В
недавнем прошлом основой ЕТС
считалась общественная форма собственности
на транспортные ресурсы. В связи с проведением
рыночных реформ, акционированием и приватизацией
части транспортных средств понятие единства
подвергается серьезному испытанию.
При этом упор делается на то, что не единство,
а конкуренция, в том числе и между
видами транспорта, является двигателем
рынка транспортных услуг. Следует подчеркнуть,
что нет единой схемы рынка, и рыночный
механизм нельзя абсолютизировать. Главное
– положительный конечный результат,
коим являются условия и качество жизни
человека, его благосостояние, социальная
и экологическая защищенность, общепринятый
уровень свободы. Конкретным конечным
результатом должна быть эффективная
ресурсосберегающая, обеспечивающая достойную
жизнь человека экономика, важнейшей частью
которой является транспорт.
Очевидно,
что высокой эффективности транспортного
обслуживания производства можно достичь
только в том случае, если проектировать
и оптимизировать не отдельные виды
сообщений, а всю транспортную сеть,
рассматриваемую как единое целое, состоящее
из разнородных звеньев, различающихся
своими функциями и возможностями. Транспортная
сеть предназначается для удовлетворения
спроса на перевозки конкретного региона
с учетом его структуры. Единый подход
позволяет значительно сократить расходы
всех ресурсов, в том числе и временные,
а также обеспечить максимальную пропускную
способность сети при ограничениях на
объем используемых ресурсов. Рассмотрение
транспортной сети как единого целого
позволяет установить:
- рациональное
соотношение между всеми видами транспорта
на всевозможных направлениях перевозок
и
- предотвратить
необоснованное дублирование линий различными
видами транспорта, что практически неизбежно
при изолированном анализе отдельных
транспортных систем.
Такой
подход к решению транспортных проблем
практикуется довольно редко, и это связано
с еще существующей ведомственной разобщенностью
нашего транспорта. Различные виды транспорта
должны функционировать во взаимосвязи,
обеспечивая единообразие транспортного
обслуживания клиентов. Единство транспортной
системы достигается в:
- технической
сфере взаимодействия, которая предполагает
унификацию, стандартизацию и согласование
параметров технических средств разных
видов транспорта, а также пропускной
и перерабатывающей способности взаимодействующих
систем;
- технологической
сфере взаимодействия, которая обеспечивается
единством технологии, совмещенных и взаимоувязанных
графиков работы транспорта, отправителей
и получателей грузов, непрерывных планов-графиков
работы транспортных узлов;
- информационной
сфере взаимодействия, которая обеспечивает
совместимость информации по содержанию,
формам представления, скорости и своевременной
выдаче информации одним видом транспорта
для принятия решений на другом;
- правовой
сфере взаимодействия, основу которой
составляют Устав железнодорожного транспорта,
Устав внутреннего водного транспорта,
Кодекс торгового мореплавания, Устав
автомобильного транспорта, сборник правил
перевозок и тарифов, правила планирования
перевозок;
- экономической
сфере взаимодействия, основу которой
составляет единая система планирования,
распределение перевозок по видам транспорта,
наличие или отсутствие ресурсов;
- использование
наработанного опыта взаимодействия
разных видов транспорта в узлах.
При
этом каждый вид транспорта осуществляет
перевозки в наивыгоднейшей для него сфере,
а комплексная ЕТС в целом призвана обеспечивать
полное удовлетворение потребностей общества
в перевозках грузов и пассажиров.
1.3
Структурно –
функциональная характеристика
транспорта
Структурно
транспорт можно представить как
систему, состоящую из двух подсистем:
- транспорта
общего пользования,
- транспорта
необщего пользования
При
этом обе части системы могут
быть представлены предприятиями федеральной
(государственной), муниципальной или
частной форм собственности.
Транспорт
общего пользования – это транспорт,
который в соответствии с действующим
законодательством обязан осуществлять
перевозки грузов и пассажиров, кем
бы эти перевозки ни были предъявлены:
государственным предприятием или
учреждением, общественной организацией,
акционерным обществом, фирмой или частным
лицом.
Транспорт
общего пользования выступает как
самостоятельная отрасль материального
производства. Он обслуживает сферу
обращения, обеспечивая связь между
сферой производства и сферой потребления.
В
отличие от транспорта общего пользования,
транспорт необщего пользования
выполняет перевозки продукции внутри
сферы производства, т.е. для конкретного
предприятия, организации или фирмы. Перевозки,
которые он выполняет, являются внутрипроизводственными,
или технологическими. Ведомственный
транспорт промышленных предприятий называется
промышленным транспортом.
