Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Апреля 2012 в 13:34, курсовая работа
Ремонт деталей представляет собой восстановление всех геометрических размеров детали, ее формы и расположение поверхности, а также обеспечение физико-механических свойств в сравнении с новой деталью. Кроме этого при ремонте решается задача повышения долговечности и работоспособности детали. При ремонте автомобилей нашли широкое применение следующие способы восстановления деталей: механическая обработка, сварка, наплавка, напыление металлов, химическая и гальваническая обработка.
Класс деталей: «полые цилиндры».
Введение 2
1 Исходные данные для разработки технологического процесса 3
1.1 Характеристика детали 3
1.2 Дефекты детали и причины их возникновения 5
1.3 Технические требования на дефектацию детали 6
1.4 Технические требования к отремонтированной детали 7
1.5 Расчет размера партии деталей 7
2 Технологическая часть 9
2.1 Маршрут ремонта 9
2.2 Выбор рационального способа восстановления ступица колеса 9
2.3 Выбор технологических баз 10
2.4 Технологические схемы устранения каждого дефекта 12
2.5 Определение промежуточных припусков, допусков и размеров 13
2.6 Технологический маршрут восстановления детали 16
2.7 Выбор оборудования и технологической оснастки 20
2.8 Расчет режимов обработки 22
2.9 Расчет норм времени 33
2.10 Требования безопасности при выполнении восстановительных работ 38
2.11 Технологическая документация 44
3 Конструкторская часть 45
3.1 Назначение и устройство макета 45
3.2 Обоснование эффективности разработанной конструкции макета 45
Заключение 46
Список использованных источников 47
Содержание
Введение 2
1 Исходные данные для разработки технологического процесса 3
1.1 Характеристика детали 3
1.2 Дефекты детали и причины их возникновения 5
1.3 Технические требования на дефектацию детали 6
1.4 Технические требования к отремонтированной детали 7
1.5 Расчет размера партии деталей 7
2 Технологическая часть 9
2.1 Маршрут ремонта 9
2.2 Выбор рационального способа восстановления ступица колеса 9
2.3 Выбор технологических баз 10
2.4 Технологические схемы устранения каждого дефекта 12
2.5 Определение промежуточных припусков, допусков и размеров 13
2.6 Технологический маршрут восстановления детали 16
2.7 Выбор оборудования и технологической оснастки 20
2.8 Расчет режимов обработки 22
2.9 Расчет норм времени 33
2.10 Требования безопасности при выполнении восстановительных работ 38
2.11 Технологическая документация 44
3 Конструкторская часть 45
3.1 Назначение и устройство макета 45
3.2 Обоснование эффективности разработанной конструкции макета 45
Заключение 46
Список использованных источников 47
Ремонт деталей
представляет собой восстановление
всех геометрических размеров детали,
ее формы и расположение поверхности,
а также обеспечение физико-
Класс деталей: «полые цилиндры».
Детали этого класса подвергается механическим нагрузкам и для них основным видами износа являются коррозионно-механический и молекулярно-механический,
Которые характеризуются
следующими явлениями – молекулярным
схватыванием, переносом материала,
разрушением возникающих
Основные дефекты, характерные для деталей этого класса – износ внутренних и наружных посадочных мест под подшипники; износ шеек под сальники; износы, задиры, кольцевые риски на трущихся поверхностях.
Внутренние и наружные поверхности этих деталей, а также их торцы являются базовыми при механической обработке.
Цель курсового проекта является – разработать технологию процесса восстановления ступицы колеса автомобиля ЗИЛ-130. Выбрать наиболее экономичный и долговечный способ восстановления.
Ступица заднего колеса автомобиля ЗИЛ-130 №130-3103015 является вращающейся деталью подвески, на которую крепят колеса и тормозные барабаны. Ступина колеса обеспечивает установку колеса на мосту и дает возможность колесу вращаться. Ступица смонтирована на мосту с помощью конических роликовых подшипников. На ступице устанавливаются спаренные колеса и тормозной барабан.
