Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Января 2012 в 21:08, дипломная работа
Сегодня таможенные органы играют важную роль в мировой торговле. Их основными задачами являются администрирование политики внешней торговли, применение тарифных и нетарифных мер регулирования, обеспечение соблюдения положений таможенного законодательства. Кроме того, таможенные органы обеспечивают защиту государственной безопасности Кыргызской Республики в пределах своей компетенции, принимают меры по борьбе с контрабандой и пресечению незаконного оборота товаров через таможенную границу Кыргызской Республики.
Главные
отличительные особенности
Конечно, те шесть блоков, которые перечислены, составляют сердцевину таможенного дела. Выделение вышеперечисленных блоков, конечно, основное, но может быть более дифференцированным. В самостоятельный блок можно выделить контрабанду и иные преступления в сфере таможенного дела и ответственность за них; административные правонарушения в сфере таможенного дела и ответственность за них; производство по делам об административных правонарушениях в сфере таможенного дела и их рассмотрение. Следит отметить, что эти названные блоки регулируются уголовным и административным законодательством. Но в практике они в основном встречаются в таможенной деятельности. Поэтому их условно можно добавить в структуру таможенного дела.
Еще один существенный момент. В законодательстве и практике таможенной деятельности отчетливо выделяется еще одна весьма значимая и актуальная составная часть: международно-правовое сотрудничество КР в сфере таможенного дела в рамках СНГ, ЕврАзЭС и ВТО/ГАТТ.
С учетом всего этого можно, характеризуя структуру таможенного дела, определенно говорить не о шести, а десяти блоках, составных частях таможенного дела Кыргызстана.
Значение,
роль и статус каждого из отмеченных
блоков неодинаковы.
Однако, будучи различными, по характеру
и целям, по месту в системе
таможенного дела, в совокупности они
составляют единое
целое, поскольку служат общим таможенным
(и более широким — внутри - и внешнеэкономическим)
задачам Кыргызской Республики.
В связи с общей характеристикой таможенного дела, его содержания и структуры необходимо хотя бы кратко определить наиболее часто употребляемые в "обороте" понятия. К их числу следует отнести, прежде всего, такие как "таможня", "таможенная территория", "таможенная граница", "таможенные органы", "таможенная система", "таможенная политика", "таможенное законодательство". Содержание ряда других понятий, относящихся к таможенному делу, раскрывается в ст. 9 ТК КР ("товары", "отечественные товары", "иностранные товары", "транспортные средства", "перемещение через таможенную границу Кыргызской Республики", "лица", "отечественные лица", "иностранные лица", "декларант", "перевозчик", "таможенный режим", "посттаможенный контроль", "риск", "таможенное оформление", "таможенный контроль", "таможенные платежи", "таможенная пошлина", "налоги" и т.д.). Всего — 43 понятий, используемых при закреплении соответствующих норм ТК КР. Что касается первой группы понятий, то их, ввиду концептуального значения, рассмотрим более подробно.
Термин таможня произошел от слова "тамга", означавшего у тюркских народов знак — клеймо (тавро), которое проставлялось на товаре, имуществе. Получение ханских ярлыков сопровождалось сбором, который, в сущности, являлся пошлиной, взимавшейся при торговле на рынках и ярмарках. От слова "тамга" был образован глагол "тамжить", т. е. облагать товар пошлиной, а место, где товар тамжили, стало называться таможней. С тех пор, конечно, содержание данного понятия существенно видоизменилось. В настоящее время таможня — это правоохранительный по своему характеру орган исполнительной власти, входящий в единую систему таможенных органов Кыргызской Республики.
Таможенную территорию Кыргызской Республики, согласно ТК КР, составляет единую таможенную территорию, включая сухопутную территорию и воздушное пространство над ней, в пределах которой Кыргызская Республика обладает исключительной юрисдикцией относительно таможенного дела.