Автомобильные
или железные дороги (как правило,
небольшой длины), принадлежащие
тому или иному предприятию, называются
подъездными. В транспортной системе
страны имеется густая сеть таких дорог.
Суммарная протяженность железнодорожных
подъездных путей превышает протяженность
железных дорог общего пользования. Более
половины судов речного флота (в основном
небольшой грузоподъемности и мощности)
принадлежат различным ведомствам (предприятиям
нефтяной и газовой промышленности, лесного,
коммунально-бытового хозяйства и т.п.).
В отличие от транспорта общего пользования,
промышленный транспорт представлен также
специальными транспортными средствами,
такими как канатные и подвесные дороги,
пневмотранспорт и др.
Кроме
деления на транспорт общего и
необщего пользования, в некоторых
случаях его подразделяют на магистральный
транспорт и немагистральный
транспорт. С одной стороны, магистральный
– синоним транспорта общего пользования,
а немагистральный – необщего (например,
промышленный транспорт – это транспорт
немагистральный). С другой стороны, термин
«магистральный транспорт» применяется
для обозначения путей сообщения, связывающих
крупные города и промышленные центры
страны или крупного региона. В этом случае
небольшие ответвления от основных магистралей,
несмотря на то, что они входят в состав
сети общего пользования, не считаются
звеньями магистрального транспорта и
обычно именуются линиями местного значения.
В
зависимости от целей экономического
анализа транспорт общего пользования
группируется следующим образом:
Универсальный
транспорт (железнодорожный, водный, автомобильный,
воздушный) и специальный транспорт;
внутренний
транспорт (осуществляющий перевозки
внутри страны) и внешний транспорт (выполняющий
перевозки не только внутри страны, но
и за границу);
круглогодичный
транспорт (железнодорожный, автомобильный
и т.д.) и сезонный транспорт (например,
внутренний водный).
1.4
Факторы использования
различных видов
транспорта
Осуществление
перевозок различными видами транспорта
зависит от целого ряда факторов, основными
из которых являются следующие:
- характер
и уровень развития материально-технической
базы конкретного вида транспорта, определяющие
его возможности освоения предъявляемых
перевозок;
- размещение
транспортных средств и сети видов транспорта
относительно предприятий и населенных
пунктов;
- организация
перевозочного процесса, регулярность
перевозок, сроки доставки грузов и пассажиров.
Каждый
вид транспорта обладает характерными,
только ему присущими особенностями в
размещении, техническом оснащении, провозных
возможностях, разновидности подвижного
состава и т.д. Для определения сфер экономически
целесообразного использования того или
иного вида транспорта необходимо учитывать
как общехозяйственные, так и специфические
транспортные факторы.
К
общехозяйственным факторам относятся:
- размещение
и размеры производства и потребления,
определяющие объемы и направление перевозок
и грузопотоков;
- номенклатура
выпускаемой продукции, определяющая
тип подвижного состава и ритмичность
его работы;
- состояние
запасов товарно-материальных ценностей,
которое определяет срочность доставки
грузов и т.д.
К
специфическим транспортным факторам
относятся:
- размещение
сети путей сообщения;
- условия эксплуатационной
работы, в том числе сезонность и ритмичность
работы;
- пропускная
и провозная способности;
- техническая
вооруженность;
- система организации
транспортного процесса.
При
сравнении вариантов перевозок
различными видами транспорта основными
показателями являются:
- уровень эксплуатационных
расходов (себестоимость перевозок);
- капитальные
вложения;
- скорости
движения и сроки доставки;
- наличие провозной
и пропускной возможностей;
- маневренность
в обеспечении перевозок в различных условиях;
- надежность
и бесперебойность перевозок, их регулярность;
- гарантии
сохранности перевозимых грузов и багажа;
- условия эффективного
использования транспортных средств,
механизации и автоматизации погрузочно-разгрузочных
работ.
Величина
этих показателей на каждом виде транспорта
различна. Она зависит от мощности и структуры
грузопотоков, дальности перевозок, величины
отправок, типа подвижного состава, материально-технической
базы вида транспорта и ряда других факторов
1.5
Технико-экономические
особенности транспорта
Различные
виды транспорта, вместе с тем, имеют
и свои отличительные особенности.
В основном это касается технических
и экономических отличий, характеризующих
специфичность транспортных систем.