Деталь представляет собой
полый цилиндр с посадочными
поверхностями под два
Ступица изготовлена из ковкого КЧ35-10.
Рабочие поверхности детали имеют твердость не более 163 НВ
Ступица заднего колеса имеет сложную конструктивную форму. Работает в сложных условиях. Ступица автомобиля во время эксплуатации воспринимает ударные нагрузки и подвержена вибрации, в результате чего происходит изнашивание отверстия под наружное кольцо наружного подшипника, изнашивание отверстия под наружное кольцо внутреннего подшипника. Также происходит изнашивание отверстий под болты крепления колес, резьбы под винты крепления тормозного барабана и резьбы под шпильки крепления полуоси.
Химический состав, механические, технологические и эксплуатационные свойства стали приведены в таблицах 1, 2, 3.
Таблица 1 – Химический состав КЧ 35-10 ГОСТ 1215-79
Наименование и марка материала |
Химический элемент и его | ||||||
C |
Si |
Cr |
Mn |
Ni |
S |
P | |
чугун КЧ 35-10 |
2,50 – 2,75 |
0,95 – 1,15 |
<0,06 |
0,35 – 0,45 |
0,3 |
<0,12 |
0,12 – 0,17 |
Таблица 2 – Механические свойства КЧ 35-10 ГОСТ 1215-79
Наименование и марка материала |
Показатель | ||||
Не менее | |||||
Временное сопротивле-ние при растяжении σв, МПа (кгс/мм2) |
Предел текучести σт, МПа (кгс/мм2) |
Относи-тельное удлинение, δ5, % |
Ударная вязкость αн, кДж/м2 (кгс/см2) |
Твердость без термической обработки, МПа | |
чугун КЧ 35-10 |
333(35) |
10 |
25(2) |
163 |
Таблица 3 –
Технологические и
Наименование и марка материала |
Вид термической обработки |
Обрабаты-ваемость резанием |
Свариваемость при восстанов-лении |
Износо-стойкость |
чугуна КЧ 35-10 |
Многочасовой (27-43 ч) двухступенчатый отжиг: f j = 920^970°С; t2 =720-г760° С |
Хорошая |
Свариваемость очень низкая. Возможна наплавка поверхностей виброду- говым способом |
Вполне удовлетворительная |
В результате чрезмерных ударных нагрузок, превосходящих предел прочности материала, на ступице могут образовываться трещины.
В процессе эксплуатации автомобиля в его деталях, в том числе и в ступице, возникают различные дефекты. К числу дефектов, характерных для ступицы колеса, относятся:
- изменение размеров рабочих
поверхностей ступицы, которые
происходят в результате
- механические повреждения,
возникающие при воздействии
на деталь в процессе
Таким образом, основные дефекты ступицы заднего колеса:
Основные дефекты ступицы заднего колеса приведены в таблице 4.
Таблица 4 Карта технических требований на дефектацию детали
Наименование детали (сборочной единицы) | ||||||
|
Номер детали (сборочной единицы): 130-3103015 | |||||
Материал: КЧ 35-10 ГОСТ 1215-79 | ||||||
Твердость: 163 НВ | ||||||
Позиция на эскизе |
Возможный дефект |
Способ установления дефекта и средства контроля Визуальный |
Размер, мм |
Заключение | ||
по рабочему чертежу |
допустимый без ремонта | |||||
3 |
Износ отверстия под наружное кольцо внутреннего подшипника |
Стол дефектовщика, Колибр-пробка НЕ 150, или нутромер индикаторный 100-160 мм |
Ø 150 |
Ø 149,99 |
Постановка дополнительной ремонтной детали | |
7 |
Износ отверстия под шпильке |
Стол дефектовщика. Колибр-пробка НЕ 20 |
Ø 20 |
до Ø 20.10 |
Заварка отверстий |
Основными поверхностями ступица заднего колеса подвергшимися износу, являются отверстия под наружное кольцо внутреннего подшипника и отверстия под шпильке крепления колеса
Диаметр отверстия под наружное кольцо внутреннего подшипника должен быть Ø 150 . Размер соответствует 7- му квалитету точности с
отклонением P, т.е. диаметр 150 P7 ( ) Шероховатость поверхности отверстия под наружное кольцо внутреннего подшипника Ra 3.2 мкм соответствует 5-му классу шероховатости;
Диаметр отверстия под шпильке крепления колеса с Ø 20 ( ) Размер соответствует 8- му квалитету точности с отклонением H, т.е. диаметр 20 H8 ( )
Месячная программа
(1)
где N=5000, производственная программа изделий в год;
n =2, число деталей в изделии;
Кр = 0.17, маршрутный коэффициент ремонта.
