Автоматизированные системы управления на автомобильном транспорте

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Февраля 2013 в 19:12, курс лекций

Описание

Одной из целей данного пособия является подготовка специалистов, имеющих углубленные знания в области применения компьютерных технологий. При дальнейшем обучении в вузе студенты, получая знания по выбранной специальности, будут способны самостоятельно ставить и решать задачи компьютеризации отдельных участков своей профессиональной деятельности. Это способствует формированию у специалистов современного информационно-технологического мышления.

Содержание

Введение………………………………………………………………
4

Глава 1. Организация информационных технологий обеспечения управленческой деятельности……………………….

6

Глава 2. Основные понятия и определения……………………...
14

Глава 3. Стадии создания ИСУ…………………………………...
22

Глава 4. Информационное обеспечение ИСУ…………………...
29

Глава 5. Математическое обеспечение ИСУ...…………………..
50

Глава 6. Мультимедиа в компьютерных технологиях………….
55

Глава 7 Вычислительные сети……………………………………
60

Глава 8. Искусственный интеллект………………………………
68

Работа состоит из  1 файл

Конспект лекций по дисциплине Автоматизированные системы управле.doc

— 692.00 Кб (Скачать документ)

Децентрализованные  технологии основываются на локальном применении средств вычислительной техники, установленных на рабочих местах пользователей для решения конкретной задачи специалиста. Децентрализованные технологии не имеют централизованного хранилища данных, но обеспечивают пользователей средствами коммуникации для обмена данными между узлами сети.

Комбинированные технологии характеризуются интеграцией процессов решения функциональных задач на местах с использованием совместных баз данных и концентрацией всей информационной системы в автоматизированном банке данных.

По видам  процессов управления:

- информационные системы управления (ИСУ) технологическими процессами; это человеко-машинные системы, обеспечивающие управление технологическими  устройствами, станками, автоматическими линиями;

- ИСУ организационного управления; для них объектом управления служат производственно-хозяйственные и социально-экономические процессы, банковские, ИСУ фондового рынка, финансовые ИСУ, страховые ИСУ, налоговые ИСУ, ИСУ таможенной службы, ИСУ государственной статистики, ИСУ промышленных и торговых предприятий, ИСУ учебных заведений и т.д.

По территориальному признаку:

- государственная информационная  система (ИС) управления, включающая ИС государственной статистики, ИС финансовых расчетов, отраслевые информационные системы управления, ИС научных исследований, ИС налоговой службы, ИС МВД и т.д.

- окружные информационные  системы федерального уровня;

- региональные информационные  системы управления;

- информационные системы  управления городским хозяйством.

В зависимости от меры участия человека в функционировании ИСУ различаются как автоматические  и автоматизированные.

Под автоматической понимается такая система управления, которая после монтажа и ее наладки может функционировать без непосредственного участия человека. Роль человека сводится к контролю, профилактике и ремонту.

Автоматизированные системы информационного управления включают человеческое звено (обслуживающий персонал, административный аппарат управления) в качестве органической составной части. Это связано с тем, что ряд функций управления не может быть полностью формализован (описан математически) и всегда могут возникнуть ситуации, не предусмотренные самой сложной моделью. Решение в этом случае принимает человек.

По качественному уровню управления ИСУ различаются на:

Информационно-справочные системы (ИСС) осуществляют сбор, хранение, предварительная обработка и выдача по запросу пользователей информации о ходе производственно-хозяйственной деятельности предприятия, организации без влияния на сущность принимаемых аппаратом управления решений. ИСС ориентированы на автоматизацию рутинных, нетворческих процессов обработки (учет, инженерно-технические и аналитические расчеты), их еще называют информационно-поисковые.

Информационно-советующие системы в автоматизируемом режиме формируют варианты допустимых в данной конкретной ситуации управленческих решений. Данные варианты решений оцениваются по заданным критериям. Эти рекомендации оцениваются специалистами и используются для принятия решений. В основу советующих автоматизированных систем должны быть заложены математические модели, адекватные процессам, протекающим в объекте или системе управления.

Информационно-управляющие  системы функционируют в реальном масштабе времени и синхронно с управляемыми объектами.

