляющего оперативно-розыскную деятельность, с обязательным уведомлением соответствующего прокурора или его заместителя в течение 48 часов.
Примеры успешно организованных и проводимых контролируемых поставок:
в марте 1999 года таможенными органами совместно с Комитетом государственной безопасности Республики Беларусь проведено специальное мероприятие с использованием метода контролируемой поставки, в результате которого было задержано 11,6 кг марихуаны, следовавшей из Ямайки через Нидерланды и Литву в Беларусь;
в июне 2003 года таможенными органами совместно с Комитетом государственной безопасности Республики Беларусь, в ходе реализации оперативной информации пресечена попытка создания канала контрабандной переброски кокаина из Латинской Америки через Национальный аэропорт «Минск-2» в Российскую Федерацию. В результате проведенной специальной операции методом «контролируемой поставки» российскими спецслужбами пресечена деятельность группы иностранных наркоторговцев и изъято 90,36 гр. кокаина [35].
Сведения о системе организации, источниках, способах, методах, планах и результатах оперативно-розыскной деятельности, лицах оказывающих содействие на конфиденциальной основе, а также о тактике проведения оперативно-розыскных мероприятий относятся к государственной тайне и подлежат рассекречиванию только на основаниях и в случаях, предусмотренных законодательством Республики Беларусь [36].
Надзор за соблюдением законности при осуществлении оперативно-розыскной деятельности осуществляют Генеральный прокурор Республики Беларусь и уполномоченные им прокуроры.
Контроль за оперативно-розыскной деятельностью возлагается на руководителей государственных органов, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность. Руководители государственных органов несут персональную ответственность за соблюдение законности при организации и проведении оперативно-розыскных мероприятий. По результатам ведомственного контроля к должностным лицам, допустившим нарушения в ходе осуществления оперативно-розыскной деятельности, применяются различные меры ответственности, вид которых зависит от степени тяжести совершенного нарушения и наступивших общественно вредных последствий.
Таким образом, оперативно-розыскная деятельность является неотъемлемой частью работы таможенных органов при осуществлении возложенных на них задач. Правоохранительные функции таможенных органов Республики Беларусь на прямую связаны с реализацией оперативно-розыскной деятельности.
3 СРАВНИТЕЛЬНЫЙ АНАЛИЗ РЕЗУЛЬТАТОВ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПРАВООХРАНИТЕЛЬНОГО БЛОКА ТАМОЖЕННЫХ ОРГАНОВ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ В 2006-2009 ГГ.
В рамках Программы социально-экономического развития Республики Беларусь на 2006–2010 годы выделено 15 наиболее важных показателей экономической безопасности и обозначены пороговые (критические) значения показателей, мониторинг которых осуществляют государственные органы и организации, поименованные в постановлении Совета Министров от 22 февраля 2007 г. № 226 “Об организации мониторинга важнейших показателей экономической безопасности Республики Беларусь”.
Согласно данному постановлению таможенные органы ответственны за мониторинг 2 показателей: сальдо внешней торговли и доля импорта продовольственных товаров в общем объеме их розничного товарооборота [41].
По данным таможенной статистики объем внешней торговли товарами (товарооборот) в Республике Беларусь в 2009 г. составил 49,8 млрд. долл. США, что на 30,7% меньше, чем в 2008 г.
Экспорт составил – 21,4 млрд. долл. США и снизился по сравнению с соответствующим периодом 2008 г. на 34,5%. Экспорт в страны СНГ уменьшился на 34,8%, составив 9,3 млрд. долл. США, экспорт в страны вне СНГ - уменьшился на 34,3%, составив 12,1 млрд. долл. США.
Импорт Республики Беларусь в текущем году снизился на 27,4% и составил 28,4 млрд. долл. США. Импорт из стран СНГ снизился на 29,8%, составив 18,1 млрд. долл. США, из стран вне СНГ – снизился на 23%, составив 10,3 млрд. долл. США.
Таким образом, сальдо внешнеторгового оборота в 2009 г. сложилось отрицательное в размере 7 млрд. долл. США (в 2008 г. – отрицательное в размере 6,5 млрд. долл. США), составив 9,9% к ВВП.
Со странами СНГ сальдо внешнеторгового оборота сложилось отрицательное и составило 8,8 млрд. долл. США (в 2008 г. – отрицательное в размере 11,5 млрд. долл. США). Со странами вне СНГ сальдо внешней торговли сложилось положительное и составило 1,7 млрд. долл. США (в 2008 году – положительное в размере 5 млрд. долл. США).
Важнейшим показателем деятельности таможенных органов, с которым напрямую связано обеспечение экономической безопасности государства, является сумма таможенных платежей, перечисленных в республиканский бюджет. Эти данные содержаться в таблице 1.
Таблица 1 – Сведения о пополнении доходной части бюджета
Перечислено в бюджет таможенными органами | 4,8 трлн. бел. руб. | 9,6 трлн. бел. руб. | 15,4 трлн. бел. руб. | 12,4 трлн. бел. руб. |
Конфисковано товаров на сумму | 60,3 млрд. бел. руб. | 49 млрд. бел. руб. | 71,4 млрд. бел. руб. | 100 млрд. бел. руб. |
Поступило в бюджет по линии правоохранительной деятельности | 39,8 млрд. бел. руб. | 35 млрд. бел. руб. | 32,6 млрд. бел. руб. | 36 млрд. бел. руб. |
Информация о работе Правоохранительная деятельность таможенных органов