Правоохранительная деятельность таможенных органов

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Марта 2012 в 15:56, дипломная работа

Описание

Переход экономики страны на условия рыночных отношений, ликвидация последствий монополии государства во внешнеэкономической деятельности, выделение таможенных органов в самостоятельную государственную структуру и ряд других факторов привели к тому, что таможенные органы приобрели часть функций и полномочий других министерств и ведомств: экономических, статистических, природоохранных и других. Однако основными функциями таможенных органов остаются: пополнение доходной части государственного бюджета за счет взимания таможенных платежей (фискальная функция) и борьба с преступлениями и иными правонарушениями в сфере таможенного дела (правоохранительная функция).

Содержание

ВВЕДЕНИЕ
1 ТАМОЖЕННЫЕ ОРГАНЫ КАК СУБЪКТ ПРАВОХРАНИТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
1.1 Правоохранительная деятельность и система органов ее осуществляющих в Республике Беларусь
1.2 Правоохранительная сущность таможенных органов
1.3 Роль таможенных органов в обеспечении экономической безопасности страны
2 ФОРМЫ ПРАВООХРАНИТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ТАМОЖЕННЫХ ОРГАНОВ
2.1 Административно-правовая форма деятельности
2.2 Уголовно-правовая форма деятельности
2.3 Оперативно-розыскная форма деятельности
3 СРАВНИТЕЛЬНЫЙ АНАЛИЗ РЕЗУЛЬТАТОВ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПРАВООХРАНИТЕЛЬНОГО БЛОКА ТАМОЖЕННЫХ ОРГАНОВ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ В 2006-2009 ГГ.
4 РАЗРАБОТКА ИНФОРМАЦИОННОЙ СИСТЕМЫ ПО УЧЕТУ КОНТРАБАНДНЫХ ТОВАРОВ
4.1 Инфологическое проектирование базы данных
4.2 Реализация базы данных в MC ACCESS
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
ПРИЛОЖЕНИЯ

Работа состоит из  1 файл

ДИПЛОМ - ПРАВООХРАНИТЕЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ.doc

— 928.50 Кб (Скачать документ)

Необходимо отметить, что вышеуказанный перечень оперативно-розыскных мероприятий является исчерпывающим и может быть изменен или дополнен только Законом Республики Беларусь.

Основаниями для проведения оперативно-розыскных мероприятий являются:

1. наличие возбужденного уголовного дела;

2. ставшие известными органам, осуществляющим оперативно-розыскную деятельность, сведения о:

2.1. признаках подготавливаемого, совершаемого или совершенного преступления, а также о лицах,  его подготавливающих, совершающих или совершивших, если нет достаточных данных для решения вопроса о возбуждении уголовного дела;

2.2. событиях или действиях, создающих угрозу национальной безопасности Республики Беларусь;

2.3. лицах, скрывающихся от органов уголовного преследования и суда или уклоняющихся от уголовного наказания;

2.4. лицах, без вести пропавших, и об обнаружении неопознанных трупов.

3. поручения и постановления органа уголовного преследования по уголовным делам, находящимся в его производстве;

4. запросы других органов, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность;

5. постановления органа, осуществляющего оперативно-розыскную деятельность, в том числе о применении мер безопасности в отношении охраняемых и защищаемых лиц в порядке, предусмотренном законодательством Республики Беларусь;

6. запросы международных правоохранительных организаций, правоохранительных органов и специальных служб иностранных государств, в соответствии с международными договорами Республики Беларусь [36].

Результаты оперативно-розыскной деятельности могут быть использованы для подготовки и осуществления следственных и судебных действий, проведения оперативно-розыскных мероприятий по предупреждению, выявлению, пресечению и раскрытию преступлений, выявлению и установлению лиц, их подготавливающих, совершающих или совершивших, а также для розыска лиц, скрывающихся от органов уголовного преследования и суда, уклоняющихся от исполнения наказания и без вести пропавших.

Результаты оперативно-розыскной деятельности могут представляться в орган уголовного преследования или суд, в производстве которых находится уголовное дело, а также использоваться в доказывании по уголовным делам в соответствии с уголовно-процессуальным законодательством Республики Беларусь.

В рамках примера оперативно-розыскного мероприятия рассмотрим контролируемую поставку. Контролируемая поставка – контролируемое органом, осуществляющим оперативно-розыскную деятельность, перемещение товаров, ценностей, валюты, а также предметов, веществ, продукции, свободная реализация которых запрещена или оборот которых ограничен, а равно предметов добытых преступным путем или сохранивших на себе следы преступления, либо орудий и средств совершения преступления с целью предупреждения, выявления, пресечения, раскрытия преступлений и решения других задач оперативно-розыскной деятельности [39].