По типу предметной области выделяют функциональные классы задач соответствующих предприятий и организаций, решение которых производится с использованием современной автоматизированной информационной технологии. К ним относятся задачи бухгалтерского учета и аудита, банковской сферы, страховой и налоговой деятельности и др.

По классам реализуемых  технологических операций ИТ рассматриваются в соответствии с решением задач прикладного характера и имеющимся прикладным программным обеспечением, таки, каким текстовые и графические редакторы, табличные процессоры, системы управления базами данных, мультимедийные системы, гипертекстовые системы и др.

По типу пользовательского  интерфейса автоматизированные информационные технологии подразделяются в зависимости от возможностей доступа пользователя к информационным, вычислительным и программным ресурсам, соответствующей используемой на экономическом объекте автоматизированной информационной технологии. Пакетная информационная технология не предоставляет возможности пользователю влиять на обработку данных, в то время как диалоговая технология позволяет ему взаимодействовать с вычислительными средствами в интерактивном режиме, оперативно получая информацию для принятия управленческих решений.

Интерфейс сетевой автоматизированной информационной технологии предоставляет пользователю телекоммуникационные средства доступа к территориально удаленным информационным и вычислительным ресурсам.

Способ построения сети зависит от требований управленческого аппарата к оперативности информационного обмена и управления всеми структурными подразделениями фирмы. Повышение запросов к оперативности информации в управлении экономическим объектом привело к созданию сетевых технологий, которые развиваются в соответствии с требованиями современных условий функционирования организации. Это влечет за собой организацию не только локальных вычислительных систем, но многоуровневых (иерархических) и распределенных информационных технологий в ИС организационного управления. Все они ориентированы на технологическое взаимодействие, которое организуется за счет средств передачи, обработки, накопления, хранения и защиты информации.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 3. Стадии создания ИСУ

 

3.1 Общие положения

Разработка информационной системы управления представляет собой комплекс научно-исследовательских, проектных, инженерно-технических и организационных работ, направленных на совершенствование существующей системы управления на базе современных методов управления и использования вычислительной техники.

Независимо  от специфических условий и требований к конкретным ИСУ существует некоторая типовая последовательность разработки информационных систем и общие рекомендации по организации работ.

Последовательность  разработки ИСУ установлена в  виде стадий создания: обследование объекта информатизации и обоснование создания ИСУ, техническое задание; эскизный проект, технический проект, рабочий проект, изготовление несерийных комплектов комплекса средств информатизации, ввод в действие.

Выделение отдельных  стадий создания ИСУ и определение содержания работ по каждой стадии имеет существенное значение для более четкого планирования, оперативного контроля и управления деятельностью коллектива разработчиков и отдельных исполнителей.

Разработка проекта  сопровождается по каждой стадии соответствующей проектной технической документацией. Её цель - формальное представление проектных решений для последующего использования при их реализации.

3.2. Этапы проектирования

Рассмотрим  основные этапы проектирования.

Технико-экономическое  обоснование содержит следующие разделы:

- общие положения;

- обоснование цели создания ИСУП;

  • - обоснование комплекса задач и средств ИСУ;

- перечень организационно-технических мероприятий;

- общей оценки экономической целесообразности и производственной необходимости создания ИСУ.

ТЭО разрабатывается  на основе предпроектного обследования предприятия.

Техническое задание (ТЗ) является основным исходным для разработчика и заказчика ИСУ документом, в соответствии с которым происходит разработка ИСУ и приемка её приемочной комиссией.

В состав ТЗ в обязательном порядке включаются следующие разделы:

- назначение и цель, где указывается сфера функционирования 
объекта управления, вид управляемого процесса, органы и 
функции, подлежащие автоматизации;

- требования к ИСУ, где излагаются требования к системе в целом, видам обеспечения, структуре ИСУ;

- требования к составу, содержанию работ по подготовке объекта к вводу ИСУ в действие;

- показатели эффективности функционирования ИСУ;

- стадии создания, где указывают очередность и этапы работ по 
созданию ИСУ, сроки их выполнения и ввода системы в действие, перечень организаций - исполнителей работ;

- порядок контроля и приемки.

При создании ИСУ в несколько очередей в  ТЗ указывается перечень подсистем  и комплексов задач, вводимых в действие в первой и последующих очередях.

Технический проект (ТП) - это комплекс документов, содержащих решения.