Размер партии деталей Z, шт., определяется по формуле:
(2)
где Х - количество запусков ремонта детали в месяц (принимается не более трех), X = 2;
Принимаем Z = 70
Ступица заднего колеса перемещаются по производственным участкам завода согласно маршруту №1. На этом маршруте устраняются следующие дефекты: износ отверстия под наружное кольцо внутреннего подшипника, износ отверстия под шпильки крепления колеса. Ступица заднего колеса относится к деталям 2-го класса (полые цилиндры) и 1-й группы (ступицы колёс).
Потенциально возможными способами восстановления размера отверстия под наружное кольцо внутреннего подшипника изготовленного из КЧ 35-10 ГОСТ 1215-79, диаметром 150 мм, имеющего износ 0.5 мм, являются: постановка дополнительной ремонтной детали, железнение, вибродуговая наплавка. С учетом коэффициента долговечности коэффициента технико-экономической эффективности рациональным способом восстановления является постановка дополнительной ремонтной детали.
Потенциально возможными способами восстановления диаметр отверстия под шпильке крепления колеса, изготовленного из КЧ 35-10 ГОСТ 1215-79, диаметром 20 мм, имеющего износ 0.4 мм, являются: постановка дополнительной ремонтной детали, заварка. С учетом того что износ слишком велик то рациональным способом восстановления является заварка.
Способа восстановления ступица заднего колеса приведены в таблиц 5.
Таблица 5 Выбор рационального способа восстановления ступица заднего колеса
Номер и наименование дефекта |
Применимый способ восстановления |
Коэффициент |
Принятый способ ремонта | |
долговечности |
технико-экономической | |||
Износ отверстия под наружное кольцо внутреннего подшипника |
Постановка дополнительной ремонтной детали |
0.81 |
0.350 |
Постановка дополнительной ремонтной детали |
Железнение |
0.60 |
0.637 | ||
Вибродуговая наплавка |
0.62 |
0.250 | ||
Износ отверстия под шпильке крепления колеса |
Постановка дополнительной ремонтной детали |
0.81 |
0.350 |
Ручная дуговая заварка |
Ручная дуrовая заварка |
0.42 |
0.314 |
В качестве технологических баз при механической обработке отверстия под наружное кольцо внутреннего подшипника поверхности А ступицы принимаем ее наружные поверхность В и И (явная двойная направляющая база) и торец Д (явная опорная база), а для обработки ротверстия под шпильки крепления колеса используем тоже наружные поверхность В и И (явная двойная направляющая база) и торец противоположный торцу Д (явная опорная база).
Поверхности детали, выбранные в качестве технологических баз, обеспечивают соблюдение принципов постоянства и единства баз, так как... Они также являлись технологическими базами при изготовлении ступицы.
Рисунок 1 Схема базирования ступица заднего колеса
На устранение каждого дефекта детали разрабатывается технологический процесс, который состоит из следующих операций которые приведены в таблице 6.
Таблица 6 - Технологические схемы устранения каждого дефекта
Информация о работе Разработка технологического процесса востоновления ступицы ЗИЛ 130