Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Февраля 2013 в 19:12, курс лекций
Одной из целей данного пособия является подготовка специалистов, имеющих углубленные знания в области применения компьютерных технологий. При дальнейшем обучении в вузе студенты, получая знания по выбранной специальности, будут способны самостоятельно ставить и решать задачи компьютеризации отдельных участков своей профессиональной деятельности. Это способствует формированию у специалистов современного информационно-технологического мышления.
Введение………………………………………………………………
4
Глава 1. Организация информационных технологий обеспечения управленческой деятельности……………………….
6
Глава 2. Основные понятия и определения……………………...
14
Глава 3. Стадии создания ИСУ…………………………………...
22
Глава 4. Информационное обеспечение ИСУ…………………...
29
Глава 5. Математическое обеспечение ИСУ...…………………..
50
Глава 6. Мультимедиа в компьютерных технологиях………….
55
Глава 7 Вычислительные сети……………………………………
60
Глава 8. Искусственный интеллект………………………………
68
В отличие от традиционных программ, предназначенных для решения задач по точным алгоритмам, с помощью экспертных систем решаются задачи, относящиеся к классу неформализованных или слабо формализованных (недетерминированных) задач. Алгоритмические решения таких задач или не существуют в силу неполноты, неопределенности, неточности, расплывчатости рассматриваемых ситуаций, или алгоритмы настолько сложны, что для их реализации не существует математического аппарата.
Экспертные системы должны сыграть роль высококвалифицированных помощников, способных дать полезный совет управленцу, находящемуся в затруднительном положении. Им может оказаться молодой, имеющий недостаточный опыт врач, перед которым возникла необходимость провести сложную и необычную операцию. Им может быть биолог, которому срочно понадобились знания на уровне нейрофизиолога, или любой другой исследователь и специалист.
Главным достоинством экспертных систем является возможность накопления знаний и сохранение их длительное время. В отличие от человека экспертные системы к любой информации подходят объективно, что улучшает качество производимой экспертизы. При решении задач, требующих обработки большого объема знаний, возможность возникновения ошибки при переборе очень мала.
Экспертные системы распадаются на два класса:
Основой функционирования экспертных систем является база знаний. Это информационный массив, состоящий из жестко установленных (декларативных) правил и факторов, включающих эвристические методы или правила решения задач, в том числе для выработки гипотез, обработки информации и логики получения выводов.
В экспертную систему входят:
Пользователь – специалист предметной области, для которого предназначена система. Обычно его квалификация недостаточно высока, и поэтому он нуждается в помощи и поддержке своей деятельности со стороны экспертной системы.
Интеллектуальный редактор осуществляет обработку новых знаний и дает возможность эксперту в диалоговом режиме пополнять базу знаний (данных).
Лингвистический процессор обеспечивает комфортный интерфейс между пользователем и экспертной системой. В нем реализуются процедуры морфологического, синтаксического и семантического контроля запросов пользователя и приведения их к виду, «понятному» ЭВМ.
Блок логического вывода обрабатывает запрос пользователя по базе данных. В случае поступления незнакомой (неизвестной) ситуации подготавливает запрос эксперту. Этим обеспечивается самообучение системы.
В настоящее время
разрабатываются специальные
Этапы проектирования экспертных систем:
- формулировка прикладной задачи (постановка задачи).
- создание базы знаний (данных) в конкретной прикладной области:
- сбор и систематизация различных управленческих ситуаций;
- анализ экспертами управленческих ситуаций и выработка управленческих решений;
- формализация знаний;
- разработка моделей решения задач в данной предметной области.
Область применения экспертных систем достаточно обширна:
- медицинский диагноз и консультации по лечению;
- оценка степени риска в экономике, политике;
- космические исследования;
- управление проектированием;
- консультации и оказание помощи при решении задач в различных областях человеческой деятельности (ремонт оборудования, геологоразведка, планирование, прогнозирование и т. д.).
Таким образом, экспертные системы в информационных технологиях – это знания экспертов, загруженные в компьютер и используемые всякий раз, когда в этом возникает необходимость. Это лучше, чем держать постоянно в штате экспертов. В этом случае экспертные системы представляют собой электронных экспертов в определенной области знаний или практики.
Информация о работе Автоматизированные системы управления на автомобильном транспорте