Технический проект содержат 9 разделов.

1. Пояснительная  записка. 

2. Решения  по комплексу технических средств.

3. План мероприятий по подготовке предприятия к внедрению.

4. Расчет экономической  эффективности. 

5. Описание организационной  структуры управления

6. Описание  постановки задачи.

7. Описание  программного обеспечения ИСУ. 

8. Описание  информационного обеспечения.

9. Описание алгоритма. 

Технический проект утверждается заказчиком.

Разработка  рабочей документации (РД) является завершающей стадией проектирования ИСУ.

На этапе создания РД заказчик обязан завершить формирование и организовать ведение информационной базы или банка данных ИСУ; ввести в промышленную эксплуатацию КТС и вычислительный центр; завершить обучение управленческого персонала и работников ВЦ работе в условиях функционирования ИСУ.

Разработчик подготавливает следующие документы: описание технологического процесса обработки данных; технологические инструкции; должностные инструкции; руководство программиста; руководство оператора; описание контрольного примера; текст программы.

 

3.2. Ввод ИСУ в эксплуатацию

Ввод ИСУ в эксплуатацию осуществляется  в 3 этапа: - приёмо-сдаточные испытания; опытная эксплуатация; промышленная эксплуатация;

Все этапы оформляются  приказом по организации, в котором  указывается название  ИСУ, этап, комиссия, программа проведения  испытания (эксплуатации), сроки.

Целью приёмо-сдаточных испытаний является проверка готовности обеспечивающих частей ИСУ.

Опытная эксплуатация проводится на реальном объекте, в реальном масштабе времени, на реальной информации. При этом ИСУ функционирует параллельно с существующей системой управления. Это необходимо для сравнения, сопоставление результатов, принятия решения о готовности системы и целесообразности её внедрения. Продолжительность опытной эксплуатации  от одного месяца до одного года.

После успешного проведения опытной эксплуатации  система сдаётся в промышленную эксплуатацию.

Лингвистическое обеспечение

Под лингвистическим обеспечением понимается совокупность языковых средств для формализации общения персонала ИСУ между собой и со средствами вычислительной техники (гост 24.003-84).

Лингвистическое обеспечение  включает терминологию обозначения  и язык программирования.

Термин и определения, относящихся к ИСУ закрепляются в соответствующих нормативных  документах (ГОСТ, ОСТ, РММ и т.д.), что способствует выработке единого  взгляда на процесс информатизации управления у специалистов различного профиля, а так же исключению возможных несоответствий на этих разработках и внедрения ИСУ.

Значительное место  в лингвистическом обеспечении  занимают языки программирования и  системы обозначений, используемых при списании объектов, схем, документаций, алгоритмов и технологий обработки информации. ГОСТ 19.002-80, ГОСТ 19.003-80.

Существующие в настоящее  время языки  программирования подразделяются на следующие классы; машинно-ориентированные, процедурно-ориентированные, универсальные.

К машинно-ориентированным  языкам программирования относятся языки в которых, с одной стороны, явно выражена связь с типом ЭВМ (соответствующая структура команд, структура памяти, структура внешних устройств и т.д.), а с другой – введены элементы упрощающие и автоматизирующие процесс программирования (символьное обозначение команд, ячеек памяти, широкое использование обозначений, привычных для человека).

Машинно-ориентированные  языки программирования позволяют  писать программы, не уступающие по эффективности программам написанным в машинных кодах.

Процедурно-ориентированные  языки представляют собой следующий, более высокий уровень языков программирования, предназначенных для различных сфер применения ЭВМ и учитывающих специфику этих применений. Особенностью этих языков является выделение класса объектов программирования (арифметические, текстовые выражения и т.д.). Одной из важных сфер применения является использование этих языков для манипуляций над информацией (символьная обработка информации, использование в текстовых редакторах и табличных процессорах, СУБД).

Расширение сфер использования  ЭВМ привело к необходимости  решать задачи, которые выходят за рамки одного процедурно-ориентированного языка. Отсюда возникла необходимость создания универсальных языков, удобных для описания процессов обработки данных при решении различных задач. К ним относится ПL/1, Фортран, Бейсик, Pascal, Cu.

Информация о работе Автоматизированные системы управления на автомобильном транспорте