Виды ответственности в таможенном праве

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Ноября 2011 в 21:15, курсовая работа

Описание

В настоящее время становление и развитие институтов государственной власти усложняют задачи специальных органов управления по обеспечению поступления в бюджет таможенного союза денежных средств. Многие субъекты правоотношений стремятся избежать уплаты налогов, платежей, таможенных сборов, таможенных платежей, поэтому в целях предупреждения и пресечения правонарушений органы государственной власти принимают весь спектр защитных мер соблюдения законодательства участниками внешнеэкономической деятельности.

Содержание

СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………….3
1. НАРУШЕНИЕ ТАМОЖЕННОГО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА И ОТВЕТСТВЕННОСТЬ………………………………………………………..5
1.1. Нарушение таможенного законодательства как основание для привлечения к ответственности………………………………………………….5
1.2. Понятие ответственности за нарушение таможенных правил в таможенном праве……………………………………………………………….8
2. АДМИНИСТРАТИВНАЯ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ЗА НАРУШЕНИЕ ТАМОЖЕННОГО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА………………………………11
2.1. Понятие административных правонарушений в таможенном законодательстве……………………………………………………………….11
2.2. Административно-правовой статус субъектов административной ответственности в области таможенного права……………………………..16
2.3. Виды административных правонарушений в области таможенного права…………………………………………………………………………….. 16
2.4. Механизм реализации административной ответственности за нарушение правовых норм в сфере таможенного права…………………………………22
3.УГОЛОВНАЯ ОТВЕСТВЕННОСТЬ ЗА НАРУШЕНИЕ ТАМОЖЕННОГО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА………………………………26
3.1. Понятие уголовной ответственности за нарушение таможенного законодательства………………………………………………………………26
3.2. Виды уголовных правонарушений в сфере таможенного законодательства………………………………………………………………..27
4. ПРОБЛЕМАТИКА УНИФИКАЦИИ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА ГОСУДАРСТВ-ЧЛЕНОВ ТАМОЖЕННОГО СОЮЗА В ОБЛАСТИ ОТВЕТСТВЕННОСТИ ЗА НАРУШЕНИЯ ТАМОЖЕННЫХ ПРАВИЛ………………………………………………………………………..31
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………….37
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ……………………..41

Работа состоит из  1 файл

ВВЕДЕНИЕ.docx

— 77.46 Кб (Скачать документ)

       В соответствии с таможенным законодательством, субъектами нарушений таможенных правил могут быть: (в том числе и иностранные)

  • предприятия, учреждения, организации, т. е. субъекты, объединяемые родовым понятием «юридическое лицо», а также лица, занимающиеся предпринимательской деятельностью без образования юридического лица;
  • вменяемые физические лица по достижении ими к моменту совершения правонарушения шестнадцатилетнего возраста;
  • должностные лица, если в их служебные обязанности в момент совершения ими правонарушения входило обеспечение выполнения требований НПА ТС по таможенному делу и международных договоров ТС, контроль за исполнением которых возложен на таможенные органы.

       Субъектом нарушения таможенных правил может быть только то лицо, на которое возложена обязанность по выполнению тех или иных таможенных правил. При этом, как свидетельствует таможенная практика, при совершении нарушений таможенных правил может иметь место соучастие, т. е. участие в совершении правонарушения двух и более физических и юридических лиц.  

 
1.2.Понятие  ответственности  за нарушения таможенных  правил в таможенном  праве  

       Правовые  отношения, связанные с перемещением товаров через таможенную границу  Таможенного союза, регулируются в  соответствии с таможенным законодательством Таможенного союза.

       Официально  опубликованные международные договоры, составляющие договорно-правовую базу Таможенного союза, и решения  органов Таможенного союза действуют  в Российской Федерации непосредственно, если не содержат требований по изданию  внутригосударственных актов для  их применения. В случаях, предусмотренных  таможенным законодательством Таможенного  союза, Правительство Российской Федерации  вправе определять порядок применения актов таможенного законодательства Таможенного союза в Российской Федерации в соответствии с настоящим Федеральным законом.

