Необходимость взаимодействия различных видов транспорта

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Мая 2012 в 11:27, курсовая работа

Описание

Когда говорят об уровне цивилизации общества, развитии страны или региона одним из наиболее важных признаков, который определяет этот уровень можно считать уровень развития транспорта. Действительно, если вспомнить историю, то переход от одной формации общества к другой сопровождался изменением, как транспортной техники, так и собственно транспортной системы. В первобытнообщинном обществе перемещение осуществлялось с помощью животных или на простейших плавучих средствах. Необходимость в транспорте вызывалась потребностью в общении, обмене, торговле. В создании и совершенствовании транспортной системы реализуется все лучшие и прогрессивные достижения в науке, промышленности и строительстве.

Работа состоит из  1 файл

необходимость взаимодействия различных видов транспорта 2003 - копия.doc

— 165.00 Кб (Скачать документ)

     Введение

     Когда говорят об уровне цивилизации общества, развитии страны или региона одним  из наиболее важных признаков, который  определяет этот уровень можно считать  уровень развития транспорта. Действительно, если вспомнить историю, то переход  от одной формации общества к другой сопровождался изменением, как транспортной техники, так и собственно транспортной системы. В первобытнообщинном обществе перемещение осуществлялось с помощью животных или на простейших плавучих средствах. Необходимость в транспорте вызывалась потребностью в общении, обмене, торговле. В создании и совершенствовании транспортной системы реализуется все лучшие и прогрессивные достижения в науке, промышленности и строительстве.

     Стабилизация  и развитие экономики любой страны, а тем более страны с такой колоссальной территорией, как Россия, начинается, как правило, с развития собственной транспортной системы. Основная цель - достижение уровня развития передовых стран и интеграция в мировую транспортную систему. Следует подчеркнуть направленность такого развития на максимальное удовлетворение интересов отдельного человека, т.е. обеспечение всех производственных структур и населения страны транспортными услугами в необходимом объеме и качестве.

     Острейшая необходимость развития транспортной системы России в настоящее время обусловлена рядом причин:

  • проводящимися экономическими реформами, связанными с перераспределением форм собственности;
  • нерациональным распределением объемов перевозок между отдельными видами транспорта,
  • их слабым взаимодействием и рядом других факторов.

     Стоит задача встать на путь развития и интеграции всех видов транспорта и транспортных структур в единую транспортную систему  страны. Этот шаг приобретает особую актуальность при реализации государственного управления в период перехода к многоукладной экономике и различным формам собственности на транспорте.

     Главная цель на этом пути – обеспечение  потребности России в транспортных услугах на наиболее эффективных  условиях максимальной комфортности перевозок, безопасности и экологической защищенности окружающей среды.

     Современную цивилизацию невозможно представить без развитой транспортной системы, обеспечивающей широкомасштабный обмен сырьем, материалами, товарами, которые являются технологической основой экономики. Транспортные операции составляют необходимое условие протекания производственных процессов, и транспорт по праву называется кровеносной системой экономики. Причем удельный вес использования транспорта далеко не одинаков как в пассажирском и грузовом товарообороте, так и в различных регионах страны. Так сложилось вследствие многочисленных исторических, географических, экономических, социальных и других причин.

     Современный мировой транспорт руководствуется  двумя принципами: обеспечить полный цикл перемещения по схеме «от  двери до двери»  и «точно в срок». То есть, грузы должны быть перевезены от двери склада производителя или грузовладельца до дверей склада потребителя или грузополучателя. При этом ни грузовладелец, ни грузополучатель могут не участвовать в организации процесса перевозки. Они только оплачивают все расходы. То же и с пассажирами. Они должны быть перевезены от места отправления до места прибытия, например, от дверей своей квартиры или офиса до «дверей» в месте назначения. И весь процесс должен быть реализован в установленный срок. Конечно, такой транспортный процесс – идеальный вариант, но те виды транспорта, транспортные компании и фирмы, которые стремятся к этому, будут конкурентоспособными на современном транспортном рынке. Естественно, что реализация в транспортной деятельности упомянутых принципов, требует современной техники и инфраструктуры транспорта и, что очень важно, современных форм организации перевозок и управления на транспорте.

     В XX в. и в особенности во второй его половине произошли гигантские преобразования во всех частях света и областях человеческой деятельности.