Правовые основы контролируемой поставки как способа выявления лиц, участвующих в незаконном обороте наркотических средств, определены в Венской конвенции ООН «О борьбе против незаконного оборота наркотических и психотропных средств» 1988 года. Статья 11 Конвенции целиком посвящена контролируемым поставкам. В ней закреплено положение о том, что заинтересованные стороны, если это позволяют основные принципы национальных правовых систем, принимают необходимые меры, предусматривающие надлежащее использование контролируемых поставок на международном уровне на основе взаимоприемлемых соглашений и взаимных договоренностей с целью выявления уголовного преследования лиц, участвующих в производстве, изготовлении, приготовлении, продаже, поставке на любых условиях, транспортировке любого наркотического средства или любого психотропного вещества [40].

В ряде других международно-правовых актов, регулирующих взаимодействие государств по борьбе с преступностью, декларируется возможность применения этого метода не только в целях пресечения незаконного оборота наркотиков, но и оружия, валюты, историко-культурных ценностей.

Особенностями проведения таможенными органами контролируемой поставки товаров, перемещаемых через таможенную границу Республики Беларусь, посвящена ст. 323 ТК. В ней законодатель значительно расширил содержание понятия предмета контролируемой поставки, определив его как товары, т.е. любое движимое имущество, а также иные перемещаемые вещи, приравненные к недвижимому имуществу, ввозимые, вывозимые или перемещаемые через таможенную территорию Республики Беларусь.

Кроме того, статья закрепляет за таможенными органами право организации и проведения контролируемой поставки самостоятельно. Иные органы, осуществляющие оперативно-розыскную деятельность, проводят контролируемую поставку по согласованию с таможенными органами, в соответствии с действующими межведомственными соглашениями.

Решение о проведении контролируемой поставки оперативными подразделениями таможенных органов принимается ГТК Республики Беларусь с незамедлительным письменным уведомлением прокурора или его заместителя.

Задачами контролируемой поставки являются:

             установление каналов незаконного поступления товаров;

             установление отправителей и получателей товаров;

             установление организаторов преступных схем;

             обеспечение доказательств преступной деятельности.

В качестве лиц, непосредственно осуществляющих перемещение контролируемых товаров, могут выступать:

             лица, осведомленные о противоправности своего деяния и осознанно совершающие его;

             лица, не осведомленные в противоправности своего деяния, используемые преступниками «втемную».

Контролируемые поставки можно классифицировать по различным критериям. Например, по способу контроля за незаконно перемещаемым предметом:

             проводимые путем наблюдения за грузовыми перевозками (на железнодорожном, морском, речном, автомобильном, авиа транспорте), в том числе, в тайниках;

             проводимые путем слежения за почтовыми отправлениями (письмами, бандеролями, посылками), а также за багажом и грузами, перемещаемыми в сопровождении курьеров или под видом других предметов и товаров.

В зависимости от тактики действий оперативных подразделений по отношению к незаконно перемещаемым предметам контролируемые поставки делятся на:

             обычные, т.е. обнаруженные оружие, наркотики и т.п. не изымаются до завершения операции, а за ними устанавливается контроль;

             «чистые», когда в целях уменьшения риска потери контролируемых предметов или по соображениям безопасности на первоначальном этапе операции может производиться их полное или частичное изъятие с заменой на муляж. Товары, представляющие повышенную опасность для здоровья людей, окружающей природной среды, служащие основой для создания оружия массового уничтожения подлежат обязательной замене.

По территориальности контролируемые поставки подразделяются на:

             внешние, т.е. осуществляемые на территориях нескольких государств в строгом соответствии с порядком, установленным международными соглашениями и договорами;

             внутренние, проводимые только на территории Республики Беларусь;

             транзитные, проводятся в отношении объектов, перемещаемых через территорию Республики Беларусь по инициативе правоохранительных органов иностранных государств в строгом соответствии с порядком, установленным международным законодательством.

По наличию сопровождающих лиц контролируемые поставки могут быть:

             сопровождаемыми, т.е. контролируемый правоохранительными органами товар находится среди вещей или багаже, следующим вместе с владельцем или другим лицом либо в непосредственно открытом их сопровождении;

             несопровождаемыми, т.е. контролируемый товар находится в несопровождаемом грузе, багаже или почтовом отправлении.

Контролируемая поставка проводится на основании постановления органа, осуществляющего оперативно-розыскную деятельность, с обязательным уведомлением соответствующего прокурора или его заместителя в течение 48 часов.

Примеры успешно организованных и проводимых контролируемых поставок:

             в марте 1999 года таможенными органами совместно с Комитетом государственной безопасности Республики Беларусь проведено специальное мероприятие с использованием метода контролируемой поставки, в результате которого было задержано 11,6 кг марихуаны, следовавшей из Ямайки через Нидерланды и Литву в Беларусь;

             в июне 2003 года таможенными органами совместно с Комитетом государственной безопасности Республики Беларусь, в ходе реализации оперативной информации пресечена попытка создания канала контрабандной переброски кокаина из Латинской Америки через Национальный аэропорт «Минск-2» в Российскую Федерацию. В результате проведенной специальной операции методом «контролируемой поставки» российскими спецслужбами пресечена деятельность группы иностранных наркоторговцев и изъято 90,36 гр. кокаина [35].