       Отношения в области таможенного дела в  Российской Федерации регулируются таможенным законодательством Таможенного союза и законодательством Российской Федерации о таможенном деле. Законодательство Российской Федерации о таможенном деле состоит из настоящего Федерального закона и принимаемых в соответствии с ним иных федеральных законов. Порядок фактического пересечения товарами и транспортными средствами Государственной границы Российской Федерации регулируется законодательством Российской Федерации о Государственной границе Российской Федерации, а в части, не урегулированной законодательством Российской Федерации о Государственной границе Российской Федерации, - законодательством Российской Федерации о таможенном деле.

       Правовые  отношения в области таможенного  дела в Российской Федерации могут  регулироваться также указами Президента Российской Федерации.

       На  основании и во исполнение федеральных  законов в области таможенного  дела в Российской Федерации, указов Президента Российской Федерации Правительство  Российской Федерации издает постановления  и распоряжения в области таможенного  дела в Российской Федерации.

       Федеральные органы исполнительной власти принимают  нормативные правовые акты по предмету регулирования настоящего Федерального закона только в случаях, прямо предусмотренных  федеральными законами, актами Президента Российской Федерации, Правительства  Российской Федерации.

       Нормативные правовые акты федеральных органов  исполнительной власти, изданные ими  по предмету регулирования настоящего Федерального закона, затрагивающие  права и законные интересы лиц  в сфере предпринимательской  и иной экономической деятельности, могут быть обжалованы в арбитражный суд в соответствии с законодательством Российской Федерации о судопроизводстве в арбитражных судах.

       Если  таможенным законодательством Таможенного  союза установлены иные правила, чем те, которые предусмотрены  настоящим Федеральным законом, применяется таможенное законодательство Таможенного союза.

       Административная, уголовная, гражданская и дисциплинарная ответственности являются видами юридической  ответственности, устанавливаемой  государством путем издания правовых норм, определяющих основания ответственности, меры, которые могут применяться к нарушителям, порядок рассмотрения дел о правонарушениях и исполнения этих мер.

       Всякая  отрасль права в зависимости  от уровня общности (от наибольшего к наименьшему) может быть представлена совокупностью подотраслей, правовых институтов и правовых норм является обязательным для любой отрасли права. Только подотрасли права имеются в отдельных отраслях права (гражданском, уголовно-процессуальным и др.). Таможенной право, как комплексная отрасль права, представляет совокупность правовых институтов, субинститутов и правовых норм.

       Под ответственностью в широком смысле слова понимается “категория, отражающая объективный, исторически конкретный характер взаимоотношений между  личностью, коллективом, обществом  с точки зрения осуществления  предъявляемых к ним взаимных требований”.

       В юридической науке под ответственностью понимается форма воздействия на лицо, нарушившее установленные правила  и нормы, выражающаяся в обязанности  лица, совершившего противоправные действия, претерпеть определенные неблагоприятные  последствия.

       Отличительный признак юридической ответственности  – государственное принуждение  нарушителя к исполнению требований права.

2. АДМИНИСТРАТИВНАЯ  ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ЗА НАРУШЕНИЕ ТАМОЖЕННОГО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА

2.1 Понятие административных правонарушений в таможенном законодательстве

       Под ответственностью в широком смысле слова понимается “категория, отражающая объективный, исторически конкретный характер взаимоотношений между  личностью, коллективом, обществом  с точки зрения осуществления  предъявляемых к ним взаимных требований”.

       В юридической науке под ответственностью понимается форма воздействия на лицо, нарушившее установленные правила  и нормы, выражающаяся в обязанности  лица, совершившего противоправные действия, претерпеть определенные неблагоприятные  последствия.

       Основанием  административной ответственности  конкретного лица является совершение им деяния, содержащего все признаки состава административного правонарушения1.

       Административную  ответственность за правонарушения в области таможенного дела можно  определить как форму воздействия  государства на лицо, совершившее  деяние, обладающее всеми признаками состава административного правонарушения, посягающее на установленный законодательством  ТС и государств – участниц таможенного союза порядок перемещения (включая применение таможенных процедур), таможенного контроля товаров и транспортных средств, перемещаемых через таможенную границу ТС, обложения таможенными платежами и их уплаты, предоставления таможенных льгот и пользования ими, выражающуюся в возложении на нарушителя обязанности претерпеть определенные неблагоприятные последствия.