     Рост  населения, увеличение потребления  материальных ресурсов,  научно-техническая  революция, а также естественно-географические, экономические, политические, социальные и другие фундаментальные факторы привели к тому, что транспорт мира получил невиданное развитие как в масштабном (количественном), так и в качественном отношениях. Наряду с ростом протяженности сети путей сообщения традиционные виды транспорта подверглись коренной реконструкции: значительно увеличился парк подвижного состава, во много раз поднялась его провозная способность, повысилась скорость движения. В то же время на первый план вышли транспортные проблемы. Эти проблемы по преимуществу относятся к городам и обусловлены чрезмерным развитие автомобилестроения. Гипертрофированный автомобильный парк крупных городов Европы, Азии и Америки вызывает постоянные пробки на улицах и лишает себя преимуществ быстрого и маневренного транспорта. Он же серьезно ухудшает экологическую обстановку.

     Транспорт как особо динамичная система  всегда был одним из первых потребителей достижений и открытий самых различных  наук, включая фундаментальные. Более  того, во многих случаях он выступал прямым заказчиком перед большой  наукой и стимулировал ее собственное развитие.

     Особенное значение для его прогресса имели  фундаментальные исследования в  области таких наук, как математика, физика, механика, термодинамика, гидродинамика, оптика, химия, геология, астрономия, гидрология, биология и другие. В не меньшей степени транспорт нуждался и нуждается в результатах прикладных исследований, проводимых в области металлургии, машиностроения, электромеханики, строительной механики, телемеханики, автоматики, а в последнее время электроники и космонавтики. В свою очередь некоторые открытия и достижения, полученные в рамках собственно транспортных наук, обогащают другие науки и широко используются во многих нетранспортных сферах народного хозяйства.

     Дальнейший  прогресс транспорта требует использования  последних, постоянно обновляемых результатов науки и передовой техники и технологии.

     Необходимость освоения возрастающих грузовых и пассажирских потоков, усложнение условий для  сооружения транспортных линий в  необжитых, трудных по топографии районах  и крупных городах. Стремления повысить скорость сообщений и частоту отправления транспортных единиц, необходимость улучшения комфорта и снижения себестоимости перевозок — все это требует совершенствования не только существующих транспортных средств, но и поиска новых, которые могли бы более полно удовлетворить поставленным требованиям, чем традиционные виды транспорта. К настоящему моменту разработано и реализовано в виде постоянных или опытно-эксплуатационных установок несколько новых видов транспортных средств и значительно больше существует в виде проектов, патентов или просто идей. 

     1. Понятие о транспорте

     1.1 Транспорт и его  составляющие

     Транспорт – отрасль материального производства, осуществляющая комплекс транспортно  – технологических процессов  при перемещении пассажиров и грузов.

     Транспорт является одной из отраслей экономической  инфраструктуры, которая, кроме всех видов магистрального транспорта, включает в себя энергетику, связь, коммунальное хозяйство (водоснабжение, канализацию, удаление твердых отходов), а также такие инженерные сооружения, как плотины, сети ирригационных и дренажных каналов. Понятие инфраструктуры служит, таким образом, общим понятием для обозначения многих видов деятельности. Термин «инфраструктура» (от лат. infra – ниже, под structura – строение, расположение) употребляется для обозначения комплекса составных частей общего устройства экономической жизни, носящих подчиненный характер и обеспечивающих нормальную деятельность экономической системы в целом.

     Непосредственно с транспортом связана работа многих отраслей народного хозяйства: машиностроения (автомобиле -, локомотиво -, вагоно -, судо - и авиастроения), топливоэнергетики, металлургии и др. Транспорт ежегодно потребляет примерно 18% дизельного топлива, 6% электроэнергии, 10% лесоматериалов, 4% черных металлов.

     Транспорт способен существенно влиять на экономический  рост. Расширение торговли, повышения  уровня жизни. Он способствует повышению  производительности труда, сокращая время  доставки грузов или проезда до места  работы. Транспорт активно влияет на окружающую среду, причем это воздействие носит в основном негативный характер. Так, на долю транспорта в общем валовом выбросе в атмосферу всех продуктов производственной деятельности приходится 40%. В том числе основную долю загрязнений (более 80%) дает автомобильный транспорт. Из этого следует, что практически снижение загрязнения атмосферного воздуха транспортом во многом определяется решением экологической проблемы на автомобильном транспорте.

