Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Февраля 2013 в 19:12, курс лекций
Одной из целей данного пособия является подготовка специалистов, имеющих углубленные знания в области применения компьютерных технологий. При дальнейшем обучении в вузе студенты, получая знания по выбранной специальности, будут способны самостоятельно ставить и решать задачи компьютеризации отдельных участков своей профессиональной деятельности. Это способствует формированию у специалистов современного информационно-технологического мышления.
Введение………………………………………………………………
4
Глава 1. Организация информационных технологий обеспечения управленческой деятельности……………………….
6
Глава 2. Основные понятия и определения……………………...
14
Глава 3. Стадии создания ИСУ…………………………………...
22
Глава 4. Информационное обеспечение ИСУ…………………...
29
Глава 5. Математическое обеспечение ИСУ...…………………..
50
Глава 6. Мультимедиа в компьютерных технологиях………….
55
Глава 7 Вычислительные сети……………………………………
60
Глава 8. Искусственный интеллект………………………………
68
Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования Волжский государственный инженерно-педагогический университет |
Автомобильный институт
Кафедра автомобильного транспорта
Конспект лекций по дисциплине
Автоматизированные системы управления на автомобильном транспорте
Нижний Новгород
2009
ББК. 65.050.2
Ф – 32
Федосеев А.И. Автоматизированные системы управления на автомобильном транспорте: Конспект лекций по дисциплине – ВГИПУ, 2009
Конспект лекций по дисциплине «Автоматизированные системы управления на автомобильном транспорте» представляет краткое содержание основных разделов и тем курса в соответствии с рабочей программой дисциплины. Изложены основы создания информационных систем управления, дана классификация информационных систем управления, приведены стадии создания и внедрения, рассмотрены вопросы информационного и математического обеспечения, использования мультимедиа технологий в информатизации функций управления в различных сферах деятельности, представлены материалы по созданию компьютерных вычислительных сетей, приведены возможные варианты архитектур локальных сетей, дано описание возможностей различных служб Интернет, а также системы адресации компьютеров.
Пособие содержит сведения о современных направлениях разработок по созданию искусственного интеллекта и экспертных систем.
Также рассмотрены
различные варианты
Учебное пособие
предназначено для студентов
различных специальностей, изучающих
дисциплину “
© ВГИПУ
© Федосеев А.И.
Содержание
Введение………………………………………………………… |
4 | |
Глава 1. Организация информационных технологий обеспечения управленческой деятельности………………………. |
6 | |
Глава 2. Основные понятия и определения……………………... |
14 | |
Глава 3. Стадии создания ИСУ…………………………………... |
22 | |
Глава 4. Информационное обеспечение ИСУ…………………... |
29 | |
Глава 5. Математическое обеспечение ИСУ...………………….. |
50 | |
Глава 6. Мультимедиа
в компьютерных технологиях………… |
55 | |
Глава 7 Вычислительные сети…………………………………… |
60 | |
Глава 8. Искусственный интеллект……………………………… |
68 |
ВВЕДЕНИЕ
Современное общество живет в период, характеризующийся небывалым ростом информационных потоков. Это относится как к экономике, так и к социальной сфере. Наибольший рост объема информации наблюдается в промышленности, торговле, финансово–банковской сфере. В промышленности рост объема информации обусловлен увеличением объема производства, усложнением выпускаемой продукции, большим количеством используемых материалов, технологического оборудования, расширением внешних и внутренних связей экономических объектов. Рыночные отношения предъявляют повышенные требования к своевременности, достоверности, полноте информации, без которых немыслима эффективная маркетинговая, финансово-кредитная, инвестиционная деятельность. Роль информации в общественной жизни существенно меняется.
Информация приобретает преобразующий, определяющий характер. Создание индустрии информатики и превращение информационного продукта в товар приводит к глубинным социальным изменениям в обществе, трансформируя его из индустриального в информационное. Информация охватывает все стороны жизни общества – от материального производства до социальной сферы. Качественно новое обслуживание информационных процессов человеческой деятельности связано с использованием современной персональной электронно-вычислительной техники, систем телекоммуникаций. В связи с этим общество на уровне государства должно решить ряд проблем информатизации.
Стремительное развитие товарных и финансовых рынков в России явилось мощным толчком к интенсивному нарастанию процессов информатизации во всех сферах жизни общества. Изменились подходы к оценке роли информации и информационному обслуживанию производственно–хозяйственной, управленческой деятельности и различных категорий пользователей.
Одной из целей данного пособия является подготовка специалистов, имеющих углубленные знания в области применения компьютерных технологий. При дальнейшем обучении в вузе студенты, получая знания по выбранной специальности, будут способны самостоятельно ставить и решать задачи компьютеризации отдельных участков своей профессиональной деятельности. Это способствует формированию у специалистов современного информационно-технологического мышления.