Основными
технико-экономическими особенностями
железнодорожного транспорта являются:
- неразрывная
связь с предприятиями промышленности
и сельского хозяйства, стройками, торговыми
базами, складами и т.д. В настоящее время
все крупные предприятия и базы торговых
организаций имеют железнодорожные подъездные
пути, связывающие их с магистральными
железными дорогами. На подъездных путях
зарождается и погашается до 90% всех грузов,
перевозимых по железным дорогам;
- возможность
строительства железнодорожных сообщений
практически да любой сухопутной территории
страны и обеспечение устойчивых связей
между районами;
- высокая провозная
и пропускная способность железных дорог.
Двухпутная железнодорожная линия, оборудованная
автоматической блокировкой, может обеспечить
перевозки более 100 млн. т в каждом направлении
в год, а однопутка — 20 млн. т и более в
каждом направлении в год. Эти величины
могут меняться с изменением общей массы
поездов, скоростей движения и т.д. Использование
провозных способностей железных дорог
неодинаково по различным регионам страны
из-за неравномерности размещения производства
и сырьевых ресурсов;
- возможность
осуществления массовых перевозок грузов
в сочетании с относительно низкой стоимостью
перевозок;
- возможность
бесперебойного и равномерного осуществления
перевозок во все времена года и периоды
суток;
- сравнительно
высокая скорость движения и сроки доставки
грузов и пассажиров. Сроки доставки грузов
являются одним из важных качественных
показателей, определяющих эффективность
использования того или иного вида транспорта
для конкретной перевозки. В целом ускорение
доставки грузов дает большой экономический
эффект. Расчеты показывают, что при сокращении
доставки грузов по железным дорогам на
одни сутки высвобождаются материальные
ресурсы в количестве примерно в 9-10 млн.
тонн;
- доставка
грузов и пассажиров по более короткому
пути следования. Как правило, расстояние
перевозки по железной дороге значительно
короче, чем по рекам. Например, от Волгограда
до Москвы путь по железной дороге короче
речного в 2,5 раза. Необходимо помнить,
что более короткий маршрут не всегда
является наиболее эффективным. В ряде
случаев целесообразно использовать на
мощных грузопотоках виды транспорта
с низкой себестоимостью по сравнению
с более короткими маршрутами;
- относительно
высокие экономические показатели и достаточно
совершенная технология перевозок. Если
расход топлива в среднем на железнодорожном
транспорте принять за единицу, то на автомобильном
он составит 4-5 единиц.
По
сравнению с другими видами транспорта
морские перевозки
имеют ряд технико-экономических особенностей,
определяющих в отдельных случаях их
преимущества:
- возможность
обеспечения массовых межконтинентальных
перевозок грузов внешнеторгового оборота
России. Порядок перевозки внешнеторговых
грузов устанавливается специальными
правилами и положениями;
- сравнительно
небольшие капиталовложения. Морские
пути не требуют затрат на их сооружение
или поддержание в эксплуатационном состоянии
(кроме каналов);
- практически
неограниченная пропускная способность.
Ограничение пропускной способности происходит
главным образом по перерабатывающей
способности морских портов и причальных
линий, складских емкостей, механизмов
для производства погрузочно-разгрузочных
работ;
- сравнительно
малый расход топлива и энергии. Морские
пути горизонтальны, не связаны с рельефом
местности и не требуют дополнительных
затрат энергии для преодоления подъемов,
которые возникают на железных дорогах
и автомобильном транспорте. Кроме того,
морские линии прямолинейны;
- при перевозках
на большие расстояния более низкая, чем
на других видах транспорта, себестоимость
перевозок. Крупные суда морского транспорта
значительно улучшают соотношение полезной
грузоподъемности и водоизмещения.
- К
недостаткам морского
транспорта относятся:
- зависимость
от естественно-географических и навигационных
условий. Этим определяется продолжительность
навигационного периода и сложность ледового
режима: частичное или полное замерзание
путей, что вызывает в ряде районов сезонность
морских сообщений;
- необходимость
строительства на морских побережьях
сложного портового хозяйства. Морской
транспорт экономичнее использовать на
больших расстояниях, так как на коротких
расстояниях не реализуется одно из важных
преимуществ морского транспорта — возможность
использования судов большой грузовместимости;
- ограниченное
использование морского транспорта в
прямых морских сообщениях. Морские пути
проходят на окраинах России, поэтому
прямые сообщения могут быть организованы
только между отдельными предприятиями,
расположенными в этих районах. Морские
перевозки во внутренних сообщениях в
малом каботаже, как правило, менее эффективны,
чем по железным дорогам и речным путям
из-за высокой себестоимости.