     Темпы развития транспорта должны соответствовать экономическому росту. По данным зарубежных исследователей, рост валового внутреннего продукта в большинстве стран мира сопровождается пропорциональным увеличением стоимости основных фондов транспорта. Таким образом, по мере развития экономики страны транспортная отрасль должна изменяться в соответствии с динамикой спроса на транспортные услуги. Существует и обратная взаимосвязь, т.е. транспорт оказывает воздействие на экономическое развитие, являясь если не двигателем, то, по крайней мере, «колесами» экономической активности. Однако специальными исследованиями установлено, что инвестиции в лишь транспортную отрасль или даже во всю инфраструктуру не гарантируют роста экономики. Успех зависит, прежде всего, от экономической политики государства в целом.

     В состав транспортной отрасли входят:

  • инфраструктура транспорта, под которой понимается комплекс постоянных (неподвижных) зданий, сооружений, устройств, приспособлений и т.п., предназначенных для осуществления транспортной деятельности;
  • транспортные коммуникации;
  • техника транспорта, включающая в себя транспортные средства и

     погрузочно-разгрузочные системы,

  • технические средства обслуживания пользователей транспортных средств (клиентов) и
  • информационно – вычислительные системы управления перевозочными процессами и системы управления транспортными потоками,
  • персонал, работающий в транспортной отрасли.

     На  функционирование транспорта большое  значение оказывают природно-климатические факторы (окружающая среда).

     В общей постановке все указанные  составляющие транспортной отрасли могут быть объединены в три группы:

  • транспортная техника,
  • люди,
  • окружающая среда.

     Совокупность, объединяющая технику, множество людей  и окружающую среду, называется полиэргатической системой. Интегрированная совокупность объектов, взаимодействие которых направлено на достижение определенной цели, называется сложной системой.

     Транспорт, как и всякая производственная система, имеет внешнюю и внутреннюю среду. Основными субъектами внешней среды  являются потребители транспортных услуг, а внутреннюю среду представляют работники транспорта, транспортные устройства и среда.

     Упоминание  о транспортной системе России требует  определения этого понятия. Причем это определение может относиться не только к стране в целом, но и  к транспортной системе региона и к совокупности интегрированных транспортных систем. 

     1.2 Единая транспортная  система

     Единая  Транспортная Система (ЕТС) представляет собой совокупность эффективно взаимодействующих  независимо от формы собственности  и ведомственной подчиненности  видов транспорта – путей сообщения транспортных средств (с производственно – управленческим персоналом), обеспечивающих погрузочно-разгрузочные работы, перевозку людей и грузов с использованием современных прогрессивных технологий в целях наилучшего удовлетворения спроса населения и грузовладельцев на транспортные услуги.

     Главной задачей ЕТС должно стать наилучшее  удовлетворение потребностей транспортных услуг на основе эффективного взаимодействия этих элементов внутренней среды  транспортно – дорожного комплекса с учетом экологичности, надежности, безопасности и социальной справедливости транспортного обслуживания внешней среды. В настоящее время, несмотря на определенные научные результаты и практические усилия по формированию единой транспортной системы, единство транспортного комплекса в России полной мере не обеспечено. И дело не только в технических трудностях или отсутствии единого управляющего органа. Такой орган создан – Министерство транспорта Российской Федерации. Однако, «состыковать» различные виды транспорта, да еще при рыночных отношениях и разных формах собственности, труднее, чем это было раньше, по многим причинам. Это и недостаточность развития транспортных ресурсов, и несовершенство экономических и юридических механизмов взаимодействия видов транспорта.

     Транспорт удовлетворяет одну из важнейших  потребностей человека – потребность  в перемещении. Однако практически  ни один вид транспорта (кроме, пожалуй, автомобильного, и то не всегда) не может  самостоятельно обеспечить полный цикл перемещения по схеме «от двери до двери» или «от дома до дома». Такое перемещение возможно лишь при четком взаимодействии отдельных частей транспортного комплекса. Организация работы такого комплекса, как ЕТС России, является одновременно и сложной задачей, и насущной для экономики страны потребностью, которая соответствует интеграционным тенденциям социально – экономического развития человечества, достижениям научно – технического прогресса и стратегическим интересам России. При этом единство транспортной системы России не должно означать ее обособленности от путей сообщения сопредельных государств и территорий, особенно стран СНГ, развитие и функционирование которых в течение столетий осуществлялось в едином комплексе.

Информация о работе Необходимость взаимодействия различных видов транспорта