Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Февраля 2013 в 19:12, курс лекций
Одной из целей данного пособия является подготовка специалистов, имеющих углубленные знания в области применения компьютерных технологий. При дальнейшем обучении в вузе студенты, получая знания по выбранной специальности, будут способны самостоятельно ставить и решать задачи компьютеризации отдельных участков своей профессиональной деятельности. Это способствует формированию у специалистов современного информационно-технологического мышления.
Введение………………………………………………………………
4
Глава 1. Организация информационных технологий обеспечения управленческой деятельности……………………….
6
Глава 2. Основные понятия и определения……………………...
14
Глава 3. Стадии создания ИСУ…………………………………...
22
Глава 4. Информационное обеспечение ИСУ…………………...
29
Глава 5. Математическое обеспечение ИСУ...…………………..
50
Глава 6. Мультимедиа в компьютерных технологиях………….
55
Глава 7 Вычислительные сети……………………………………
60
Глава 8. Искусственный интеллект………………………………
68
5. Принцип комплексности задач и рабочих программ. Большинство процессов управления взаимосвязаны и поэтому не могут быть сведены к простому независимому набору отдельных задач.
6. Принцип типизации. Разрабатывая технический комплекс, системное математическое обеспечение, рабочие программы и связанные с ними формы и состав информационных массивов, исполнитель обязан стремиться к тому, чтобы предлагаемые им решения подходили, возможно, более широкому кругу заказчиков.
7. Принцип формализации заключается в необходимости строго формального подхода к решению проблемы, использования формализованных методов описания и моделирования проектируемых процессов, включая производственные, финансовые, технологические, бизнес и другие процессы.
8. Принцип концептуальной общности заключается в единстве методологии на всех этапах проектирования и создания информационных систем, учитывая все их составляющие.
9. Принцип непротиворечивости и полноты заключается во взаимном согласовании всех необходимых элементов во вновь создаваемой системе.
10. Принцип независимости данных предполагает, что все используемые модели должны быть спроектированы таким образом, чтобы они не зависели от процессов возникновения и обработки данных, их физической структуры и распределения в технической среде.
11. Принцип структурирования данных. Создавая конкретную информационную среду, необходимо спроектировать такую структуру (иерархическую, сетевую или реляционную), которая соответствовала бы решаемым на ее основе задачам.
15. Принцип доступа к данным конечного пользования. Заключается в том, что любой пользователь должен иметь средства доступа к данным (технические, программные, интерфейсные).
1.3. Роль информации в управлении
Любое управление невозможно без информации. Процесс управления (технология его осуществления) заключается в сборе информации об объекте управления и внешней среде (рынок, поставщики, потребители, конкуренты и т. д.), анализе и обработке этих данных и принятии управленческого решения. Поэтому важнейшим средством управления является информация.
Информация, используемая для принятия управленческих решений весьма разнообразна по своему содержанию, смысловой ценности, формам представления и отображения, требованиям точности, достоверности, оперативности отображения фактов, явлений, процессов, организацией хранения и характером обработки.
Оперативная информация отражает различные стороны деятельности объекта управления (организации, предприятия), содержит объемные характеристики функционирования объекта, выполняющих роль обратной связи, поступающей от объекта управления и показывающей достигнутые результаты, а также отклонения от нормативного функционирования объекта.
Нормативно-справочная информация с точки зрения содержания представляет собой экономические, технологические и трудовые нормативы, расчетные коэффициенты и т. д., значение которых в основных расчетах не изменяются.
Учетная информация используется для составления отчетности по работе организации и направляется вышестоящим организациям.
Учетная и плановая информация является основой всего процесса управления, включая регулирование, анализ, прогнозирование и другие функции. Окончательным итогом обработки информации является получение управленческих решений и отчетных данных. При этом первые из них поступают к объекту управления, а вторые к вышестоящим органам.
Руководитель любого уровня, вынужден осуществлять свои функции, основываясь лишь на доступной ему информации об объекте управления. Он проводит текущие мероприятия, организует контроль, анализ состояния организации, оценивает тенденции и развитие и т. п. Все это требует организации информационного обслуживания (предоставление нужной информации в определенное время и место), создание информационной среды, способствующей выполнению поставленных целей. Осуществление таких действий называется информационным обеспечением управленческой деятельности.
Элементарными неделимыми
единицами экономической
Своевременная и точная информация является наиважнейшим фактором, определяющим успех практически любого бизнеса. По некоторым оценкам специалистов, в случае раскрытия служебной информации средней фирмы она просуществовала бы всего несколько дней. В то же время своевременная информация может принести миллионную прибыль.
Таким образом, накопленная
и систематизированная
Глава 2. Основные понятия и определения
2.1. Система, управление, информация
В настоящее время существует множество определений системы, однако в них можно выделить следующее:
- система включает множество элементов, каждому из которых присущи определенные свойства;
- все элементы системы взаимосвязаны.
- совокупность элементов представляет единое целое, обладающее новым свойством.
- функционирование системы целенаправленно;
- каждый отдельный элемент системы сам может являться сложной системой;
- система, выделенная по какому либо признаку, может быть элементом системы более высокого уровня.
