Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Января 2012 в 21:08, дипломная работа
Сегодня таможенные органы играют важную роль в мировой торговле. Их основными задачами являются администрирование политики внешней торговли, применение тарифных и нетарифных мер регулирования, обеспечение соблюдения положений таможенного законодательства. Кроме того, таможенные органы обеспечивают защиту государственной безопасности Кыргызской Республики в пределах своей компетенции, принимают меры по борьбе с контрабандой и пресечению незаконного оборота товаров через таможенную границу Кыргызской Республики.
Вторым существенным признаком
правоохранительной
В-третьих, характерным для
правоохранительной
Наконец, существенным признаком
правоохранительной
процедурных (процессуальных) правил для решения наиболее ответственных вопросов. Все это в совокупности направлено на обеспечение оперативности, обоснованности, законности и справедливости, принимаемых названными органами решений о применении юридических мер воздействия, направленных на охрану права от уже допущенных или предполагаемых нарушений.
С учетом сказанного можно
определить понятие того, что
принято считать
Вопрос о задачах
1.3. Оперативно-розыскная деятельность таможенных органов
Разновидности специальной деятельности и "обслуживающих" их научные теории: разведывательная, контрразведывательная, сыскная (милицейская) - знакомы теоретикам и практикам правоохранительных органов и специальных служб долгое время, поэтому термины "оперативно-розыскная деятельность "и" теория оперативно-розыскной деятельности" не являются для них абсолютно неизвестными, хотя и понимаются пока неоднозначно1.
В развивающемся же таможенном деле КР оперативно-розыскная деятельность (ОРД)-это совершенно новая область познания и неизведанная сфера деятельности, требующая постепенного освоения.
Впервые осуществление оперативно-розыскной деятельности таможенными органами было предусмотрено в ст. 240 ТК КР от 30-июля 1997 года и в соответствии с Законом КР «Об оперативно-розыскной деятельности в Кыргызской Республики», принятым 5 октября 1998 года. В ТК не раскрывается содержание оперативно-розыскной деятельности таможенных органов.
В соответствии с Законом "Об ОРД в КР" - оперативно-розыскная деятельность осуществляется гласно и негласно уполномоченными на то государственными органами и подразделениями в тех случаях, когда иным путем невозможны выявление, предупреждение, пресечение и раскрытие преступлений, в том числе, сокрытие доходов от налогообложения и уклонение от уплаты налогов, а также лиц, их подготавливающих, совершающих или совершивших (ст. 1).
Таким образом, под оперативно-розыскной деятельностью понимается специальная деятельность, с помощью негласных сил, средств и методов, по добыванию и использованию информации о признаках и фактах подготавливаемых, совершаемых и совершивших посягательств на интересы безопасности личности, общества и государства.
Современная организованная преступность, и это уже общепризнано, в рамки прежних представлений об уголовном мире не укладывается. Она потому и называется организованной, потому что криминальные формирования имеют стройную иерархию и подчиненность, специализированные звенья разведки и контрразведки, информационное обеспечение и т.д. Можно сказать, что это своего рода мощный аналог спецоргана, требующий к себе весьма серьезного отношения, как к сильному и опасному противнику и равнозначной методики противодействия. В связи с этим целесообразно поступил законодатель, уполномочив таможенные органы КР заниматься ОРД.
Контрабанда во все времена была наиболее изощренным и сложным для раскрытия преступлением, в осуществлении которого использовались разнообразные тайные приемы и ухищрения. В настоящее время этой ухищренности в значительной степени способствует высокая техническая оснащенность преступных сообществ, нередко превосходящая техническую вооруженность правоохранительных органов1.
До 1997 г. таможенные органы были лишены возможности самостоятельного принятия адекватных мер борьбы с контрабандой и полагались лишь на информацию "компетентных органов", и профессиональное мастерство при осуществлении таможенного контроля. С принятием Таможенного кодекса от 1997 года и Закона "Об ОРД" оперативные подразделения таможенных органов КР получили право осуществления специальных мер в отношении преступных структур, проведения оперативно-розыскных мероприятий, использования специфических средств и методов борьбы с организованной преступной деятельностью в зоне ответственности таможни.
В ст. 7 Закона "Об ОРД КР" детализированы полномочия органов, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность. Таможенным органом КР предоставлено право в соответствии с правилами конспирации применять-
Перечень этих действий является исчерпывающим и может быть изменен или дополнен только законом.
Одновременно в ходе проведения оперативно-розыскных мероприятий могут использоваться информационные системы, видео и аудиозапись, кино и фотосъемка, а также другие технические средства, не причиняющие вреда жизни и здоровью личности и окружающей среде.
Для проведения оперативно-розыскных мероприятий необходимы законные основания. Под основаниями понимаются тактические данные, указывающие на подготовку либо совершение преступления. Применительно к деятельности таможенных органов основаниями для проведения ими оперативно-розыскных мероприятий согласно ст. 8 Закона «Об оперативно-розыскной деятельности» являются: наличие возбужденного уголовного дела;
Закон (ст. 9) устанавливает, что, если иное не оговорено законом, оперативно-розыскные мероприятия на территории КР могут проводиться в отношении лиц независимо от их гражданства, национальности, пола, места жительства, социального и имущественного положения, принадлежности к общественным объединениям, отношения к религии и политических убеждений.
Одновременно этой же статьей введены определенные ограничения на проведение оперативно-розыскных мероприятий, затрагивающих охраняемые законом тайну переписки, телефонных и иных переговоров, телеграфных сообщений, а также право на неприкосновенность жилища. Такие оперативно-розыскные мероприятия допускаются лишь для сбора информации о лицах, подготавливающих или покушающихся на тяжкие преступления, совершающих или совершивших тяжкие преступления, а также допустивших уклонение от уплаты налогов либо сокрытие доходов от налогообложения в особо крупных размерах.
Например, контрабанда ведение дознания и следствия по которым отнесено к компетенции таможенных органов, в соответствии с УК относятся именно к категории тяжких преступлений.
Оперативно-розыскные мероприятия проводятся по мотивированному постановлению одного из руководителей таможенного органа, осуществляющего оперативно-розыскную деятельность. Перечень категорий таких руководителей установлен ГТИ.
При решении задач оперативно-розыскной деятельности таможенные органы, как и иные органы, уполномоченные ее осуществлять, на основании ст. 18 и 20 Закона вправе устанавливать на безвозмездной либо контрактной основе отношения конфиденциального сотрудничества с лицами при их согласии. Такое сотрудничество можно устанавливать с совершеннолетними дееспособными лицами независимо от их гражданства, национальности, пола, социального, должностного и имущественного положения, образования, принадлежности к общественным объединениям, политических и религиозных убеждений. Запрещается использовать конфиденциальное содействие на контрактной основе народных депутатов, судей, прокуроров, адвокатов, священнослужителей и полномочных представителей, официально зарегистрированных религиозных объединений.
Лица, содействующие органам, осуществляющим оперативно-розыскную деятельность, находятся под защитой государства. Сведения о таких лицах, сотрудничающих или сотрудничавших на конфиденциальной основе, являются государственной тайной и могут быть преданы гласности только с письменного согласия этих лиц или в других случаях, прямо предусмотренных законом (ст. 21).
Информация о работе Правовые основы производства, административных правонарушений в таможенном деле