Сведения о системе организации, источниках, способах, методах, планах и результатах оперативно-розыскной деятельности, лицах оказывающих содействие на конфиденциальной основе, а также о тактике проведения оперативно-розыскных мероприятий относятся к государственной тайне и подлежат рассекречиванию только на основаниях и в случаях, предусмотренных законодательством Республики Беларусь [36].

Надзор за соблюдением законности при осуществлении оперативно-розыскной деятельности осуществляют Генеральный прокурор Республики Беларусь и уполномоченные им прокуроры.

Контроль за оперативно-розыскной деятельностью возлагается на руководителей государственных органов, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность. Руководители государственных органов несут персональную ответственность за соблюдение законности при организации и проведении оперативно-розыскных мероприятий. По результатам ведомственного контроля к должностным лицам, допустившим нарушения в ходе осуществления оперативно-розыскной деятельности, применяются различные меры ответственности, вид которых зависит от степени тяжести совершенного нарушения и наступивших общественно вредных последствий.

Таким образом, оперативно-розыскная деятельность является неотъемлемой частью работы таможенных органов при осуществлении возложенных на них задач. Правоохранительные функции таможенных органов Республики Беларусь на прямую связаны с реализацией оперативно-розыскной деятельности.

 

 

3          СРАВНИТЕЛЬНЫЙ АНАЛИЗ РЕЗУЛЬТАТОВ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПРАВООХРАНИТЕЛЬНОГО БЛОКА ТАМОЖЕННЫХ ОРГАНОВ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ В 2006-2009 ГГ.

В рамках Программы социально-экономического развития Республики Беларусь на 2006–2010 годы выделено 15 наиболее важных показателей экономической безопасности и обозначены пороговые (критические) значения показателей, мониторинг которых осуществляют государственные органы и организации, поименованные в постановлении Совета Министров от 22 февраля 2007 г. № 226 “Об организации мониторинга важнейших показателей экономической безопасности Республики Беларусь”.

Согласно данному постановлению таможенные органы ответственны за мониторинг 2 показателей: сальдо внешней торговли и доля импорта продовольственных товаров в общем объеме их розничного товарооборота [41].

По данным таможенной статистики объем внешней торговли товарами (товарооборот) в Республике Беларусь в 2009 г. составил 49,8 млрд. долл. США, что на 30,7% меньше, чем в 2008 г.

Экспорт составил – 21,4 млрд. долл. США и снизился по сравнению с соответствующим периодом 2008 г. на 34,5%. Экспорт в страны СНГ уменьшился на 34,8%, составив 9,3 млрд. долл. США, экспорт в страны вне СНГ - уменьшился на 34,3%, составив 12,1 млрд. долл. США.

Импорт Республики Беларусь в текущем году снизился на 27,4% и составил 28,4 млрд. долл. США. Импорт из стран СНГ снизился на 29,8%, составив 18,1 млрд. долл. США, из стран вне СНГ – снизился на 23%, составив 10,3 млрд. долл. США.

Таким образом, сальдо внешнеторгового оборота в 2009 г. сложилось отрицательное в размере  7 млрд. долл. США (в 2008 г. – отрицательное в размере 6,5 млрд. долл. США), составив 9,9% к ВВП.

Со странами СНГ сальдо внешнеторгового оборота сложилось отрицательное и составило 8,8 млрд. долл. США (в 2008 г. – отрицательное в размере 11,5 млрд. долл. США). Со странами вне СНГ сальдо внешней торговли сложилось положительное и составило 1,7 млрд. долл. США (в 2008 году – положительное в размере 5 млрд. долл. США).

Важнейшим показателем деятельности таможенных органов, с которым напрямую связано обеспечение экономической безопасности государства, является сумма таможенных платежей, перечисленных в республиканский бюджет. Эти данные содержаться в таблице 1.

 

Таблица 1 – Сведения о пополнении доходной части бюджета

Перечислено в бюджет таможенными органами

4,8 трлн. бел. руб.

9,6 трлн. бел. руб.

15,4 трлн. бел. руб.

12,4 трлн. бел. руб.

Конфисковано товаров на сумму

60,3 млрд.  бел. руб.

49 млрд.  бел. руб.

71,4 млрд.  бел. руб.

100 млрд.  бел. руб.

Поступило в бюджет по линии правоохранительной деятельности

39,8 млрд.  бел. руб.

35 млрд.  бел. руб.

32,6 млрд.  бел. руб.

36 млрд.  бел. руб.

Информация о работе Правоохранительная деятельность таможенных органов