Таким образом, каждая система может быть рассмотрено с разных позиций. Элементами системы являются объекты, входящие в состав рассматриваемой системы, которые с точки зрения ее структуры не подлежат дальнейшему разбиению на части, хотя с другой стороны они в свою очередь могут рассматриваться как самостоятельные и отдельные системы.
Можно выделить следующие виды систем:
- планетарные (вселенная, солнечная система, планеты и т.д.);
- биологические (человек, животные и другие организмы);
- социальные (некоторая общность людей, племена, государства, профсоюзы, партии, клубы и другие группы людей);
-производственные (предприятия, организации).
В современном понятии система – это упорядоченная совокупность взаимосвязанных и взаимодействующих объектов (элементов), предназначенная для достижения определенной цели или выполнения определенных функций.
Система включает объект управления и соответствующий управляющий орган (систему управления).
Управляемый объект (предприятие, экономический, финансовый. технологический и т.п. процесс) выполняет совокупность операций по преобразованию входных потоков (сырья, материалов) в входной продукт (готовая продукция, услуги и т.д.).
Система управления выполняет совокупность операций, необходимых для организации работы управляемого объекта в процессе достижения поставленной цели.
Совокупность структурных органов управления, методов управления, управляемого объекта представляет собой систему организационного управления.
Функционирование системы управления осуществляется на базе информации о состоянии объекта, его входов, выходов в соответствии с поставленной целью. Управление объектом осуществляется путем подачи управляющих воздействий. Связь системы управления с внешней средой показана как директивные указания и представляемые отчеты.
Основным принципом управления является принцип обратной связи –управление по замкнутому циклу.
Таким образом, управление – это процесс воздействия на систему в целях перевода ее в новое состояние или поддержание в установившемся режиме.
Организационные системы имеют следующие особенности:
1. Основным элементом является человек – сложная, активная система. Составить формализованные модели, описывающие различные аспекты поведения человека, крайне трудно, а порой просто невозможно. В тоже время человек в организационных системах является лицом, принимающим решение.
2. Многоцелевой характер функционирования, то есть эффективность работы социально-экономической системы в целом и составляющих ее подсистем и элементов определяется не везде одинаковыми показателями. Такая многокритериальность оценок эффективности приводит к необходимости организации управления по отдельным взаимосвязанным уровням.
3. Непрерывное развитие организационных систем связанное с изменением структуры организации, появление новых функций управления, внутренних и внешних условий и связей).
Для эффективного управления любой системой необходима достаточная информация о состоянии системы и окружающей среде, с которой она взаимодействует.
Информация с точки зрения управления: информация – сообщения, сведения, знания, необходимые для принятия решения. Информация характеризуется следующими свойствами:
- в основе информации лежат материальные процессы.
- передача, в том числе хищение, информации не уменьшает ее количество; информация не исчезает от постоянного ее употребления;
- информация способна накапливаться и этому процессу нет предела;
- информация имеет количественные и качественные характеристики (бит, байт и т. д., полнота, достоверность, дискретность, актуальность);
- существование информации определяется ее использованием (передача, накопление, обработка и т.д.).
Мощным инструментом, позволяющим резко повысить эффективность как производства, так и управления является информатизация производства и управления в различных аспектах.
Информационной будем называть систему, помогающую различным категориям работников эффективно выполнять свои функции с использованием современных технологических средств, и прежде всего, вычислительной техники.
Таким образом, информационная система управления – это совокупность коллектива людей, административных и экономико-математических методов, информационной базы, средств вычислительной техники, позволяющая осуществлять оптимальное управление в различных сферах человеческой деятельности.
2.2. Основные функции управления
Функция управления - особый вид человеческой деятельности, продукт процесса разделения труда и специализации, отличающийся относительной самостоятельностью.
С точки зрения информатизации управлении выделяются следующие функции:
1. Прогнозирование – научное предвидение будущих процессов и явлений на основе всестороннего анализа текущего состояния системы, расчетов и моделирования многовариантных решений.
Различают два вида прогноза: поисковый (исследовательский) и нормативный.
При поисковом прогнозе определяются возможные состояния системы в будущем с расчетом вероятности того или иного исхода.
При нормативном прогнозе рассматривается, как правило, один вариант, рассчитываемый на усредненных нормативах.
Качество прогноза зависит
от применяемых методов
2. Планирование – постановка цели и выработка программы для ее достижения. При планировании реализуются следующие принципы: обоснованность, оптимальность, комплексность.
Основным методом планирования
является балансовый метод, который
может быть реализован при помощи
соответствующей экономико-
3. Регулирование – обеспечение нормальной деятельности и развития системы, поддержание ее функционирования в заданном режиме, компенсируя внутренние и внешние возмущения.
4. Контроль – система наблюдения за состоянием объекта управления и выявление отклонений в процессе функционирования.
5. Учет – сбор и обработка исходных данных в системе и внешней среде.
2.3 Классификация информационных технологий
Информационные технологии можно классифицировать по следующим признакам.
По степени централизации технологического процесса ИТ в системах управления делят на: централизованные, децентрализованные, и комбинированные технологии:
Централизованные технологии характеризуются тем, что обработка информации и решение основных функциональных задач экономического объекта производятся в центре обработки ИТ – центральном сервере, организованной на предприятии вычислительной сети, либо в отраслевом или территориальном информационно-вычислительном центре.
Информация о работе Автоматизированные системы управления на автомобильном транспорте