       Административной  ответственности подлежат лица, достигшие  к моменту совершения административного  правонарушения 16 лет.

       Борьба  с административными правонарушениями, в частности – в области  таможенного дела (нарушениями таможенных правил), является одним из важнейших  направлений в правоохранительной деятельности государства. При совершении таможенных правонарушений наносится  вред экономическим интересам государства, что недопустимо для нормального  развития российской экономики.

       Для защиты экономической безопасности государства необходимо пресечение совершаемых и готовящихся к  совершению таможенных правонарушений и привлечение к ответственности  лиц, их совершивших. Количество совершаемых  таможенных правонарушений в год  достаточно велико и, уже на протяжении нескольких лет, держится примерно на одном уровне.

       В год выявляется более 2000 случаев  нарушений таможенных правил юридическими и физическими лицами, что обосновывало существование в Таможенном кодексе  ряда статей направленный на защиту таможенного законодательства от нарушения правил.

       С начала  функционирования Таможенного  союза, в государствах-участницах ТС применяется законодательство об административных правонарушениях каждой из стран. Так  в Российской Федерации функционирует  Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях, соответственно  Таможенный кодекс ТС  утратил одну из своих основных составляющих – нормы, устанавливающие ответственность за нарушения таможенных правил и регламентирующие порядок производства по делам о них.

       Систематизация  административного и административно  процессуального законодательства является важным шагом на пути развития российского законотворчества2.  

       В ст. 10 Кодекса об административных правонарушениях  сформулировано официальное определение  административного правонарушения: “Административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое настоящим Кодексом или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.”3 В Таможенном кодексе Таможенного союза дано следующее определение административных правонарушений  и преступлений «административные правонарушения, по которым в соответствии с законодательством государств - членов таможенного союза таможенные органы ведут административный процесс (осуществляют производство), и преступления, производство по которым отнесено к ведению таможенных органов в соответствии с законодательством государств - членов таможенного союза»4.

       Из  статьи следует, что это, во-первых, действие или бездействие (т.е. деяние, хотя самого такого термина в Кодексе  нет), во-вторых, оно противоправно, в- третьих, совершенное виновно, в-четвертых, влечет по закону именно административную ответственность. В отличие от преступлений административные правонарушения не охарактеризованы в Кодексе о них как общественно опасные деяния, хотя их вредность констатирована указанием на то, что они посягают на общественный и государственный порядок, на собственность, права и свободы граждан, на порядок управления.

       Обычно  отличить преступление от административного  правонарушения не столь трудно. Есть противоправные деяния, которые заведомо не могут быть отнесены к числу  преступлений (например, безбилетный  проезд на транспорте).

       Есть  и такие преступные деяния, которые  никак не могут быть отнесены к  числу административных правонарушений (измена Родине, убийство и т.д.). Но применительно  к некоторым нежелательным для  общества деяниям уловить ту черту, где “вредоносность” перерастает  в общественную опасность, нелегко, тем более что точные границы  между преступлениями и административными  правонарушениями не являются чем-то раз  навсегда данным, застывшим.

       Законодатель  с учетом достигнутого уровня развития общества, внешней и внутренней обстановки, различных позитивных и негативных процессов вводит новые составы  преступлений и административных правонарушений, отменяет некоторые ранее существовавшие, переводит отдельные деяния из разряда  преступных в разряд административных правонарушений или наоборот.

       Нередко критерием является размер имущественного ущерба причиненного правонарушением. Например, хищение государственного или общественного имущества  на сумму, превышающую минимальный  размер месячной оплаты труда, считается  преступлением, а на меньшую сумму  — административным правонарушением5.

       Законодательство  различает посягательства в сфере  таможенного дела в зависимости  от различных степеней тяжести на преступления и проступки. По существу и те, и другие, являются нарушениями  таможенных правил, но критерием их разграничения служит вред, причиняемый  охраняемым интересам.

       Под административными правонарушениями в области таможенного дела (нарушениями  таможенных правил) понимаются именно проступки6.

       Согласно  ч. 2 ст. 2.1 КоАП «Юридическое лицо признается виновным в совершении административного  правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность  для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим  Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению»7. 

     2.2. Административно-правовой статус субъектов административной ответственности в области таможенного права

Информация о работе Виды ответственности в таможенном праве