На территории Кыргызской Республики могут находиться создаваемые в соответствии с законодательством Кыргызской Республики особые экономические зоны, фактически являющиеся частью таможенной территории Кыргызской Республики, на которой действуют особые условия налогообложения. Товары, помещенные на территории особых экономических зон, рассматриваются как находящиеся вне таможенной территории Кыргызской Республики для целей применения таможенных пошлин, налогов и мер нетарифного регулирования в соответствии с законодательством Кыргызской Республики о государственном регулировании внешнеторговой деятельности, за исключением случаев, определяемых настоящим Кодексом и иными нормативными правовыми актами Кыргызской Республики.
Таможенная граница совпадает с Государственной границей Кыргызской Республики.
Пределы таможенной территории Кыргызской Республики являются таможенной границей Кыргызской Республики.
Таможенные органы — это правоохранительные органы исполнительной власти (в отличие от правоохранительных органов судебной власти), непосредственно осуществляющие таможенное дело. Они составляют единую систему, в которую входят Государственная Таможенная Инспекция Кыргызской Республики (ГТИ Кыргызстана), таможни, таможенные посты.
Таможенная система — собирательное понятие; оно подразумевает не только действующую структуру таможенных органов, но и нормы таможенного законодательства, в том числе подзаконные и иные нормативно-правовые акты.
Система таможенного управления включает все структурные компоненты таможенных органов, непосредственно связанные с функционированием механизма государственного управления в таможенном деле, а также те таможенно-правовые акты, которые определяют правовой статус, компетенцию таможенных органов, порядок их взаимодействия. Под системой таможенных органов следует понимать только материальный компонент таможенной системы — собственно исполнительные и распорядительные органы государства, осуществляющие реализацию таможенной политики. Надо отметить, что в систему таможенных органов нельзя включить целый ряд государственных и коммерческих структур учреждений, организаций, которые хотя и занимаются решением отдельных вопросов таможенного дела, но не находятся в подчинении центрального или местных таможенных органов.
Руководство таможенным делом - одна из форм управления, координации и контроля за реализацией таможенной политики.
Общее руководство таможенным делом, согласно ТК КР, осуществляет Правительство Кыргызской Республики.
Непосредственное руководство таможенным делом осуществляет уполномоченный государственный орган, определяемый Правительством Кыргызской Республики.
Уполномоченный государственный орган реализует свои полномочия непосредственно и через подчиненные таможенные органы.
Положение об организационно-правовом статусе уполномоченного государственного органа утверждается Правительством Кыргызской Республики.
Таможенное законодательство основывается на Конституции Кыргызской Республики и состоит из ТК КР, иных нормативных правовых актов Кыргызской Республики, а также межгосударственных договоров и иных норм международного права, вступивших в силу в Кыргызской Республике, в порядке, определяемом законодательством Кыргызской Республики о международных договорах.
Таможенное законодательство применяется в сфере регулирования отношений, возникающих из перемещения товаров и транспортных средств через таможенную границу, установления, введения, взимания таможенных платежей, а также отношений, возникающих в процессе осуществления таможенного оформления и таможенного контроля, привлечения к ответственности за нарушения таможенные правил и обжалования актов, действий (бездействия) таможенных органов и их должностных лиц.
В таможенном деле применяются нормативные правовые акты Кыргызской Республики, действующие на день принятия таможенной декларации таможенным органом, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Кодексом и иными нормативными правовыми актами Кыргызской Республики.
К
отношениям по установлению, введению
и взиманию таможенных платежей, являющихся
налогами, таможенное законодательство
применяется в части, не урегулированной
налоговым законодательством Кыргызской
Республики.
1.2. Правоохранительная деятельность таможенных органов.
Деятельность государства и
его органов охватывает
Одно из центральных мест в
ней занимает выполнение задач
по обеспечению правопорядка
и законности, защите прав
и свобод человека, охрана прав
и законных интересов
Для подавляющего большинства
государственных органов
Обеспечением правопорядка и
законности специально
Весьма близко к понятию
Чтобы понять суть критериев,
которыми следовало бы руководствоваться
при отнесении тех или иных
государственных органов к
В соответствии с существующими
доктринальными разработками
Один из них проявляется в
том, что такая деятельность
может осуществляться не любым
способом, а лишь с помощью
применения юридических мер
Информация о работе Правовые основы производства, административных правонарушений в таможенном деле