Глава 1. Организация информационных технологий обеспечения управленческой деятельности
1.1. Содержание информатизация управления
Электронно-вычислительные машины - одно из крупнейших достижений современной науки и техники. Созданные первоначально для решения задач вычислительной математики, современные ЭВМ находят применение для управления производственными процессами, для выполнения экономических и конструкторских расчетов, для хранения и обработки статистической и справочной информации, для моделирования различных процессов.
Появление ЭВМ явилось предпосылкой для создания разнообразных информационных систем управления (ИСУ). Это обусловлено:
1) наличием мощных потоков информации, сопутствующей всем, в том числе и экономическим процессам;
2) использованием различных
средств ввода, вывода, отображения,
обработки и передачи по
3) развитием математического
аппарата в виде экономико-
4) возрастанием возможностей ЭВМ.
Информатизация управления обеспечивает создание и ведение динамических информационных моделей хозяйственных, производственных, экономических и финансовых процессов деятельности любого предприятия, которые в каждый момент времени содержат значения параметров, характеризующих фактическое состояние производственного процесса.
Информатизация управления позволяет оптимизировать структуру управления и документооборота.
Автоматизированный сбор, передача и обработка информации резко сокращают, а в некоторых областях полностью ликвидируют традиционную переписку. Изменяется вся система подготовки и формирования деловой документации: справочные, нормативные, отчётные, расчётные материалы и данные хранятся в банках данных. Информация по запросу выдаётся как визуально на дисплей, так и в виде документов. В перспективе - создание безбумажной технологии управления.
Действующие в настоящее
время отраслевые ИСУ осуществляют
сбор и обработку с помощью
ЭВМ различные видов
Использование вычислительной техники в управлении предприятия, организации имеет социальный и экономический эффект. Социальный эффект выражается в благоприятном влиянии на характер деятельности управленческого персонала.
Экономический эффект определяется снижением трудоемкости сбора и обработки информации, что приводит к снижению численности управленческого персонала на всех уровнях управления и как следствие к уменьшению расходов на управление. Кроме того, использование экономико-математических методов при планировании позволяет оптимизировать производственные, финансовые, транспортные и т.д. процессы.
Таким образом, при использовании вычислительной техники в управлении основные изменения касаются:
1) повышения научной обоснованности и объективности принимаемых решений за счёт повышения достоверности поступающей информации и возможностей применения формализованных методов её обработки;
2) возможности решения
принципиально новых задач,
3) увеличения времени
для творческой работы
4) повышения степени информированности управленческого персонала за счёт получения регулярной, в реальном масштабе времени, достоверной и предварительно обработанной информации;
5) сокращения времени
подготовки организационных
Развитие ИСУ осуществляется поэтапно. На первом этапе вычислительная техника используется для реализации отдельных задач (инженерных проектов и простейших задач учёта). Второй этап развития ИСУ характеризуется решением комплекса задач по функциональным подсистемам управления предприятиями. По каждому классу задач осуществляется:
- формализация процессов обработки данных;
- формирование массивов нормативно- справочной информации;
- совершенствование документообо
Гибкость технологии означает быструю адаптацию производства к запросам рынка, к постоянно растущим запросам населения и нуждам потребителей. При смене выпускаемой продукции желательно как можно быстрее и дешевле перестраивать технологию, используя имеющееся оборудование.
В настоящее время вычислительная техника оказывает решающее влияние на эффективность средств труда, технологических систем и управленческих функций во всех отраслях, ведомствах, предприятиях, организациях. В настоящее время ни одна фирма, предприятие, учреждение
не обходятся без компьютеров.
Основные направления автоматизации:
1) автоматизация средств труда - управление механизмами, роботами, автоматами и т.д.;
2) автоматизация управления
технологических процессов (
3) автоматизация управленческих функций (планирование, учёт, контроль, регулирование, прогнозирование);
1.2. Основные принципы информатизации управления
Разработка ИСУ, порядок их создания и направления эффективного использования базируются на следующих принципах:
1. Принцип новых задач. ИСУ должны обеспечивать решение качественно новых управленческих проблем, а не механизировать приемы управления, реализуемые неавтоматизированными методами.
2. Принцип системного подхода к проектированию ИСУ. Проектирование ИСУ должно основываться на системном анализе как объекта, так и процессов управления им. Это означает необходимость определения целей и критериев эффективности функционирования объекта (вместе с системой управления), анализа структуры процесса управления, вскрывающего весь комплекс вопросов, которые необходимо решить для того, чтобы проектируемая система наилучшим образом соответствовала установленным целям и критериям. Принцип первого руководителя. Разработка требований к системе, а также создание и внедрение ИСУ возглавляются руководителем соответствующего объекта (например, директором завода, начальником главка, министром и т.д.).
4. Принцип единства информационной базы. На машинных носителях накапливается (и постоянно обновляется) информация, необходимая для решения не какой-то одной или нескольких задач, а всех задач управления. При этом в основных (генеральных) массивах исключается неоправданное дублирование информации, которое неизбежно возникает, если первичные информационные массивы создаются для каждой задачи отдельно.
Информация о работе Автоматизированные системы управления на автомобильном транспорте